ан завсегда неумеренно избыточно простодушен и простоват...
Это не беда. Беда, что язвителен. На конструктив не настраиваешь.
Объясняю - как я, не специалист по 1917, вижу ситуацию.
Никакой каши и околесицы там нет. Преувеличение в выводе - возможно, если превратно прочитать его, конечно, вырвав из контекста и не подумав головой.
Церковь начинается и заканчивается не на Марсовом поле, церковь - это разветвленная иерархическая структура от Синода до приходов, которые раскинулись от Белоруссии до Камчатки. В этих приходах сидят попы, которые проводят литургию, совершают таинства и читают (полагаю) проповеди, в которых благословляют или не благословляют власть. И, поскольку структура иерархическая, то содержание всего этого исходит сверху, от Синода.
Короче говоря, это ЗАГС и Первый канал в одном лице. Насколько он влиятелен в 1917 году? Хороший вопрос, но впечатление, которое вынес иностранный посол от социалистического утренника на Марсовом поле - мягко говоря, показывает самый верхний слой. Распространять его на всю страну - это примерно как считать, что со взятием Зимнего большевики получили контроль над всей территорией империи.
Разумеется, (у меня) возникают вопросы: как протекала жизнь прихода, насколько практикующими верующими были православные подданные Николая в 1917 году, чтобы слушаться мнения Церкви, какое влияние бы она возымела, поставь себе задачу объявить власть нелегитимной, и насколько эффективным было бы исполнение таких указаний Синода на местах. И на месте интервьюера я бы их задал. Но в остальном там все вполне понятно.
Можешь пофантазировать. Или проверить. У автора интервью две монографии, не считая десятков статей, по теме. Если интервью тебе сумбурно - вперед, можно проверить, на основе чего он выдает свое смелое заключение. Но бросать на это "вотоноче, михалыч", и научно-популярного Зыгаря - как-то ну...
ещё раз уточнюсь, во избежание ... речь идёт не об православной вере, а об институте власти и лиц этот институт заполняющих...
Нет, речь
идет о православной вере. Это сегодня с нашим секулярным сознанием легко отделить веру от церкви. Чем дальше в глубь веков, тем сложнее переплетены эти понятия в умах.