Вечерняя вахта шла своим чередом. Уже высыпали на небе яркие звёзды, светила полная луна. Было тихо и безветренно, только поскрипывали натянутые тросы между лодками и пирсами и поплёскивала вода. Дежурным по нижней территории части, так называемым дежурным по живучести, нёс вахту командир БЧ-5 одной из лодок, располагавшихся в гавани. Он только что совершил свой первый обход подлодок, мирно дремавших у пирсов, оформил в журнале несколько замечаний, так, особо ничего не значащих - ведь завтра заступит его друг или просто хороший знакомый, а если замечания будут серьёзными и его вздрючат, то будет цепная реакция. А кому это надо? В следующий раз ему будет несладко и придётся стоять на ковре перед флагманским механиком раком.
Это ещё хорошо, что в палдиской бригаде были более человеческие отношения между флагманами и командирами БЧ. В Лиепае, в 22-й бригаде, всё усугублялось наличием штаба эскадры. Как правило тон задавал комэск и начальник штаба. Бывало что дурость била через край, возможно это некая результирующая возраста, служебного положения и импотенции в постели? Как знать. А может проще – обыкновенная распущенность, проявившаяся с возрастом, всячески прикрываемая мифом о служебной необходимости?
Ведь ни для кого не секрет, что параллельно существовали два советских строя. И они весьма отличались друг от друга. Один - для всех простых людей. Они верили, а чаще не верили, но делали вид, что верят в коммунизм, социализм, моральные кодексы всяких строителей. Их постоянно куда-то посылали, ими руководили, им указывали и приказывали. А была жизнь параллельная, где были браки по расчёту между семьями партийных и военных функционеров. Где у их детей была жизнь без трудностей быта и проблем с хорошим трудоустройством. Когда кто-то кому-то звонил и вопрос любой сложности сразу же решался. Будь то квартира, садик для ребёнка, хорошая школа или престижный институт. Кто соглашался с некими правилами игры, тот легко шёл по служебной лестнице. Попробуй сделать замечание простому кап три, но одновременно внуку маршала. Кто сохранит к утру свои погоны – раздолбай или его начальник, готовый сожрать с потрохами нерадивого офицера –весьма большой философский вопрос.
Кто хотел идти выше, зачастую вынужден был давить в себе всё человеческое. Надо внушать страх и раболепие, чтобы по струнке, чтобы тряслись и разбегались перед тобой. Поэтому, дорвавшись до определённого положения и звёзд на погонах, были и такие, кто превращался в дуремара местного масштаба. Так бетонку от штаба эскадры до камбуза называли хромовштрассе, в честь предыдущего комэска. Особого уважения в этих словах не было. Просто когда комэск с офицерами шёл по бетонке, никто не имел права идти по ней кроме него или пересекать её. Чуть что, и кто-то нарушивший это ленное право, отправлялся сразу под арест. Было в этом что-то просто страшное и неприятное. Особенно если это только-только пришедший лейтенант, ещё не разобравшийся в местных феодальных порядках, и имеющий нежную психику курсанта пятого курса и отсутствие инстинкта самосохранения. Ну и начштаба эскадры был под стать. В бытность свою комбригом лиепайской бригады подлодок, тоже имел своеобразное прозвище – пьяный с бритвой. Причём бритва рассматривалась отнюдь не безопасная.
Вот там и приходилось крутиться дежурным, чтобы выжить. И дружественные отношения зачастую приходили в конфликт с желанием отдежурить, не будучи снятым за какую-нибудь мелочь. Хотя в глазах проверяющих она превращалась в целое преступление. Им тоже надо было отрабатывать свой хлеб. А проверяющих в Лиепае было как собак нерезаных. И дежурный по бригаде, и по эскадре, и по живучести, и политработники – этих в большинстве своём как под копирку делали. Везде правда исключения имеются, но у каждого есть право на свой взгляд со стороны. Хорошо было механикам, проведшим на корпусе лет пятнадцать, а то и двадцать, хотя таковых было немного. Те могли запросто указать флагмеху, своему бывшему однокласснику, направление движения, причём оно выражалось как правило коротко, но имело большую длину и неопределённую величину.
Да и кроме того среди дежурных существовали некие негласные правила, распространявшиеся на выпускников одного училища, одной специальности, своих друзей и хороших знакомых. В отношении них действовал принцип – не навреди. Лучше указать на недостатки дежурному по лодке, чтобы он тут же исправил или передал утром механику, что всегда вызовет ответную благодарность. В отличие от люксов, этих штурманов и торпедистов, механики всегда считали себя особой кастой. Те, как правило, раз-два и становились старпомами и командирами, толком не побыв в своей должности. Механик на дизелюхе проходил путь от движка до бычка, на нём было всё корабельное железо, которое он должен знать и ощущать своей кожей. Заботиться о нём и пестовать изо дня в день. Погоны сменялись, приходил опыт и уверенность. А дальше принимай решение – либо до седых волос в звании кап три на железе, либо на лодки консервации, спокойная служба, но будешь на подхвате –то на выход в море прикомандируют, то в автономку сходишь. Лишняя наплаванность не повредит, выслугу год за полтора никто не отменял. Или пробивайся во флагмана. Тогда можно и второго ранга получить. Ну и в сорок пять портупею на гвоздь, лапу к уху, пенсионную книжку с талончиками на первые пять лет и на гражданку. Там механики, да ещё члены партии хрен знает какого года, так долго не живут, всегда нужны. Можно получить квартиру в Таллине и устроиться в порту.
Дежурный уже готовился немного отдохнуть, как говорится, кинуть кости на застеленную тёмно-синим одеялом металлическую койку, немного расстегнув китель и ослабив портупею, как вдруг раздался звонок от дежурного по бригаде. Вот так всегда, только захочешь подумать о службе, придавив верхним отростком старую полупустую подушку, как надо вставать, делать подобострастное лицо и напрягать организм. А ведь так было хорошо…Погода, заступление на вахту, ужин, проверка дежурства. Всё так чудненько и вдруг – к вам едет… Кстати, кому там не спится в ночь глухую? Семьи что ли нет? Или приступ кипучей деятельности взял верх? Так есть же простое лекарство – ляг поспи и всё пройдёт. Ну что там ещё?
Дежурный сообщил, что к нему выехал комбриг на «Волге» с каким-то тёмно-зелёным микроавтобусом в сопровождении. Час был поздний, начальству вроде и делать здесь особенно было нечего. Ладно, спасибо за предупреждение, с меня причитается.
- Какого лешего ему надобно - подумал дежурный, но на всякий случай застегнул китель, надел пилотку, поправил повязку и портупею, и пошёл встречать нежданного гостя. Он вышел из помещения и увидел своего помощника, матроса Ахмедова. Тот предавался вечному занятию коротающих вахту матросов – курил , мечтательно поглядывая на небо. Ни дать ни взять Чингиз – хан перед завоеванием вселенной.
- Ахмедов, заканчивай курить, заправься и пулей на пирсы, предупреди верхнюю вахту, к нам комбриг едет,- отдал распоряжение дежурный.
- А зачем?- начал знакомую песню матрос. Так повелось, что в БЧ люксы поставляли в основном славянских ребят из Белоруссии, центральной России, Украины…Ну в маслопупы Родина щедро поставляла Ахмедовых, Кадыровых, Логвеладзе, Кудайбердиевых… Совсем редко попадались Ивановы или Кошкины, другим доверить БП-35 было как-то стрёмно. И вот каждому такому Ахметову надо знать – зачем и почему…После чего принять самостоятельное решение – выполнять приказ или нет. Разумеется в море такого не будет, но здесь, на берегу… Да и напрягаться в его-то годы…Ведь он уже отслужил почти два года, не полторашник как-никак.
- Я сказал бегом, а не зачем!- уточнил офицер. Вероятно это объяснило многое любознательному трюмному, после чего он медленно потрусил, имитируя бег.
- Ахмедов, твою мать, бегом! - тон дежурного изменился и матрос припустил чуть быстрее. Но когда он оглянулся и увидел, что кап три уже не смотрит в его сторону, перешёл на шаг и в развалочку направился к плавпирсу, где располагалось несколько подлодок, возле которых стояли вахтенные с автоматами.
-Хорошо ещё, что хоть относительно тепло,- подумал про себя дежурный. Заканчивался май, и, несмотря на затянувшиеся холода, погода радовала. Всё-таки 60-я параллель. Но Эстония это всё же не Север со своими памятными местами. К примеру Город Летающих собак – ветра, холод, доехать на транспорте невозможно. Одно слово, земля наша, но очень северная. Да и другие базы особым комфортом не баловали. Добраться до части проблема, не успел запрыгнуть в скотовоз, трюхай пешочком. Люди привыкают, но желающих покинуть северные земли предостаточно. Многих Север ломает, люди разводятся, многие жёны не выдерживают одиночества. Рассказывали знакомые, приехавшие в Учебный центр на переподготовку, что в Западной Лице если одномоментно всех разведёнок увезти на Большую землю, то сразу освободится квартир 500 и остро стоящий жилищный вопрос разрешится сам собой. Но вероятно политрабочие посчитали, что лучше очередная лейтенантская смена будет по этим бабам ходить да заниматься естественным делом, нежели будут пить и дурить. Глядишь, кто и женится, почему бы и нет? Или просто с бабами в тепле и уюте какое-то время поживут, пообвыкнутся. Так что пусть живут эти разведёнки, да получают северные алименты, которые успели детишек родить. Кто от одного мужа, кто от двух…А по советским нашим временам иметь рублей двести, а то и пятьсот, чем не жизнь? Да ещё и лейтенант какой-нибудь по ночам удовольствие доставит. Без обязательств, квартира есть, достаток имеется. Ну и почему бы и замуж не выйти?
Прибалтика на порядок выше во всех отношениях. Чистенько, приятно, можно в Таллин иногда всей семьёй выехать погулять. Час езды и ты в центре города. Кафешечки всякие, парки… Можно напрячься, попробовать перевестись либо в Учебный центр, либо в Таллинскую ВМБ, получить там жильё. Некоторые знакомые так и поступили. Всему своё время, надо будет съездить и прощупать почву.
Одним словом здесь намного лучше, чем во многих других местах. Бывало, что когда встречался с одноклассниками из Полярного, а сейчас начали перегонять оттуда 641-е на замену 613-му проекту в лиепайскую бригаду, те откровенно завидовали. Цивилизация, тепло… Да ещё и дома для них начали строить. Как послушаешь ребят за столом, так те просто из морей не вылезали. Гоняли их как гоблинов каких. Так что у нас в Палдиски самое то- подальше от вечных проверяющих, тихо, даже как-то уютно.
Хотя если бы не флотский... в общем, то трава высокая, то одуванчики слишком жёлтые, то наоборот всё здесь у вас высохло - одним словом докопаться можно и к столбу. А комбриг ещё тот фрукт. Ходили слухи, что у него в семье не совсем ладно, вот и проводит он время в части. И вроде там нашёл какую - то из строевой части, молодую и симпатичную. Бес в ребро, седина в бороду. Конечно это некоторое преувеличение – этому до седины и немощи… Ничего не скажешь, мужик видный, подтянутый, бабам такие… Ему бы в кино сниматься, цены бы не было. Всех киношных командиров бы переиграл как советских, так и белогвардейцев. Колчак ни дать ни взять. Да и бабёнка та, из строевой, положа руку на сердце, не сказать, что раскрасавица, но что-то в ней есть…
Иногда, после встряски дома, у комбрига начинался очередной служебный порыв. Ну и бывают загибы, если не сказать больше. Начнёт кого-то гнобить - по утрам снимать за ерунду, вечером ставить по новой. И так раз десять, пока не сломает очередного упрямца. Воспитательный процесс проведён. Вроде как и не нарушает ничего, а не по человечески. Не каждому комбригу быть человеком. Хотя этот вроде и ничего, вот перед ним был...Так все перекрестились, когда ушёл. Вообще был безбашенный, вернее башню снесло или заклинило.
А вот и машины показались, впереди комбриговская чёрная «Волга», за ним действительно какой-то военный микроавтобус. Вроде похож на УАЗ -452, в просторечье их называют буханкой. Странно конечно, но комбриг есть комбриг. Если приехал с кем-то, так может на рыбалку собрался. Тут у комсостава на соседних островах что-то вроде охотничьих угодий образовалось. Домик стоит небольшой охотничий, приезжают компанией, как правило вечером в пятницу и сети на выходные ставят. Там как приличный заповедник, лишние не допускаются. Только он, да командиры нескольких местных частей, ну и естественно учебного центра. Нечто вроде новых господ - феодалов. Плюс обслуга, несколько хватких мичманков с руками. Костерок или баньку растопить, сети поставить, рыбку да мясо закоптить, ушицу сбацать. Ведь не царское это дело... Для этого холопы нужны. А те и рады стараться, вроде как при начальстве в фаворитах... Жополизы, если не сказать...
«Волга» остановилась возле дежурного по живучести, оттуда легко вылез комбриг. Он был как обычно тужурке, хотя она была расстёгнутой и пилотке. Дежурный принял строевую стойку, приложил правую руку к пилотке и громко отрапортовал.
- Товарищ комбриг! За время...- начал механик, но комбриг внезапно его прервал.
- Так, хорошо. Всё нормально у тебя?
-Так точно, товарищ комбриг! Только что завершил обход лодок и территории, особых замечаний нет. Так, по мелочи, - ответил дежурный и поинтересовался.- Вы с проверяющими?
- Да нет, по делам. Кое-что надо сделать,- ответил комбриг и машинально посмотрел на сопровождавший его автобус. Тот спокойно стоял, ожидая команды.- Значит всё в порядке. Добро. Так, дежурный, нам к лодке консервации, которую вводят в строй. Садись в машину.
Дежурный сел сзади на сиденье, комбриг на своё место впереди справа от водителя, захлопнули дверцы, и машина неторопливо тронулась вдоль пирса. Возле трапа одной из подлодок с натянутыми леерами, где стоял верхний вахтенный с автоматом, «Волга» остановилась и комбриг с дежурным вылезли на пирс. Чуть тёплый морской воздух приятно бодрил. На посту рейдовой службы горели какие-то огни. Чуть вдали на фоне ночного неба периодически поблёскивал маяк Пакри. Было тихо. Небо было ясным и на нём ярко выделялся ковш Большой Медведицы, указывая на Полярную звезду.
- Товарищ капитан первого ранга! Верхний вахтенный матрос...-громко начал свой доклад матрос в робе, пилотке и чёрном ватнике с нашитым боевым номером на нём повязкой на рукаве. Из вооружения был стандартный АКМС и висящий на поясе штык –нож.
Комбриг торопливо прервал вахтенного.
- Всё, молодец, добро. Дежурного по лодке на пирс.
Но тот, уже извещённый нижней вахтой, спускался по скоб - трапу. Выйдя на пирс, поправил пилотку, повязку и портупею и бодро отрапортовал.
- Товарищ комбриг! За время моего дежурства происшествий не произошло. Дежурный по С- 277 капитан - лейтенант Фролов!
- Так, Фролов, есть, доклад принят, - ответил комбриг.- Значит так, в связи с планируемыми на вашем корпусе срочными работами, приказываю дежурство сдать, оружие и документацию передать дежурному по живучести. Вахту направить в береговой кубрик, назначить старшего на переход на верхнюю территорию.
- Дежурный по живучести! –комбриг развернулся к механику, стоявшему рядом.- Дежурным по лодке будет назначен один из офицеров сопровождения, в автобусе. Там же весь состав новой вахты. Завтра они сдадут вахту как положено новому наряду с экипажа консервации. Ну а ты капитан-лейтенант, после сдачи дежурства, ко мне в машину. Я тоже еду в городок, подвезу тебя до подъезда, если ты не против.
- Никак нет, товарищ комбриг,- ответил Фролов.- Только немного с вахтой непонятно...И как в журнале отметить?
- Я принял такое решение. В журнале особо не расписывай, только вахту сдал, вахту принял. Будет достаточно. Командиру я всё объясню. Так надо,- с некоторым нажимом сказал комбриг. И немного спокойнее, более шутливым тоном характерно прищурившись.- Вопросы есть? Вопросов нет. Всё, вперёд.
Из микроавтобуса вылезли офицер в кителе с погонами капитана третьего ранга в пилотке и несколько матросов в робах и ватниках. Дежурный по лодке про себя отметил, что на матросов как-то они не тянут, вид какой-то не такой. Возраст…И причёска...
- Фролов, тебя долго ещё ждать?- нетерпеливо прикрикнул через несколько минут комбриг, посмотрев на часы. - Да, дежурный по живучести, ко мне. Там намечаются небольшие сварочные работы, так что помоги с подсоединением и обеспечь, чтобы всё было как надо. Не мне тебя учить.
- Есть, товарищ комбриг! Отработаем,– козырнул дежурный, а про себя подумал,- когда же ты уедешь, наконец- таки, хоть посплю несколько часиков...
Тем временем заспанные матросы вылезли из лодки, часть из них до этого спала, их с трудом растолкали. Ночной свежий воздух быстро приводил их в чувство. Увидев комбрига на пирсе, все начали застёгивать ватники, поправлять пилотки и прекращать разговоры друг с другом.
- Так, Вавулин, ты старший на переходе в казарму, - скомандовал появившийся на пирсе сменившийся дежурный по лодке. - Приведёшь в кубрик, доложи дежурному. Помыться и спать! Давай, до понедельника…Я поехал.
- Есть, товарищ капитан-лейтенант! – скомандовал назначенный старшим радист. -Вахта, становись! Шагом марш...
Сменившиеся и не до конца осознавшие произошедшее матросы потрусили на верхнюю территорию. Кто-то тут же расстегнул ватник, засунул руки в карманы, кто-то закурил, кто-то засунул руки в карманы. По пути они негромко переговаривались друг с другом насчёт внезапно свалившейся им на головы халявы.
Тем временем «Волга» с комбригом и бывшим дежурным по лодке обогнала медленно бредущий строй вахтенных, проехала КПП, комбриг ответил на приветствие кивком головы дежурному мичману и машина, набирая скорость, помчалась в сторону городка.
- Как у тебя в семье, штурман? - внезапно спросил комбриг.
- Да так себе, не лучше и не хуже чем у других, товарищ комбриг, -ответил штурман.- Вроде развестись хотели, а вроде устаканилось немного. Ну даст бог, всё наладится.
- Да, у меня тоже... - начал было комбриг, но внезапно замолчал. - Так, тебе к какому подъезду?
- К третьему, товарищ комбриг.
Машина аккуратно притормозила. Хороший водитель был у комбрига, недавно взяли. То ли сверхсрочник, судя по годам, то ли так кажется...
- Спасибо, товарищ комбриг, спокойной ночи, - сказал вылезший из машины Фролов.
- Не за что, штурман, - ответил командир бригады. -Да, кстати...Особо не распространяйся о сегодняшнем. Ну всё, спокойной ночи. Поехали! – скомандовал комбриг и машина помчалась к его дому.
Через несколько минут офицер уже был на пятом этаже и открывал тихонько дверь. Дом был стандартный, московского проекта, в бело-голубую шашечку. Когда лодку переводили в Палдиски из-за двух балбесов, которые решили слинять в самоволку в разгар ХХVII съезда партии и попали в комендатуру, экипажу выделили целый подъезд. Но кто-то отказался, кто-то демобилизовался, квартира в итоге досталась на пятом этаже. Ретивые политрабочие приравняли эту самоволку двух бойцов к измене Родины. На следующее утро экипаж С-277 вышел из отличной лиепайской бригады подводных лодок и вошёл в состав 37-й бригады. Вроде как хотели сделать хуже, а получилась своя двухкомнатная квартира. Кухня метров восемь, ванная…После коммуналок и общаг- шикарные хоромы.
Дома было тихо, никто его не ждал. Жена с ребёнком уехали к родственникам в Сочи, так что он уже месяц холостяковал. В этом были свои плюсы и минусы. Никто тебе ничего не скажет за разбросанные по квартире носки, за форму, насыщенную лодочными запахами, за некоторую неряшливость на кухне и непомытую вовремя посуду. С другой стороны проходящие мимо дома твои знакомые или сослуживцы в час –два ночи , гуляющие по городку, могли запросто подняться на пятый этаж, позвонить в дверь и предложить немного посидеть в гостях у тебя. Сковородка ставилась на плиту, масло, колбаса, яйца немедленно отправлялись в неё, что-нибудь из холодильника плюс пара банок каких-нибудь консервов, хлеб –для середины ночи этого было более чем достаточно для уравновешивания принесённого с собой алкоголя. Чуть позже чай или кофе, после чего гости шли отсыпаться. Ты запираешь дверь и валишься в постель не раздеваясь. Но сегодня все знали что он на дежурстве, так что гостей на предвидилось. Было воскресенье и он просто хотел отоспаться. Неделя была тяжёлой, начальство торопило с вводом в строй лодки. Хотя кому они нужны, ресурс выбили, режут одну за другой, продают на иголки. Недавно и вовсе смешно получилось - лодка закончила средний ремонт, полтора года простояла. Вышла и через месяц списали. Какие-то мудаки там наверху, что ли...Так и их, гонят, торопят, вводят в строй...А финал будет один - на иголки. Как и его лодку, на которой он отходил почти шесть лет. Для штурмана на дизелюхе срок немалый. Его одноклассники уже кое-где старпомами стали, к мостику командирскому примериваются... А он...
Может если бы задницу кому надо лизал, да прогибался бы перед начальством, проставлялся нужным людям или на своих стучал... Тогда бы и стал старпомом. А так - перспектив никаких, хорошо ещё что на лодку консервации на штат поставили. Надежд на старпомовскую должность - ноль. Поздно начал суетиться, с опозданием взял лист на допуск, половину уже подписал у знакомых флагманов. Всё надеялся, что начальство увидит какой он толковый да исполнительный, и скажет - какой хороший человек пропадает...блин...А не назначить ли его старшим помощником? И командир со старпомом поддержат – да! да! Лучшей кандидатуры и не сыскать! Пора нашему штурману старпомом становиться!
Ну-ну, скажут... догонят и еще по спине пару раз сапожком кованым...Никому он в свои, страшно подумать, 28 лет не нужен, доброго дяди в чинах не имеет. А как бы было кстати… Здравствуй, Володя! Я твой дядя, адмирал! Чего хочешь проси, всё сделаю! Эх, надо было по расчёту жениться, а не по любви. Взыграло, приспичило… Да ну, на всех дураков дочерей адмиралов не напасёшься. Хотя… ладно, чего уж говорить, так сложилось, должны курсанты и по любви жениться, не без этого.
Да тут ещё жена...со своими прибабахами, перед отъездом концерт устроила… Ну ладно, утро вечера мудренее, а теперь спать... Завтра, хотя какой завтра...сегодня можно будет встать попозже...Кстати, а зачем кому-то менять вахту, да ещё ночью? Вот приспичило… Чего это им взбрыкнулось? Неспроста это… Надо будет в понедельник к движку одному своему знакомому подойти. У него голова здоровенная, кулаки с голову пионера, может чего и подскажет. Да ладно, хрен с ними, с отцами – командирами, иногда их фиг поймёшь. Сменили вахту, значит так надо. Там разберёмся.
В это время из микроавтобуса матросы споренько вынесли небольшой сварочный аппарат, пронесли по сходне и спустили его вниз через верхний рубочный люк. Внимательный глаз обратил бы внимание на несколько деталей –аппарат был импортным, что было редкостью необычайной, а кроме того на руках матросов были какие-то тканевые перчатки с резиновыми пупырышками, чтобы руки не скользили. Такие иногда привозили из-за рубежа, но на складах наших береговых баз таких не было. Холщовые или брезентовые – пожалуйста. Ну и третий момент – никто из вновь прибывших не заступил на вахту. На пирсе стоял только приехавший капитан третьего ранга, который зорко поглядывал по сторонам, периодически посматривал на часы и давал для матросов отсечки времени.
Через несколько минут туда ещё что-то занесли в небольших тёмных мешках, но что именно - дежурный по живучести особо не видел. Да и зачем? Ночью спать нужно, а то припрётся ещё какой-нибудь хрен с бугра... Пусть делают, что хотят, лишь бы пожара не было. А ему бы поспать несколько часиков, да завтра на свою лодку спуститься, кое-что доделать, да движку своему дать задания, пока то не упылил в отпуск. Ему ещё в чужие дела нос совать... Со своими бы разобраться. Как говорил один из офицеров, быть капитаном третьего ранга, делать всё самому и отвечать за всё и всех - это и дурак сможет.