Вако: японские пираты
Вако терроризировали берега Кореи и Китая, начиная с XIII века, и первоначально состояли в основном из военных, ронинов, торговцев и японских контрабандистов. Спустя два века, правда, произошёл значительный перевес в сторону китайцев.
Пираты начали активно промышлять в японских морях в начале XIII века. Вако в основном концентрировались на Корейском полуострове и в Жёлтом море до Китая. В те времена Китай запрещал своим подданным в личном порядке торговать с иностранцами, так что торговля между Китаем и Японией происходила исключительно на государственном уровне. Власти Китая полагали, что ограничение частной торговли заставит вако уйти в другие места, но это только привело к тому, что многие китайские торговцы решили торговать с Японией и дальше, только незаконно. Такие события вывели вако на второй важный этап развития – японские пираты в XVI веке сговорились со своими китайскими коллегами и усилили таким образом свои силы. За этот период состав и руководящая верхушка вако значительно изменились и стали более китайскими. К 1550-х гг. вако орудовали по всем морям Восточной Азии, заходя даже в такие большие речные системы как, к примеру, Янцзы.
Термин «wōkòu» китайского происхождения и японцы произносят его как «вако». В этом слове «wō» (倭) обозначает принадлежность к Японии, т.е. «японский», а «kòu» (寇) – «бандит, враг, агрессор». Самое раннее упоминание «вако» встречается в 414 году касательно японских агрессоров с Gwanggaeto Stele. Также этот термин используют китайцы и корейцы для пренебрежительно-оскорбительного наименования японцев.
Состав пиратской братии
По данным хроник династии Чосон, в 1395 году вако управляли несколько мелких и среднего размера даймё, располагавшихся в прибрежных районах Японии. В то время пираты состояли из мелких фермеров и рыбаков и в общей сложности размещались на 20-400 кораблях. Одной из главных причин для появления пиратства как такового стала феодальная раздробленность и политическая нестабильность в Японии того времени.
Существовали также и фальшивые вако, которые только прикидывались японскими пиратами. В летописях династии Чосон Суньмон Ли (Sunmong Lee) сказал так: «Я слышал, что в конце периода династии Корё, вако бродили по этой земле и крестьяне не могли противостоять им. Однако, даже если 1 или 20 из описанных случаев были совершены действительно вако, некоторые из наших крестьян были одеты в такую же одежду, собирались в группы и причиняли столько же бед…чтобы остановить всех этих дьяволов не существует ничего более актуального, чем Hopae (способ идентификации личности в то время)».
Точно так же, как и в японских летописях, в записях царства Мин после одного особенно крупного набега пиратов можно прочитать: «действительно японских пиратов приходилось трое человек из десяти, а остальные семеро были только лишь последователями».
Начиная с предложений Танака Такэо (Tanaka Takeo), широкое признание в Японии получило суждение, что репутация вако была заработана не только японскими моряками, но и теми, кто под них маскировался. И вышеописанная речь Суньмона Ли не была выдумкой, т.к. призывала властителя осознать всю серьёзность опасности вако для общества и важность того самого устройства для идентификации личности. Для того, чтобы отличить настоящих вако от поддельных (倭寇 и 假倭 соответственно), использовались разные способы. В частности, заявлялось также, что только три инцидента были вызываны фальшивыми вако.
(***)
Хидэёси
Когда Тоётоми Хидэёси в 1580-х гг. принял регентство над Японией, он вместе с Мином работал над прекращением деятельности пиратов и довольно таки успешно. Однако, как только Хидэёси покончил со всеми кровными родственниками своего давнего врага (клан Ходзё – Hōjō), он потребовал от корейской династии Чосон права пройти через её земли для того, чтобы вторгнуться в Китай. Корея отказала и Хидэёси напал на Корею и Манчжурию (1592-1598 гг.). Термин «вако» в данном случае использовался для обозначения нападающих, то бишь японцев. Первоначально Хидэёси удалось добиться кое-каких успехов, но потом Япония с треском проиграла адмиралу Yi Sun-sin из корейской провинции Jeolla, а подошедшие китайская и корейская армии заставили Хидэёси отступить.
Закат пиратства
Перед тем как исчезнуть окончательно количество пиратов постепенно уменьшалось и этому общему упадку есть несколько причин. Как правило, большинство вако стало возвращаться к традиционным для мореплавателей видам деятельности и закон, запрещающий торговлю морем постепенно сошёл на нет. История приводит множество примеров, один из которых весьма парадоксален, но тем не менее он был: в 1550 г. португальцам было выдано разрешение селиться в Макао в обмен на союз с Мингом против Вако. Португальцы устроили две операции, о первой из которых можно найти упоминания в письмах к Чжу Ваню (Zhu Wan), одному из лидеров антипиратских кампаний. Второй случай лучше документирован и рассказывает о совместном китайско-португальском противостоянии пиратам в дельте реки Жемчужная в 1564 г..
Кроме того, появление португальцев привело к ослаблению торговых ограничений, во всяком случае в районе Кантон. Возможно, само присутствие хорошо вооружённых португальских судов способствовало снижению активности пиратов. Кроме того, взаимодействие с портгульцами привело к упразднению системы дани, что в конечном счёте благотворно сказалось на местных легальных торговцах. Но более вероятно, что португальцы могли предложить товары из Индии и Индонезии по более привлекательной цене, что делало их своего рода контрабандистами по отношению к вако. Вако не могли выдержать такой конкуренции и в итоге вернулись к обычной деятельности.
Хидэёси также нанёс обширный ущерб деятельности пиратов. Два законопроекта в особенности подорвали само существование пиратов. Первый из них это знаменитый закон из «охоты за мечами», начатой в 1588 г. Охота за мечами была одной из основных причин конфискации даймё оружия у крестьян – таким образом была нивелирована возможность вооружённого бунта. Даймё, чьи религиозные убеждения и лояльность по отношению к Хидэёси вызывали сомнение, были подвергнуты репрессиям. Фактически, такие действия Хидэёси разоружили и вако, т.к. им больше негде было приобретать оружие, да и сами они теперь вдвойне, если не втройне преступали закон. Второй законопроект был направлен непосредственно против пиратов, в частности, представители даймё пытались всеми правдами и неправдами получить подтверждение того, что мореплаватель не участвует в налётах и грабежах. Если бы какой-нибудь даймё вздумал противиться выполнению этого приказа и позволил вако и дальше заниматьяс их ремеслом, то его владение было бы просто конфисковано.
Политика Кореи, нацеленная на мир, взяла вако под контроль в конце XV-XVI вв. После корейского вторжения на Цусиму в 1491 г., активность вако в Корее сильно упала. В 1426 г. король Sejong изменил внешнюю политику с позиции войны на позицию мира и открыл для торговли с Японией три порта на побережье. В 1443 г. Корея и Япония подписали соглашение, подразумевавшее, что Япония будет контролировать деятельность вако, а также узаконившее торговлю между корейским портов и островом Цусима. Также была предпринята попытка построить специальную торговую область Waegwan, которая, однако, не предназначалась для постоянного проживания. Благодаря добрососедской политике Чосона активность вако снизилась и между Кореей и Японией установился мир. Однако японцы позже попытались расширить масштабы торговли и попытались устроиться на постоянное проживание в Waegwan`е, что привело к очередному спору между странами. В 1510 г. деятельность японских торговцев в отведённых трёх портах была пресечена корейской армией, а сами порты были закрыты до 1512 г. Перед японским вторжением в 1592 г. для официальной торговли был открыт только один корейский порт Jaepo.