Этот пример показывает, что такие закидоны устраивались с целью смыть позор со своего имени и достойно умереть. Почему же вы не написали, что в результате выхода из рядов Аристодем хоть и был признан самым героическим героем, но только посмертно!!! А обладай он действительно высокими навыками индивидуального боя, может и выжил бы.
Потому что здесь не важно, погиб он или нет. Вы говорите о том, что, по мнению греков, высшая доблесть - сражаться и погибнуть в рядах (акцентируя на "рядах"). Я привожу пример, когда греки предлагают считать доблестным и человека, вышедшего из рядов. Заметьте - они оспаривают "степень" его доблести только потому, что это была доблесть "от отчаяния", а не "чистая" доблесть, но сам бой вне строя рассматривается именно как признак доблести. Еще раз - я привел этот пример не в качестве доказательства рукопашной крутизны греков (поэтому я и не вижу смысла комментировать Ваш комментарий насчет того, "что было бы если бы"), а как пример того, что греки вполне понимали опасность боя вне строя, но не считали его "недоблестным".
Это просто смешно, при чем тут корпоративный дух, любая конница хороша, когда у неё есть место для маневра, а уж если она вляпалась в плотные пехотные порядки, то шансы выжить только если ты закован по яйца и крут как вареные яйца, а против тебя голозадые задохлики, и то очень скорее всего запинают. Однако персы которые по словам Геродота были голодранцами в тюбетейках дрались насмерть пока не погиб Мардоний и только тогда отступили при Платеях.
Мы ведь говорим здесь не только о конном персидском войске, но и о пешем, которое тоже вступало в рукопашный бой и которого было большинство? Понятно, что элита, сакская/персидская конница, сражавшаяся возле Мардония, была достаточно защищенной и храброй, но это совсем не значит, что пехота была так же хорошо защищена.
Сравните потери афинян (52), которые с персами в битве не столкнулись и лаконцев (91) с тегейцами (16)- больше чем в два раза только убитыми.
Напомню только, что афиняне не стояли длительное время под обстрелом, не двигаясь, как это пришлось делать лакедемонянам и тегейцам. Так что как-то связывать эти потери с "перскостью" или "неперскостью" противника – неоднозначное решение.
А вот на счет фиванской кавалерии, которая сражалась на стороне персов и рубила смешавших ряды и побежавших мегарян и флиунтцев Геродот зачисляет аж 600 трупов!!! (Вот ведь не жалко ему союзников)
Странное сравнение. Эта конница преследовала и рубила рассеявшуюся и бегущую пехоту, о чем Геродот и пишет. Наверное, имеет смысл отличать такие потери от понесенных непосредственно в бою?
Хотим выдать желаемое за действительное??? Да более чванливых ребят в греции, чем спартанцы, нужно было бы поискать - это чуть ли ни единственный раз когда они уступили правый фланг союзникам, слабо верю я в такое "благородство души".
Хотим заменить написанное в источнике желаемым, основываясь только на вере? Если Вы просто "верите", то, естественно, я не могу Вас переубедить.
Самое интересное - на Вашем же примере я вполне могу заявить, что Мардоний со своей персидской конницей боялся афинян, т.к. переводил свою конницу с фланга на фланг за спартанцами.
Вам фраза "героическая нагота" о чем-то говорит? В гимнасии, являвшемся, в том числе, общественным институтом, а не только площадкой для гимнастики, упражнялись традиционно голышом. Существовало понимание того, что здоровое тело означает здоровый внутренний мир (аналогичное позднейшему латинскому "Mens sana in corpore sano" ("в здоровом теле - здоровый дух"), и древние греки, видимо, демонстрировали это здоровое тело и старались передать это через искусство, в том числе.
Опять игра в слова.
Это все, что Вы можете сказать? Вы в качестве одной из иллюстраций "бездоспешности" греков приводите фразу "почему на очень многих вазах гоплиты изображены только с копьем, шлемом и щитом, неужели только затем, чтобы греческие художники упражнялись в изображении мужских половых органов???". Я напоминаю, что существовали определенные изобразительные традиции, что обнаженными часто изображают героев, царей - тех, кто по жизни был богат и уж точно носил/мог позволить себе носить доспехи. Т.е. гоплиты зачастую могли изображаться голыми не из-за отсутствия доспеха, а в силу изобразительной традиции. Где здесь игра в слова? В чем Вы видите противоречие?
Что прокатывало до поры до времени в Греции, совершенно не работало в Малой Азии (почитайте про Агесилая Хромого).
Читал. Ясное дело, без конницы в чужой стране против конного противника пехотой не сильно погоняешь. Персы отдали ему несколько городов, в бой не вступили, а их армию он догнать так и не смог вначале. Когда организовал нормальную конницу и смог догнать персов - разбил.
Вы помните по каким местам брели эти 10тысяч??? Наемники, которые по своему вооружению и подготовке далеко превосходившие тех простых парней, что погибли при Марафоне и Платеях пробираются козьими тропами, удирая от малейшей схватки.
"Козьими тропами" - это, в том числе, по "царским" дорогам, ага. На козьих тропах не бывает богатых деревень, резиденций сатрапов и т.п., перед никому не страшной бандой не сжигают свои же села. Если люди не лезут на рожон, это не обязательно значит, что у них недостаточно храбрости или устойчивости - это вполне может значить, что у них достаточно ума и желания избежать опасности. Они были в чужой стране, никак не могли восполнять потери или надеяться на спасение после более-менее крупного поражения. Кроме того, мы по тексту видим, что когда действительно надо было сражаться - нормально воевали. Так что Ваши слова "а вы Анабасис читали???" переадресую Вам.
Грамотно используя крохотные имеющиеся в распоряжении силы пращников и кавалеристов в арьергарде, дабы сбить с хвоста преследователей и не дать себя втянуть в крупный бой.
Или ловить не было смысла. Во-первых, конницу не догонишь. Во-вторых, во вражеской стране нет возможность возместить потери и спастись после любого крупного поражения, а у врага людские ресурсы намного доступнее, и даже самое тяжелое поражение не означает для него гибель, т.к. есть куда бежать, да и гоплитам их не догнать. Ну и в-третьих - если персы сами только издалека были горазды стрелять, не сближаясь в рукопашный бой, то зачем самим грекам ожидать их на сражение? Что, стоять и ждать на одном месте, пока враг соберет еще бОльшие силы? Греки пошли куда запланировали - к ближайшей границе царских владений, и прошли с довольно частыми боями.