Я большой любитель научной-фантастики, в первую очередь в плане литературы, но и кино тоже. Будучи слоупоком, только на этой неделе посмотрел "Марсианина". Я не то чтобы ждал от него многого, сразу было понятно, что фильм не авторский, а рассчитан на максимально широкую аудиторию, но я ожидал хотя бы что-то вроде "Интерстеллара", т.е. не шедевр, но фильм, который что-то после себя оставляет. Увы, меня ждало разочарование. Ниже мое краткое мнение.
Все плюсы фильма заканчиваются на неплохого качества картинке (чем никого не удивишь в наше время) и паре минут симпатичных видов "Марса".
В остальном все оказывается плохо. Сама завязка - внезапная песчаная буря - выглядит неправдоподобно. Безусловно, на Марсе возможны стихийные являния, но пылевая буря такого масштаба явно не могла бы возникнуть внезапно, и странно, что команда ее не предсказала. Внезапными могли бы быть разве что пылевые смерчи, которые могут появляться из-за сильных перепадов температур. Но даже если предположить, что буря застала команду врасплох, из-за разреженности атмосферы сомнительно, что она могла бы нанести столь значительный ущерб.
Далее, сценарий. Сама история абсолютно безынтересна. "Происшествие - герой остался один - герой без труда приспособился - налажен контакт с землей - неудачная попытка доставить припасы - ракета забирает героя на землю - герой становится преподом". Незатейливая сюжетная линия - это нормально для конкретного сеттинга. Но тогда нужно выезжать за счет наполнения, за счет нагнетания атмосферы, диалогов, работы над сценами, саундтрека и тд. Но этого не происходит.
Герою не сопереживаешь. У него все очень хорошо. Нет ощущения борьбы человека с невзгодами далекой планеты. Нет ощущения возможности внезапной гибели от одной единственной ошибки. Нет атмосферы одиночества и приближающегося безумия. Нет трагедии, нет напряженности, нет саспиенса. За все время с героем приключаются лишь два несчастных случая - воспламенение при попытке синтезировать воду и декомпрессия. Оба произошли из-за невнимательности главного героя, причем невнимательность эта ничем не обусловлена - ни стрессом, ни проблемами со здоровьем. Гений в одном допускает детские оплошности в другом. Любой, даже не далекого ума человек, максимально внимательно следил бы за состоянием конструкций в подобной ситуации, и в таком случае сцены с декомпрессией просто бы не было.
Я не буду говорить в принципе про схематичность и условность так называемых "научных деталей", которые очень поверхностны и где-то далеки от реальности.
Само построение сцен также максимально облегчено. Они все очень условны, задники примитивны и скупы на детали. Ни штаб НАСА, ни космический корабль, ни база на Марсе не проработаны до мелочей, что делает картинку неправдоподобной, похожей на бутафорию.
Операторская работа выполнена по современным стандартам высокобюджетного голливудского кино. Никаких сюрпризов здесь я не узрел.
Саундтрек вообще не запомнился (а был ли он?), и уж точно он не содействовал погружению в фильм или созданию атмосферы.
Про персонажей я вообще молчу. Образы-клише, безлицые куклы, марионетки, дрыгающиеся, когда того требует сценарий.
Диалоги столь же примитивны, как и многие другие аспекты фильма. Где нужно - шуточка, где нужно - пафосная речь героя, где нужно - объяснение происходящего для тупых.
Фильм начинает подходить к развязке, и ты думаешь - "И это вот сейчас будет все?". Вроде бы длинный, но пустой. Разбавленный бесмысленными и неправдоподобными видеоблогами главгероя.
Я очень удивлен столь благожелательной реакции зрителей и критиков, и, строя свои ожидания от этой реакции, был сильно разочарован в том, что получил.
Тот же "Чужой: Завет", не смотря на схожую казуальность и фантастическое тугодумие команды, произвел на меня куда как большее впечатление. В нем хотя бы выше качеством режиссура сцен, больше красивых кадров, есть саспиенс и динамика. А "Марсианин" - это сладкая жвачка с претензией на научность.
Как человек, взрощенный на научной фантастике Серебрянного и Золотого веков, я был ощутимо разочарован от данного творения. Нет, оно не провальное, но оно столь посредственное, что второй раз я данную картину никогда пересматривать не стану.