Заняться есть чем. Уменьшилось рутинное кнопанье, но оно было заменено более осмысленными действиями. Все еще нужно следить за общим развитием государства: двигать вперед науку, развивать экономику, строить, колонизировать и т.п. Просто многие элементы игры поменяли свою механику. Колонии, к примеру, развиваются сами, но для развития в них нужно держать колонистов, лимит на которых ограничен. Так, допустим, если на данный момент колонист только один, то и колонию одновременно развивать мы можем только одну. Аналогично из торговцами: у нас есть пул из торговых агентов, которых мы засылаем в нужные ТЦ. Торговля при этом идет и в других ТЦ, но наибольшую прибыль мы получаем в тех, в которые послали агента. Изучение нужных национальных идей может увеличить количество доступных "агентов" того или иного рода. Кроме того, никто не отменял строительство зданий. Большинство действий теперь сведено не к слежению за тем, чтобы магистры не сидели без дела (их теперь и нет), а в грамотному распределению очков дипломатии, администрации и военных. Все три вида очков используются для самых различных целей, в том числе и для развития науки, которое теперь происходит не за счет роста аморфной шкалы, а путем сжигания очков: накопил нужное количество - вложил в технологию - она тут же выросла на уровень. Но халявы нет. Те же очки администрации и вовсе на вес золота - они же нужны ко всему прочему для интеграции свежеприобретенных территорий, поднятия стабильности и т.п.
В двух словах систему не опишешь. Она очень сильно изменилась, хотя в целом дух остался тот же.
Что до добивания, то я окончательно не разобрался еще. Армия может просто отступить, а может каким-то хитрым способом начать бегство в центр страны. При этом, если она начала бегство, ее становится сложно поймать (но пока она не добежит - она недоступна). Надо читать про эту механику. Что до полного уничтожения, то тут все как и раньше: армии полностью перестают существовать в случае если их многократно гнобить, то есть догонять проигравших и бить их еще раз. Бывает и так, что армия разлетается после первого поражения, а бывает, что еще долго бегает.
А вообще, мне очень помогло чтение дневников разработчиков. Когда читал, было не совсем понятно о чем они, а как сел играть - сразу вспомнил и понял.