Тюркская культура доминировала от Байкала до Альп. По всей степной зоне. Европа тогда "начи-налась" в Сибири! Минули века, все вроде бы исчезло. Но... ничего не забылось. Карта сохранила то, что не помнят люди.
Это подметил и Николай Рерих:
Мы не знаем. Но они знают.
Камни знают. Даже знают
деревья. И помнят.
Помнят, кто назвал горы
и реки.
Кто сложил бывшие
города.
Кто имя дал
незапамятным странам.
Неведомые нам слова.
Все они полны смысла.
Например, границы Дешт-и-Кипчака. Целы! На русском языке слово "курган", как пишет круп-нейший топонимик Э.М. Мурзаев, прежде означало "граница", "межа". Почему? Потому что в первую очередь курганы отличали тюркские земли. За курганами начиналась чужая земля.
Граница Дешт-и-Кипчака на севере проходила по Москве-реке - северный берег принадлежал финнам и уграм, а южный - тюркам*. Только в пределах Москвы известны несколько курганных групп, большинство - на южном (правом) берегу. Сохранились они и в бывшем "тюркском" Под-московье, где были поселения тюрков, - топонимика убеждает и в этом. Например, Коломенское, его старинное название Коллома, что по-тюркски - "охранение", "обеспечение". Копотня - от "Вы-сокое поселение" (или "Высокая трава"), Кунцево - от "Пристанище" или "Заезжий двор"... Слова явно не славянского происхождения... А к северу от Москвы-реки курганов нет - там жил другой народ, с другой культурой, и топонимика здесь иного корня и тоже не славянского.
*Видимо, здесь требуется уточняющее пояснение. Скажем, в XII веке граница не представляла собой строгой линии, как ныне. Это была достаточно широкая зона, в которой в равной мере проявлялись интересы соседей (зона общения, обмена и мира). Именно такими были Москва-река, Ока и прилегающие к ним земли до прихода сюда славян, поэтому тюркские памятники соседст-вуют с финно-угорскими. Это естественно. Например, Нижний Новгород сначала назывался по-тюркски - Булгар и с давних пор славился своими ярмарками. На Булгарскую ярмарку приезжали купцы из Европы, из Персии.
На крайнем юге страна тюрков доходила до Ирана, курганы тому свидетельство. Граница осталась почти без изменений, там по-прежнему живут тюрки, и называются они иранскими азербайджан-цами.
Между северной и южной границей Дешт-и-Кипчака и ныне - тысячи тюркских географических названий, настоящая сокровищница для топонимики! Например, напротив Московского Кремля, на правом берегу, находится Балчуг. В русском языке такого слова нет, а по-тюркски это - "боло-то", "грязь". Чисто тюркский топоним.
Подобных примеров сколько угодно. Как правило, названия многих старинных городов степной России выведены из тюркского корня: Орел - "дорога на подъем", Тула - "полный", Брянск (Би-ринчи, Брянечьск) - "первый", "главный", Саратов (Сарытау) - "желтая гора", Симбирск (Симбир) - "одинокая могила"... Кашира, Коломна, Калуга, Воронеж, Пенза, Челябинск, Курган... Много на-званий, и каждое сообщает забывчивым кипчакам об их Родине.
Географические карты запечатлели следы захватнических войн Ивана Грозного и Петра I. Они по-казывают, как росла Русь за счет своих соседей. Карта хранит очень темную историю, которую пытаются обелить переписанные летописи. И понимаешь, что не случайно древний тюркский го-род Кипензай, который отмечен на европейских картах, стал русской Пензой, Шапашкар - Чебок-сарами, Бурунинеж - Воронежем, Сарытау - Саратовым, Челяба - Челябинском, Биринчи - Брян-ском...
Самые далекие от Алтая земли при Аттиле назвали "альман" - по-тюркски "дальний". Отсюда то-поним Альмания - ныне Германия. Многие "германские племена" были синеглазыми, скуластыми, с явной кипчакской внешностью, и говорили они по-тюркски, что доказывает их руническая письменность, древние обычаи и народная память. Они - выходцы с далекого Алтая!
Та же ранняя история у части населения Франции и Италии, Англии и Австрии, Югославии и Че-хии. Если судить по архивам, почти до конца XVI века здесь в ходу был тюркский язык. Правда, потом во времена инквизиции Западная церковь провела в этих архивах "великую чистку", но не-которые документы, к счастью, уцелели. Они и позволяют утверждать непривычное - в Централь-ной Европе жили тюрки... Об этом обстоятельный разговор впереди.
Разумеется, тюркские географические названия сохранились на картах Европы. По ним неплохо читается история иных стран и народов.
Вот маршрут рода бургунд. Улус Бургунд пришел в Европу с отрогов Байкальского хребта - там самый восточный топоним "бургунд". Потом они жили в прикаспийских степях, затем часть их осела в предгорьях Кавказа - в Карачае, там селение Бургунд. А в 435 году улус, ведомый отцом Аттилы, достиг нынешней Франции, утвердив Бургундию - Бургунд-юрт... Французы-бургунды сохранили блюда из тюркской национальной кухни, что-то из одежды и утвари, не забыты тради-ции и обычаи. Родной язык потеряли.
А можно пройти по следам улуса Саваой. И этот топоним тонкой цепочкой выкладывается на гео-графической карте - тоже от Алтая... По времени и он совпадает с Великим переселением. И слово "теринг" может послужить компасом в подобном историческом путешествии.
"Теринг" по-тюркски - "нечто обильное". Так говорили, например, об обширной, плодородной до-лине. От Балхаша (Теринг-куль называлось прежде это озеро) до Центральной Европы четко заме-тен этот топоним. Совпадение? Конечно нет. Соратниками Аттилы, если судить по западноевро-пейской литературе, были именно теринги (тюринги), бургунды и другие "германские племена". Все они были прекрасными всадниками, воевали под знаменами с крестом... И уже не удивляют строки историка Иордана о терингах, об их искусстве в коневодстве... Коренные европейцы коней тогда не разводили! И кумыс не пили. Это любимое занятие тюрков.
Посмотрим на карту Дуная - настоящий лес кипчакских названий. Кстати, "балканы" по-тюркски - "горная цепь, покрытая лесом". Так же называется один из районов Азербайджана, там удивитель-но красивые горы, покрытые лесом.
Говорят, черногорцев на Балканах дразнят "каратаевцами", почему? Не зная тюркского языка, не ответишь. А ответ прост. "Кара" - черный, "тау" - гора. Получилось, "каратаевцы" и "черногорцы" - одно и то же.
Тюркских топонимов на карте Евразии чуть меньше, чем звезд на небе. Однако прочитать о них трудно. Выходили книги на эту тему. Но за рубежом. Лишь узкий круг ученых знает о них. Один из них - известный географ Эдуард Макарович Мурзаев. Он написал свою, может быть, главную в жизни, книгу "Тюркские географические названия"... Книга, словно в насмешку, издана мизерным тиражом (всего пятьсот экземпляров).
Границы Великой Степи неплохо видны и в Англии. Там они - память об англосаксонских похо-дах, которые в V-VI веках возглавили тюрки (саки или саксы?).
Разбив аборигенов, кипчаки утвердили свое "островное" государство, построив город Кент, кото-рый дал название юрту, позже королевству. "Кент" по-тюркски - "крепость из камня". То был плацдарм для продвижения в глубь островов. Напротив, через пролив, на материке воздвигли го-род Кале*, отсюда, как известно, и начинались англосаксонские походы, здесь готовилась пере-права через пролив... Карта подтверждает эту информацию.
*"Кала" - тоже по-тюркски "крепость", но не из камня, и с земляным валом.
Но, может быть, самое любопытное, что показывает топонимика, лежит на поверхности. "Инг" в древнетюркском словосочетании означает "добыча". Не отсюда ли "Ингленд" - "Добытая земля"? До прихода тюрков острова назывались Альбион.
Еще один факт - сперва для размышлений, а потом и для споров, - Церковь в Ингленде не призна-ла папу римского, лишь папе Григорию Великому удалось войти в доверие. Англичане следовали традициям только восточного обряда. Почему? Откуда он на островах? Их называли арианами, почему? Самый первый аббат носил тюркское имя Айдан (это означает "светлый"), он учил абори-генов вере в Бога Небесного. Пастырь шел по земле островов с переводчиком. Опять же, почему?
Кстати, а откуда в далекой Англии курганы, которые давно стали достопримечательностью? Точ-но такие же курганы есть и в других землях Великой Степи. В Шотландии их нет... А знают ли англичане, что их любимая игра поло (с клюшками на лошадях) зародилась на Алтае до Великого переселения народов? Там гоняли не деревянный мяч, а завернутую в кожаный мешок голову вра-га. У тюрков эта игра не забылась, как и другие древние игры.
Кровь кипчаков не застыла в жилах иных англичан. Внешность и поведение выдают их корни... Английские кипчаки, видимо, забыли пословицу, бытовавшую у предков задолго до англосаксон-ских походов: "Не надевай чужих штанов". В них не спрячешься.
Завоевав полмира, кипчаки словно ушли из истории. После каждой крупной междоусобицы улус за улусом покидали Дешт-и-Кипчак, превращаясь либо в "новый" народ, либо - сливаясь с другим. Тюрки таяли, как снег на солнце.
Ни небо, ни земля не разверзались, мор
и глад не били нас: так почему и кто -
о тюркский мой народ! - ответь, зачем и кто
закон и власть твои к погибели подвел?
Ты сам, ты сам, народ, перед своей землей,
перед каганом, что хотел тебе служить,
перед самим собой - ты сам и согрешил:
ты выбрал для себя, как смертный жребий, Зло.
Ведь не пришел никто, закованный в броню,
чтоб одолеть тебя, рассеять, взять в полон!
Ведь не пришел никто, чей был бы меч острей,
чтоб покорить тебя, согнуть, стереть с земли!
О тюркский мой народ...
Так поэт Анатолий Преловский перевел посмертное послание тюркского правителя Кюль-Тегина. Текст будто вчера выбит на камне древними рунами, а ему более тысячи лет.
Газета «Взгляд»: Немецкая нация родилась в Азии
В минувшие выходные в Берлине открылась выставка «Под знаком золотого грифа: царские могилы скифов», на которой представлены сенсационные находки немецких и российских археологов, сделанные на территории Тувы, Монголии и Алтайского края. Экспонаты, представленные на вставке, явно свидетельствуют о том, что германцы и славяне имеют общих предков. В немецких СМИ развернулась дискуссия на тему, признают ли немцы свои азиатские корни.
Всемирно известный ученый президент Немецкого археологического института Герман Парцингер считает, что среди степных кочевников – скифов, пришедших из Южной Азии, 70 или 80% составляли европейцы. (Здесь, видимо, неточность перевода: под пришедшими из Азии европейцами подразумеваются европеоиды. – В. К.)
«История Германии и история России – это не только славяне и германцы, есть так много фактов и элементов, которые у нас общие» На выставке, организатором которой выступил Берлинский музей, представлены экспонаты с Алтая, из Казахстана, Северного Ирана, Южного Урала, Сибири, Кубани, Украины, Румынии. Идея – показать обширность скифского мира, который простирается от Тувы до Берлина, где обнаружены самые западные захоронения скифов.
Открытию выставки в Германии придают большое значение: достаточно сказать, что на церемонии открытия выступили министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, министр культуры страны, послы государств, на территории которых производились раскопки. Многие немецкие СМИ рассматривают это событие как попытку развенчать один из самых стойких национальных мифов – миф о германцах как о «белокурых бестиях нордического происхождения».
«Морально жителям Германии, боюсь, будет довольно сложно прописать скифов в пантеон своих предков. Куда привычнее производить себя от древних греков или римлян, по крайней мере, в том, что касается культуры», – утверждает комментатор радиостанции Deutsche Welle. «В истории человечества всегда были миграции. В Центральной Азии вплоть до скифского времени жили европейцы (Думаю, здесь та же самая ошибка перевода: в Центральной Азии могли жить европеоиды, но не европейцы. – В. К.) Но люди здесь, в Германии, в Европе вообще, этого часто не знают или не понимают», – утверждает Герман Парцингер.
«Да, для Германии привычен взгляд на юг, на ранние цивилизации. Археология как наука начиналась в XVIII и XIX веках с исследования античных древностей в Риме и Афинах. Там же открылись два первых отделения Германского археологического института – в начале XIX века в Риме и потом в Афинах. И до эпохи классицизма существовала фиксация именно на греко-римской культуре. Но потом ученые, слава богу, поняли, что это еще не все. Если люди будут знать, что история Германии и история России – это не только славяне и германцы, что есть так много фактов и элементов, которые у нас общие, – никто и подумать не сможет, что он лучше или хуже, чем другой. В этом тоже заключается роль истории и археологии: научить людей уважать друг друга», – утверждает ученый.
Важнейшей находкой (также представленной в Берлине), подтверждающей его теорию, Парцингер считает мумию скифского воина, обнаруженную в июне 2006 года на высоте 2,6 км в Алтайских горах в неповрежденном могильном кургане. Воин, который был, очевидно, богатым, был укрыт мехами бобра и соболя, а также овчиной.
Неповрежденная кожа на его теле покрыта татуировками. Но самой поразительной особенностью мумии были волосы: человек оказался ярко выраженным блондином.
Скифский князь, как выяснили ученые, был тяжело болен и умер мучительной смертью: он болел раком, множественные метастазы, скорее всего, приковали его в последние годы жизни к носилкам. По зубам воина можно сказать, что прежде всего он питался мясом. Впрочем, это не сильно изменилось и сегодня – кочевники, которые живут на Алтае, и казахи сегодня едят в основном продукты животноводства.
Парцингер сказал, что до сих пор останки скифов обнаруживали только на российской стороне Алтая. Новая находка показывает, что их территория была намного более обширной, чем полагали историки ранее.
www.adji.ruВсё это не выглядит удивительным для меня.Возможно сейчас тюрки и не похожи на европеоидов,но когда-то они ими были.Просто волна поражений от найманов,джунгар,калмаков,монголав,кара-кытаев сделала своё дела.Средне Азиатские тюрки свой прежний облик потеряли.Хотя курганы наших предков содержат останки европеоидов.Я знаю что славяне считают своими предками ариев,но это не так.Само слово арий с любого тюркского языка переводится как чистый,благородный.Даже наше священное дерево носит имя Арыйча(очищающая),курган между прочим тоже тюркское слова.С тюркского значит "граница" .И это не удивительно.Курганы ставили там где находилась граница тюркского мира,где дальше не обитали тюрки.
«Германцы», или «алеманны» — это авары, барсилы, болгары, бургунды, готы, ге-пиды, саки, саксы, гунны, лангобарды, утигуры, куртигуры... десятки «народов», если, конечно, верить церковной науке. Но их этническую суть проясняет одна-единственная строка византийского текста 572 года: «гунны, которых мы обычно называем тюрками». И все встает на свои места.
А строка эта не единственная, что снимает «германскую проблему», порожденную самим же Западом.
В том, что путаница создана искусственно, убеждает и такая фраза историка XIX века: «Древние писатели, смотревшие на готов как на отдельную нацию, а не как на различные отрасли одной великой расы, придумали для них странные переселения и особую систему языческих понятий, но этим только сбили самих себя с толку и ввели других в заблуждение».
Значит, о странной церковной «этнографии» ученые догадывались всегда.
«Германцы» говорили по-тюркски, любили кузнечное дело, воевали на конях, пили кумыс, носили штаны, а не юбки. Эти факты из их быта известны по их же народ-ному эпосу. Как и то, что их духом-покровителем был алтайский дракон, до XII ве-ка красовался он на знаменах «германцев», даже тех, кто служил в римской гвар-дии... Выходит, спор об этнической принадлежности «германцев» пустой. И даже приписанные абзацы к работе Тацита не спасают его.
Многие просто не знают, что тюрки жили по правилу — улус (род), достигший вла-сти, давал орде (союзу родов) свое имя. Иногда орда брала имя хана-предводителя. А иногда ей придумывали прозвище, если было за что. Название появлялось и исче-зало, но с ним не исчезал «германский народ», он брал себе новое имя.
«Забывая» об этом обычае, историки не могут истолковать свидетельство грека Птолемея о гуннах, который писал, что «между Бастернами и Роксоланами — Гун-ны». Римлянин же Тацит (умер около 117), «один из самых аккуратных наблюдате-лей», о гуннах вообще не упоминал. Птолемей (умер около 160) сказал о них, прав-да, без подробностей. Значит, гунны в начале II века были известны только в Вос-точной Европе.
Заметьте, красноречивый факт. Он говорит о том, что за сорок лет, прошедших со дня смерти Тацита, в Европе на арену истории вышли гунны, то есть германцы. Правда, их появление выглядело скромно. Они были почти незаметны среди прочих племен. Но что-то заставило Птолемея отметить их. Ведь тюрки селились на мало-обитаемых землях, а потому заселение ими Европы шло мирно, без войн. Это и свидетельствует Птолемей.
Во всяком случае, лишь к IV веку имя гуннов получает широкую известность.
Его обычаи, традиции, род занятий, разумеется, тоже не менялись. Германцы по-прежнему почитали коня, их предводители обращались к коням за предсказаниями. И воевали они с той же, степной тактикой, притворно отступали, потом поворачи-вали и били увлеченного погоней противника. При нападении, как положено тюр-кам, кричали «Ура», что на их древнем языке значило «Бей», «Рази» и что враги принимали за пугающее рычание.
«Лишь у германцев, — писал Тацит, не ведавший об алтайских традициях, — в обыкновении обращаться за предсказаниями к коням». Они подолгу наблюдали за их ржанием и фырканьем. И никакому другому предзнаменованию не было боль-шей веры, чем этому.
Тот удивительный обычай сохранялся у тюрков на протяжении веков. Так, более чем через тысячу лет после Тацита другой европеец, Рубрук, попавший к тюркам, с изумлением писал о служанке, которую «госпожа посылала поговорить с каким-то конем и спросить у него ответов». И в XX веке, например, у кумыков бытовало вы-ражение: «Пойти посоветоваться в стойло к коню».
9 мая по традиции германцы собирали всех белых кобылиц в табунах и освящали их, «считая коней посредниками богов». Каждый месяц «варвары» выходили встре-чать молодую луну, и только в полнолуние начинали они самые важные свои дела — тоже непременный обычай Алтая... Много, очень много было в жизни германцев не европейского. На удивление.
Тот же «германский» народ гепиды или гепанта появились среди них не случайно. Старинная легенда рассказывает о том, как орда переправлялась через какой-то во-доем, как отстал один род — его судно застала стихия, и оно пришло последним... словом, «гепид» значит «ленивый». Здесь непереводимая игра тюркских слов, до-словно «гепи анта» — «там и сушись».
В европейских хрониках записано: от гепидов «отделились лангобарды и авары».
Но с аварами история иная, ее детали разбирает Э. Гиббон. Орда аваров в VI веке бежала с Алтая в Европу, за ним Великий хан отправил погоню, но неудачно, те скрылись на Кавказе, в крепости Анжи, потом пытались пробраться на службу в Константинополь, не получилось, и они вышли к Альпам. Особого расцвета авары достигли при хане Бояне, который во всем подражал Аттиле, даже поселился в од-ном из его дворцов.
А до него этот дворец и часть подчиненной ему территории сделал «центром нового государства король гепидов Ардерик». Иначе говоря, «поместье» обретало нового хозяина, а с ним и новое название.
«Авары утвердили свое владычество от подножия Альп до берегов Эвксинского Понта», — отметил Гиббон. Власть взяла уже эта орда, и на исторической арене Ев-ропы появился очередной «новый народ». О нем рассказал в VII веке Феофилакт Симокатта, подданный Византии. Авары, а ныне это баварцы, до XVI века говорили по-тюркски. И некоторые из них, как говорят очевидцы, до сих пор помнят, что они тюрки...
Еще пример из истории германских «народов». Сынов одного хана звали Утигур и Кутригур. После смерти отца они решили разделиться, их новые орды назвали «утигуры» и «кутригуры». Одни брили затылок, другие — голову. И это все, что отличало два «народа». Судя по всему, родоначальник орды был из рода уйгур, ко-торые обитали на Южном Алтае и которые, как и все тюрки, соблюдали традиции в прическе...
Этнография — наука мирная, но все-таки наука, которая подтверждает старую ис-тину: не флюгер управляет ветром, а наоборот.
И тем она дает повод не согласиться с абсурдом, которым церковники окружили приход тюрков в Европу. Впрочем, и в Средние века были ученые, говорившие правду о происхождении готов, гепидов, вандалов и прочих «народов». Так, Фео-фан Исповедник (760—818) писал: «...ничем другим, кроме имени, не отличаются друг от друга, говорят на одном языке». Он же сообщал и о вере германцев в Бога Небесного. Обращение к Нему — Донар, Тор было созвучно слову «Тенгри». Позже оно дополнилось именами Ходай, Ватан.
То было в рамках тюркских традиций, каждый каганат называл Тенгри чуть иначе. Это наблюдается и сейчас едва ли не у всех тюркских народов.
Германцы во всем жили той жизнью, что Дешт-и-Кипчак, и поначалу не строили храмы, потому что храмом Бога Небесного считали окружающий мир, что уместил-ся под куполом Вечного Синего Неба. А купол этот по-настоящему ощущается лишь в степи, утром и вечером, когда в душе после молитвы рождается чувство за-щищенности. Редкое по силе чувство. Так же на небе днем в степи можно видеть косые лучи, пробивающиеся среди туч: лучи, словно крылья креста... Природные наблюдения формировали культуру тюркского народа, ее символы.
Они, германцы, строили такие же города, как другие степняки, потому что иначе не умели. Один из них — Кале, по-тюркски «крепость», «город», «укрепленное ме-сто». Но поражает в Германии не это, а то, что современные немцы, позорно назы-вающие предков язычниками, оказались единственными в мире, кто в силу врож-денного упрямства сберег имя Дешт-и-Кипчак в топонимике. Согласитесь, в их Deutsch отзвук далекого тюркского оригинала, если, конечно, читать слово без со-кращений, по буквам.
Для истинного тюрка не было слова теплее, чем «Дешт». Это и родина, и очаг, и изобилие, но и чужбина, и каменистая пустыня. Все сразу.
Слово, как медаль, имело две стороны: для патриота одна, для изменника другая.
Сведений о внешности кипчаков собрано достаточно. Чуть скуластые, рыжевато-белокурые, голубоглазые были они, такими их увидел в V веке византийский по-сланник Приск, отметивший рыжую бороду Аттилы. И сегодня подобные лица не редкость в Хакасии, например. А вспомним упомянутые стоны римлянина о «бело-курых варварах», нагрянувших в Рим... Конечно, за века внешность народа из-за смешанных браков менялась, но столетия не могут изменить облика предков. Гене-тический код не меняется, векам такое дело не по силам. Политикам тем более.
Это доказал в 1977 году прекрасный казахский ученый О. Исмагулов в книге «Эт-ническая геногеография Казахстана». Его работа взрывала стереотипы. К сожале-нию, тот «информационный взрыв» пришелся на время советской науки, книгу аре-стовали, автора отстранили от работы, но отдельные экземпляры кое-где остались.
Подобные исследования вели на Украине, в России, но и они легли на архивную полку безвестными. Советские партийные бонзы посчитали их слишком «расист-скими
Добавлено: 19 Июня, 2009, 00:25
Датский исследователь Вильгельм Людвиг Томсен (1842 — 1927) в 1893 году де-шифровал рунические надписи, установив их тюркское происхождение. Выдаю-щийся языковед, он в 1909 году стал председателем Датского научного королевско-го общества. На русский язык переведен его доклад, представленный Датскому ко-ролевскому научному обществу в декабре 1893 года. Перевод выполнил российский коллега Томсена, который тоже занимался расшифровкой орхоно-енисейских над-писей, найденных на Алтае. Имя его Фридрих Вильгельм Радлов (1837—1918). Не-мец по происхождению, он с 1858 года жил в России под именем Василий Василье-вич. Радлов один из основоположников сравнительно-исторического изучения тюркских языков. Подробно о расшифровке тюркских надписей см.: Аджи М. Ев-ропа, тюрки, Великая Степь.
Прав Шекспир, «еретик не тот, кто горит на костре, а тот, кто зажигает костер».
Самые поздние «тюркские» бумаги, обнаруженные в Германии, — это документы графов Фуггеров из Аугсбурга, что под Мюнхеном, они датированы 1553 — 1555 годами, там приведен текст 1515 года, его умело скопировал агент графа. Возмож-но, то была чья-то последняя фраза, произнесенная по-тюркски. А самая поздняя в той эпохе книга о языке «гуннов» — работа венгерского ученого Телегди, она вы-шла в 1598 году и вызвала скандал в церковной науке, которая уже господствовала в Европе.
Благодаря Томсену скандал повторился в XIX веке, случилось неожиданное: уче-ный прочитал рунический текст по-тюркски, и мир узнал, что древние венгерские или германские руны есть не что иное, как алтайское письмо. Вряд ли то было от-крытием, скорее воспоминанием. До начала инквизиции Запад отлично знал, язык гуннов — тюркский язык. В подвалах Церкви хранятся библиотеки на этом «гунн-ском» языке.
Вот почему существует отмеченный историками «провал в хронологическом моно-лите, зияющий между восходящими к VIII веку древнетюркскими надписями и се-кельскими рунами, впервые появляющимися лишь к началу XVI века».
Инквизиция заставила людей многое забыть. Книги тюрков в Европе с XIII века пе-реводили на латынь, а оригиналы жгли или прятали. В кострах горело прошлое кон-тинента, его память. Нелепо исчезали страницы истории, многие навсегда. Та судь-ба постигла и богослужебную, и светскую литературу... Но «рукописи не горят»!
Например, немецкие «Смерть Альпхарта» или «Песнь о Роланде» когда-то звучали иначе, ведь их сюжет взят из древних тюркских поэм — сходство разительное! До мелочей. Это и заметил академик Жирмунский. Оказывается, знаменитые сказки о Коте в сапогах, Аленьком цветочке, Колобке, Братьях-лебедях знали на Алтае до Великого переселения народов.
Удивительно? Еще бы...
Изучая германский эпос, Жирмунский отмечал особую роль коня. Это помощник героя, его собеседник. Мотив прослеживался от древних сказок Алтая и иранской «Шахнаме» до старофранцузских и старонемецких баллад. Одно и то же. Выходит, западные рыцари всего лишь «копировали» тюркских богатырей?.. Так, поступки знаменитого Роланда точно такие, как алтайского богатыря Улан-Хонгора. Они же близнецы-братья. Лишь имена другие. И время жизни.
Надо сказать, исследователи не раз отмечали это поразительное сходство. «Уже давно было высказано предположение, что сакам (выходцам с Алтая. — М. А.) принадлежит значительная часть иранского народного эпоса и эпический цикл, свя-занный с Рустамом, — пишет Р. Фрай. — Благодаря открытию в Восточном Турке-стане фрагментов согдийской версии сказания о Рустаме сакское происхождение большей части преданий о Рустаме, вошедших в «Шахнаме» Фирдоуси, становится вполне вероятным». И далее: «Имеются данные о том, что именно парфяне придали иранскому эпосу ту форму, в которой он был записан при Сасанидах и дошел до Фирдоуси».
Жирмунский же посмотрел еще дальше, на то, как мотивы сказаний находят свой исток в алтайской сказке и распространяются в «Шахнаме» и далее в старинном французском и немецком эпосах. Этим и ценна его уникальная работа.