Вот уже долгое время не утихают споры на тему взятия вражеских замков. Безусловно, это один из самых интересных, но также и один из самых сложных моментов в игре. При бездумных действиях вполне можно оставить на крепостных стенах добрую часть своей армии. Применив же верную тактику потери можно свести к минимуму. Как же поступать при штурмах?
По поводу данного вопроса существует сразу несколько мнений, порой кардинально разнящихся. Но в первую очередь надо определиться с составом армий. Учитывая то, что у разных фракций совершенно разный подбор юнитов, можно столкнуться с десятками различных условий. Но в целом выделяются следующие: тяжелая пехота или легкая пехота против лучников, смешанные войска против лучников, лучники против лучников, лучники против тяжелой, легкой или смешанной пехоты. А также несколько разновидностей указанных вариантов, например, при участии со стороны врага арбалетчиков.
Наиболее неприятным вариантов является бой легкой пехоты (включая пехоту без щитов) против стрелкового гарнизона, прикрываемого копейщиками. Таких ситуаций рекомендуется избегать вовсе, так как в этом случае потери будут максимальны. Часть атакующих сил будет разбита на подходе, еще часть увязнет на стенах. Правда, стоит отметить, что при «открытом» штурме, то есть в случае когда войска атакуют с самого начала боя, основная доля потерь, как правило, все же приходится именно в процессе ближнего боя. А вот при штурме с участием осадной башни, когда штурмующие силы некоторое время стоят неподвижно, лучники и арбалетчики вполне могут собрать небольшую кровавую жатву. Кроме того, большое количество стрелков противника нередко мешает атакующим лучникам. Связано это с тем, что во время стрельбы прикрываться щитом нельзя, что делают штурмовиков легкой мишенью, а защитники, находясь на стенах, имеют преимущество по высоте и защищенности. Ну и, конечно же, нужно всегда помнить об одной крайне интересной особенности движка: у обороняющихся лимит стрелковых боеприпасах неисчерпаем. Когда они боезапас у них заканчиваются, солдаты просто стоят некоторое время, после чего стрелы у них появляются вновь (к самому игроку, в случае если он является защитником, это не относится).
Таким образом, наиболее целесообразным является подбор атакующих сил из расчета состава гарнизона, благо он виден перед штурмом. При этом, наиболее полезными в любом случае являются солдаты с большими щитами. Прикрывать же их можно тяжелыми лучниками или арбалетчиками. В этом свете лучшими штурмовиками можно назвать свадов. Неплохо также ведут себя норды, у которых, ко всему прочими, есть неплохие метатели топоров, которых можно выставить на кратковременный срок перед стенами. Наиболее слабыми при штурме являются солдаты лишенные щитов, в особенности владельцы двуручного оружия.
Небольшой совет: в ряде случаев, если того требует ситуация, при штурме можно попытаться спрятать свои силы в так называемую мертвую зону, находящуюся непосредственно вплотную к стенам. Это может пригодиться в тех случаях, когда игрок еще не готов отдать своим солдатам приказ атаковать, но при этом хочет спрятать их от вражеских стрелков.
Не меньшее значение при штурмах имеет и схватка на крепостных стенах. Здесь главное запомнить одно правило: наибольшие потери атакующая армия несет в тех ситуациях, когда у противника возникает локальное численное большинство. Особенно сильно это чувствуется в тот момент, когда войска только начинают спрыгивать с лестницы. Думаю, все понятно, что эти храбрецы тут же оказываются в гуще озлобленных защитников. Здесь способ решения проблемы только один: кинуться в бой самому, тем самым попытавшись расчистить площадку для своих сил, после чего приказать им начать атаку. Проблема данного способа очевидна: на сложных уровнях главного героя могут убить раньше, чем подоспеет подкрепление. Впрочем, при удачном стечение обстоятельств, игрок попросту может спрыгнуть во внутренний двор. Противник при этом останется на стене, но зато теперь появится возможность для партизанской войны. Например, можно постараться пробраться к вражеским стрелкам.
Слегка упростить задачу также может не совсем честное поведение. Так, у главного героя существует ряд тактик, позволяющих ослабить обороняющихся. В их число входит стрелковая атака с лестницы. Для такой тактики необходимо найти точку, с которой противника можно эффективно обстреливать, при этом самому находясь в сравнительно безопасном положении. Тут важно понимать, что чем выше вы подыметесь, тем лучше, так как стены имеют неприятную особенность останавливать стрелы даже в тех местах, где по виду ничего, кроме вражеской головы, нет.
Небольшой совет: Если подходить к выбору оружия своего героя и своей армии осознано, то здесь наибольшее внимание стоит уделять скорости удара. Чем она выше, тем лучше. Солдатам с медленными двуручными мечами и топорами попросту не дадут нанести удар. Также, не самым лучшим выбором являются копья. Они хоть и соблазнительны при первом контакте (преимущество в досягаемости при ближнем бое), но в «толкучке» наоборот становятся слишком неудобными.
Кульминационном моментом штурма является битва на стенах. Здесь игроку отведена важная роль. Будучи лишенным возможности командовать своими солдатами (точнее, возможность то есть, но толку от этого не будет), он может создавать локальные очаги численного превосходства. Для этого необходимо метаться по стенам и вносить сумятицу в ряды вражеских защитников. По возможности, из даже можно обходить с тыла — дизайн многих замков позволяет делать это. Подобравшись к спинам защитников, вы не только убьете нескольких из них, но и отвлечете остальных. Также, на игрока ложится обязанность добивать оставшихся на своих постах стрелков, которые наверняка будут продолжать вести стрельбу.
Главная задача на этом этапе: как можно быстрее спуститься во двор. Сделав это, вы фактически обеспечите себе победу. Дальнейшие потери в этом случае будут минимальные. Главное, успеть собрать достаточное количество своих солдат к месту респауна противника. Далее - дело техники.
В дополнении к статье - небольшая таблица, покалывающая соотношение эффектности обороняющихся и атакующих разных фракций (по 100 бальной шкале). Вертикальный столбец — фракция атакующих, горизонтальный — защищающихся, первое число в ячейке — эффективность атакующих, второе — защищающихся*.
(сама таблица - см.аттач)
Модификаторы:
Наличие множества рекрутов в армии: -30 атакующим, -20 защищающимся
Наличие множества «сержантов» в армии: -20 атакующим, -10 защищающимся
*Цифры основаны на личном мнении автора статьи