Введение.Решил создать новую отдельную тему, потому что нигде на форуме нет глубокого анализа экономических механизмов поселений (ни по Пендору ни по Нэтиву ни в других модах на базе Варбанда). Многие жалуются, что экономика в Пендоре никакая; невозможно содержать большое количество элитного войска; на оплату гарнизона тратится больше чем доходы от поселений. Хочу Вам возразить, что в Пендоре зашит очень мощный экономический движок. Деревню мы можем развить до такого уровня, что она может приносить 4000 тыс у.е. В Пендоре (и в Нэтиве) мы видим только верхушку айсберга - 1/10, а то и 1/50 от всей экономической жизни. Соответственно мы до конца не понимаем всех причинно-следственных связей наших действий в экономике игры и поэтому совершаем действия, приносящие обратный эффект.
Мне всегда было интересно: как в игре формируются цены на товары; почему цены на товары прыгают; почему в том или ином поселении есть разные, отличные друг от друга, товары; отчего зависит процветание; отчего зависит частота посещений городов караванами; чем занимаются крестьяне и горожане в моих поселениях; как формируется доход от поселения. В игре все реализовано в виде скупых отчетов и ответов старост, гильдмастеров, крестьян и горожан.
Попробую ответить на все, выше перечисленные, вопросы.
Если вам всегда было скучно читать экономические статьи, то можете эту тему не читать, потому - что впереди будет много цифр, терминов и пояснений. А если прочтете и осилите, то возможно для вас откроются новые интересные возможности и вам захочется еще раз пройти Пендор (или Нэтив), при этом полностью поменяв, стиль и стратегию игры. Единственная просьба – читайте по порядку.
Экономика деревень. Подпольная бухгалтерия старосты.Для примера берем деревню Кулум. Если активировать чит-меню, то в меню деревни мы увидим строку Show report – показать отчет. Нажимаем Show report и видим отчет по прибыли деревни. Прибыль от аренды – это та сумма которую получит владелец в виде дохода от деревни в конце недели. Прибыль по тарифу – касается только городов, это сумма которую получит владелец в виде пошлин от посетивших город караванов и крестьян.
В этом же окне видим строку «Показать цены и товары», нажимаем и видим длиннющий список товаров с большим количеством цифр и надписей на английском языке. Поздравляю, мы обнаружили подпольную бухгалтерию старосты, которую (по непонятной мне причине) разработчики скрывают от игроков. Ладно, если игрок не владеет деревней, но когда он становится владельцем, то этот список (по моему мнению) должен быть доступным.
Первым товаром идет Хлеб.
Далее строка Price=2010 (Pendorian average 2063). Это значит что условная цена хлеба в этом поселении равна 2010, в скобках указана средняя условная цена хлеба в Пендоре 2063. Если цена в поселении меньше средней по Пендору, то можно сказать, что этот товар в избытке доступен местным жителям, если выше, то товар дефицитен и жителям его покупка сильно бьет по кошельку.
Далее строка Capital: 1 мельниц. Capital (Капитал) – это фактор производства, то с помощью чего создается новый товар. Капиталом может выступать: земля, недра, станки, оборудование, здания, лодки, с/х животные и т.д. и т.п. (В наше время даже мозги программистов стали капиталом.) Итак, в нашей деревне имеется одна мельница, которая производит хлеб.
Далее строка Base 15/mod by raw material 16/mod by prosperity 17.
Base 15 – базовое производственное значение 15, т.е. одна наша мельница производит базовое количество хлеба в количестве 15 условных единиц. Если бы было 2 мельницы, то они бы производили 30 единиц хлеба.
Mod by raw material 16 – модификатор обеспеченности производства материалом. Иначе говоря, благодаря наличию доступной по цене пшеницы, из которой делается хлеб, наша мельница производит не 15, а 16 единиц хлеба. Если бы цена пшеницы была выше средней по Пендору, то это значение было бы меньше 15.
Mod by prosperity 17 – итоговое значение производимого хлеба с учетом модификатора процветания поселения. Если процветание растет, то и количество производимого товара растет и наоборот. В нашем случае одна мельница благодаря доступности пшеницы и уровня процветания, в конечном счете, производит 17 условных единиц хлеба.
Далее строка Pendorian average production, base 26, total 2850. Это значит что каждое поселение в Пендоре (деревня или город) в среднем базово производит 26 единиц хлеба. А всего в Пендоре производственная база по выпуску хлеба составляет 2850 единиц.
Далее строка Consumed 30/used as raw material 0/modified total 32.
Consumed 30 – базовое потреблении 30. То количество хлеба которое потребляют жители этой деревни. В данном случае 30 условных единиц хлеба.
Used as raw material 0 – использование в качестве материала для производства другого товара. Хлеб не используется для производства другого товара, поэтому стоит 0.
Modified total 32 – итоговое значение потребления с учетом процветания поселения. Рассчитывается с учетом модификатора процветания путем сложения количества единиц базового потребления товара и количества единиц товара используемого в качестве материала. В нашем случае процветание выше среднего поэтому и итоговое потребление хлеба будет выше базового т.е. 32 условных единиц. Что вполне логично: чем выше процветание, тем больше количество населения в поселении а следовательно больше потребляется хлеба.
Далее строка Pendorian average consumption, base 30, total 3240. Количество базового потребления хлеба в среднем для каждого поселения в Пендоре – 30 единиц . А всего в Пендоре базовое потребление хлеба 3240 единиц. Учитывая, что производственные мощности всех поселений Пендора составляют 2850 единиц, то можно сделать вывод о том, что производственные мощности по выпуску хлеба не перекрывают потребление во всем Пендоре. Эти две строки носят информативный характер о ситуации по всему Пендору в среднем (как средняя температура по больнице). Нам они пока не понадобятся и поэтому, я буду их пропускать. Мы к ним вернемся, когда будем рассматривать торговлю караванов.
Следующий товар пшеница.
Учитывая, что список товаров очень длинный я свел всю информацию из него в таблицу: Кулум, в приложении.
Итак, трактуем данные из таблицы, в деревне Кулум имеется: 1 мельница, 12000 акров под пшеницу, 200 акров оливковых рощ, 500 акров садов и виноградников, 51 голов коров, 112 голов овец, 2 ульев, 6000 акров полей льна, 1 печь.
Кулум полностью себя обеспечивает по таким позициям товара как: пшеница, фрукты, колбаса, мед, сыр.
Частично обеспечивает: хлеб, вяленое мясо, керамика. Производство вяленого мяса сдерживается дороговизной соли (соль нужна для производства вяленого мяса и копченой рыбы).
Кулум полностью зависит от поставок из города по следующим товарам: копченая рыба, эль, вино, финики, изделия из кожи, инструменты, шерстяная ткань, ткань, масло, соль.
В Кулуме производится товар, который в деревне в избытке или не потребляется и поэтому сбывается в город: пшеница, оливки, виноград, фрукты, колбаса, мед, сыр, шкуры, шкуры, снопы льна.
В деревнях нет пивоварен, давилен, кузниц, станков по производству тканей (исключение деревни около Авендора), шерстяных тканей и бархата – все это в городах.
Случайно раскидываются: мельницы, улья, сады, залежи железа, лодки, ловушки, виноград, печи. Коровы, пшеница, овцы – везде, где-то больше, где-то меньше.
В Пендоре (как и в Нэтиве) существует специализация деревень согласно принадлежности к фракциям:
Фирдсвейн: лен, копченая рыба.
Сарлеон: пшеница, ткань (около Авендора).
Империя: оливки, шелк-сырец (около Яноса).
ДШар: соль, финики, овцы.
Равенстерн: железо, ловушки, овцы.
Капитал в деревнях, который со временем увеличивается это: коровы и овцы (примерно на 5% в месяц). Также мы можем выполнять квесты старосты по пригону коров (эти коровы будут плюсоваться к основному стаду деревни). Весь другой капитал остается без изменений, и мы не сможем никак повлиять на его количество.
В конце списка товаров мы увидим строку Hardship index: 42, avg towns: 41, avg villiages: 39.
Hardship index: 42 – индекс трудности (нужды, страдания). Если в поселении цены на потребляемые товары высоки, то этот индекс увеличивается и тогда падает процветание, и наоборот.
avg towns: 41, avg villiages: 39 – с этим я не смог разобраться. С этим разобрался Vetrogor. Это средний индекс трудности жизни по всему Пендору, городов и деревень соответственно.
Экономика замков.Если открыть в замке Show report, то мы увидим, что замок ничего не производит и не потребляет. Процветание замка, частично, зависит от процветания принадлежащей ему деревни (в Нэтиве полностью).
Экономика городов.В городе тоже есть строка Show report. Есть один неприятный момент: если город принадлежит вашему персонажу, то эта строка пропадает из-за появления дополнительных строк (управление поселением и управление гарнизоном). Поэтому если вам интересен этот отчет, то советую заранее перед захватом города ознакомиться с ним и выписать нужную информацию.
Для примера берем город Явиксхольм, открываем отчет и видим точно такой же список, как и в деревне.
Информация из этого списка в таблице: Явиксхольм, в приложении.
В Явиксхольме имеется следующий капитал: 5 мельниц, 10 лодок, 1 давильня (вино), 2 дубильных чана, 15 кузниц, 20 станков (шерстяная ткань), 15 станков (льняная ткань), 10 печей, 2 давильни (масло).
Явиксхольм полностью обеспечивает себя и деревни вокруг по следующим позициям: хлеб, копченая рыба, эль, вино, частично изделия из кожи, инструменты, шерстяная ткань, ткань, керамика, частично маслом.
Принадлежащие Явиксхольму деревни полностью закрывают потребности города по таким товарам как: пшеница, фрукты, мед, сноп льна. Частично: виноград, вяленое мясо, колбаса, сыр, шкуры, шерсть.
Явиксхольм и его деревни полностью зависят от внешних поставок караванами по позициям: оливки, меха, финики, железо, бархат, краска, соль, пряности.
Товары, производство которых заторможено из-за нехватки сырья: копченая рыба из-за соли, вино из-за винограда, изделия из кожи из-за шкур, инструменты из-за железа, шерстяная ткань из-за шерсти, масло из-за оливок.
Даю пояснение по двум позициям: краска и специи. В качестве капитала в отчете написано 3-4 наземных каравана, но количество произведенного ресурса – ноль. Так во всех поселениях Пендора, кроме Яноса и Нал-Тара. В Яносе производится 100% всей краски Пендора. А в Нал-Таре – специи. И в качестве капитала, там выступают тоже караваны. Предположим, что только в этих городах находятся караваны, которые торгуют с далекими землями вне Пендора, и завозят оттуда краски и специи.
В городе мы никак не сможем изменить существующий капитал.
В конце списка товаров мы увидим строку Hardship index: 37, avg towns: 41, avg villiages: 39.
Hardship index: 37 – индекс трудности 37, что ниже чем в деревне Кулум, т.е. жить легче в Явиксхольме, так как здесь больше дешевых и доступных товаров.
Связь города и деревень. Петля Бедности или Анклав Процветания.Рынок города тесно связан с рынками деревень. Связь поддерживается отрядами крестьян, которые каждый день курсируют между городом и деревнями. Как нетрудно догадаться крестьяне везут в город пшеницу, мясо, шкуры, шерсть, лен и прочие товары в зависимости от производственной базы деревень. Обратно крестьяне везут хлеб, эль, вино, инструменты, ткани, масло и прочие товары, которые производятся в городе, либо попадают на рынок города от других крестьян или караванов.
В результате такой связи между городом и окружными деревнями цены на товары, в обоих типах поселений, примерно одинаковы или стремятся быть таковыми. Можно объединить понятие рынка города и рынков деревень в один местный региональный рынок.
Если будет ограблена хотя - бы одна деревня из четырех вокруг города это приведет к дефициту определенных товаров на региональном рынке, в результате чего индекс трудности повыситься и в городе и в остальных деревнях, следовательно, процветание упадет. Падение процветания ведет к сужению производственных возможностей данного региона. Иными словами мы имеем классический пример «эффекта домино», приводящего к Петле Бедности во всех поселениях данного региона.
Осада города = Петля Бедности.
Пограбьте деревни ДШар и вы получите тотальный дефицит соли и шерсти во всем Пендоре, а заодно Петлю Бедности в своем регионе.
Разграбьте две деревушки около Авендора и оставьте весь Пендор без 80% всех мощностей по производству льняной ткани и скажите привет Петле Бедности.
Устройте длительную войнушку с Фирдсвейном и весь Пендор затянет Петля Бедности из-за дефицита копченой рыбы и льна.
Ограбьте вражеский караван на другом конце карты, и вы можете получить Петлю Бедности в своем регионе.
Купите большое количество товаров в своем регионе, и вы спровоцируете Петлю Бедности (здесь речь идет о тех товарах которые не производятся или производятся в малом количестве в данном регионе).
Возросшее число бандитов, которые могут догнать и уничтожить крестьян (и караваны), тоже является причиной Петли Бедности. (Мододелам на заметку. Хотите убить экономику мода – сделайте бандам бандитов большую скорость, бездумно повысьте их число и силу. Проблемы крестьян, мододелов не волнуют).
Получив в надел деревню, мы можем изучить отчет и понять, какие товары дефицитны в деревне. Затем купить эти товары и продать в деревне, даже если в ней не будет денег. Сделать своего рода товарные интервенции или дотации, чтобы сбить цены на дорогие товары. В результате этого понизится индекс трудности и вырастет процветание нашей деревни. Но это временная мера. Так как наши подаренные товары перетекут на рынок города и будут проданы там. В результате чего цены на дефицитные товары снова поднимутся, а соответственно и уровень процветания деревни упадет обратно. Поэтому если вы хотите помочь своей деревне с помощью товарных интервенций, то делать это надо через рынок города. В городе есть деньги, и сбывать товары можно не только обычному торговцу, но и оружейнику, доспешнику, конюху (через этих торговцев цены на товары тоже снижаются).
Правильное проведение квестов старосты.
Привезти пшеницу. Покупайте пшеницу в другом регионе, для того чтобы не поднять цену в своем. Привезенная пшеница, из другого региона, снизит цены в вашем.
Пригнать коров. Покупайте коров в другом регионе по той же причине.
Сопроводить крестьян. Не отказывайтесь от этого квеста. Крестьяне едут на рынок другого города, в результате чего они привезут дефицитные в вашем регионе товары.
И никогда не покупайте товары в своем регионе без крайней необходимости.
Квесты гильдмастера не влияют на ценовую ситуацию в регионе, но повышают немного процветание города.
Защищайте деревни вашего региона от разграбления; помогайте от разбойников в деревнях (засевшие в деревне разбойники снижают ее процветание); гоните всех бандитов из вашего региона; создавайте патрули и усиливайте их; защищайте караваны, в том числе и вражеские (если возможно).
Все перечисленные действия, в правильном исполнении, помогут создать в поселениях вашего региона сильную экономику, своего рода Анклав Процветания.
Караваны.Последствия для города от каждого пришедшего каравана:
- поставка дефицитных товаров,
- увеличение процветание города сразу на 1 пункт,
- таможенная пошлина для владельца города в размере примерно 200 у.е.
Как видим, караваны очень важны для процветания поселений и получения доходов в виде пошлин. Встает закономерный вопрос, что влияет на посещаемость караванами города.
На форумах есть информация, что чем выше уровень процветания города, тем чаще его посещают караваны. Мне не удалось установить такой закономерности. Возможно, она частично верна.
Есть информация о том, что караванами руководит ИИ по следующей логике: караван в городе покупает дешевый товар, которого в избытке; далее ИИ проверяет в каких городах самые высокие цены на этот товар; затем ИИ применяет фактор расстояния и в итоге выбирает кратчайший маршрут к одному из городов с высокой ценой. Т.е. работает два фактора расстояние и «вилка цен». К примеру, караван купил в Сендерфоле железо по цене 100 у.е. Цена железа в Сарлеоне 200 у.е., в Цезе 250 у.е. Но Цез дальше Сарлеона в два раза. Поэтому караван поедет в Сарлеон и продаст там железо, а затем купит эль и продаст Сингале, где купит соль и продаст в Явиксхольме. Итак, караван посетил три города и провернул три торговые операции с хорошей дельтой. Если бы караван выбрал Цез, то вместо трех городов он посетил бы только один город, за одно и то же время, и прибыль каравана была бы меньше. Работает принцип: время – деньги, что вполне логично и в жизни. Наблюдая за караванами (разговаривая с хозяевами) и изучая «вилки цен», мне удалось подтвердить эту логику ИИ.
Как мы можем повлиять на посещаемость караванами нашего города. Переместить город мы не можем. Остается вилка цен. То есть цены на определенные товары в нашем городе должны быть высокими, и мы должны отказаться от помощи нашему городу путем товарных интервенций. Скупать дефицитные товары для взвинчивания цен. Однако это увеличит индекс трудности жизни, а соответственно снизит уровень процветания нашего города и деревень (Петля Бедности). И сможет ли перекрыть выгода от увеличения посещаемости караванами города потери от Петли Бедности. Здесь нет единого рецепта. Решайте сами в соответствии с ситуацией каждого конкретного города.
Есть еще один метод, но очень сложный. Вернемся к нашему примеру. Допустим, мы владеем Цезом и хотим увеличить посещаемость караванами. В Цезе в дефиците железо, как и в Сарлеоне. Но Сарлеон ближе к Сендерфолу поэтому караван поедет в Сарлеон. Мы можем путем товарных интервенций сбить цену железа в самом Сарлеоне и поэтому караван пойдет в Цез. Т.е. попытаться убрать вилку цен в городе-конкуренте по закупкам дефицитных товаров. Возможно некоторые караваны посетив Сарлеон купят наше железо и повезут в Цез. Но это временная мера. Цены в Сарлеоне через 5-7 дней вернутся на прежний уровень.
На последок в данной главе дам объяснение, почему самый посещаемый караванами город в Пендоре это: Авендор.
При изучении отчета города ничего выдающегося там нет кроме одной маленькой детали – цена на снопы льна выше средней в два раза, при этом в городе нет станков для производства льняной ткани. Зато эти станки есть в прилегающих деревнях в Амире и Ибиране по 30 штук. Приведу строки из отчета деревень по позиции ткань.
Ткань
Price=1043 (Pendorian average 1265)
Capital: 30 станков
Base 180/mod by raw material 71/mod by prosperity 69
Pendorian average production, base 4, total 450.
Consumed 3/used as raw material 0/modified total 2
Pendorian average consumption, base 3, total 396
В этих двух невзрачных деревеньках находится 60 станков, базовое производство которых составляет 360 единиц льняной ткани. Производственная мощность всего Пендора составляет 450 единиц льняной ткани. Получается, что в экономическом районе Авендора сосредоточено 80% всех мощностей Пендора по производству льняной ткани. Оставшиеся 20% находятся в Явиксхольме. Лен производится во всех фирдсвейнских деревушках в большом избытке и поставляется на рынки трех фирдсвейнских городов, где по сути он не нужен (кроме Явиксхольма, но там тоже наблюдается излишек льна). Из-за этого цена на лен в городах фирдсвейна в 2-3 раза ниже средней цены. А в самом Авендоре в 2 раза выше средней. Получается чудовищная вилка цен в 300-400%. Расстояние от Авендора до фирдсвейнских городов небольшое. В итоге любой караван, посетивший любой фирдсвейнский город, загружается льном и идет прямиком в Авендор. Если где-то еще в других концах карты каким-то ветром надуло лен, то и оттуда идут караваны: из Цеза, Пейнсбрюка, Ишкомана. Дополнительный фактор - Авендор в центре. В день Авендор посещают 1-4 каравана. В Авендоре, кроме льна, нет дефицита по другим товарам, потому-что со льном многие караваны везут туда попутно другие товары. Поэтому уровень процветания Авендора выше всех остальных городов (если не учитывать строения). Такая своеобразная «черная дыра» в центре Пендора, притягивающая караваны к себе. Если будете начинать свою фракцию с Авендора придется сразу захватить и Замок Мистмарре с деревней Ибиран, чтобы сохранить приток караваны. А если вы пожадничаете и оттяпаете у Фирдсвейна Замок Ансен с деревней Кловиндан, чтобы обеспечить ваш регион льном, то караваны в Фирдсвейне могут переключиться на поставки копченой рыбы в другие города, так как изменится вилка цен.
Строения в поселении. Разведка новых ресурсов. Доходы от поселений.В каждом поселении мы можем строить здания. В игре во вкладке «концепции игры»/ «строения» подробно расписано, какие навыки надо прокачать старосте/сенешалю для их постройки. И какие бонусы получит поселение к базовому доходу и процветанию. Сразу скажу построенные кузня, винодельня и т.п. никак не влияют на капитал поселения из отчета Show report.
Есть еще в каждом поселении такое понятие как ценность минералов, она выражается конкретной цифрой 10, 50, 150, 300. При построенной шахте эта цифра добавляется к базовому доходу. Если шахту демонтировать, то эта цифра перестанет добавляться к базовому доходу, зато мы можем посылать неограниченное число раз разведчиков на поиск новых ресурсов. Разведка дает новые результаты, только с 5-7-й попытки в виде дополнительных 10-25-50-100 единиц минералов. Разведкой стоит заниматься только после того как вы построите все остальные здания.
Мододел uhanich про разведку минераловНасчёт бесконечного поиска минералов. Это похоже всё-таки миф.
Максимальная ценность минералов 300
Шанс найти более ценные минералы зависит от навыков старосты и рассчитывается по формуле:
(Конструктор + Наблюдатель)/4 + рандом( от 0 до 100) > шанса найти определённые минералы
Доходы поселений.Староста деревни дает нам отчет, где указывает, к примеру: базовый доход - 477, уровень процветания - 191, ценность минералов - 150.
Доход от деревни составит = (477+150)х191/100=1198 у.е.
Сенешаль замка, к которому принадлежит деревня, дает отчет: базовый доход – 348, уровень процветания – 191, ценность минералов – 50.
Доход от замка составит = (348+50)х191/100+1198(доход от деревни) = 1958 у.е.
Сенешаль города дает вам отчет: базовый доход – 1150, уровень процветания – 211, ценность минералов – 250.
Доход от города составит =(1150+250)х211/100=2954
Базовый доход города может доходить до 1500, уровень процветания до 400, ценность минералов до 300. (В Нэтиве уровень процветания не более 100).
Хотел изложить кратко, а в итоге получился «Экономикс».
Если я дал неточную или ошибочную информацию, то можете указать, и я подправлю. Задавайте вопросы, комментируйте, делитесь своими советами и наблюдениями.
Если файлы в приложении не видны, или не загружаются, то отпишитесь буду, прикреплять через файлообменник.
Анализ перспективных мануфактур в городах Пендора.http://rusmnb.ru/index.php?topic=20927.msg7454130#msg7454130