Архитектура
Архитектура Ирана и Афганистана отражает победу феодальных отношений, развитие ремесла и расцвет городов восточного средневековья. Города старого типа, возникшие еще в рабовладельческую эпоху, либо вовсе прекращают свое существование, либо меняются коренным образом.
Стилистически архитектура эволюционирует от сдержанных и конструктивно оправданных форм ранних сооружений (12—13 вв.) к усложненным, изобильно украшенным памятникам времени расцвета феодализма (14—16 вв.). Особое развитие получают порталы, благодаря чему здания приобретают ярко выраженную фасадность и плоскостность. Узорная орнаментация, выполненная из основного строительного материала (обожженного кирпича), к 13 веку сменяется полихромным декором из поливного изразца.
Планировка городов. На архитектурный облик городов накладывали определенный отпечаток нормы ислама, а также природные и климатические условия, сказавшиеся на планировке и материале сооружений.
С момента арабского нашествия, совпавшего с утверждением феодального строя, в Иране и Афганистане возникают города, как правило, состоящие из трех частей: ядром являлась цитадель (арк), помещавшаяся на естественном или насыпном холме. В цитадели проживали правитель или наместник, его семья, гвардия и челядь. Помимо двора правителя, в арке находились дома важнейших придворных, казармы, мечеть и мастерские по выделке оружия. Арк замыкался кольцом стен, перемежавшихся башнями.
Вторая часть города называлась шахристаном. Здесь размещались правительственные учреждения — диваны (род приказов, министерств), пятничная мечеть, высшие духовные училища — медресе, квартальные мечети и базары, особняки знати и многочисленные жилые дома. За шахристаном шло второе кольцо стен. По названию этой части, феодальные города Ближнего Востока принято называть городами типа шахристана.
Третья часть — ремесленное предместье — рабад. На базарах рабада продавали то, что неудобно было везти в город: топливо и фураж, торговали верблюдами и лощадьми; там размещались бойни, дубильные мастерские, производство мыла и т. д. В рабаде также находились странноприимные дома — ханака и гостиницы для приезжающих купцов — караван-сараи.
Примером иранских феодальных городов домонгольского времени могут считаться Рей, близ Тегерана, Шираз — на юге; для Афганистана — Газна» Кабул.
Следует подчеркнуть, что феодальные города не обязательно имели центрическое построение. Планировка подчинялась рельефу местности, и случалось, что арк был расположен не в середине поселения, а около одной из городских стен (например, Герат ).
Культовые сооружения Ирана 7—13 веков. С приходом арабов, привнесших ислам, в Иране изменилось культовое зодчество. На смену зороастрийским храмам и захоронениям пришли мечети и погребения в земле.
Мечеть Тарик-ханэ в Дамгане. Наиболее ранней является мечеть дворового типа в Дамгане (7 в.). План мечети знаком по сооружениям Халифата — галерея вокруг внутреннего двора и многоколонный зал на одной из сторон. Строительный материал, наиболее распространенный в Иране, — кирпич. Из него сложены приземистые колонны, сверху оштукатуренные; капители отсутствуют их заменяют плиты — абаки, на которые опираются пяты стрельчатых арок.
Так же, как и в других районах Халифата, в архитектуре чрезвычайно широкое распространение получает орнамент по сырой штукатурке в трех основных разновидностях — растительный, геометрический, эпиграфический фриз (например, Наинская мечеть, 10 в.)
Дворовая мечеть не удержалась в Иране «в чистом виде». После распада Халифата (с 10 в.) в Иране и на других территориях, ранее подвластных арабам, наблюдается возрождение старых местных форм. В архитектуре перерабатывается и используется наследие прошлых эпох, в том числе арочные порталы — айваны.
Окончательным типом культового сооружения явилась четырехпортальная (или четырехайванная) мечеть (например, мечети в Гюльпайгане и Ардистане).
Пятничная (сельджукская) мечеть в Исфагане. Наиболее классическим примером домонгольского времени является пятничная мечеть в Исфагане. Она сооружалась, главным образом, при сельджуках в 11 веке, но многократно расширялась.
Самарра была покинута Аббасидами в годы, когда силы халифата неудержимо слабели. Однако Багдад вплоть до разрушения его монголами в 1258 г. сохранял значение крупнейшего культурного центра. Наряду с ним развивались и другие города, особенно Дамаск, Алеппо, Триполи.
Архитектура Ирака и Сирии 10—13 вв. развивалась, обогащая строительные приемы предшествовавшего времени. Здания больших мечетей строились по типу мечети Омейядов в Дамаске, с колонным залом и аркадой вокруг внутреннего двора. Такова, например, большая мечеть в Алеппо, основанная еще в 8 в., но капитально перестроенная в начале 13 в. Интересный памятник зодчества представляет минарет мечети, датированный 1090—1091 гг. В архитектуру четырехгранной призматической башни тонко введен изящный донор. Рельефные арки, опирающиеся на полуколонки, обогащают каменную поверхность стены, не нарушая ее монолитности.
Для монументального арабского зодчества 11—13 вв. характерны поиски объемно-пространственных композиций, особенно применение куполов на тромпах. В Дамаске в этот период получили распространение купольные сооружения, состоящие из массивной, часто кубической нижней части, двухъярусного многогранного барабана, и поднятой им вверх полусферы купола. Художественная выразительность этих зданий основана на контрасте верхних ярусов, облегченных множеством стрельчатых окон и декоративных ниш, и монолитного тяжелого нижнего блока.
Оригинальный вариант этого типа представляют мавзолей Нураддина (1167) в Дамаске и мавзолей Зубайды около Багдада. Верх зданий решен в виде своеобразной пирамиды из уменьшающихся ярусов, члененных множеством нишек. Такое покрытие напоминает выраженную во внешних формах здания структуру сталактитового свода. Для фасадов мечетей и медресе 12 и 13 столетий характерно выделение на глади монолитной каменной стены портала с высокой и узкой стрельчатой нишей, увенчанной тонко разработанным сталактитовым сводом. Верх портала, возвышаясь над стеной, как бы фланкирован двумя строго симметрично помещенными ребристыми куполами, поднятыми на многогранные барабаны.
Художественной выразительностью обладают и многие крепостные сооружения Сирии и Ирака, сохранившиеся от 11 —13 столетий. Среди них особенно выделяется цитадель в Алеппо, архитектура которой свидетельствует не только о высоте инженерного искусства строителей, но и об их художественной одаренности. Стены, башни и выдвинутые вперед ворота с мостом через ров образуют живописное целое. Своеобразное украшение башен представляют ряды машикулей, а также арки и ниши, иногда орнаментированные. Все это смягчает суровый облик цитадели, придает ее архитектуре торжественность, нарядность.
(http://travel.risingresearch.com/syria/img/al/aleppo-castle5.jpg)
(http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2007/10/05/028.jpg)
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/91/Aleppo_citadel001.jpg/240px-Aleppo_citadel001.jpg)
(http://sl.photo-traveller.net/Foto/SyrJord/SyrJor2006/006.jpg)
(http://i042.radikal.ru/0912/f6/46ce973cc08f.jpg)
Цитадель в Алеппо.
(http://i052.radikal.ru/0912/0c/defee0356039.jpg)
(http://navigatorblog.ru/wp-content/gallery/alhambra/ga8.jpg)
(http://dreamvoyage.ru/photos3/alhambra_3.jpg)
(http://signorina.ru/uploads/posts/2009-05/1243348171_alha-2.jpg)
(http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//45/735/45735212_P1010428.JPG)
(http://dreamvoyage.ru/photos3/alhambra_1.jpg)
(http://pics.livejournal.com/marina_pavlova/pic/001q65qt/s640x480)
(http://img-fotki.yandex.ru/get/13/marianchik2007.4/0_86a5_b982c1bd_-1-orig)
(http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000004/pic/000012.jpg)
(http://img-fotki.yandex.ru/get/13/marianchik2007.4/0_869c_f074dd7b_-1-orig)
Альгамбра.
Несколько иной характер имеют так называемые Ворота Талисмана, построенные в Багдаде в 1221 г. Монументальное башнеобразное сооружение украшено изящными скульптурными деталями. Над аркой помешены изображения драконов. Их змеевидные тела, исполненные высоким рельефом, причудливо извиваясь, заполняют тимпаны, а над вершиной арки между голов чудовищ находится фигурка сидящего человека. Этот интересный и редкий по сюжету памятник свидетельствует о сохранении скульптурных традиций в искусстве Ирака.
(http://chromatism.net/current/images/talismangate.jpg)
(http://static.panoramio.com/photos/original/2706722.jpg)
Ворота Талисмана.
В период Аббасидского халифата высокого развития достигло искусство каллиграфии, чему, несомненно, способствовал расцвет научной и художественной литературы на арабском языке. Наиболее ранним и широко распространенным уже в 7—8 вв. был так называемый куфический шрифт, отличавшийся прямолинейностью и подчеркнутой угловатостью начертания. Разновидностью его является цветущий куфи, в котором основное начертание букв сопровождалось сложными переплетениями стилизованных растительных мотивов.
В 9—10 вв. выработалось также шесть других канонических почерков арабского шрифта.
(http://i056.radikal.ru/0912/70/e8168a59e10a.jpg)
Миниатюра из "Макамы" 1237 год.
(http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=9816)
Другая миниатюра из "Макамы".
Нам пока мало известны памятники иракской и сирийской живописи 11 —12 вв. Тем больший интерес представляют произведения миниатюры первой половины 13 в., дошедшие до нас в виде книжных иллюстраций, исполненных мастерами так называемой багдадской, или арабо-месопотамской, школы. Круг произведений, охватываемых этим названием, сравнительно невелик. Сюда относятся миниатюры, украшающие одну из популярных книг того времени — «Маками» ал-Харири, а также иллюстрации к научным трактатам.
Среди рукописей естественнонаучного содержания в качестве примера можно назвать «Фармакологию» Диоскорида, иллюстрированную в 1222 г. художником Абдаллах ибн Фадлем. Миниатюры «Фармакологии» представляют обычно двух-фигурные композиции. Все фигуры и предметы расположены в одном плане, параллельно плоскости листа. Фон чаще всего гладкий, по существу, это желтоватая плотная, гладко отполированная хрустальным яйцом бумага манускрипта. Красочная гамма в пять-шесть цветов не отличается богатством, преобладают оранжево-красные, тускло-зеленые, голубые, песочно-желтые тона, часто применяется золото. Несмотря на то, что художник достоверно передает внешний облик и одежды людей, созданные им образы несут в себе черты условно-символического характера. Так, в одной из миниатюр Ибн Фадля по сторонам лекарственного дерева помещены две крупные фигуры: богато одетого воина с копьем в руках и закутанного в плащ врача, который как бы сообщает о целебных свойствах растения. Между фигурами нет живого взаимодействия; напротив, мастер помещает между ними условно распластанное дерево, отчего композиция приобретает почти геральдическую симметрию. Конечно, между фигурами есть связь смысловая — воин может быть ранен, а врач излечит его при помощи растения, но эта связь выходит за пределы изобразительности и приобретает своего рода символический характер.
Особенный интерес в художественном отношении представляют иллюстрации к «Макамам» ал-Харири, сюжетом которых послужили рассказы о путешествиях и приключениях Абу Зайда из Саруджа, авантюриста и поэта; один из героев новелл называет его «отцом лжи, лукавства, всяких хитростей и изысканных рифм». Обилие сюжетных коллизий, живая передача сценок народного быта, характерные для произведения ал-Харири, открывали перед художниками широкие возможности иллюстрирования. Миниатюры изображают парадный прием у халифа и сцену в цирюльне, собрание ученых и отдых каравана в пути (илл. 6 а), праздничную процессию и корабль в море. Рукописей «Макам» существует несколько. Прекрасным экземпляром обладает Институт востоковедения в Ленинграде. Высоким художественным качеством отличается также парижский манускрипт 1237 г., иллюстрированный мастером Яхья ибн Махмудом.
По сравнению с иллюстрациями, исполненными Ибн Фадлем в «Фармакологии» Диоскорида, в миниатюрах «Макам» само восприятие реального мира и образное решение сложнее и богаче. Художники стремятся раскрыть сюжет, выявить ситуацию в изображенной сцене, более реально передать взаимоотношения людей. Показателен их интерес к бытовым сюжетам. В миниатюрах появляются первоначальные элементы повествовательности, но конкретная среда, в которой происходит действие, либо отсутствует, либо передана лишь намеком — введением некоторых деталей архитектурного обрамления или узкой полоски цветущего луга под ногами людей. Попытка изобразить множество человеческих фигур не всегда удавалась — иногда группа людей воспринимается как простое нагромождение, как аморфная масса. Но в некоторых миниатюрах мастера все же достигают большого успеха, умело связывая фигуры в единое целое, проявляя при этом тонкое понимание декоративности. Интересна миниатюра, изображающая праздничную процессию (илл. 8): компактная группа всадников со знаменами и штандартами возвещает барабанным боем и звуками золотых труб — карнаев — о ее приближении. Крепко и уверенно объединяет живописец все части этой композиции; на гладком желтоватом фоне листа из очертаний фигур людей и животных, развевающихся флагов и знамен, взметнувшихся к небу труб возникает своеобразный узор, как бы развертывающийся из единого центра. При этом движения грубоватых и приземистых фигур сохраняют естественность и лишены чрезмерной условности. Темно-коричневые, кирпичные, песочно-желтые лошади и верблюды, блекло-синие и оранжево-красные одежды, сочетание темных, граничащих с черным красок с обилием золота в украшениях, чалмах и в конской сбруе подчеркивают строгий и в то же время нарядный колорит этого произведения. Мастер отходит здесь от тех принципов элементарной тектоники, которые свойственны иллюстрациям «Фармакологии», и обращается к построению, отличающемуся значительно большей свободой и декоративной фантазией. В то же время миниатюры строятся не столько на основе ритмического сопоставления цветовых пятен, характерного для более поздних восточных школ миниатюры, сколько на объединении всех компонентов в сжатый композиционный узел. Художнику удалось создать целостный образ, исполненный силы и свежести.
Хотя иллюстрации всех рукописей «Макам» носят плоскостной характер, в некоторых из них появляется попытка условно передать пространство. Так, в одной из миниатюр ленинградского манускрипта, изображающей сцену в цирюльне, главные действующие лица расположены в центре, их окружает кольцо Зрителей. Художник решает задачу чрезвычайно упрощенно, однако уже сам факт обращения к ней — свидетельство творческих поисков багдадских мастеров. Это проявляется также в колорите, особенно в произведениях Яхья ибн Махмуда, который стремится обогатить и разнообразить красочную гамму, в целом еще довольно строгую и ограниченную. В миниатюре парижского собрания, где изображена проповедь Абу Заида в мечети (илл. между стр. 24 и 25), в одежде сидящих женщин мастер создает изысканнейшее сочетание мягких блеклых тонов: травянисто-зеленых, желтовато-золотистых, сиреневых, голубоватых, нежно-оранжевых. Цветовая изощренность и острота красочного видения в этой группе предвосхищает те крупнейшие достижения в области колорита, которые характеризуют дальнейшее развитие восточной живописи. Арабо-месопотамские миниатюры отличаются подлинной самобытностью. Византийские традиции оказались переработанными; их воздействие сведено к незначительным деталям — изображению нимбов или складок одежд, уже подчиненных орнаментальному принципу. Всем произведениям багдадских мастеров присущи общие качества: известная упрощенность художественного языка, отсутствие мелочной детализации, стремление к декоративной целостности образа, хотя бы в пределах ограниченной колористической гаммы. При некоторой примитивности они рождают впечатление внутренней силы, пусть во многом грубоватой, но яркой и притягательной, которая отличает это искусство.
На протяжении всего рассматриваемого времени и позднее Сирия и Ирак оставались крупными центрами развития художественного ремесла. Высокими качествами отличаются драгоценные шелковые и парчовые ткани, глиняные и фаянсовые расписанные люстром (Люстр — характерный металлический золотистый отблеск различных — чисто золотых, зеленоватых, красноватых, коричневатых и ли.юватых — оттенков, являющийся результатом вторичного восстановительного обжига специального красочного состава, наносившегося поверх уже обожженной оловянной глазури. Важной частью этого состава, от которой зависят цвет и оттенок люстра, являются соли меди, серебра, золотари, видимо, других металлов.) чаши и блюда, резьба по дереву и слоновой кости. Особенным совершенством обладают изделия из металла (бронза, железо), изготовлявшиеся главным образом в Мосуле, и стеклянная расписная посуда из Сирии (основные центры производства — Дамаск и Алеппо).
С развитием средневекового искусства изменились приемы обработки художественных изделий из металла; постепенно возросла роль орнамента и декоративной обработки поверхности изделий. В 12—13 вв. богато орнаментированная домашняя посуда — тазы, подсвечники, чаши, кувшины, блюда — имела чрезвычайно широкое распространение. Их поверхность целиком покрывали тонким кружевом орнамента, чеканного или гравированного. Наряду с многообразными растительными и геометрическими мотивами весьма большую роль играл эпиграфический орнамент. В переплетения узора и в пояса декоративных надписей нередко вкомпонованы медальоны с сюжетными изображениями.
Выдающимся образцом этого вида прикладного искусства является богато инкрустированный серебром бронзовый таз, изготовленный в Мосуле по приказу султана Бадраддина Лулу (первая половина 13 в.). Вся поверхность большого таза (диаметром 62 см) разделена на ряд концентрических поясов. В центральном круге изображены четыре сфинкса с переплетенными крыльями, вокруг которых шествуют крылатые грифоны. В остальных поясах на фоне мелкого меандрового орнамента помещен ряд фигурных медальонов со сценами охоты, единоборства, пирушек и танцев, а также изображения, олицетворяющие Солнце, Луну, планеты Юпитер и Венеру. Средний орнаментальный пояс образован исполненной цветущим куфи надписью с благопожеланиями.
Подобными чертами орнаментальной композиции отличается и так называемое Кашгарское блюдо, хранящееся в Гос. Эрмитаже (13 в.). Своеобразие его заключается в том, что в узор введены христианские мотивы. Главную роль в декоре играет широкий круговой пояс, в двенадцати фигурных медальонах которого изображены христианские святые. По борту блюда идет арабская надпись « обрамлении узких полос растительного орнамента.
Сирийское художественное стекло пользовалось широкой известностью и высоко ценилось не только в странах халифата, но и в средневековой Европе.
Наиболее распространенными видами изделий были большие лампады для мечетей (илл. 9), бокалы и кубки, вазы и бутыли (илл. 7), сделанные из белого или цветного (главным образом зеленого или синего) стекла и покрытые росписями золотом и цветными эмалями. В украшении лампад большое место часто занимал Эпиграфический орнамент: но основному фону, на который нанесен был тонкими линиями мелкий растительный узор, шли крупные белые буквы надписей с благо-пожеланиями.
Рассмотренные памятники архитектуры и искусства Аравии, Сирии и Ирака характеризуют высокие художественные традиции создавших их народов.
Значение художественной культуры народов Передней Азии прослеживается на протяжении всего средневековья. Однако после разрушительного монгольского нашествия (13 в.), а позднее завоевания Ближнего Востока турками (16 в.) зодчество и искусство Сирии и Ирака уже не играли былой крупной роли. Тем не менее самобытные арабские художественные традиции сохранялись и в это время, особенно в творчестве замечательных мастеров народных ремесел.
(http://www.iraq-nhdr.net/img/dost.jpg)
Мавзолей Зубайды.