Вот вам сюрприз: первое законодательное установление о так называемых "уроках и погостах" сделала в 945 году княгиня Ольга! Т. е. по закону Русское государство обрело статус не бандитской крыши иноземного происхождения, а именно государства только в 945 году, с момента, когда отношения между властью и народом были хоть как-то примитивно, но узаконены. Вот вам и вся норманнская "теория".
Кстати, Вы в начале поста писали, что летописец по заказу власти мог искажать текст. Можно эту же мысль применить и к последнему Вашему высказыванию. По заказу христианских властей и в угоду христианским властям летописец показал, что первый свод законов ввела первая крещеная правительница (и как бы закладываеся мысль, что до нее жили без всякого порядка и закона, а под бандитской крышей и по понятиям). "На 100% достоверно мы этого не узнаем уже никогда. Но лично меня терзают смутные сомнения." ((с) Офигений)
Но я о другом. Заинтересовался Вашим текстом о 945 и первом своде законов. И вот мысли:
1) Не обязательно иметь единый свод законов, чтобы признать наличие общепринятых норм (и обычаев,
и отдельных законов). Например, сейчас есть законы и есть кодексы. Вроде как разница есть - закон касается отдельной относительно узкой сферы, кодекс охватывает более обширные области. Но при этом и закон, и кодекс равны по своей силе, каждая статья кодекса - это , грубо говоря, отдельный закон.
2) В продолжение этой мысли: если в 945 году появился свод чего-то, то это что-то до того должно было существовать по частям, чтобы было что сводить в единый документ. Это "что-то по частям" - как сейчас отдельные статьи кодекса. Они ничуть не "слабее" по своей силе кодекса в целом, они спокойно регулируют отдельные отношения без связис другими частями кодекса. В кодексе есть отдельные статьи, регулирующие отношения наследования, организации хозяйственных обществ, интеллектуальной собственности, определения сроков, договоров купли-продажи и т.п. - фактически, в кодексе собраны законы, регулирующие эти отношения, и для удобства названы главами, разделами, статьями, чтобы составить какую-то более-менее единую структуру. Вместо этого можно было иметь тысячу разных законов. Их сила никак не изменилась бы - просто было бы менее удобно. Мне легко представить, что до 945 года были, например, отдельные несистематизированные нормы о видах наказания, о правилах наследования, купли-продажи, пользования землей и т.п., а Ольга все это пособирала и в каком-то виде кодифицировала. Молодец, конечно, но это не значит, что до нее не было закона. Она провела работу по кодификации существующих норм.
3) Кроме Ольги в 945 году, в написанной по заказу властей ПВЛ под 912 годом появляется договор Олега с греками. Я не большой знаток истории государства и права, но из интереса прочел его. Ниже выдержки из его текста с моими комментариями:
"
В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и ряд между греками и русскими, и послал, говоря:
«Согласно другому уряжению, бывшему при тех же цесарях — Льве и Александре. Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукой его, светлых князей, бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, цесарям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших князей и по повелению, от всех находящихся под рукой его русских. Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, такую дружбу объявить и утвердить ее по вере и по закону нашему. (т.е. международный договор признается и становится частью местного законодательства, представители власти обещают обеспечивать его выполнение населением на их территории, есть способы утвердить новые нормы и донести необходимость их выполнения населением)
…
Об этом: если кто убьет, — русский христианина, или христианин русского, — да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет. (существуют какие-то признанные нормы, регулирующие распределение имущества между родственниками)
…
Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за тот удар или битье пусть даст 5 литров серебра по закону русскому; если же совершит этот проступок неимущий, то пусть даст сколько может, так, что пусть снимет с себя и те самые одежды, в которых ходит, а об оставшейся неуплаченной сумме пусть клянется по своей вере, что никто не может помочь ему, и пусть не взыскивается с него этот остаток. (штрафные санкции предусмотрены русским законом)
…
Если пленник той или иной стороны насильно удерживается русскими или греками, будучи продан в их страну, и если действительно окажется русский или грек, то пусть выкупят и возвратят выкупленное лицо в его страну и возьмут цену его купившие, или пусть будет предложена за него цена, полагающаяся за челядина. Также, если и на войне взят будет он теми греками, — все равно пусть возвратится он в свою страну, и отдана будет за него обычная цена его, как уже сказано выше. (Есть общепринятые нормы оценки человека как минимум одного социального статуса – челяди)
Об этом: если украден будет челядин русский, либо убежит, либо насильно будет продан и жаловаться станут русские, пусть докажут это о своем челядине и возьмут его на Русь, но и купцы, если потеряют челядина и обжалуют, пусть требуют судом и, когда найдут, — возьмут его. Если же кто-либо не позволит произвести дознание, — тем самым не будет признан правым. (есть формальное разделение по статусу лиц (челядин-не челядин), есть суд, есть понятия о судебной процедуре)
О русских, служащих в Греческой земле у греческого царя. Если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих <в Греции> у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. Если же сделает завещание, то возьмет завещанное ему тот, кому завещал письменно наследовать его имущество, и да наследует его. (есть вполне сформированное понятие о завещании, тем более в письменной форме)
О различных людях, ходящих в Греческую землю и остающихся в долгу. Если злодей не возвратится на Русь, то пусть жалуются русские греческому царству, и будет он схвачен и возвращен насильно на Русь. То же самое пусть сделают и русские грекам, если случится такое же. (Есть постоянный судебный орган, есть понятие о разных вариантах подсудности)
В знак крепости и неизменности, которая должна быть между вами, христианами, и русскими, мирный договор этот сотворили мы Ивановым написанием на двух хартиях — цесаря вашего и своею рукою, — скрепили его клятвою предлежащим честным крестом и святою единосущною Троицею единого истинного Бога вашего и дали нашим послам. Мы же клялись цесарю вашему, поставленному от Бога, как божественное создание, по закону и по обычаю нашим, не нарушать нам и никому из страны нашей ни одной из установленных глав мирного договора и дружбы. И это написание дали царям вашим на утверждение, чтобы договор этот стал основой утверждения и удостоверения существующего между нами мира. Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420». Вот два источника права – закон (формализованные нормы) и обычай (многократно повторяющиеся и общепринятые нормы, необязательно записанные).
"