Гайд по Mount & Blade Warband v 1.160
Данный гайд представляет собой субъективное мнение игрока и не является абсолютной истинной в последней инстанции. Гайд ставит цель добиться грамотного и комфортного развития в режиме одиночной игры Mount & Blade Warband. В гайде я постарался захватить все маленькие хитрости, нюансы и тонкости, которых нет в описании, встроенном в игре.
В своём гайде я предлагаю создание бойца ближнего боя для комфортной одиночной игры. Запуская одиночную игру, мы создаём историю нашему герою, оптимальный выбор истории для нашего героя выглядит так:
Торговец - Разносчик товаров - Помощник торговца - Жажда мести
Далее мы распределяем пункты характеристик и навыков.
Прокачиваем следующим образом:
Сила - 18 (6 живучесть, 6 мощный удар)
Ловкость - 12 (4 верховая езда, 4 владение щитом)
Интеллект - 9 (3 обучение)
Харизма - 30+ (10+ лидерство, 10+ содержание пленных, 10+ торговля)
Внимание! Я указал рядом с каждой характеристикой приоритетные навыки, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно прокачать. Рассмотрим подробно каждый из них.
Сила - 18, много силы даёт нам много единиц здоровья и даёт возможность наносить мощные удары в ближнем и дальнем бою.
Живучесть 6 - даёт кучу единиц здоровья, следовательно повышает шансы выжить.
Мощный удар 6 - даёт возможность наносить мощные удары в ближнем и дальнем бою. Так как я предлагаю создать персонажа ближнего боя, этот навык даёт возможность при наличии мощного оружия убивать с одного удара практически любого противника.
Ловкость - 12, столько ловкости необходимо, чтобы пользоваться боевыми лошадьми. В добавок к этому она даёт нам возможность эффективно использовать щит, а также мизерную прибавку в скорости.
Верховая езда 4 - этого достаточно чтобы пользоваться стандартным набором боевых лошадей в игре. Из плюсов этого навыка стоит отметить увеличение маневренности и скорости лошади при езде верхом.
Владением щитом 4 - щит в M&B незаменим, это единственный способ защититься от всех видов дистанционных атак, а при должном умении щит становится очень эффективным, поглощает много урона, не пропускает вражеские снаряды, меньше ломается при получении урона.
Интеллект - 9, многим может показаться, что этого будет мало, мы не сможем прочитать все книги, а также будет казаться, что очков умений мало. Объясню почему сэкономил на интеллекте в пользу силы. Все навыки, которые получают прирост от интеллекта можно развить у героев НПС. НПС полностью компенсируют нехватку интеллекта.
Обучение 3 - нужно, чтобы прокачивать солдат в отряде, раз в день им будет идти прибавка в опыте от этого навыка, а это означает что у них будет возможность развития не только сражаясь.
Харизма - 30+, это самый ценный навык в игре. Благодаря ей растёт количество мест для найма в нашем отряде. Так же харизма даёт возможность набирать много пленных, а это серьёзная статья доходов. Приятным бонусом во всем этом будет ещё и торговля, которая помогает нам приумножить наши сбережения.
Лидерство 10+ тут все понятно, чем больше лидерства, тем больше наш отряд.
Содержание пленных 10+ чем выше этот навык, тем больше пленных врагов мы можем захватить.
Торговля 10+ помогает нам быстро и эффективно зарабатывать деньги. Мы дёшево покупаем товары, дорого продаём свои боевые трофеи.
Прочие полезные навыки:
Стоит отметить ещё парочку полезных навыков, которые можно при наличии свободных очков прокачать.
Владение оружием - даёт возможность быстрее прокачивать оружейное мастерство, как при помощи пунктов получаемых за новый уровень, так и непосредственно в бою. Вещь в целом полезная, но не столь критичная, так как навыки владения оружием и без того хорошо растут в бою.
Упаковка - увеличит наш инвентарь, появится возможность переносить больше предметов, неплохо, но базового значения нам вполне хватает.
Убеждение - даст возможность в диалогах быть более убедительным, полезный навык, но при должной сноровке в игре от него мало пользы.
Примечания:
Конечно, в игре есть разновидности дистанционного оружия, но как я сказал раньше, мой гайд рассчитан на создание бойца ближнего боя. Из личной практики могу сказать, что метательное оружие крайне малоэффективно, большинство врагов вооружены щитом, в добавок к этому метательное оружие громоздкое и быстро расходуется, требует навыков владения. Что касается арбалета, он хорош только на осаде замка, при желании, его можно освоить, он самодостаточен и не нуждается в каких-либо умениях. Лук является полноценным дистанционным оружием, но достаточно требователен к умениям, пожалуй самое эффективное оружие дальнего боя, однако в этом гайде я не стану уделять ему внимание.
В M&B большой выбор оружия и брони, а также лошадей. Лучшим выбором для контактного бойца будет тяжелая броня, одноручное оружие и щит, бронированный конь.
Что выбрать? Шлема берём с защитой 45+, броня тяжелая, весом 22.0-27.0. Перчатки и сапоги тоже самые тяжелые. Из щитов самые оптимальные среднего размера скорости и высокопрочные, это кавалерийские щиты. К ним относятся: Рыцарский тарч, Рыцарский каплевидный щит, Щит конной гвардии.
Общий вес вашей экипировки должен составить около 40.0. Это оптимальная цифра, стремитесь к ней, так как от веса экипировки зависит ваша скорость.
Из оружия могу порекомендовать оглушающее - это булавы, шестопёры, перначи. Почему оглушающее? Потому что, все кто подвернулись вам под руку и получили от вас по мозгам, становятся вашими пленниками, а это деньги. Так что, у вас двойной стимул сражаться ;)
Лошадь должна быть тяжёлой и боевой, выбирайте: Степной боевой конь, Дестриер, Сарранидский боевой конь. Если лошадь имеет пометку Тяж., то это наш выбор. Выбор боевых лошадей связан с тем, что все сражения в поле вы будете проводить в седле и исключительно в рукопашную, а пока вы в седле ваши шансы выжить намного выше, чем на своих двоих.
Примечания:
Почему одноручное а не двуручное оружие?
У двуручного оружия есть несколько недостатков, первых из них отсутствие щита, то есть любой снаряд который летит в нашу сторону мы принимаем на грудь, а это не есть хорошо. Вторым недостатком двуручного оружия является вес и скорость, оно конечно наносит много урона и более габаритное, достаёт с большей дистанции, но при наличии мощного удара - 6, наше одноручное оружие наносит достаточно большой урон чтобы убивать многих врагов с одного удара. Лично мне стремно бегать без щита, впрочем никто не запрещает вам использовать двуручное оружие.
Количество слотов для оружия и его ношение. Как вообще грамотно их использовать?
Для сражения в поле нам будет достаточно 2-3 слота (4 не нужен). Берём одноручное, щит, древковое (любую кавалерийскую пику). Хотя лично я бегаю в 2 слота и вовсе без древкового, люблю торчать в замесе. Если же вы пользуетесь арбалетом, двуручкой (они хороши на осаде замка), то носите их в инвентаре и перед осадой снимайте древковое и надевайте запасное оружие.
Короче говоря неплохо иметь запасное оружие в инвентаре, и снимать его чтобы бегать на легке.
Лошадь в пылу борьбы могут покалечить, это ещё не раз с вами случится, а потому стоит обзавестись запасной лошадью. Ту лошадь, что покалечили использовать проблематично, её скорость значительно снижается.
Использование отряда. Кратенько скажу, отряд нужно формировать по списку. Те, кто идут первые по списку (1ый стоит наш персонаж) гарантированно попадают на поле боя, следовательно в зависимости от сражения и целей расставляем в отряде наших бойцов. Если целью стоит обучение солдат, то ставим самых слабых бойцов отряда вверх списка, если же предстоит серьёзный бой, то ставим свои лучшие силы вверх.
Герои НПС
В игре есть 2 набора по 8 НПС. Это персонажи, которые встречаются в тавернах и за определенную плату (или бесплатно) готовы присоединиться к отряду. Герои на ровне с нашим персонажем имеют возможность экипироваться и прокачивать уровни. Я порекомендую 1 набор и укажу развитие этого набора.
Низар - боец
Бундук - боец
Марнид - тактик, инженер
Катрин - тактик, инженер
Клети - следопыт
Дешави - следопыт
Джеремус - медик
Имира - медик
Этот набор НПС не конфликтует между собой и на мой взгляд это идеальный выбор.
Задача НПС в отряде это обучение солдат, и навыки, которые базируются на интеллекте. Я условно разделил НПС на 4 роли.
Боец - НПС, задача которого участие в сражениях и обучение солдат, им нужно 15 интеллекта для 5 пунктов обучения, остальное качается в силу и в ловкость для повышения боеспособности.
Тактик, инженер - НПС, который заточен на решения стратегических задач, тактика даёт на старте сражения численное преимущество (мы численно перевешиваем противника), инженерия же помогает нам быстро и эффективно осаждать замки, строить лестницы и осадные башни для штурма. Этих персонажей качаем в интеллект и только, прокачиваем навыки Обучение, Тактика, Инженерия, Сбор добычи.
Следопыт - НПС, в задачи которого входит улучшение качества перемещения по глобальной карте. Следопыт увеличивает скорость перемещения, обзор отряда и даёт возможность отслеживать вражеские перемещения по глобальной карте. Этим НПС качается только интеллект, берём навыки Обучение, Слежение, Поиску Пути, Наблюдение.
Медик - НПС, которые занимаются восстановлением людских ресурсов. В их задачи входит лечение отряда и спасение раненных на поле боя. Этим героям качаем только интеллект, качаем навыки Обучение, Лечение, Хирургия, Первая помощь.
Примечания:
НПС Героев нужно ставить всегда в самый низ отряда, в той последовательности, в которой я их написал. Что же касается экипировки, то одеваем их по мере своих сил и возможностей. Лучше всех нужно одеть бойцов, остальные не критичны. Главное, чтобы всегда были целые и невредимые медики, от них зависит благосостояние всего отряда, поэтому берегите их как зеницу ока.
Расскажу кратенько о том, как быстро набрать репутацию у нужных людей и кто вообще эти нужные люди. Как вы уже поняли в игре есть 6 фракций, в которых есть 6 королей, наша задача втираться в доверие к королям, лучший способ ходить к ним на праздники и делать задания, которые они нам поручают, так же став вассалом королевства помогать им в сражениях. Что касается остальных вассалов, нас они мало интересуют, старайтесь с ними особо не конфликтовать, а при случае помогать. Почему короли так важны, потому что вступив во фракцию и имея хорошие отношения с королем, у вас будет шанс стать маршалом и командовать войсками фракции, а также при захвате замка или города для фракции ваши шансы получить его намного выше.
Если вы намерены жениться и вам нужно наладить отношения с пассией, то выиграв турнир на празднике адресуйте победу девушке. Это даст быстрый старт в отношениях. Дальше все в ваших руках.
Старайтесь помогать крестьянам в деревнях, чем лучше с ними отношения, тем больше рекрутов можно набирать.
Избегайте заданий, которые могут ухудшить отношения с кем-либо.
На призывы маршала откликайтесь немедленно и участвуйте в войне вашей фракции, это очень хорошо.
Примечания:
Выбор фракции дело вкуса, я бы порекомендовал Вегир, Свад, Саррадинов. В этих фракциях присутствуют все виды войск - пехота, лучники (арбалетчики), кавалерия. Что касается подбора войск, чем однороднее войско, тем лучше. Если став вассалом королевства Вегир сформировали отряд только из солдат Вегир, то боевой дух этого отряда будет всегда Отличный! Солдаты одной фракции воюют слажено и собрано. Если же в вашем отряде присутствуют солдаты враждебных фракций, то у вас будут трудности с боевым духом. То есть, будучи вассалом королевства Вегир и воюя с королевством Норд, члены вашего отряда с пометкой Норд будут терять боевой дух и просто покинут ваш отряд при самых оптимистичных для вас раскладах. Вербуйте солдат грамотно! Рекомендую вербовать солдат фракции, вассалом которой вы являетесь.
Наконец, мы подошли к главной части Гайда, здесь я расскажу об основных этапах игры, как правильно и без проблем из бомжа стать королём и завоевать всю Кальрадию.
Старт игры
Мы прибыли в Кальрадию, сделали задания торговца и нас отпустили на все 4 стороны с чего начать?
Первым делом решите для себя, какая фракция вам больше всего подходит. Скажу кратенько о каждой.
Норд - фракция не имеет кавалерии, у неё самая мощная пехота в игре и средненькие лучники. Сильные в осаде замков, слабые в полевых сражениях. Требуют грамотной тактической игры. Хороший выбор для тех, кто не ищет легких путей.
Вегир - хорошо сбалансированная фракция. Отличный выбор, у них есть хорошая пехота, мощная ударная кавалерия, лучшие лучники в игре. Хороши как в полевых сражениях так и в осаде.
Свад - мощная фракция. У них самая мощная кавалерия, тяжелая пехота и неплохие арбалетчики. Сбалансированная фракция. Однако, территориально эта фракция в центре карты и она воюет со всеми фракциями, оно и к лучшему, придётся много воевать!
Родок - фракция не имеет кавалерии. У них лучшие арбалетчики и неплохая пехота. Честно говоря, довольно странный выбор. На мой взгляд преимущества этой фракции в том, что они хорошо обороняют замки на осаде. Выдающихся способностей в полевых сражениях нет. Требуют грамотной тактической игры. Кому интересно, попробуйте!
Саррадинский султанат - мощная и хорошо сбалансированная фракция. Прекрасный выбор! У них мощная тяжелая кавалерия, тяжелая пехота, и приличные лучники. Территориально расположены очень удобно. Игра за них будет очень комфортной.
Хергитское Ханство - эта фракция состоит целиком из кавалерии. Из особенностей стоит отметить что только у них встречаются конные лучники. Игра за Хергитов одно удовольствие, отряд быстрый, мобильный и грозный на поле боя, в осаде ничем особо не выдаётся. Для тех, кому по душе не беспокоиться о тактике, подходит идеально!
Итак прошлись по фракциям. Остановили свой выбор. Далее мы никуда не вступаем, наша задача подготовить материальную базу, плацдарм для будущих сражений и славных побед.
Для этого мы рекрутируем в отряд не более 30 бойцов одной из фракции и прокачиваем их на нейтралах. Нейтралы - это бандиты, воры, налетчики и прочая нечесть которая слоняется по карте в поисках жертвы. Это довольно долгий процесс, в ходе боев кто-то будет погибать, а кто-то крепчать. На первых порах делаем мощный костяк из 30 солдат, делаем исключительно кавалерию (если не норды или родоки). Это даст возможность быстро перемещаться по карте и сократит жертвы среди своих. Между делом посещаем города, заглядываем в таверны и магазины, покупаем себе приличную экипировку и вербуем НПС. Поначалу своему герою качаем Силу, потом Ловкость, а в конце Харизму. Не забываем про турниры, ходим на них, так же ищем праздники через таверны (барды).
Источники доходов на начальном этапе:
Добыча с нейтралов - основной наш хлеб, все трофеи в дело!
Пленные - приносят отличный доход, продаём пленных посредникам в тавернах
Турниры - как наберёт наш герой силы, можно и по турнирам пробежаться, деньжат и славы набрать
Задания - берём мелкие задания у вассалов королевств и крестьян, лучший выбор задания на зачистку логова бандитов.
Итак, у нас уже есть приличная экипировка, НПС, 30 здоровых жлобов, где-то 15 уровень и неплохой капитал! Далее мы инвестируем его в города фракции, к которой планируем примкнуть, это будет 3-4 земельных надела. В городах стоят гильдмастеры, они вам расскажут, что выгодно купить, что нет, читаем внимательно и покупаем самое выгодное для нас предприятие. Такие инвестиции покроют нам все наши расходы на армию и гарантируют финансовую стабильность.
После этого можно вступать во фракцию. Прежде чем это сделать смотрим на её состояние, если она воюет, то вступаем как наемники. Набрали полный отряд (это будет где-то 80-90 чел) и воюем на стороне фракции, ходим на праздники, подмазываемся к королю. Потом нас принимают как вассала, дают деревушку и флаг. И тут начинается второй этап игры.
Карьера воина
Со всеми торжественными почестями, дав клятву королю мы стали вассалом. Что же дальше? Мы получили деревушку в надел, во время войны её нужно оборонять, если её разграбят, она не принесёт доходов, а если оборонять то с неё будут капать деньги. Суть войны проста.
Война:
Приказы маршала - следуем за армией вассалов и воюем с врагом, это может быть как осада, так и оборона осаждаемых владений. Когда нас призывают в армию, это означает что наша фракция ведёт наступление. Как только маршал нас отпускает, наступление окончено, пускаемся на самотёк.
Оборона своих владений - следим за театром военных действий, в нижнем левом углу у вас пишется вся информация, если нападают, обороняем. В принципе все вассалы так и действуют, когда наступление закончено они сидят в своих городах и замках и обороняют их. Возможно ходят группами и нападают на вражеских вассалов. Мы действуем аналогично.
Захват вражеского вассала - в полевых стычках с врагом, можно захватить вражеского вассала в случае победы над ним, впрочем вы его можете отпустить, но захват всегда выгоднее, за него готовы заплатить выкуп, или же дать задание на захват вассала.
Военные задания - в ходе военной компании вам будут давать задания. Например маршал призвав вас будет давать вам задания на разведку и похищение скота. Так же будут и другие задание, к примеру спасение пленного вассала вашего королевства из тюрьмы. Вам придётся проникнуть в замок и побить стражу или же попытаться его выкупить. Советую охотно соглашаться на задания, они улучшают репутацию и добавляют в военные действия перчинку ;)
Воюем, пируем, отношения с королем улучшаются. Наши силы крепчают, и нам дают большие владения, например замок. И это даёт нам возможность разжиться, теперь наши доходы значительно растут и мы можем размещать войска в гарнизоне замка, играть становится значительно легче. Теперь можно начинать подумывать о своём королевстве.
Я - король
Мы успели славно повоевать, нажить себе друзей и врагов, жениться, инвестировать свои деньги во все земли Кальрадии. Теперь когда, мы обретаем власть и влияние, у нас появляется право на трон. Как ни странно, чем больше владений нам принадлежит, тем выше наше право на трон. Альтернативный способ получения права на трон есть у наших НПС, достаточно поговорить с ними и попросить их разослать молву о нас. Когда мы наберём 21+ права на трон, можно смело начинать строить своё царство-государство.
Изучаем обстановку в мире
С момента нашего появления в Кальрадии баланс сил изменился, и наверняка одна из фракций будет более уязвима чем другие. Это наш шанс! Смело отрекайтесь от короля и идите на захват своих владений. Есть и альтернативный вариант, вы можете вывести гарнизон из вашего замка или города отречься от короля и захватить эти владения без боя. Но будьте готовы, король соберёт свою свиту из некогда ваших друзей и обрушится всеми силами на вашу головушку.
Хорошо, вы захватили свой первый замок или город и теперь вы - король! Вам дадут возможность назвать своё королевство приятным названием и сделать один из городов вашей королевской резиденцией с вашим заместителем. Заместителя назначаете вы, им будет один из ваших НПС.
Вам нужно удержаться на начальном этапе, когда вас не признают другие королевства и начнут вам объявлять войну, вы должны яростно обороняться. После тяжёлых сражений война стихнет и за перемирие вы наберёте силы. К вам начнут приходить вассалы из других королевств и просить принять их, выбирайте тех, с кем вы в хороших отношениях. Наберите около десяти вассалов, этого будет достаточного, им нужно будет дать свои владения. Далее можно назначить маршала или же самому вести войска в бой, ваше королевство будет постепенно расширяться, пока не одержит заключительную победу!