Голосование

Как вы оцениваете Смуту?












Оформление



Пользователей
Сейчас на форуме
Пользователи: 2
Гостей: 397
Всего: 399

Голосование

Какой теории придерживаетесь вы?

Норманнской
23 (31.1%)
Антинорманнской
37 (50%)
Не определился
14 (18.9%)

Всего голосов: 74

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Тема: Норманнская теория VS Антинорманнская теория  (Прочитано 92411 раз)

  • Сообщений: 1268
    • Просмотр профиля
Офигений, во-первых - на основании чего дано это утверждение, что в 5-6 веке Полоцк уже был? И почему у полоцкого "царя" 5-6 веков латинское имя? :)

Поясню: в наше время норманисты уже не говорят о "привнесении" государственности. Совсем нет. О таком даже речи быть не может. Ибо какие критерии у государства? В первую очередь о нём можно говорить при условии разложение родового строя, появления территориального деления общества, и, на основе всего этого появления власти, аппарата чиновников и налоговой системы дабы их кормить. Не всегда, но чаще всего именно так можно говорить о государстве. Законы - это уже вторично. Они ведь и в родовом обществе есть в виде обычных. В том же виде обычное право может быть и в государстве. Но создание государства - процесс не одного поколения.

Цитировать (выделенное)
В 862 году Рюрик отдает Полоцк одному из своих людей. В 872 году в связи со смертью Рюрика Полоцк прибирает к рукам все тот же Аскольд.


В таких случаях полагается делать ссылку на источник. Уж не "описанные по заказу властей и в угоду властям" летописи - Софийские летописи, Иоакимовская (Татищевская, 17-18 вв., весьма сомнительная как источник, к слову) и Никоновская (списки 16-17 вв.) ? :)

А норманисты что? Почитайте хотя бы Л.С. Клейна (хотя и у него далеко не всё гладко), чтобы понять позицию современных норманистов. Там он о государственности даже и не заикается. Кстати, да будет вам известно, что большая часть современных норманистов - археологи, а антинорманистов - историки, работающие преимущественно с нарративом. Это дабы ощутить ту разницу подходов к вопросу, которая не всегда уловима.

PS И уж бросьте вы это "переписывались в угоду властям"... Есть такая дисциплина - источниковедение. Она и занимается тем, что изучает исторические источники, в том числе и спорные моменты в них. Просто читать надо источники внимательней - не пропуская примечаний и всяческих пояснений археографов, а не додумывать ничего самому.
« Последнее редактирование: 21 Января, 2013, 17:36 от Самосвят »
Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος, καὶ ὁ Λόγος ἦν πρὸς τὸν Θεόν, καὶ Θεός ἦν ὁ Λόγος (Κατά Ιωάννην Ευαγγέλιον, 1:1)

Ἐγώ εἰμι τὸ Α καὶ τὸ Ω, λέγει Κύριος ὁ Θεός, ὁ ὢν καὶ ὁ ἦν καὶ ὁ ἐρχόμενος, ὁ παντοκράτωρ. (Αποκάλυψις, 1:8)
  • Сообщений: 2830
  • Skype - daimeipad
    • Просмотр профиля
 Странно, у Фоменко, все четко расписано. По-моему, он приводит достаточно убедительных аргументов в пользу абсолютной некотируемости норманнской теории.
Et sermo meus et praedicatio mea non in persuasibilibus sapientiae verbis sed in ostensione Spiritus et virtutis, ut fides vestra non sit in sapientia hominum sed in virtute Dei.
  • Сообщений: 96
    • Просмотр профиля
del
« Последнее редактирование: 25 Января, 2013, 08:19 от Офигений »
Si Deus Nobiscum quis contra nos
  • Сообщений: 2830
  • Skype - daimeipad
    • Просмотр профиля
Как-то так.
Как-то неубедительно!
Просто надо не только внимательно изучать источники, но и не бояться думать своей головой и применять логику в анализе.
Логика у всех разная.
Кстати, по сути моего анализа возражений я у Вас не обнаружил. Ни одного.
Вот лично я боюса даже подступица к аргументам о государственности, государственной власти, установлении законов и роли князей, не дай Боже – легитимности… ибо предвосхищаю изложение этого вопроса в лучшем случае на уровне компьютерноигрового понимания.
Et sermo meus et praedicatio mea non in persuasibilibus sapientiae verbis sed in ostensione Spiritus et virtutis, ut fides vestra non sit in sapientia hominum sed in virtute Dei.
  • Сообщений: 96
    • Просмотр профиля
del
« Последнее редактирование: 25 Января, 2013, 08:18 от Офигений »
Si Deus Nobiscum quis contra nos
  • Сообщений: 2830
  • Skype - daimeipad
    • Просмотр профиля
Как ни смешно.
Мне вот смешно, что некоторые думая своей головой и применяя логику в анализе умудряются, делать выводы, логики не соответствующие.
Как я и говорил, у каждого своя логика… Я с этим уже смирился.
Et sermo meus et praedicatio mea non in persuasibilibus sapientiae verbis sed in ostensione Spiritus et virtutis, ut fides vestra non sit in sapientia hominum sed in virtute Dei.
  • Сообщений: 96
    • Просмотр профиля
del
« Последнее редактирование: 25 Января, 2013, 08:18 от Офигений »
Si Deus Nobiscum quis contra nos
  • Сообщений: 2830
  • Skype - daimeipad
    • Просмотр профиля
 
Вот об этом я и говорю: ничем не аргументированный флуд. На уровне "Сам дурак, а почему - не скажу!"
Просто я не люблю так откровенно позорить других. Так редко встречаются индивиды, способные в рамках одного поста проявить абсолютно некритическое восприятие действительности и при этом еще апеллировать к логике. И оба раза обращаясь к разным источникам, ты умудряешься проявить то самое, что наверняка нередко сам критиковал у того же несчастного Фоменко. Логика, это сильная штука.
Цитировать (выделенное)
Впрочем, от кого это я жду аргументов-то???
Тута еще никто не смог контраргументировать доводы этого выдающегося ученного!
Et sermo meus et praedicatio mea non in persuasibilibus sapientiae verbis sed in ostensione Spiritus et virtutis, ut fides vestra non sit in sapientia hominum sed in virtute Dei.
  • Сообщений: 96
    • Просмотр профиля
del
« Последнее редактирование: 25 Января, 2013, 08:18 от Офигений »
Si Deus Nobiscum quis contra nos
  • Сообщений: 2830
  • Skype - daimeipad
    • Просмотр профиля

Фоменко не параноик. Не надо тута оскорблять ученых. Это грубо и нетактично!
Et sermo meus et praedicatio mea non in persuasibilibus sapientiae verbis sed in ostensione Spiritus et virtutis, ut fides vestra non sit in sapientia hominum sed in virtute Dei.
  • Сообщений: 10186
  • Выдается модераторам, достигнувшим значимых успехов на своем посту За регистрацию на форуме не позже декабря 2011 года и не менее 3000 постов За участие в конкурсе Вестник своими руками
    • Просмотр профиля
Фоменко не параноик.
ага... он математик... в таверне( в районе болталки) можна отдельно веточку открыть --- про математикофф... :p
быть земледельцем и ставить еду на стол - это лучшее, что может человек... (с)
  • Сообщений: 1268
    • Просмотр профиля
Офигений, если бы я хотел с пеной у рта доказывать Вам обратную позицию, я бы начал это делать, и тогда уж и не пытался возразить Вам "по сути". Но я не Вячеслав Фомин. Я пытался лишь показать, что источник - источнику рознь, многие противоречивы, некоторые вообще подобны фантастике. Не стоит верить каждому слову, каждому предложению. Если вы прочтёте весь доступный нарратив, то у вас не сложиться нормальной картины - скорее даже наоборот, всё настолько перепутается, что голова кругом пойдёт. Особенно хорошо это видно в медиевистике и византинистике, а у нас просто в этот период источников шиш да обчелся. Прежде чем подходить к источнику нужно понять кто его написал, когда, где, при каких условиях, зачем. Неплохо подумать над источниками, над языком, над материалом... И на многие вопросы ответ появиться. А не выдирать различные "удобные" отрывки и компилировать их вместе ради доказательства своей идеи. И лишь с таким подходом можно добиться чего-то адекватного. И не забывать про археологию - в этом вопросе она важнее всякого нарратива. А логика что - по отношению к человеку она вообще не существует.

PS Читали б вы ПВЛ. Все редакции, своды, списки... Все теории их появления... Тогда б не стали писать, что "ПВЛ в кармане".

Ну да ладно, я своё мнение вставил, спорьте дальше=)
Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος, καὶ ὁ Λόγος ἦν πρὸς τὸν Θεόν, καὶ Θεός ἦν ὁ Λόγος (Κατά Ιωάννην Ευαγγέλιον, 1:1)

Ἐγώ εἰμι τὸ Α καὶ τὸ Ω, λέγει Κύριος ὁ Θεός, ὁ ὢν καὶ ὁ ἦν καὶ ὁ ἐρχόμενος, ὁ παντοκράτωρ. (Αποκάλυψις, 1:8)
  • Сообщений: 96
    • Просмотр профиля
del
« Последнее редактирование: 25 Января, 2013, 08:18 от Офигений »
Si Deus Nobiscum quis contra nos
  • Сообщений: 2830
  • Skype - daimeipad
    • Просмотр профиля
А, собственно, что хотел сказать автор этим постом?
В принципе тоже, что и я, просто он ткнул прямо в тебе лицо.   
Et sermo meus et praedicatio mea non in persuasibilibus sapientiae verbis sed in ostensione Spiritus et virtutis, ut fides vestra non sit in sapientia hominum sed in virtute Dei.
  • Сообщений: 1993
    • Просмотр профиля
якобы, призвали ильменские словене.
Цитата: ПВЛ
И ркоша: «Поищемъ сами в собѣ князя, иже бы володѣлъ нами и рядилъ по ряду, по праву.» Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си.[58] Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами»
Вопрос: есть ли упоминание о том, что поляне призывали Аскольда и Дира?
А чего бы им их призывать, они сами пришли:
Цитата: ПВЛ
И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина, и та испросистася къ Цесарюграду с родом своимъ. И поидоста по Дънепру, идуче мимо и узрѣста на горѣ городокъ. И въспрошаста, ркуще: «Чий се городъ?» Они же ркоша: «Была суть три братья — Кий, Щекъ, Хоривъ, иже сдѣлаша городъ сий, и изъгыбоша, а мы сѣдимъ род ихъ,[60] и платимы дань козаром». Асколдъ же и Диръ остаста в городе семъ, и многы варягы съвокуписта и начаста владѣти польскою землею, Рюрику же княжящу в Новѣгородѣ.
Цитата: Перевод
И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили город этот и сгинули, а мы тут сидим, родичи их, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В 862 году Рюрик отдает Полоцк одному из своих людей. В 872 году в связи со смертью Рюрика Полоцк прибирает к рукам все тот же Аскольд.
:o
Во новость.
А что за людей интересно? Я думал с ним тогда только Синеус и Трувор, братия его родные, один в Белоозерске другой в Изборске посажен был, но про Полоцк впервое слышу.

А дальше уже мне читать лень.

И не стыдно же лгать:
Мой источник - ПВЛ
  • Ник в M&B: Hawkband_VIN_LEO
  • Сообщений: 96
    • Просмотр профиля
del
« Последнее редактирование: 25 Января, 2013, 08:17 от Офигений »
Si Deus Nobiscum quis contra nos
  • Сообщений: 1993
    • Просмотр профиля
Офигений, ну вот давайте без оскорблений. Я не знаю что вы мне скинули и кем это было написано, я же полагаюсь на официальную версию русского института литературы, http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869, где Полоцк впервые упомянут под летом 980. И никто его никому не выдавал, его захватили:
 
Цитировать (выделенное)
И посла к Роговолоду Полотьску, глаголя: «Хощю пояти дщерь твою женѣ». Онъ же рече дъщери своей: «Хощеши ли за Володимира?». Она же рече: «Не хощю розути Володимера,[179] но Ярополка хочю». Бѣ бо Рогъволодъ перешелъ изъ заморья, имяше волость свою Полотьскѣ, а Туръ Туровѣ, от него же и туровци прозвашася. И приидоша отроци Володимири и повѣдаша ему всю рѣчь Рогнѣдину, дщери Рогъволожѣ, князя полотьского. Володимиръ же събра вои многы, варягы и словѣны, и чюдь и кривичи, и поиде на Рогъволода. В се же время хотяху вести Рогънѣдь за Ярополка. И приде Володимиръ на Полотескъ, и уби Рогъволода и сына его два, и дщерь его Рогънѣдь поя женѣ.

Цитировать (выделенное)
И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять в жены». Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?» Она ответила: «Не хочу разуть Владимира, но хочу за Ярополка». Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды — дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов — варягов, славян, чуди и кривичей — и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его Рогнеду взял в жены.

И кто уж тут неуч не Вам решать.

 

Добавлено: 23 Января, 2013, 18:14

Так что же это выходит, все Ваши,Офигений, гипотезы опровергнуты. Так что придумывайте новые, либо уже поверьте в то что нами раньше правили скандинавы и германцы. Я лично в этом ничего постыдного не вижу.
И самое главное, антинорманнской теории нету археологических доказательств, кои имеются у норманнской, и даже не малое количество.
« Последнее редактирование: 23 Января, 2013, 18:14 от VIN_LEO »
  • Ник в M&B: Hawkband_VIN_LEO
  • Сообщений: 96
    • Просмотр профиля
del
« Последнее редактирование: 25 Января, 2013, 08:17 от Офигений »
Si Deus Nobiscum quis contra nos
  • Сообщений: 2830
  • Skype - daimeipad
    • Просмотр профиля
И самое главное, антинорманнской теории нету археологических доказательств, кои имеются у норманнской, и даже не малое количество.
В разделе есть несколько тем с неплохой информацией по антинорманизму за авторством barbosh'а. По крайней мере, с ним можно вести конструктивный и рациональный диалог… а не оспаривать избирательную работу с источниками a la Фоменко.
 

Добавлено: 23 Января, 2013, 18:58

Так что выходит, VIN_LEO, что ты - неуч. И не мужик. Мужик сказал бы честно: да, я лоханулся, был не прав. А ты - просто кю...
Ну, во-первых, ты и без этого слишком лихо переходишь на личности, постарайся урезонивать себя. Во-вторых, манера отвечать грубостью на грубость совершенно точно никого не красит. Ну и в-третьих, довольно умилительно слышать от тебя призыв к признанию собственных ошибок… quod licet Jovi, nоn licet bovi.
« Последнее редактирование: 23 Января, 2013, 18:58 от Daime »
Et sermo meus et praedicatio mea non in persuasibilibus sapientiae verbis sed in ostensione Spiritus et virtutis, ut fides vestra non sit in sapientia hominum sed in virtute Dei.
  • Сообщений: 96
    • Просмотр профиля
del
« Последнее редактирование: 25 Января, 2013, 08:17 от Офигений »
Si Deus Nobiscum quis contra nos
  • Сообщений: 1993
    • Просмотр профиля
В лѣто 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: «Поищемъ сами в собѣ князя, иже бы володѣлъ нами и рядилъ по ряду, по праву.» Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си.[58] Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу. И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Бѣлѣ озерѣ, а третѣй Труворъ въ Изборьсцѣ.[59] И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля. По дъвою же лѣту умре Синеусъ и братъ его Труворъ. И прия Рюрикъ власть всю одинъ, и пришед къ Ильмерю, и сруби город надъ Волховом, и прозваша и́ Новъгород, и сѣдѣ ту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити: овому Полътескъ, овому Ростовъ, другому Бѣлоозеро. И по тѣмь городомъ суть находницѣ варязи; пѣрвии населници в Новѣгородѣ словенѣ, и в Полотьскѣ кривичи, Ростовѣ меряне, Бѣлѣозерѣ весь, Муромѣ мурома. И тѣми всѣми обладаше Рюрикъ.
Пропустил, извиняюсь.

Об оскорблениях: не ты ли первым назвал меня лжецом?
Прошу прощения.

И все же, что Вы так к Полоцку пристали? Я разве только о нем написал? А как же это? Ежели стали спорить, так прошу закончить, или у самого не хватает мужества стать жертвой посмешища?
  • Ник в M&B: Hawkband_VIN_LEO
  • Сообщений: 5883
  • За регистрацию на форуме не позже декабря 2016 года и не менее 2500 постов За активный вклад в развитие сайта За участие в конкурсе Вестник своими руками За активную деятельность, связанную с публикациями и помощью другим посетителям
    • Просмотр профиля
  • Сообщений: 96
    • Просмотр профиля
del
« Последнее редактирование: 25 Января, 2013, 08:16 от Офигений »
Si Deus Nobiscum quis contra nos
  • Сообщений: 641
    • Просмотр профиля
Вот вам сюрприз: первое законодательное установление о так называемых "уроках и погостах" сделала в 945 году княгиня Ольга! Т. е. по закону Русское государство обрело статус не бандитской крыши иноземного происхождения, а именно государства только в 945 году, с момента, когда отношения между властью и народом были хоть как-то примитивно, но узаконены. Вот вам и вся норманнская "теория".

Кстати, Вы в начале поста писали, что летописец по заказу власти мог искажать текст. Можно эту же мысль применить и к последнему Вашему высказыванию. По заказу христианских властей и в угоду христианским властям летописец показал, что первый свод законов ввела первая крещеная правительница (и как бы закладываеся мысль, что  до нее жили без всякого порядка и закона, а под бандитской крышей и по понятиям). "На 100% достоверно мы этого не узнаем уже никогда. Но лично меня терзают смутные сомнения." ((с) Офигений)

Но я о другом. Заинтересовался Вашим текстом о 945 и первом своде законов. И вот мысли:
1) Не обязательно иметь единый свод законов, чтобы признать наличие общепринятых норм (и обычаев, и отдельных законов). Например, сейчас есть законы и есть кодексы. Вроде как разница есть - закон касается отдельной относительно узкой сферы, кодекс охватывает более обширные области. Но при этом и закон, и кодекс равны по своей силе, каждая статья кодекса - это , грубо говоря, отдельный закон.

2) В продолжение этой мысли: если в 945 году появился свод чего-то, то это что-то до того должно было существовать по частям, чтобы было что сводить в единый документ. Это "что-то по частям" - как сейчас отдельные статьи кодекса. Они ничуть не "слабее" по своей силе кодекса в целом, они спокойно регулируют отдельные отношения без связис другими частями кодекса. В кодексе есть отдельные статьи, регулирующие отношения наследования, организации хозяйственных обществ, интеллектуальной собственности, определения сроков, договоров купли-продажи и т.п. - фактически, в кодексе собраны законы, регулирующие эти отношения, и для удобства названы главами, разделами, статьями, чтобы составить какую-то более-менее единую структуру. Вместо этого можно было иметь тысячу разных законов. Их сила никак не изменилась бы - просто было бы менее удобно. Мне легко представить, что до 945 года были, например, отдельные несистематизированные нормы о видах наказания, о правилах наследования, купли-продажи, пользования землей и т.п., а Ольга все это пособирала и в каком-то виде кодифицировала. Молодец, конечно, но это не значит, что до нее не было закона. Она провела работу по кодификации существующих норм.

3) Кроме Ольги в 945 году, в написанной по заказу властей ПВЛ под 912 годом появляется договор Олега с греками. Я не большой знаток истории государства и права, но из интереса прочел его. Ниже выдержки из его текста с моими комментариями:
  • Сообщений: 2830
  • Skype - daimeipad
    • Просмотр профиля
Можно эту же мысль применить и к последнему Вашему высказыванию.
Ни в коем случае!


Аналогичное можно предположить в отношении Рюрика?
То есть, сначала ты предполагаешь, что Аскольд и Дир захватили Киев, потому что в описании нет аналогичного факта призвания как у Рюрика, а после этого ты предполагаешь, что и Рюрик на самом деле не призывался, а захватил власть аналогично Аскольду и Диру, потому что «ход событий все равно не мог быть правдиво отображен спустя 200 лет в летописи Нестора».
Очевидно, что у нас с тобой «разная» логика!
Потому что ровным счетом никаких известных нам действий, кроме разве что зачатия Игоря, он в этой области не произвел: законов не издавал, государственность вообще никак не атрибутировал.
Боюса даже представить, что ты подразумеваешь под атрибутированием государственности.
В отношении же законов Рюрик просто не имел полномочий.
Основателем государственности (не государства) его считают по довольно простой и прозаичной причине – он был первым из Рюриков правивших на русской земле… по-моему он заслужил эту малость. В буквальном же смысле быть основателем государственности он не может, так этот процесс не под силу одному человеку и требует очень много времени.
« Последнее редактирование: 24 Января, 2013, 03:34 от Daime »
Et sermo meus et praedicatio mea non in persuasibilibus sapientiae verbis sed in ostensione Spiritus et virtutis, ut fides vestra non sit in sapientia hominum sed in virtute Dei.

СиЧЪ Total War СиЧЪ Total War
Сайт "Всадники Кальрадии" не является СМИ. Администрация не несет ответственность за высказывания и публикацию каких-либо материалов, сделанные любыми пользователями форума, в том числе посредством личных и публичных сообщений. Материалы, размещенные на ресурсе третьими лицами, могут содержать информацию, не предназначенную для лиц, не достигнувших совершеннолетия. При обнаружении на ресурсе материалов, нарушающих законодательство Российской Федерации, необходимо обращаться к администрации.
Сайт работает на быстром VPS/VDS хостинге от FASTVPS


Powered by SMF 2.0 | SMF © Simple Machines LLC