Разделы

Новости
Об игре
Учебник
ЧаВо
Файлы
Галерея
Видео
О сайте
Форум

Голосование


Каким образом вы предпочитаете узнавать стоит ли игра или мод вашего внимания?

Вы можете выбрать 7 вариантов ответа.
















Реклама




avatar
Различные заметки о Rusmnb.ru и не только
Владелец:
Всего записей/комментариев: 77 / 354
Всего просмотров: 138006

Рейтингов: 0

* Просмотров

Принципы модостроения в геймдеве
Категория: Об играх
Чтение разрешено: Всем
Добавлено: 18 Февраля, 2013, 14:01
Комментарии: 4 (разрешено Всем)
Просмотров: 1554

Голосов (нажмите для оценки): 10, Рейтинги:

Запись размещается в ключе "немного запоздалые размышления о модостроении в M&B и игровой индустрии в целом".

Все фанаты M&B привыкли к разнообразию модификаций. Моды про античность, моды про средневековье, моды в тематике фентези. Глобальные модификации, небольшие ребалансы или правки определенных частей игрового процесса... обновленная графика, новое оружие, новые фракции... в общем, проектов настолько много и они настолько разнообразные, что каждый игрок имеет возможность выбрать мод на свой вкус. О феномене M&B было написано уже не мало статей. Очень показательным, например, является обзор Mod and Blade от Питера Парриша - человека достаточно далекого как от модостроения в целом, так и фанатизма к игре Taleworlds в частности. Большинство рецензий на M&B и Warband описывают эту сторону игры как несравнимый практически ни с чем плюс. В некотором смысле они правы: игру, схожую с нашей найти довольно сложно. Это определенный показатель и датчик развития игровой индустрии. В некотором смысле это один из путей развития игродела. Он бы был чертовски интересен игрокам, если бы не казался тупиковым для многих издателей. И вот почему...

Что мы вообще можем сказать о пользовательском вкладе? В первую очередь то, что такой вклад возможен только с позволения разработчиков. Конечно, существуют примеры когда модификации появляются даже для максимально закрытых игр, но вклад таких модов а правило незначителен. И так, наше первое умозаключение — это то, что существует два кардинально отличающихся подхода к модам: «делайте, что хотите» и «мы и без вас обойдемся». В каждом из вариантов допустимы определенные отклонения вроде «... на самом деле мы не даем вам всю полноту «власти», но вы действительно можете делать достаточно интересные моды» или «в принципе, теоретически моддинг возможен, но вам придется пройти все уровни ада прежде, чем вы сможете что-то создать». В конечном итоге ярким индикатором подхода является кнопочка «моды» в игре или лаунчере или что-то подобное (в более ранних играх на это намекала папка mods в директории игры). Она как бы говорит нам «да, да, творите или используйте результаты трудов других игроков». Правда, это не означает, что творить действительно просто или для этого есть все необходимые инструменты.

Давайте взглянем на несколько примером. Сначала наиболее известные. Серия Total War. Тут, в общем-то, и рассказывать ничего не надо. Все, кто более-менее серьезно увлекался этой серией, знают о громадном количестве модификаций для Medieval 2 и Rome. Здесь молотки тружеников разошлись на полную силу и создали самые различные проекты. Из их числа, например, можно отметить Русь: Total war, The Third age : Total war и многие другие. Между тем, многие наверняка заметили, что в последующих частях серии уровень моддинга начал падать, хотя популярность серии в целом вроде как осталась на достаточно высоком уровне. Связано это с тем, что разработчики стали уделять мододелам гораздо меньше внимания — исчезли одни инструменты, начались задержки с выходом другим и т. п. В результате большинство стоящих модификаций в серии до сих пор выходят на старом «средневековье». Можно, конечно, предположить, что связано это с довольно длительным сроком разработки модов, но ведь и среди проектируемых проектов ничего интересного для других игр серии нет. Бывают и обратные ситуации, хотя они встречаются реже: еще более популярная серия The Elder scrolls не только не растеряла потенциал для моддинга, но даже и усилила его. Здесь, правда, надо отдать должное Steam с его «мастерской».

Или вот, к примеру, серия игр Paradox. Пожалуй самая богатая на «коммерческие» моды серия. То есть, на те проекты, которые в ходе разработки стали платными дополнениями. Самый близкий аналог в случае с Mount & Blade – это, конечно, «наполеонка»: когда-то бывшая бесплатным модам, она через некоторое время получила поддержку официальных лиц и даже стала базой для формирования перспективной команды разработчиков. Впрочем, и бесплатных модификаций для глобальных стратегий «парадоксов» хватает. И здесь уже виден совсем другой подход: разработчики не только не понижают планку, но и всячески стараются показать, что их игры просто созданы для моддинга (почитайте хотя бы их дневники разработки). Но это Paradox – этакая белая ворона в стае совершенно одинаковых издателей. Для всех них модификации — это всего лишь возможный пиар ход, но не более того. Впрочем, бывает и так, что моды рассматриваются как опасный конкурент для официальных дополнений и это особо запущенные случаи.

Впрочем, чаще всего встречаются примеры вроде Company of Heroes. С одной стороны — это довольно популярная игра, интерес к которой породил и стремление игроков ее изменить. С другой — особо сильной поддержки разработчиков нет. То есть, в данном случае практически все инструменты для моддинга созданы самими игроками, а от разработчиков потребовалось лишь сделать движок более-менее удобный для творчества сторонних лиц. Все остальное достигнуто исключительно из-за популярности игры в целом и особенностей жанра.

А теперь вернемся к Mount & Blade. Что мы видим здесь? Несмотря на наличие некоторых проблем, поддержка со стороны разработчиков более, чем заметна: есть инструменты (хотя, и  далеко не идеальные), есть целый раздел на официальном форуме, наконец, что очень важно, есть полностью открытый движок. Кроме того, не ведется никакой борьбы и даже неофициально поддерживаются такие вещи, как WSE. К чему привила такая поддержка? Ответы очевидны: с одной стороны — к обилию самых различных модификаций, а с другой — к тому, что уровень лояльности к продуктам на базе M&B (в первую очередь речь идет о «Огнем и мечом») заметно ниже планового. Причина банальна: зачем нам что-то платное если есть столько бесплатных аналогов. Любое дополнение воспринимается как еще один мод, за который хотят деньги. Все просто и очевидно, но эта локальная проблема, которая большинство как проблема даже и не воспринимается, является очень неприятным индикатором для остальных издателей. Если Paradox занял довольно интересную нишу, а моды для Skyrim все равно не заменят официальных дополнений исключительно из-за масштабности бренда (я не готов сказать, есть ли для модов какие-то технические ограничения), но для многих других моды являются крайне опасным врагом. Здесь, конечно, остается достаточно обширное поле для дебатов: насколько опасность действительно велика, как поддержка мододелов может увеличить популярность самой игры и т. п., но итог очевиден: пока что игровая индустрия не готова к качественному шагу вперед. Она фактически зависла где-то посередине: многие разработчики оставляют место для творчества, но действительно серьезную поддержку при этом не оказывают.

Именно поэтому M&B всегда будет оставаться ярким, но неэффективным примером. Игра, ставшая крайне популярной именно из-за модов, игра, которая в масштабах игровой индустрии так и не стала проектом класса AAA. Остается не разгаданным лишь один вопрос: не стала вопреки или не стала благодаря? И если виноваты в этом мододелы, то так ли уж это плохо?
1 - Re: Принципы модостроения в геймдеве
От NightHawkreal в: 18 Февраля, 2013, 16:24
МиБ ААА игрой не мог бы стать и с модами и без, он слишком уж... специфичен. Вот чего я реально боюсь - это того, что разработчики встанут на пути модинга во второй части.
2 - Re: Принципы модостроения в геймдеве
От Invictus в: 18 Февраля, 2013, 20:27
Подход к моддингу в M&B тоже эволюционировал постепенно. И вообще моддинг появился при уже сформированном костяке сообщества, причем не совсем намеренно. Все началось с расшифровки ресурсов игры фанатами. И только когда появились первые модификации вроде "Magnificent Seven", разработчики пошли навстречу мододелам.

Кстати, M&B далеко не идеал в плане модостроительства. Эталоном в этом направлении до сих пор является Цивилизация, в частности 4я и 5я части, для которых есть официальный инструментарий для полного цикла разработки модов и открытый исходный код игры для неограниченной свободы действий мододела. Кроме того, наиболее успешные моды регулярно попадают в официальные аддоны. И, что самое главное, это совсем не мешает Цивилизации быть ААА тайтлом.

Ну и по поводу ОиМ стоит отметить, что недовольство вызвало в первую очередь весьма посредственное качество продукта, откровенно не дотягивающее до уровня хороших модов. За ту же Наполеонику деньги платили аж бегом и с удовольствием.
3 - Re: Принципы модостроения в геймдеве
От Van в: 02 Марта, 2013, 10:09
Я тут выскажу крамольную мысль :) Многие даже будут ей недовольны скорее всего.
Поскорее бы эта вся игровая индустрия развалилась. И Талеворлдсы с МиБом молодцы, делают все для этого! Потому, как делать деньги на таких сомнительных развлечениях, недобросовестно. А вот дать возможность для модинга или другого вида творчества (на этой базе) людям, очень полезно.
4 - Re: Принципы модостроения в геймдеве [3]
От Nemoybereg в: 06 Марта, 2013, 03:08
Согласен, пусть развалится вся эта индустрия :), но пусть этот "развал" TW не коснется.
«Января 2023
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
« Архив 2023
Января
Февраля
Марта
Апреля
Мая
Июня
Июля
Августа
Сентября
Октября
Ноября
Декабря
Категория
PortaMx Blog Extension v0.953 | PmxBlog © 2008-2010 by PortaMx corp.

Список игр

Важное о модах

Наши моды
Русь 13 век
Мододельня
Обмен опытом
Обзоры

Discord

Пользователей
Сейчас на форуме
Пользователи: 2
Гостей: 336
Всего: 338
СиЧЪ Total War
Сайт "Всадники Кальрадии" не является СМИ. Администрация не несет ответственность за высказывания и публикацию каких-либо материалов, сделанные любыми пользователями форума, в том числе посредством личных и публичных сообщений. Материалы, размещенные на ресурсе третьими лицами, могут содержать информацию, не предназначенную для лиц, не достигнувших совершеннолетия. При обнаружении на ресурсе материалов, нарушающих законодательство Российской Федерации, необходимо обращаться к администрации.
Сайт работает на быстром VPS/VDS хостинге от FASTVPS