Я бы добавил ещё 1 критерий - протяженность границ, в оценке объективности. Что толку в качестве войск, если ты не можешь оперативно собрать ещё 5-6 стеков своих верных соратников и пойти громить недруга. А когда соберешь и дойдет до дела, некоторые армии начнут расходиться "по своим делам" только уже от долгих переходов. Не имеющее должного числа войско тут закидают шапками очень легко, ещё легче чем в оригинальной игре, почти нет смысла воевать "в одиночку". Поэтому считаю разумным учесть и скорость сбора наибольшей ударной группы из армий, т.к. из этого следует насколько удобно реализовать военную мощь юнитов. Каюсь, сам я играл не за всех, но воевал точно со всеми.
Итак, объективность в порядке убывания, подробности под спойлерами:
1.Казаки Стойкая пехота и стрелки, все города и крепости очень близко - очень быстро можно собрать армии союзников, да и до противников рукой подать, а значит наибольшая эффективность сопровождения союзников и при обороне и при нападении. Мощная стратегическая инициатива государства.
2.Московиты Неплохие стрельцы, штурмовую пехоту может заменить мощная кавалерия. Расстояния большие кругом, и до врагов далече, но и им до нас далеко! Из-за главного квеста героя очень охотно поддерживают бояре, будучи царем он переманивает вражеских "лордов" - тем больше становится союзных армий, в итоге московиты очень быстро могут покрасить всю карту, если не будут "тормозить". "Долго запрягаем но быстро едем". Средняя, но быстро растущая стратегическая инициатива государства.
3.Шведы Наиболее мощная армия во всех отношениях, удобная и в обороне и в нападении. Но при этом юниты дороги в содержании. Средняя протяженность границ, средняя дистанция до потенциального противника. По мере завоеваний все сложнее собирать союзников, т.к. от них отдаляешься а врагов то все больше и они на своей земле собираются быстрее. Средняя, убывающая стратегическая инициатива государства.
4.Крымчаки Отичная легкая пехота и конница, лучшее ополчение. Плоховатые огнестрельщики, одни косые, а у других мундиры самые тонкие в мире. Масса конных лучников в чистом поле доминирует вначале, т.к. почти ни у кого нет щитов. Но штурмы татарам тяжело даются, в т.ч. и вагенбергов. Малая протяженность границ и своих и противников, удобно собирать буквально орды и обрушиваться на врагов. Мощная, убывающая стратегическая инициатива государства
5.Поляки Ничем не примечательные войска, легендарные гусары слишком цепляются за свои пики, даже там где лучше одноручное, а их сабли не эффективны против брони. У рейтаров сомнительные шпаги для ближнего боя. Панцирная кавалерия и драгуны не спасают положение. Вся надежда на поздних наемников. Средняя протяженность границ гос-ва, и оно окружено врагами со всех сторон, которые быстро собираются и норовят все пожечь и отхватить город-другой. Неудобно развивать наступление ни в одном направлении. Слабая, стремящаяся к нулю, стратегическая инициатива государства.
1. Королевство Швеция
Думаю, тут и объяснять нечего - самая сильная армия. Хорошо бронированные рейтары и мастера меча. Большинство кавалеристов и пехоты вооружены огнестрелом. Пикинёры также в неплохой броне.
2. Войско Запорожское
Несмотря на отсутствие брони и небольшой процент кавалеристов, берёт количеством огнестрельного оружия. Практически каждый юнит (за исключением голоты) держит в руках самопал, мушкет, либо пистоль. Такое количество пуль уложит половину отряда противника ещё на подходе.
3. Речь Посполита
Довольно сбалансированная армия. Вроде бы всё есть: кавалеристы, стрелки, пикинёры. Большее число армии составляют не защищённые жолнёры и пикинёры, которых быстро разбивают, а остальные стремятся к краю карты. От лучших воинов - гусаров, панцирных казаков и польских рейтаров по сути, толку нет - их слишком мало. Земли государства растянуть по всей карте, поэтому с первого дня игры их начинают забирать все кому не лень.
4. Московское царство
Находится практически на том же уровне и в такой же ситуации на глобальной карте, что и Речь Посполита. Плюсы - бронированная конница и бердыши у стрельцов. Разница в мелочах - боевые холопы уступают польским волонтёрам, боярские дружинники - крылатым гусарам и так далее.
5. Крымское ханство
Самая слабая армия: у большинства луки, вместо огнестрела, отсутствие брони. Много всадников, но они слабые (за исключением нукеров, асак-беев, но их очень мало). Есть янычары и сэймены с огнестрельным, но их также не хватает. В равном по количеству солдат бою любая другая армия без труда их разобьёт.