Ув.
Zoldat,
может еще что найду по Египту и другим странам посмотрим
Пожалуйста, это будет очень интересно! Но помните, пожалуйста, что речь идет с моей стороны только о державах Ближнего Востока, вплоть по державу Мидо-Персии, но не о греческих полисах и не периоде эллинизма Александра Великого и тем более Римской республики и империи!
если позволите новый виток исторических споров начну я
Имеете полное право!
Статья
http://www.xlegio.ru/pubs/nosov/assyrian_sieges.htm предполагает наличие первых осадных сооружений и методик у шумеров и вавилонян, но признает, что
свидетельств тому не сохранилось!
Эти методы осады Ишме-Даган I скорее всего узнал от своего отца, Шамши-Адада I, который провел некоторое время в Вавилоне и мог там изучить осадное искусство вавилонян. Но так как не сохранилось никаких изображений осад в Месопотамии того времени, применение описываемой осадной техники не вполне ясно. Например, не понятно, подкоп вели под землей или же стены разрушали непосредственно у основания с помощью кирок и других орудий. Последнее более вероятно, учитывая частое строительство стен из кирпича-сырца и применение подобной техники еще египтянами, в то время как проведение подземного подкопа требует огромных знаний и опыта.
Не ясно и применение осадных башен. Судя по описанию, в данном случае башни использовались не для штурма стен с помощью перекидного мостика, а, скорее, для создания огневого прикрытия, облегчавшего действие саперов.
Значительно больше сведений об осадном искусстве ассирийцев сохранилось от IX – VII веков до н.э. К этому времени относятся многие дошедшие до нас барельефы с изображением осад и осадной техники. Ассирийская империя в это время была на вершине своего могущества. Наиболее искусны ассирийцы были в военном деле и в первую очередь в искусстве осад, которое стало ключевым в их завоевательных походах и управлении империей. Предполагают, что многие (но не все!) осадные сооружения были заимствованы ими у шумеров, но ассирийцы, подобно римлянам, превзошли изобретателей техники в организации ее применения.
Как сами видите, в статье имеются достаточно "предполагают", "вероятно", "неизвестно", "не сохранилось", "у ассирийцев".....!
1.кстати возможно потери Египтян были обусловлены еще и слабой по сравнению с ассирийцами "одоспешенностью"?
Вполне возможно, помимо прочего (нет осадных технологий и методик равных ассирийским! Если не было!!!)
У ассирийцев вон даже лучники как этакие "катафракты" в шмоте! Возможно, что замки египетского периода истории были менее совершенны нежели в ассирийский период Третьего возвышения Ассирии!?
Очень интересен сайт
http://hworld.by.ru/hyst/assir/dr.hyst.html по истории Ассирии, но там достаточно неточностей про Библию (например, касательно книги и авторства Исайи, идущие вопреки диахроническому анализу его текстов)!
2.кстати в "Истории конницы" Деннисона и Эгера XIX век было написано что евреи Иеруслимского (такого названия царства никогда не было у евреев! Вы, вероятно, хотели написать "Израильского", ибо Иерусалим был столицей Южного Иудейского царства, а Самария Северного Израильского?) и Иудеского царств мало использовали колесницы и конницу якобы из-за религиозных запретов(что-то вроде "будете сильны не конями и колесницами,а силой божьей" точный текст запамятовал) так ли это?
Очень сложно сказать мало или много,
но использовали точно 100%!
1) То, что использовали и конницу и колесницы египтяне, хананеи, позже- филистимляне, арамеи и евреи (позже правда, чем египтяне и хананеи; позже филистимлян):
Бытие 50:9 (уже в египетский период у 12 сыновей Иакова, оказавшихся в Египте! правда, это египетские колесницы и конница, да и то в мирном использовании процессии), Исход 14:9, 17, 18, 23, 26, 28 (про египтян), Второзаконие 20:1 (про хананеев), Иисус Навин 11:6, 9, 16, 18 (про хананеев), Судей 1:19, 4:13, 15-16 (хананеи),
1 Самуила (иначе, 1 Царств в Синодальном переводе) 8:12 (Самуил-еврей предупреждает Израиль, что у евреев будут колесницы боевые, если они поставят над собою царя), 2 Самуила (иначе, 2 Царств в Синодальном переводе) 1:6 (филистимляне), 1 Царей (иначе, 3 Царств в Синодальном переводе) 4:26, 10:26 (у Соломона-еврея колесницы и боевые кони в огромном кол-ве), 20:1 (арамеи),
2 Царей (иначе, 4 Царств в Синодальном переводе) 6:14-15 (арамеи), 8:20-21 (у иудейского царя Иорама), 10:2 (у североизраильского царства времени Ахава и Ииуя), 13:7 (у североизраильского царства Иоахаза) 1 Летопись/Хроник (иначе, 1 Паралипоменон в Синодальном переводе) 19:6 (у арамеев Месопотамии+в найм аммонитянам), 2 Летопись 1:14, 9:25 (у Соломона), 35:24 (у иудеев Иосии)
Это лишь
некоторые стихи показывающие применение колесниц у язычников и у евреев! Согласен с тем, что до Давида у евреев не встречается упоминаний о колесницах или всадниках! Отсюда можно сделать вывод, что только начиная с царя Давида и особенно Соломона у Израиля появляется такой род войск! Боевые колесницы много раз упоминаются в связи с деятельностью Североизраильских царей (Ахав, например, был ранен и привезен на боевой колеснице 1 Царей 22:34-384 противостоял Ассирии колесницами в одной из битв
http://www.eleven.co.il/article/10334 ) и Южноиудейских (Иорама, Охозии, Иосии...)!
Очень сложно сказать подразумеваются ли под "всадниками" и "боевые конями" воины конницы, а не боевых колесниц, но учитывая их отделение писателями, в ряде случаев, наверное, все таки имеется в виду и конница тоже, пусть и очень примитивная (слабый шмот и вооружение воинов конницы, малочисленость, вспомогательность)!
2) Касательно повеления Бога Иеговы: Был запрет умножать коней! (про колесницы не видел, не помню, не нашел), но связан этот запрет был не просто с Силой Бога, а с мотивами и причинами, побуждениями людей, чтобы евреи, как народ Бога, больше полагались не на себя и свою военную мощь, не на кол-во войска или его единиц вооружения, а только на Бога и столько военной силы, сколько у них окажется на тот момент! Отсюда запрет не на само наличие коней или колесниц вообще, и не на их частое или малое использование, а только на их численность в кол-ве единиц! При этом заметьте, что Писание и Воля Бога не указывает сам порог допустимого кол-ва, но оставляет это на усмотрение царя! То есть, без должной необходимости царь не должен был из неправильных мотивов умножать имеющееся кол-во! Этот запрет подобен запрету на кол-во жен (даже приводится в одной главе Второзакония; приводится глава и стихи в спойлере, выделен красным): ограничивается не их применение (
) и не их наличие (
), а только их кол-во, чтобы мотивы, причины и побуждения, желания человека не стали неправильными в глазах Бога!
Наконец, Сам Бог и Его воинство фигурируют образно в Писании на колесницах и конях, что еще раз показывает возможность и допустимость применения их в народе Бога!
+Чтобы Израиль не кичился кол-вом чего или даже кого-либо, если победит в битве, Иегова повелевает Гедеону оставить у себя только 300 воинов и дает Израилю победу над большим множеством врагов-Мадианитянами и Измаильтянами! Бог даже повелевал отпускать людей домой, а не брать их на войну по некоторым причинам (кто только женился, построил дом, посадил виноградник, труслив и боязлив), что еще раз давало Израилю знать, что с Богом они смогут победить любое кол-во врагов с любым своим кол-вом пеших, конных или колесничьих!
А иначе Бог также мог бы повелеть ни "доспехов" не иметь, ничего вообще, кромя мечей и щитов (да и щиты не нужны тогда)! Зачем? Ведь Сам Бог всех способен поразить и без участия людей или при их минимальном участии! Но весь смысл повелений был не только в демонстрации и заверении Силы Бога, но еще и исправлением внутренних побуждений, ориентира и ожиданий несовершенных людей!
Наконец, следует учесть и то, что многие цари Североизраильского царства (а некоторые и из Иудейского) не были верными Иегове, а потому запросто могли стремится иметь больше колесниц и коней для своих войск, вопреки повелению Второзакония!
Второзаконие 7:17-24, 17:16, 17, 20:1-8, И.Навина 23:9-10, Судей 7:2; 2 Царей 23:11, Исаия 31:1-3, Исаия 66:15,
1 Летопись 18:4; 2 Царей 6:17
Поэтому очень сложно сказать часто или мало использовали, но с какого времени и с какого царя более-менее возможно!