План доклада.
Часть I.
а.) возникновение вассальных отношений
б.) вступление в вассалитет.
в.) расторжение вассалитета.
г.) иерархия, равенство, взаимность.
1. Цели исследования
Я решил взяться за это исследование, преследуя несколько целей. Во-первых, эта тема интересна мне самому, во-вторых в последнее время очень большое количество народу задает вопросы по данной теме и в сети и на играх, или просто так, в личных разговорах. Скажем, на ролевых играх нередка ситуация, когда люди имеют самое разное отношение к вассалитету – от формального до фанатичного и при реализации столь разных отношений в ткань игры происходит диссонанс и путаница. Так же происходит путаница, когда люди, играющие роль лорда, либо стесняются командовать, либо вовсе не знают про свой долг и свои обязанности.
Впрочем, эта тема интересна не только для реализации на играх, но и для лучшего понимания взаимоотношений среди людей в Средневековой Европе. Я не претендую на то, что это исследование поставит на теме вассалитета последнюю точку, а так же на то, что мое личное мнение на эту тему абсолютно верное.
Возникновение вассальных отношений.
Личные отношения между военным вождем и воином, дружинником, впоследствии названные вассальными, были описаны еще Тацитом – «Их (вождей) величие, их могущество в том, чтобы быть всегда окруженными большой толпою отборных юношей, в мирное время – их гордостью, на войне – опорою... Но если дело дошло до схватки, постыдно вождю уступать кому-либо в доблести, постыдно дружине не уподобляться в доблести своему вождю. А выйти живым из боя, в котором пал вождь – бесчестье и позор на всю жизнь; защищать его, оберегать, совершать доблестные деяния, помышляя только о его славе, - первейшая их обязанность: вожди сражаются ради победы, дружинники - за своего вождя...» и еще : «И вожди начальствуют над ними (германцами), скорее увлекая примером и вызывая их восхищение, если они решительны, если выдаются достоинствами, если сражаются всегда впереди, чем наделенные подлинной властью...»
Такие отношения между вождем и дружинником были повсеместно распространены на территории Европы, хотя эти взаимоотношения впоследствии развивались в зависимости от характера народа, их применяющего. Англо-саксонские, скандинавские, франкские, пиренейские, германские, русские дружины отличались друг от друга своими традициями и законами, однако если бы я вздумал сравить сейчас эти традиции, мне следовало бы писать не доклад среднего размера, а диссертацию.
Однако, все эти дружины сохраняли одно – личную преданность воина вождю, и некую нерушимую связь между ними, когда вождь являлся для своих воинов мистическим отцом а его воины между собой - братьями по оружию. Часто дружину составляли настоящие родственники вождя, или его друзья. И снова Тацит: «...но больше всего побуждает их к храбрости то, что конные отряды и боевые клинья составляются у них не по прихоти обстоятельств и не представляют собой случайных скопищ, но состоят из связанных семейными узами или кровным родством...»
(Забегая вперед, я упомяну о том, что вышеописанные отношения лучше всего проявлялись на земле Англии – личная дружина англосаксонского эрла называлась «heordwerod» - хеордверод, и в нее в качестве воинов входили родичи, друзья, кровные братья и близкие вождя.)
Самой благородной чертой вождя после доблести считалась его щедрость к воинам. Принятый из его рук богатый дар (меч, щит, доспехи, золото, боевой конь...) обязывал принявшего использовать этот дар на благо того, кто его подарил. Меч – сражаться за него, щит – защищать его, конь – следовать за ним, и т.д. Даром можно было владеть, но нельзя просто обладать. То есть если вы приняли меч из рук вождя, это воспринималось как знак того, что вы согласны поднять это оружие за него, а просто повесить меч на стену или поменять его на что-то хорошее вы уже не можете, т.к. принятие оружия обязывает вас к применению этого оружия на поле боя. В Скандинавии акт дарения оружия сохранился до конца эпохи викингов, и иногда был равноценен клятве верности вождю или заменял ее. В Англии существовал обычай, называемый «херегеатур» – дружинник возвращал полученное оружие после смерти своего вождя, как ответный дар.
Измена вождю во время битвы, переход на сторону врага карались смертью. Существовал обычай преломления оружия изменника перед строем, и после этого он, в случае если ему сохранялась жизнь, больше не имел права его носить. В обществе, где все взрослые мужчины – воины, это было равноценно смерти. «Суровость наказания определяется тяжестью преступления – предателей и перебежчиков они вешают на деревьях, трусов – топят в грязи на болоте, забрасывая поверх валежником...» - свидетельствует Тацит.
Итак, мы видим, что древняя форма военного служения вождю почти не претерпела изменения в своей сущности и, сохранив межличностные отношения преданности, превратилась впоследствии в настоящий вассалитет.
Само слово «вассал» стало уже в полной мере употребляться в эпоху Меровингов для обозначения воина, пришедшего в ряды войска не в силу призыва, исходящего от государственной власти (короля), а вследствии особого обязательства. Это слово произошло от кельтского слова «gwas», означавшего «слуга», «спутник», и передает то понятие, которое в латинских источниках выражается словом «homo» – человек, а в германских – «Leutes» – люди. То есть вассал – это человек своего сеньора. Слово же «senior» означает «старший». Особым обязательством, которое приводит человека в ряды вооруженного воинства, являлась его клятва в верности его вождю, или как мы уже можем сказать, его сеньору. Обычай принесения присяги на оружии или святых мощах назывался «commendatio» – «вверение»; упоминание о нем встечается уже в V веке в кодексе готского короля Эрика .
Другое раннее письменное упоминание о клятве верности датируются первой половиной VII века. - 43-я формула Маркулфа по поводу королевского дружинника гласит «В руке нашей видели его обет верности».
Установление вассальной связи между двумя людьми было добровольным и могло происходить по инициативе как будущего вассала, так и его сеньора.
«Всякий свободный человек после смерти своего сеньора имеет право стать вассалом того, кого он сам пожелает.. И тот человек, который еще не является вассалом, также имеет право сам выбрать себе сеньора.» – гласят Капитулярии Карла Великого.
В ранних формах вассалитета всякий сеньор обязан был как-то одарить каждого своего вассала, но в большинстве случаев речь шла об оружии или военном снаряжении.
В первой половине VIII века франкский майордом Карл Мартелл провел реформу, по которой стал раздавать землю (феод) вассалам в качестве бенефициев (пожалований), за оные пожалования он или другие сеньоры обязывали бенефециариев являться на военную службу под свои знамена по первому зову. Это и положило начало феодальным отношениям. Однако, несмотря на повсеместное распространение этого явления впоследствии, передача феода не являлась обязательной и могла быть заменена на любое другое пожалование.
Отношения вассалитета не наследовались ни потомками сеньора, ни детьми вассала.
Ниже я приведу описание если можно выразиться «классического» или устоявшегося понятия вассалитета, описав вступление и выход из этих отношений, а так же личных обязанностей вассала и сеньора друг перед другом.
Вступление в вассалитет.
Символический обряд вступления в вассалитет назывался «коммендация» или «оммаж» (от лат. «homo»-человек), и делился на 3 части – оммаж, клятва верности и инвеститура фьефа.
1.Оммаж.
Оммаж выражал словом и жестом обоюдное согласие сторон на установление вассальной связи.
Совершая оммаж, вассал заявлял о своем желании стать человеком сеньора, склонял колено и вкладывал свои сомкнутые руки в руки последнего. «Прими меня, государь, - говорит Гарольд Датчанин Людовику Благочестивому в 826 году., - с моим королевством, которое покорилось тебе. По доброй воле я предаюсь тебе на службу.» Сеньор же, принимая его руки в свои, давал свое согласие и ответный поцелуй уста в уста. «Ибо тот, кто совершает оммаж, коленопреклоненный, держит свои руки в руках сеньора и он берет на себя обет верности и сеньор в знак взаимной верности дает ему поцелуй.» - гласит текст Гийома Дюрана 1271 года. Когда Гийом Длинный Меч становится вассалом Карла Простоватого в 927г. «он вверяется в руки короля, чтобы стать его человеком в войне...» Текст Гальбера из Брюгге 1127г. гласит: «затем, при том, что его руки были вложены в руки графа, они соединились поцелуем.»
2. Клятва верности.
Второй неотъемлемой и главной частью «коммендации» является клятва вассала в личной верности своему сеньору.
Существует множество документов, свиделельствующих о клятве верности, даваемой при вступлении в вассалитет. Например, Тассилон, герцог Баварский, вступая в вассальные отношения с Пиппином Коротким в 757г. «поклялся многообразными и многочисленными клятвами, взложив руки на святые мощи. И он пообещал верность королю Пиппину, как по закону это должен делать вассал.» (Аналлы, год 757). «В то же время пришел Бернард, сын его брата Пиппина, и клятвенно обещал ему верность...» -гласят «Деяния императора Людовика.» (год 813.)
Или другой текст : «Я клянусь в моей верности быть преданным с этого мгновения графу Гийому и хранить ему перед всеми и полностью свое почтение по совести и без обмана.» В 1110 г. Бернар Аттон в таких выражениях клянется в верности Леону, аббату Нотр-Дам-де-ля-Грасс: «Во имя всех и каждого я приношу оммаж и клятву верности тебе, монсеньор Леон» Или еще текст 1109г. – «...и путь все люди, которые держат от тебя фьеф, или примут его в будущем, пусть все поклянутся тебе в верности и станут твоими вассалами уст и рук.»
Нарушение клятвы верности делает вассала клятвопреступником и изгоем общества, ставя его вне закона и лишая его звания рыцаря.
Верность, в первую очередь, выражается готовностью защищать своего сеньора в войне. Он должен сражаться за своего сеньора «против всех мужчин и женцин.» Вассал обязан явиться на войну по зову своего сеньора «людно, конно и оружно...». «И все те, кто держат бенефиции, в первую голову должны идти в войско.» - гласят Капитулярии Карла Великого. Во вторых вассал становится обязанным не причинять вреда своему сеньору, не покушаться ни на его жизнь, ни на его честь, ни на его семейство, ни на его имущество. Положительные обязанности вассала выражались сначала словом «служение» (service), а впоследствии «помощь и совет» (aide et conseil). Совет (conseil) заключался в том, что вассал должен был участвовать в курии сеньора, с помощью которой тот отправлял юрисдикцию. Помощь (aide), помимо военной службы, заключалась в финансовой поддержке сеньора в оговоренных случаях – выкуп сеньора из плена, выдача замуж его дочери, или посвящение в рыцари старшего сына сеньора. Вассал также входил в свиту сеньора, сопровождая его в поездках.
3. Инвеститура фьефа.
Третьей частью вступления в вассалитет было инвестирование фьефа. Вассал следующим актом получал право на держание земли, ранее принадлежавшей его сеньору - сеньор вручал ему символический предмет, например зеленую ветвь, ком земли, кольцо, жезл, нож, меч, знамя и т.д. Таких предметов, используемых в ходе инвеституры встречалось около 100 разновидностей. Инвеститура фьефа признавалась всеми участниками церемонии как акт, имеющий юридическую силу. То есть вассал мог считать своей землю, сразу после получения инвеституры. «Затем, - говорит Гальбер из Брюгге, - жезлом, который он держал в руке, граф дал им инвеституры...» Получая фьеф, вассал принимал на себя обязанности поддерживать и обеспечивать вверенные ему земли – поддерживать, то есть заботиться, чтобы они не теряли своей стоимости, не разделялись на части, обеспечивать - значило защиту этих земель от внешних врагов. Неисполнение вассалом его обязанностей влекло за собой потерю фьефа.
Вассальный дар.
Существовала традиция дара, который вассал вручал своему сеньору после коммендации. Это мог быть боевой конь, копье, шпора или денежная сумма. Такой дар носил название «fi» (лат.). Дарение богатого подарка было благодарностью вассала за получение фьефа. Это, однако, не являлось обязательным.
Расторжение вассалитета.
Действие, обратное коммендации, то есть расторжение вассальной связи, называлось «defi» – «уничтожение верности».
Расторжение вассалитета со стороны вассала:
- явление последнего происходило очень редко и в тех исключительных случаях, когда действия сеньора можно было назвать изменой. Вассал бросал на землю тот предмет, который служил символом инвеституры – соломинку, перчатку или что-то другое, и отрекался от данного слова. Жеста «о Рауле де Камбрэ» датируемая концом ХII века повествует о том. как Бернье, оруженосец Рауля, расторгает оммаж по отношению к своему господину, потому. что тот стремился лишить семью Бернье его законного наследства: «... он вырвал через кольчужную сетку три ворсинки своей горностаевой одежды, и бросив их в сторону Рауля дэ Камбрэ, сказал ему – «Человек! Я забираю у вас обратно мое слово верности. Не говорите потом, что я вас предал.»
Капитулярии Карла Великого законодательно закрепляют случаи, когда вассал может расторгнуть свой союз:
«Если кто-нибудь захочет уйти от своего сеньора, ему будет позволено это сделать в том случае, если он принесет доказательства одного из совершенных его сеньором преступлений: в первую очередь преступлением сеньора является несправедливая попытка обратить своего вассала в рабство (servitum); во вторую очередь преступлением сеньора является злоумышление против жизни своего вассала; в третью очередь преступлением сеньора является совращение жены своего вассала; в четвертую очередь преступлением сеньора считается нападение с мечом в руке на своего вассала; также преступлением считается, когда сеньор, имея возможность оказать защиту своему вассалу, который принес ему клятву верности, не оказал ему этой защиты.»
Defi могло совершаться так же в случаях, когда сеньор соблазнял дочь вассала, или оскорблял его или пытался присвоить себе его имущество.
Из этого можно заключить, что обязанности сеньора имели три аспекта: его покровительство обеспечивало вассалу статус свободного человека, накладывало на сеньора обязанность защищать своего вассала от притеснений и врагов, и являлось гарантом его жизни.
Расторжение со стороны сеньора: Такое расторжение являлось еще более редким случаем, поскольку речь идет об отречении сеньора от принятой им самим присяги верности. Документально засвидетельствован случай, когда фландрский граф Гийом Клитон, желая подавить мятеж одного из своих вассалов, «хочет, отрекаясь от принятого им оммажа, опуститься до того, чтобы стать равным своему вассалу, дабы объявить ему войну...» Совершая defi, сеньор теряет верность своего человека, и лишает его своего покровительства. Случай, когда сеньор, используя свою власть, повелевает вассалу себя оставить, в документах не засвидетельсвован, т.к. в таком случае сеньор беспричинно и самовольно сложил бы с себя свои обязанности покровительства и защиты, чего делать не следует.
Иерархия, равенство, взаимность.
В вассальных отношениях существует иерархия между сеньором и вассалом – один защищает и поддерживает, другой принимая эту поддержку, несет различного рода службу своему покровителю. Покровитель стоит на более высокой иерархической ступени, к нему подобает проявлять почтение и повиновение. Жест коленопреклонения достаточно отражает ту степень субординации, которую принимает на себя вассал по отношению к своему сеньору.
«Песнь о моем Сиде» дает пример крайних почестей, оказанных вассалом господину: опальный Сид Руй Диас, встречаясь со своим сеньором, королем Альфонсом, преклоняет оба колена и целует землю и ноги короля. Король Альфонс, однако, тут же просит его прекратить это и просто поцеловать ему руку. Текст «Analles regni Francorum» , упоминая коммендацию, гласит «Так же, как по закону, вассал должен делать это с духом преданности и самоотверженности, каким вассал должен быть по отношению к своему сеньору.»
Иерархические отношения по степени неравенства меджу сеньором и вассалом в разных странах отличались друг от друга. Сильнее всего иерархия была выражена в Испании. Однако почести, которые испанские вассалы оказывали своим сеньорам (например, обязательное целование руки сеньора при расставании), в более северных странах считались чрезмерными, а в Скандинавии и вовсе не были известны. Традиции того, как выглядела иерархия, зависели от традиций и характера народа, проживающего в данной стране, и не были жестко продиктованы условиями вассальных отношений.
Тем не менее, вассалитет – это не только иерархические отношения.
Клятва верности вассала и ответ на нее сеньора устанавливали личную связь чести между двумя рыцарями. Дух рыцарской морали пронизывал вассальные отношения. Преданность вассала своему сеньору, готовность сражаться и погибнуть за него расценивались как наиболее высокие добродетели. Ответная верность сеньора своему вассалу ценится не меньше. Сеньор «обязан своему человеку такой же верностью и преданностью, как человек - своему сеньору» (из «Кутюмов Бовези»). Osculum – феодальный поцелуй, даваемый во имя взаимной верности, дается от равного к равному и мистически приравнивается к древнему обряду смешения крови между побратимами. Osculum требует равенства – “Я хочу, чтобы ты оказал мне честь и поцеловал меня в губы, касаться которых не смеет ни один низкий человек. Должен быть благороден тот, от кого я принимаю почести...” – гласит “Роман о Розе”. Равенство сеньора и вассала, как двух одинаково благородных рыцарей следует из самого факта клятвы, принять и держать которую могут лишь те, кто имеет равные понятия чести. Капитулярии Карла Великого предписывают вассалу оставить своего сеньора, если сеньор, используя свою власть, снижает его социальный статус, делая его из рыцаря простолюдином – “Никто не вправе покидать своего сеньора, за исключением тех случаев, когда сеньор желает его убить, побить палкой, обесчестить его жену или дочь или забрать у него вотчину...”
Однако, вассалитет – это не «сухой юридический договор», обязывающий стороны к определенному поведению. Это личная связь между двумя людьми. Взаимные обязательства, данные по доброй воле друг другу, рождают верность. Узы преданности, соединяя сеньора и вассала, рождают взаимную любовь между ними. Ради этой любви вассал сражается, не щадя и самой своей жизни, и ради этой любви сеньор защищает своего человека от притеснений. Взаимная любовь, так же как и взаимная верность в падшем мире может привести к неразрешимой дилемме выбора между добром и злом, и тогда вспоминаются слова, которые произносит эпический Геренот, брат короля Гунтера, при защите вассала Хагена фон Тронье – «Его дело – наше дело, его судьба – в наших руках; щитом перед ним встанем!»... и как отголосок ответа – речь Бьортвольда, ратника эрла Бьортнота – «Воля будет крепче, сердце отважней, дух выше по мере того, как иссякают наши силы.»
Заключение: Я попытался рассмотреть появление вассалитета в Европе, но не стал описывать его угасание. Феодальный бенефиций (реформа Карла Мартелла), превратив дружинника-вассала в держателя феода и хозяина замка, усилил распространение вассальных отношений, но это же и привело вассалитет к упадку. Часто рыцари вступали в вассалитет, только для того, чтобы получить землю, забывая о личности сеньора, превращая клятву в пустой обряд. Часто в клятвах делали исключения, потому что это был уже второй или третий сеньор рыцаря. Часто клятвы преступали. Но никогда такие деяния не приносили славы и не были оправданы.
ПЕРВОИСТОЧНИК (http://community.livejournal.com/ru_middle_ages/53055.html)