Я не совсем уверен, что именно обычно подразумевается под "атмосферой" и, соответственно, каковы критерии ее наличия или степени, но лично у меня при словосочетании "игровая атмосфера" приходят в голову следующие игры, безо всякого осмысленного порядка:
- Gothic, Daggerfall и Morrowind - за отличную проработанность и осязаемость игрового мира
- Deus Ex - в принципе, за то же, что и предыдущие игры, с отличием в том, что здешняя fiction все-таки science, что одновременно и плюс, и минус в плане атмосферы
- Blade Runner - игра вроде бы по фильму, а не по книге, но в плане "оживления" книги фильм существенно превзошла
- Mafia - при всех недостатках технического плана позволяет проникнуться романтикой великолепно смоделированного мира, как говорится, с места в карьер
- серия Fallout 1-2 - за то, что смогла вызвать те же чувства и эмоции, что вызывает очень хорошо написанная книга
- Bad Mojo - за настолько точный перенос "отсюда" - "туда" (или наоборот), что временами становится не по себе
- Max Payne - за скрупулезное воплощение типичного голливудского боевика в компьютерном пространстве, обошедшегося практически без сопутствующих подобным свершениям потерь
- Fahrenheit - за, пускай и несколько топорное, но действительно работающее вживление игрока в шкуру виртуальных персонажей
- Rome: Total War - за то, что заставил зарыться в сопутствующую литературу после ознакомления с игрой, что привело к еще бОльшему удовольствию по возвращении
- Call Of Duty 1 (с аддоном) - за то, что заставлял (не смейтесь!) нервно вздрагивать соседей от крика "ура!!!" в моменты особенно драматических атак савецкой армии, скрипеть зубами и замирать в восхищении в предусмотренные сценарием моменты (и чего, как ни странно, последовательно и полностью лишились последующие игры серии)
- Vampires: Masquerade - Bloodlines - за мастерскую игру на тонких струнах душ игроков, заставляющей дышать в унисон с компьютерным альтер-эго
- GTA - Vice City - единственная игра серии, еще не ударившаяся в оголтелую сатиру (как San Andreas и GTA 4), но уже оставившая попытки механического переноса штампов в виртуальное пространство (как GTA 1-3)
- Syberia (внимание, только первая часть!) - за прямое попадание в сердце и душу с первых же кадров и практически безутешное горе по завершении из-за того, что "все, больше не будет", и хотя продолжение как раз воспоследовало, столь ярких эмоций оно не принесло именно по причине логического и предсказуемого финала
- Myst (в принципе, вся серия) - за обязательное требование в виде наличия фантазии и воображения для полного погружения в игру и жесткой потребности вникнуть в мир еще глубже по прохождении
- Project: Nomads - за возможность погрузиться в мир фантазий в духе Жюля Верна не утруждая себя необходимостью брать в руки книгу
- и, наконец, мод к Half Life 2 под название Dear Esther. Объяснять бесполезно, это нужно увидеть, услышать и прочувствовать.