Некоторые больные, несмотря на сознание обреченности,
выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача.
Гиппократ
Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то значит болезнь неизлечима.
А.П. Чехов
О микробах и людяхОбычно, мы не задумывался о месте болезней в жизни живых существ. Мы просто воспринимаем их как нечто безусловно вредное, угрожающее нашему существованию, нечто, что следует немедленно вылечить, извести, уничтожить. Между тем, само явление болезни, как причины гибели живых организмов, играет колоссальную роль в эволюции не только человеческого общества, но и жизни в целом. Болезни стимулируют живые организмы к развитию, - убивают слабых и сильных, но щадят адаптивных. Человечество научилось бороться со многим: оно пережило чуму, оспу, холеру, чахотку, испанку и современные вирусные инфекции. Несмотря на огромные жертвы, принесенные на алтарь мора, человечество продолжает существовать, развиваться и размножаться. Но какова ценность человечества вне человеческой системы ценностей? Человечество уничтожает живые виды: по неосторожности, по неведению, с корыстным умыслом; человечество паразитирует на живых существах: заставляет их работать на людей, не давая ничего взамен, а когда животное перестает быть полезным - его убивают или бросают умирать. Если поразмыслить - человечество само по себе является самой серьезной и успешной болезнью для всей экосистемы планеты. Как ни парадоксально, но именно простейшие соединения, - бактерии и вирусы, могут оспорить наше право на господство на планете Земля.
Немного субъективных впечатленийМор. Утопия является весьма смелым экспериментом небольшой российской студии Ice-Picks. Эта игра, если ее можно так назвать, безусловно, понравится не всем. Но в этом, если хотите, и есть её суть - она не хочет нам нравиться, она не хочет быть "конфетой в ярком фантике". Напротив - игра отталкивает игрока, игра не открывается игроку. Некоторые называют эту игру "квестом", некоторые "FP adventure", другие относили ее к жанру "survival". Я сам долго не мог отнести ее к какому-либо из расхожих жанров, поэтому возьму на себя смелость отнести ее к жанру, название которому я сам придумал: "интеллектуальная песочница". Да, вы должны развлекать себя сами, но, в отличие от классических "песочниц", игра не предоставит вам инструменты.
Авторы поставили перед собой смелую задачу - заставить нас пережить ощущение дискомфорта от собственной беспомощности в погибающем от неизвестной болезни городе. Можно сдаться, можно пытаться выжить, можно спасать жизни людей, а можно попытаться найти глубинный смысл в явлении смерти. Никто не ставит перед нами рамки, никто не заставляет нас решать четко определенные задачи. Каждый сам решает, следует ли ему поступить так или иначе. Тем не менее, свобода выбора не освобождает нас от ответственности за наши действия или бездействие. Как шаги оставляют следы на земле, так и наше присутствие в городе неизбежно повлияет на жизнь его жителей. Вы станете палачом и спасителем, врачом и вивисектором, чудотворцем и шарлатаном.
О технической сторонеЯ не стану скрывать правду - игра выглядела слегка устаревшей уже к моменту своего релиза (а он, к слову, состоялся в 2005 году). Сейчас она вряд ли привлечет кого-то внешней красотой или обилием возможностей. Нет в ней и связного сюжета, в классическом его понимании. В ней есть лишь огромная масса мыслей, образов, аллегорий, распутывать и объяснять которые игроку предстоит самостоятельно. Надо понимать, что на 2005 год издание подобной игры было более чем смелым экспериментом. Сейчас, вместе с геометрическим ростом предложения на игровом рынке, впечатления несколько поблекли, но всегда можно попробовать, так сказать, в порядке культурного обогащения. Не скрою, многим сегодня может показаться, что то самое ощущение "дискомфорта", о котором я говорил выше, достигается за счет технического неудобства в управлении и взаимодействии с игровым миром.
Минимальные системные требования - Windows: Windows XP / Vista / 7 / 8, 2.4 GHz processor, 1 GB RAM, DirectX 9.0c-compatible 3D graphics card, DirectX 9.0c-compatible sound card, 2 GB HDD, Mouse, Keyboard.
О больших перспективахВ настоящее время авторы ведут работу над обновленной и дополненной версией "Мора". Проекту был успешно придан импульс на площадке "Kickstarter" и теперь он официально находится в разработке. Ориентировочная дата выхода новой игры обозначена на 2016 год. Кстати, если есть желание не просто приобрести игру, но и поддержать развитие проекта, а также получить несколько приятных бонусов, то я рекомендую посетить проект
"Нити".Я питаю большие надежды на то, что игра преобразится как в техническом, так и в сюжетном плане, а погружение в атмосферу не будет грубо прерываться вылезающими из всех дыр багами.