Всадники Кальрадии

Модификации => Гибернация (спецраздел) => Разработка модов => Иду на Вы => Тема начата: Хранитель от 19 Февраля, 2010, 12:45

Название: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Хранитель от 19 Февраля, 2010, 12:45
   Появились мнения,о том, чтобы наши историки могли обрести истину (как извесно рождающуюся в спорах и прениях), создать для них отдельную тему. Где бы они могли в теплой и дружеской обстановке обсудить историю и историчность в моде "Иду на Вы". Если вы хотитете обсудить историчность мода, то для этого здесь самое лучшее место.

 

Добавлено: [time]19 Февраля, 2010, 12:55:15 pm[/time]
Так как наши историки "слегка" увлеклись спорами не в той теме, я перенес их слова сюда.
Есть несколько версий что означало деление на "старшую" и "младшую" дружины.
Но все они сходятся на том, что член "младшей дружины"  - воин-профессионал. (насчет знатности, конечно, немного перебор)
Более того, судя по всему, "младшая дружина" и составляла большинство дружины, т.е. была основной боевой силой. Это "старшей дружины" было немного - бояре.
На посылках, могли быть конече все дружинники, но для подобных дел видимо использовались отроки.
Но здесь надо более детально разбираться в "иерархии" дружины.

Есть несколько версий что означало деление на "старшую" и "младшую" дружины.
Но все они сходятся на том, что член "младшей дружины"  - воин-профессионал. (насчет знатности, конечно, немного перебор)
Более того, судя по всему, "младшая дружина" и составляла большинство дружины, т.е. была основной боевой силой. Это "старшей дружины" было немного - бояре.
На посылках, могли быть конече все дружинники, но для подобных дел видимо использовались отроки.
Но здесь надо более детально разбираться в "иерархии" дружины.
Конечно, дружинник остаётся воином-профессионалом, в какой бы дружине он не служил. Она составляла большинство дружины, это верно. Бояре "на посылках" не были, ибо они сами могли иметь свою дружину и вотчину.

Просто "посылки" могли быть разными: Поручение передать в другой город - отрока отправить, а посольство (тоже посылка - князь послал или отправил с поручением) - уже боярин.
Относительно знатности и элитности.
Конечно, дружинник был элитным воином, по сравнению с другими непрофессиональными воинами (он то профессионал, хотя есть и еще несколько отличительны моментов).
Ну и, в принципе, он "знатен" и "элитен" в определенной мере. Ведь именно воины на тот момент были "верхушкой" или "правящей прослойкой" той эпохи. Естественно, нужно рассматривать с учетом реалий того времени.
Кстати, "дружинником" мог стать и изначально не свободный (или частино завичимый) - была такая категория "паробки".

Насчёт паробков не знаю, по крайней мере, в источниках не встречал ни разу.
Я имел ввиду посылки именно при вотчине, то есть они занимались мелкими администраторскими функциями.

Да, согласен, на таком уровне так и было.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Paladin Ratibor от 19 Февраля, 2010, 13:03
Цитировать (выделенное)
Kazak:
Что, простите? Знатный воин-профессионал? Нифига себе, такого я еще не слышал.
Младший дружинник - обычный воин, никакой он не знатный, служил на посылках при дворе князя и исполнял мелкие административные функции. Им мог стать едва ли не любой мужик, главное, чтобы он не был холопом.
P.S. Такое ощущение, что эти ваши "историки" знают историю только по школьному курсу.
В интересующий наш период простой смерд конечно мог стать дружинником, но это все равно были исключения, так что дружинник уж ни как не "простой воин", кем являются ратники(ополченцы). Не надо приравнивать знатность к аристократии: знатным считается и дворянин(если брать более позднее время), но тот же дворянин не аристократ, аристократы - это бояре, бароны(?), графы, герцоги и т.п. В Европе например, только немецкие рыцари не слились с аристократией, хотя в в Англии любой горожанин автоматически переводился в рыцарское сословие, когда он набирал необходимый годовой доход и покупал себе хауберг(какой-то там статут Генриха 2, если не ошибаюсь :)). Дружинник - это наименее знатный из всех привилегированных, представитель военной знати(знатность по профессии, а не по крови). Хотя по Русской Правде(краткая ред)"Если убитый - русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него." нельзя судить о знатности дружинника, если мерить денежной компенсацией. Но например тот же Жуков во Всадниках войны 3 раза упоминает, что после татаро-монгольского нашествия на Русь в русские войска было принято много "черных людей", хотя это уже не наш период :embarrassed:
Да, и, Kazak, у меня диплом учителя истории (ВГПУ) и впредь я прошу вас по-вежливее.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Fagot от 19 Февраля, 2010, 14:33
Paladin Ratibor я уже говорил, что "дружинник" это не наш период. Была дружина, в ней были гридни, или кмети. А дружинник появился насколько я помню чуть ли не в 15 веке, и им являлся боярский завхоз.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 19 Февраля, 2010, 15:42
Тем не менее термин "дружина" существовал и ранее - в летописях часто встречается (например "поял всю дружину ..." и т.д.). А вот как друг к другу обращались это другой вопрос.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Paladin Ratibor от 19 Февраля, 2010, 16:46
Цитировать (выделенное)
Fagot:
Paladin Ratibor я уже говорил, что "дружинник" это не наш период. Была дружина, в ней были гридни, или кмети. А дружинник появился насколько я помню чуть ли не в 15 веке, и им являлся боярский завхоз.
Эм..что не обращал внимания, когда в источниках впервые упоминается термин дружина, но по моему это было всегда)) Что знаю, что "друг"(от сюда и дружина) имел значения тогда больше как товарищ.
А что качается 15 века - то тут явный перебор!)) тут уже совсем другая военная система, другая тактика. Я лично читал и конспектировал одного из корифеев русской отеч истории(не помню фамилию - позор :embarrassed:), у него еще труд(или глава), что то типа сословия России или сословия в Древней Руси(barbosh не поможешь?). Так вот, там он ссылается на источник о грамоте Ивана Калиты(нач 14 века!) о том, что бы братья(Ивана т.е.) не принимали друг у другу княжеских слуг(!) на службу! - это княжеский произвол против древнего права дружинника переходить на службу от князя к князю! - ну что, младший дружинник по прежнему "простой воин"?! :D (хотя да, не наша эпоха и т.д :p) А что касается тактики, то с середины 15 века Московская Русь переходит на Восточный способ комплектования и ведения войны(по крайней мере в опред виде): отказ от "рыцарских седел и стремян"(я не знаю как правильно написать) и переход к восточным(как я понял аля современным), от сюда следует отказ от рыцарского таранного удара копьем, менее устойчивая посадка в седле(теперь сидят, а не "стоят" в седле), но при этом быстрее и легче научиться ездить верхом ну и в целом значительное увеличение численности армий(боярские боевые холопы например), полный отказ от мечей(сабли), увеличение роли луков и т.д. Последняя рыцарская сшибка произошла в последнее крупное сражение во время феодальной войны 15в, когда исход битвы решило именно столкновение тяж. конников и фракция Ивана Темного(Василия :embarrassed:) наконец одержала вверх.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 19 Февраля, 2010, 17:23
Дружина, как термин, понятие древнее, встречается в источниках, корень имеет древний - означающий "следовать". Как социальный институт - формируется тоже довольно рано (для славян можно говорить к середине 1 тыс. н.э.).
А вот был ли термин "дружинник" в тот период, неизвестно. Большинство понятий более поздние либо введены историками. В тоже время "место обитания" дружины в городе - называется "детинец", еще более узко - дом - гридница. Видимо, одним из терминов обозначающих "дружинника" и был "гридь". Слово заимствованное, но, видимо довольно рано, от германских народов (в эпоху переселение народов).
Есть обозначение дружинников как "мужи" или "мужи княжие", чаще же говорится о всем воиске: "поял себе всю дружину и воев много" и т.д.

По автору "сословий" - не Ключевский В.О. случайно (есть у него работа "История сословий в России")?
А речь, видимо идет о "праве выхода".

Относительно же "знатности", "простоты" и прочего.
Да, дружинник, вобщем человек знатный - или, как в летописи - мужи нарочитые, т.е приближенный к князю и социальной верхушке, но при этом является равным по закону с остальными свободными, а любой свободный, в принципе, может стать дружинником (здесь стоит рассматривать комплекс вопросов связанных с принятием в дружину) и, более того становился - это один из путей пополнения дружины - принятие из-вне (т.е. не потомственного воина).
(Рано или поздно, надеюсь, закончу статью по военному делу ранних славян (5-8вв.), где уделю внимание и развитию дружины в этот период)

P.S. Посадка в седле - влияла не скорость обучения, а скорее на тактику - удобней вести "лучный бой" и привставать для рубки.

Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Kazak от 19 Февраля, 2010, 17:50
Paladin Ratibor, коллега, прошу прощения, если оскорбил. Просто меня возмутила "знатность младшего дружинника".
Насчёт 15 века полностью согласен, это слишком поздно. Хотелось бы знать, о каком сражении Ивана Тёмного (может все-таки Василия?) идёт речь.
А вот от сабель не отказывались, наоборот росла их роль, да и легкая конница всегда была основой в русском конном войске.
Понял насчёт сабель) Неправильно прочитал сначала)
P.S. Paladin Ratibor привет с истфака КГПУ))
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Paladin Ratibor от 20 Февраля, 2010, 01:05
Ох, надо же было так опозориться! да, Василий Темный! просто за год армии очень много гражданского забывается :embarrassed:
Kazak извинения приняты :) истфак-чемпион! :D
На счет сражения не помню, просто на лекции запомнил как преподаватель рассказывала про это)
barbosh да, Ключевский)
а на счет седла - это я у Жукова вроде вычитал)
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 20 Февраля, 2010, 06:39
А битва, видимо, имеется в виду - Битва на Шелоне 1471г. (правда это уже при Иване III)
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Fagot от 20 Февраля, 2010, 07:17
вот по дружине -
Цитировать (выделенное)
Дружина - в описываемую эпоху (призвание варягов - п.м. Fagot) братство профессиональных воинов, объединенных личной преданностью вождю, считавшимся по отношению к ним приемным отцом. Уже поэтому в дружину невозможно было наняться, как иногда ошибочно пишут: наняться куда-либо мог только сам вождь вместе со своими людьми. Желающему вступить в дружину назначался серьезный испытательный срок и поэтапный экзамен, носивший в том числе и характер мистического Посвящения. Кандидат должен был, в частности, совершить определенные обряды  и отречься от всех прав и обязанностей в отношении своего прежнего рода: дружина юридически и духовно становилась его новой семьей. Дружину также следует отличать от непрофессионального ополчения ("войска" "рати"): по отношению к нему она являлась корпусом кадровых
командиров. Внутри самой дружины существовала определенная иерархия - "бояре думающие" , "мужи хоробрствующие" и так далее до отроков, не прошедших полного Посвящения. Именно по этому, всеобъемлющего слова "дружинник" , укоренившегося в художественной литературе, в ту эпоху не существовало. Оно появилось в XV веке и обозначало "завхоза" в богатом хозяйстве.
М. Семенова.
Семенова конечно не Рыбаков с Кирпичниковым, такого веса не имеет, но тоже далеко не дилетант в истории.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 20 Февраля, 2010, 07:39
Семенова немного идеализирует - к нашему периоду (10в.) дружинный институт немного изменяется. И дружину пополняли явно не только за счет молодежи (детей воинов), но и посторонних людей - естесственно не абы кто пришел. А найм (точнее ряд или договор) заключался конечно с вождем, а он приводил с собой свою дружину. Но эту дружину он из кого-то набирал. (об этом был разговор в теме "викинги - вооружение и снаряжение" в историческом разделе форума).
В наш период действие происходит уже  государственного уровня, а соответственно и воиско должно быть не малым.
Конечно же это не единственный способ комплектования и пополнения дружины.

Раз столько говорим о дружине, то стоит упомянуть, что дружина - один из видов воинских братств, а те комплектовались как раз из вне ("сиротами" - изгоями, действительно лишившимися родни, оюдей решивших порвать с бощиной и т.д). Потом через инициацию становились членами братства (дружины) обретая как бы новый род. Такие "дружинники", конечно не имели "право выхода", и по отдельности не нанимались на службу.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Kazak от 20 Февраля, 2010, 10:00
Для меня Мария Семёнова прежде всего писатель фэнтэзи. Но никак не историк.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Fagot от 20 Февраля, 2010, 10:27
Для меня Мария Семёнова прежде всего писатель фэнтэзи. Но никак не историк.
есть какие либо доказательства ее несостоятельности как историка?
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 20 Февраля, 2010, 10:33
Ну, почему сразу несостоятеоьности. Работа  ("Мы славяне") весьма неплоха, но конечно не идеальна, к тому же это "популярная энциклоаедия" а не научный исторический труд. И дело не только в самой М. Семеновой (писатель она хороший, особенно мне нравиться "Меч мертвых"), просто многие моменты которые она изложила в своей работе (опираясь на работы других исследователей) не всегда верны, некоторые устарели и пересмотрены. А так, еще раз повторю, работа хорошая, получше многих ныне выходящих книг (хоть М. Семенова и не проыессиональный историк)
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Хранитель от 20 Февраля, 2010, 12:00
Да, Семенова не плохо пишет исторические повести. У нее есть хорошие описания жизни скандинавов( вошедшие в книгу "Викинги"). Но все же, какие итоги по поводу дисскуссии о дружине?
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 20 Февраля, 2010, 12:54
Я думаю все теже: термин дружина на тот момент существовал, а вот было ли понятие "дружинник" не ясно. Но, нам собственно это не очень сейчас важно, все равно у нас в линейке нет такого юнита - "дружинник".

Да, кстати, еще одно заблуждение - разделение "дружины" (как профессионалов) и "воев" (нак ополченцев).
(см. статью Варнаев В.Н. "К истории комплектования новгородского воиска" http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/8.htm (http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/8.htm))

Княжьи воины - гриди и бояре.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Paladin Ratibor от 20 Февраля, 2010, 13:03
barbosh нет, не на Шелони. Это было в феодальную войну.
На счет пополнения, на семинаре нам выдали цифру в среднем каждый 7й - иноземец, хотя мы говорим немного не про это.
на сколько я знаю, определение ополченца - это ратник, отсюда и Рать - т.к. ополченцев было несравненно, больше чем дружинников.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 20 Февраля, 2010, 14:35
По ополчению. Это такое устоявшееся мнение, что ополчения было несравненно больше. Может количественно и больше, да только его собирали редко и точно не для походов. Ополченец - тот кого ополчили, т.е. воин входящий в "полк". Если и набирались ополченцы, то из горожан, а не сельского населения (а городские воины в разные периоды обладали разными, часто не самыми плохими навыками и снаряжением).
Рать - же от слова ратиться, т.е. биться, обозначает битву или войну. Соответственно ратник - человек участвующий в войне или битве (военный человек).

Вот, кстати термины из "Старословянского словаря" (по рукописям 10-11вв.):
Вождь - вождь, владыка (vevoda)
Вои - войско, войска, vojsko
Дружина - сотоварищи, drugove, spolecnici
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Paladin Ratibor от 20 Февраля, 2010, 17:52
Роль ополчения я осознал в монографии Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. "Города-государства Древней Руси"(я уже писал где-то), повторю лишь пример, когда в 12в один князь просит город, которому он служит, дать ему ополчение против другого князя, а вече ему на это отвечает, что мол не хотим воевать с этим князем, ты с ним мирись. На что он им ответил, если у него будет ополчение, то и с князем будет проще мир заключить :) На счет походов в целом соглашусь, в основном для обороны собирали ополчение, редко когда для похода.
На счет ратника я уже не помню, где именно я вычитал, что это обозначение ополченца :embarrassed:
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 20 Февраля, 2010, 18:30
Здесь верно подмечено, что ополчение города, и выставляет его город (не сельская местность), т.е. снаряжает и распоряжается. А вот что представляло это ополчение нужно смотреть внимательнее. Кстати, участие ополчение принимает уже в междоусобных войнах. Да и роль его - "добавить авторитета за чсет количества".
В период правления Святослава во время осады печенегами Киева - одно лишь ополчение (воины какие были у Претича) не решались одни противостоять противнику (хотя причина были разные, не только отсутствие дружины)
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Kazak от 20 Февраля, 2010, 19:00
Здесь верно подмечено, что ополчение города, и выставляет его город (не сельская местность), т.е. снаряжает и распоряжается. А вот что представляло это ополчение нужно смотреть внимательнее. Кстати, участие ополчение принимает уже в междоусобных войнах. Да и роль его - "добавить авторитета за чсет количества".
В период правления Святослава во время осады печенегами Киева - одно лишь ополчение (воины какие были у Претича) не решались одни противостоять противнику (хотя причина были разные, не только отсутствие дружины)
Насколько помню, смерды могли выставляться в качестве сельских ратников.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 20 Февраля, 2010, 19:04
На 10в. - холопы ратники? Или речь про пример 12в? Да и тогда, роль сельского населения, в т.ч. и холопов - кормить остальных (т.е. еще обозными быть могли, а для битвы, какой прок?)
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Kazak от 20 Февраля, 2010, 19:11
На 10в. - холопы ратники? Или речь про пример 12в? Да и тогда, роль сельского населения, в т.ч. и холопов - кормить остальных (т.е. еще обозными быть могли, а для битвы, какой прок?)
Ошибся, кочнено же не холопы, а смерды. Смерды, являясь рабами-иноземцами (по Фроянову), несли двойную военную тяжесть - участвовали в ополчении и поставляли лошадей для конного ополчения...
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 20 Февраля, 2010, 19:25
Может быть. Я сейчас уже не помню. Надо пересмотреть его "Рабство и данничество"
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Fagot от 21 Февраля, 2010, 06:58
Цитировать (выделенное)
Смерды, являясь рабами-иноземцами
  :-\ смерд - крестьянин (общинник) платящий налоги (не важно кому - князю\боярину), свободный (если за ним нет долгов то он спокойно мог перибираться на другое место, где брали дань меньше, или вообще не брали) свободу данной категории ограничили, если мне память не изменяет веке в 16
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Kazak от 21 Февраля, 2010, 07:26
Цитировать (выделенное)
Смерды, являясь рабами-иноземцами
  :-\ смерд - крестьянин (общинник) платящий налоги (не важно кому - князю\боярину), свободный (если за ним нет долгов то он спокойно мог перибираться на другое место, где брали дань меньше, или вообще не брали) свободу данной категории ограничили, если мне память не изменяет веке в 16

Я кажется указал, что отталкивался от мнения Фроянова. Утвердившегося определения слова "смерд" не существует, у каждого свои точки зрения.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: pauli174 от 21 Февраля, 2010, 10:56
По идеи если у дружины было деление на старшуб и младшую,то старшие были богаче и их можно посадить на коней,а младшая пусть будет пехотой.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 21 Февраля, 2010, 11:27
Разговор на тему "младшей" и "старшей" дружины уже был выше. Конечно старшая дружина богаче - Свенельд тот же, боярин, весьма богатый и так же имел и личную "младшую дружину".
"Младшая" - не значит бедная или молодая в прямом смысле слова - это основная боевая масса дружины, из нее же состоит охрана князя. Поэтому совсем лишать их коней не стоит. У нас и так конных 2 - это полноправные дружинники (бояре и гриди)
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Paladin Ratibor от 22 Февраля, 2010, 02:34
Цитировать (выделенное)
Fagot:
смерд - крестьянин (общинник) платящий налоги (не важно кому - князю\боярину), свободный (если за ним нет долгов то он спокойно мог перибираться на другое место, где брали дань меньше, или вообще не брали) свободу данной категории ограничили, если мне память не изменяет веке в 16
все верно, источников я, как обычно :embarrassed:, не приведу, скажу лишь то, что говорили нам мои преподаватели:
смердов стали называть крестьянами в веке 14 из-за уважения к ним, так как они тянули на себе сразу два тягла - Ордынскую дань и дань аристократам, от сюда и крестьяне - от христиане.
На счет даты закабаления крестьяне ведутся споры, там 2 точки зрения, я уже не помню точно) но во общем когда начался страшный голод в самом начале 17 в, то Борис Годунов, дабы уменьшить смерти и муки крестьян временно отменил запрет на прикрепление крестьян к земле. А причину крепостничества нам объяснили как отсутствие другого решения проблемы с тяжелейшими последствиями Ливонской войны.

П.С.:barbosh, а на счет дружины, так никто и не поставил точку) знатные гридни или все таки нет и т.к. :)  хотя я так понял, что все пришли к одному мнению, что все-таки знатные, но не особо, и что там решил Fagot на счет кольчей гридням?:) или по игровой ветке гридни выше мл друж?
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Fagot от 22 Февраля, 2010, 05:33
Цитировать (выделенное)
смердов стали называть крестьянами в веке 14 из-за уважения к ним, так как они тянули на себе сразу два тягла - Ордынскую дань и дань аристократам,
???? я использовал термин "крестьянин" для того, что-бы было понятно, но не более того. Крестьяне (именно термин) появился очень поздно, еще в 15 веке их не было, были смерды.
Цитировать (выделенное)
от сюда и крестьяне - от христиане.
- оригинальная трактовка.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Kazak от 22 Февраля, 2010, 06:52
от сюда и крестьяне - от христиане.
- оригинальная трактовка.

Трактовка общепризнанная, если вы не знали. Аргументы, что дескать до христианства на Руси тоже были крестьяне, не верные.
http://www.slovopedia.com/22/202/1635859.html
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Fagot от 22 Февраля, 2010, 07:26
Цитировать (выделенное)
Аргументы, что дескать до христианства на Руси тоже были крестьяне, не верные.
а где я их приводил? или это не мне?

Цитировать (выделенное)
Трактовка общепризнанная, если вы не знали.
действительно...
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Kazak от 22 Февраля, 2010, 09:16
Цитировать (выделенное)
Аргументы, что дескать до христианства на Руси тоже были крестьяне, не верные.
а где я их приводил? или это не мне

Я просто пример привёл.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 22 Февраля, 2010, 09:57
Еще раз по дружине и гридям - "младшая дружина", собственно и есть дружина в нашем понимании слова, т.е. основная масса воинов дружины. Это старших немного. А гриди, ни выше, ни ниже "младшей дружины" - это и есть "младшая дружина". Иногда сюда относят и отроков (но у них, видимо немного другой статус - кондидаты в гриди). Т.е. градация происходит не столько внутри всей дружины, сколько внутри "младшей дружины".
Чтобы было проще - есьть "бояре" (могут  иметь и свою дружину/отроков) - они же "мужи нарочитые" и все остальные дружинники.
Понятие знатность не совсем верно. Да дружинник знатный в том смысле, что приближен к князю (правителю) и правящей верхушке. Дружины (и князья) сами создали свою знатность мечем в эпоху переселения народов.
Законодательно же дружинник (и гридь, который мог быть и телохранителем князя) почти не отличались от остального свободного населения.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Fagot от 22 Февраля, 2010, 11:11
barbosh а что если линейку сделать по следующему типу:  отрок - просто гридень ???? -  муж хоробрствующий - муж нарочитый - боярин думающий ? И еще бы детского куда-нибудь пристроить...
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 22 Февраля, 2010, 12:25
А стоит ли так много?
К тому же 3 и 4 (мужи) - скорее эпитеты - один обозначает собственно "дружинника", второй "боярина". Боярин думающий вообще означает скорее его "гражданское", а не воинское звание.
А детский, видимо, означает тоже что и отрок, либо близкое по значению.
Единственно, можно попробовать использовать "муж хоробрствующий" - по сути обозначающий храброго (профессионального) воина. Но не в дружину его прописать, а добавить к оставшемуся у нас в тупике "охочему", сделав тяжеловооруж. пехотинца.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Paladin Ratibor от 23 Февраля, 2010, 00:24
barboshписал:
Цитировать (выделенное)
Понятие знатность не совсем верно. Да дружинник знатный в том смысле, что приближен к князю (правителю) и правящей верхушке. Дружины (и князья) сами создали свою знатность мечем в эпоху переселения народов.
Именно это я и имел ввиду! :D Просто что-то даже не подумал объяснить так)
Хорошо, а что ты скажешь на упомянутый мною пример, на счет 800 отроков - что вся дружина из молодых юнцов?:) И это не единичный пример. Повторюсь, лично мне кажется, что отрок и гридень - синонимы. Но в игре можно и нужно использовать отрока как кандидата)
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 23 Февраля, 2010, 07:58
Я тоже про это думал. Просто в большинстве исследований есть разделение. Отрок обычно - слуга, дословно "подросток", "юнец".
Я бы предположил, что отроки и может быть обозначением всей "младшей" или "молодшей", т.е. опять же дословно молодой дружины. (Отсюда и детинец). Но это ИМХО.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Fagot от 23 Февраля, 2010, 08:04
Как это оцените?



подается как доспех князя на 10-11в.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 23 Февраля, 2010, 08:16
А откуда все это можно поточнее.
Сразу бросается в глаза шлем - сферо-конический, но с полумаской, и (!) наушами и назатыльником. Вобщем, как по мне - фантастика.
Чешуя (тем более прямоугольная) тоже вызывает сомнения.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Fagot от 23 Февраля, 2010, 08:29
ничего я из их спора так и не понял, закончили все по типу "сам дурак".
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 23 Февраля, 2010, 08:52
Да нет все понятно. Там указывают теже самые моменты (и невероятности), что и я. Просто это красивый современный доспех-конструктор (от разных - в одну кучу) для бугуртов или ролевки.
Нам вряд ли подходит.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Fagot от 23 Февраля, 2010, 09:04
 :( но что поделаешь   
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Paladin Ratibor от 23 Февраля, 2010, 09:23
Да что там смотреть то, сразу было видно, что это MARS ATTAK! :D
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Paladin Ratibor от 04 Марта, 2010, 12:46
Мечи
А. Н. Кирпичников Древнерусское оружие в. 1 Мечи и сабли IX - XIII вв.
Цитировать (выделенное)
могущественное и драгоценное оружие
Клинки были, видимо, дорогостоящим оружием, и в погребениях, даже дружинных, они сравнительно редки. В Приладожье на 700 раскопанных курганов приходится 18 мечей, в Гнездове на 800 - 19...среди тысяч деревенских курганов клинки почти не встречаются
Социальный облик людей, "унесших" в могилы свое оружие, не вызывает сомнений: меч - признак богатых погребений.
Если доверять составу погребального снаряжения, то большинство меченосцев были пехотинцами (т.е. в этих комплексах нет конского снаряжения). Относительная немногочисленность погребений воинов с мечом и конем обращает на себя внимание. Отражает ли это пеший характер раннекиевского войска, утверждать трудно. во всяком случае процесс превращения конницы в преобладающий род войск длился  в течение всего X в.

Когда я, в 2006, будучи студентом, купил себе турнирный клинок за 4000, для меня это было значительным событием :D
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Рамон от 04 Марта, 2010, 12:55
вот оно и видно, что у низших классов были чаще топоры, а чтобы было разнообразие - ввести 50% мечей, чтобы не было одних топоров
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Fagot от 04 Марта, 2010, 14:09
Есть мнение, что малое кол-во мечей, найденных на территории Руси связано с отличиями погребального обряда (трупосожжения) и обычаями быта.
Цитировать (выделенное)
араб Ибн Русте писал: "И когда у одного из русов рождается сын, он кладёт ему на живот меч, и говорит: "Я не оставляю тебе никакого имущества, кроме того, что ты завоюешь этим мечом"".
наверное не очень хорошо забирать наследство с собой на костер, поэтому и мечей в погребениях мало...
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Хранитель от 04 Марта, 2010, 14:34
Цитировать (выделенное)
К привилегированному, но широко распространенному оружию принадлежали мечи.
В пределах IX - XIV вв. они подразделяются на две основные группы -
каролингские и романские. Первые, а их найдено более 100, относятся к концу
IX - первой половине XI в. Находки этих клинков сконцентрированы в
нескольких областях Руси: в юго- восточном Приладожье, районах Смоленска,
Ярославля, Новгорода, Киева и Чернигова. Мечи обнаружены, как правило, в
крупнейших курганных могильниках вблизи или на территории важнейших
городских центров. Судя по богатству захоронений клинки принадлежали воинам
- дружинникам, купцам, княжеско-боярской верхушке, иногда состоятельным
ремесленникам. Редкость нахождения мечей в погребениях (равно как и шлемов,
доспехов, щитов) не означает их недостатка в боевой практике, а объясняется
иными причинами. Меч как особо почитаемое и ценное оружие в период раннего
феодализма передавали от отца к сыну, и при наличии наследника он
исключался из числа погребальных приношений. В более поздний период мечи
нередко выдавались рядовым дружинникам из государственных арсеналов,
вероятно, только в пожизненное владение.
От чего же отроки и детские стали недостойны носить мечи? Напоминает миф что "все викинги в рогатых шлемах и дерутся только топрами" Так и здесь, свободный русич, но меч у него не водится. есть только топор. Меч мол ему дорого иметь, а боевой топор по дешевке куплен что ли? или он взял топор для колки дров и пошел воевать им? На время мода русичи еще не были так закабалены, что бы не иметь свой родовой меч. Потому я выступаю против всех этих вариантов "мало мечей или есть но плохого качества".
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Рамон от 04 Марта, 2010, 14:50
 у вас же в начале идет речь, что историчности будете придерживаться в пределах геймплея - пусть для широкого разнообразия будет равное кол-во мечей и топоров у русов, а всадникам больше мечей, т. к. топоры для кавалерии вошли в повсеместное употребление в 12 веке - причем мечи можно такими конфетками сделать, что никакой топор с ним не сравнится(я про графику)
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Хранитель от 04 Марта, 2010, 14:53
я бы лучше "конфетке" начинку сделал получше(характеристики), а не обертку, от которой в бою проку мало.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Рамон от 04 Марта, 2010, 14:58
это само собой - я имел ввиду что мечи интереснее будут выглядеть, чем топоры, а хар-ки уже балансить надо будет
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Paladin Ratibor от 04 Марта, 2010, 16:24
Хранитель
Цитировать (выделенное)
От чего же отроки и детские стали недостойны носить мечи? Напоминает миф что "все викинги в рогатых шлемах и дерутся только топрами" Так и здесь, свободный русич, но меч у него не водится. есть только топор. Меч мол ему дорого иметь, а боевой топор по дешевке куплен что ли? или он взял топор для колки дров и пошел воевать им? На время мода русичи еще не были так закабалены, что бы не иметь свой родовой меч.
Детские вроде к нашей эпохе термин не приемлем. Они не недостойны, он просто еще дорог для них. Да, боевой топор гораздо дешевле меча. Плотницкий топор слишком тяжелый для боя - скорость будет сильно страдать. На время мода русичи во обще не были закабалены. Не было такого, как родовой меч. Меч - это чисто военное оружие, в отличие от копья(охота) и топора(быт) - от сюда идет особое почитание, не говоря уже, как не раз писал выше, об очень высоких затратах на его изготовление. Что такое меч для воина темной эпохи? Это не ковыр, не линейка, это высшее оружие, а не просто орудие для убийства, войны. Во общем спор бессмысленен, источник можно и так и так использовать.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 04 Марта, 2010, 16:59
Детский, судя по всему тоже что и отрок, в его узком смысле (см. Горский Дружина)
Меч это именно орудие войны, больше он ни для чего не нужен, в отличие от топора (тот мог быть полифункциональным). И если для  эпохи переселения (5-7вв) меч - редкость и "высшее оружие", то к нашему периоду меч уже не редкость - это не только трофей, но и товар, причем как импорта (франкская держава), так и экспорта (свидетельство Хордадбега).
Отрок может быть с мечем (и видимо именно с ним он и был), особенно если учесть, что в "широком смысле" отрок обозначал любого "младшего дружинника". А топор просто не получил столь широкого распространения на Руси. Если в Скандинавии дань могли платить секирами, то славяне - "меч от дыма" (можно и по иному толковать это сообщение, но можно и не толковать).
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Paladin Ratibor от 04 Марта, 2010, 23:15
Когда я писал про отрока, я имел ввиду из мода, а не какие были в истории.
Ну для меня меч в течение всего средневековья - высшее оружие :p
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Хранитель от 04 Марта, 2010, 23:24
Предлогаю наделять 65-70% отроков мечами и не "made in chaina", а добротными и качественными. Я думаю исторкам изветно, как ценили русские мечи, тут споров думаю не будет (http://imtw.ru/uploads/imperiall/post-13-1159058689.gif)
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Fagot от 28 Марта, 2010, 17:13
(http://s12.radikal.ru/i185/1003/41/bb98620e9ae5.jpg) (http://www.radikal.ru)
1 — Гнёздово, большой курган (реконструкция В. Арендта); 2 — Черная могила (реконструкция В. Арендта); 3 — из курганов IX в. (по В. Прохорову); 4 —дер. Гожухи (реконструкция З. Бохенского); 4а — основание навершия и боковая бляшка шлема из Гожухи
Меня интересуют шлема за номерами 3 и 4. На кого их можно будет нацепить?
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Paladin Ratibor от 28 Марта, 2010, 20:47
4 - вроде как из серии Черной могилы, такой же четырехчастный клепаный внахлест. Гридню и боярину.
3 - византийский стиль на сколько я понимаю, какому-нить русскому Лорду.
Все чисто имхо.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Fagot от 29 Марта, 2010, 04:41
Меня смущает то, что про "колокольчик" - №3 уже спор был, что он более поздний... и реконструкций №4 я не видел в железе - в чем подвох?
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Хранитель от 29 Марта, 2010, 11:25
Да, есть "брат" шлема под №3.

Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Fagot от 29 Марта, 2010, 13:32
кстати, картинка  что я выложил вроде из Кирпичникова, а он как известно наше все...  :-\
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Fagot от 04 Апреля, 2010, 08:15
Товарищи историки, у меня к вам такой вопрос - были ли у катафрактов какие-то особые породы лошадей или они просто подбирали более крупных коней? Или они разъезжали на ничем не примечательных лошадках,  коих из ста 99?
Название: Re: Корчма \" В гостях у истории\"
Отправлено: Zoldat от 04 Апреля, 2010, 08:39
Fagot, "Отличительном моментом этих классов, разумеется, были и лошади, так тяжелые кавалеристы (катафракты, клибанарии) имели больших и сильных коней."
http://lib.rus.ec/b/146597/read

Добавлено: [time]04 Апреля, 2010, 09:50:40 am[/time]
вроде нисейская порода лошадей точнее их потомки надо точнее поискать
рост нисейцев в холке 150 - 158 см по тем временам порода крупная
к примеру
старинные породы на чем примерно ездили тогда
Гуцульская - порода, распространённая в Карпатах и во многих странах Восточной Европы. Это небольшие лошади (высота в холке 125-144 см) горского типа верхово-упряжного склада. В своё время она была улучшена гафлингскими и арабскими жеребцами. Поэтому и рост у лошадей этой породы хороший, и масти самые разнообразные.
Камаргская (камарги) - старейшая французская порода, облагороженная арабской кровью. Рост 135-148 см, а масть необыкновенно нарядная - светло-серая.
Коник (польский коник) - местная польская порода, ведущая начало от лесной разновидности тарпана, разводится без скрещивания с другими породами, поэтому и масть преимущественно "дикая" - мышастая с ремнём по хребту, и высота в холке не превышает 130 см.
Фиордская - норвежская древняя порода. Лошадей этой породы отличает прямоугольный ормат, мощный корпус и толстая шея. Они широколобы, коротконоги, с высотой в холке 135-145 см, саврасой (блёклая неравномерная коричневая, желтоватая или рыжая окраска волос туловища с посветлениями на конце морды, вокруг глаз и на животе) или буланой масти (желтовато-золотистая или песочная окраска волос на голове и корпусе, а грива, хвост и ноги ниже скакательных суставов чёрные).
древняя исландская не изменившаяся с тех времен Высота в холке — 130—145 см 9-10 века то есть по сравнению с нисейской породой кони викингов мелочь
Ара́бская ло́шадь, сегодня называемая также ара́бской чистокро́вной ло́шадью, — древняя порода верховых лошадей, выведенная на территории Аравийского полуострова в IV—VII веках нашей эры рост в холке в среднем у жеребцов 153,4 см, у кобыл — 150,6 см.
более менее современные
першерон до 175 см в холке 19век
Сове́тский тяжелово́з — порода наиболее крупных в России тяжеловозных лошадей. Высота лошадей в холке выше 160 см, а вес от 800 до 1000 кг и больше.Зарегистрирована в 1952 году
шайр основание породы в 1878,рост 165-175 или 185 иногда выше до 219см в холке
Орловские рысаки принадлежат к числу крупных лошадей. Высота в холке 157—170 см; рост жеребцов в среднем равен 162 см, кобыл — 161 см 18-19 век
современный гонтер или гюнтер 150-160 см в холке

надеюсь извините за эту маленькую лекцию :)
^_^

Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 19 Мая, 2010, 15:30
Обещался найти упоминания не только "легковооружонных славян", но и профессиональных и тяжеловооруженных, вот кое-какая ин-фа:
1. "поднялся страшный и далеко слышимый крик фаланги варваров и войска горожан, вступивших в рукопашную схватку" (Чудеса Дмитрия Солунского, 110)
2. "один лишь вид варварской фаланги вызывал в городе несказанный страх (там же, 124)
3. "когда весь народ славян построился в боевой порядок" (там же, 179)
4. "тогда жители города увидели невиданнное множество варваров, полностью облаченных в железо" (там же 203)
5. и сразу же подошли рядами вместе с приготовленными ими осадными орудиями, машинами и огнем - одни по всему побережью на соединенных (кораблях), другие на суше - вооруженные лучники, щитоносцы, легковооруженные (части), копьеметатели, пращники, манганарии, храбрейшие" (там же, 262)
6. "взяв "отборное войско" (набранное Юстинианом из славян) и все кавалерийские фемы он двинулся в Севастополь, что у моря... и впервые арабы были побеждены" (Феофан Исповедник, XXII)
7. "И они выучились воевать лучше, чем ромеи..." (Псевдо-Кессарий)
Есть еще ряд сведений о "славянах-кавалеристах". И интересная история аля "300 спартанцев и Фермопилы" :)
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Andre de Bur от 19 Мая, 2010, 15:46
5. и сразу же подошли рядами вместе с приготовленными ими осадными орудиями, машинами и огнем - одни по всему побережью на соединенных (кораблях), другие на суше - вооруженные лучники, щитоносцы, легковооруженные (части), копьеметатели, пращники, манганарии, храбрейшие" (там же, 262)

Ёу... У них и инженеры с осадной техникой были?! Вот чего не ждал, так не ждал.

Цитировать (выделенное)
6. "взяв "отборное войско" (набранное Юстинианом из славян) и все кавалерийские фемы он двинулся в Севастополь, что у моря... и впервые арабы были побеждены" (Феофан Исповедник, XXII)

Это не про Велизария на Крите случаем?
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 19 Мая, 2010, 16:21
Нет, про войну с арабами и Небула (30 тыс славянских войнов) (7век)
Про осадные орудия славян вообще не мало, даже есть подробные описания некоторых, а некоторые только по названиям.
Если надо, завтра подборочку сделаю.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Andre de Bur от 19 Мая, 2010, 16:32
На X век было бы интересно ознакомится. Полевых они не использовали?
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 19 Мая, 2010, 16:53
А на 10в. - увы, инфы нет (вроде пороки упоминались, надо посмотреть). Но вот угрозу применения осадных машин русы понимали - как только Византийцы под Доростолом разбили осадный парк - русы тут же сделали вылазку и этот парк ликвидировали.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Peter Guewan от 26 Мая, 2010, 14:59
"...и сразу же подошли рядами вместе с приготовленными ими осадными орудиями, машинами и огнем - одни по всему побережью на соединенных (кораблях), другие на суше...."
 - Это из Жития Святого Дмитрия Солунского?
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 26 Мая, 2010, 15:19
Чудеса св. Дмитрия Солунского, цит. по сборник сведений о славянах под ред. (и комментариями) Гиндина, Литаврина.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Andre de Bur от 28 Мая, 2010, 14:42
Пардон немного за стеб, но наткнулся на такой рисунок

(http://www.dahr.ru/l_j/sviato.jpg)

Как вам? Исторично и комиксно  :)
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Martin от 13 Июля, 2010, 17:30
barbosh,
    приведенные вами цитаты из кого источника взяты?)
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Peter Guewan от 14 Июля, 2010, 09:54
Цитировать (выделенное)
barbosh,
    приведенные вами цитаты из кого источника взяты?)
Я не barbosh, конечно,  :), но там же подписано - первые пять из "Чудес Святого Дмитрия Солунского" шестая - из Феофана Исповедника и седьмая - из Псевдо-Кесария. 
Хотя я бы не поручился за аутентичность первого....
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 25 Августа, 2010, 06:30
Относительно "викингов"- русов, см. более внимательно темы данного мода, а так же темы в историческом разделе форума, такие как: Военное искусство викингов, Военное дело балтийских славян, Первые русские князья, Тезисы по варяжскому вопросу.

Насчет саксов и Вильгельма не очень понял. Я думал саксы были саксами еще проживая на континенте и на острова уже саксами вместе с Хенгисом и Хорсой прибыли.

Относительно ополчения - подробно рассматривался в данной теме в связи с вопросом русской линейки и дружины. Проживание в землянках не мешало "тацитовым германцам" иметь как минимум щит (без которого не допускали на совет) и копье.

Рюрика привели киевляне? Летописи, конечно, источник сложный, не первый век изучается - есть там и вставки и правки и т.д, но тем не менее они говорят о приходе Рюрика на север (Любша, Ладога, Новгород).

P.S. Понятие нация довольно позднее, не ранее нового времени, к Новгороду 10в вряд ли применимо.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: клязьмич от 04 Сентября, 2010, 20:37
Peter Guewan
Цитировать (выделенное)
Он просто облекает мысли (это если я правильно их расшифровываю...) в своеобразную форму.  :D
Пускай привыкает общаться по-человечески
Цитировать (выделенное)
А вот насчет народов... не считал себя полным профаном в этом вопросе... но слышу, кажется, впервые  :-\.
И при чем здесь ободриты? Мы о восточных славянах говорим вроде бы....
Да и я уж не вспомню: все больше в бумаге читал. Но все было "на уровне", потому запомнилось, теперь как-то само собой ассоциируется.
Ободриты - как пример засветившегося в хрониках славянского народа.
Цитировать (выделенное)
Однако частые рейды "руси" (что бы это не означало) в ту же ВРИ начались как раз в IX веке...
А прилив норманнов заметен, вроде как, в X-XI.
Цитировать (выделенное)
В чем смысл этой фразы?  :-\ Где "не засветился"? Кто "не засветился"?
Дело в том, что мой собеседник указал, что князьями господ-шведов стали звать после их "обрусения", а до этого они были "ярлами". Хотя, как вы знаете, в Бертинских летописях русский князь назван "каган", ну а уж в русских и подавно никаких конунгов не сыщешь.
Цитировать (выделенное)
...верхи были основой формирования городского ополчения. А это, зачастую, не такая уж малая сила... и далеко не голодранцы.
Ну, у бояр-то свои дружинки были, не спорю. Купца я вижу, скорее, как спонсора какого-л. военного предприятия. Вроде как купец и боярин - не синонимы.


Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Peter Guewan от 04 Сентября, 2010, 20:54
Цитировать (выделенное)
Пускай привыкает общаться по-человечески
Совершенно согласен  :thumbup:

Цитировать (выделенное)
Да и я уж не вспомню: все больше в бумаге читал. Но все было "на уровне", потому запомнилось, теперь как-то само собой ассоциируется.
Ободриты - как пример засветившегося в хрониках славянского народа.
Ну ладно, это не столь важно. Народ, племенной союз - границы довольно размыты. А разве кривичи, древляни или поляни "не засветились"? Или в смысле - "в иностранных"?

Цитировать (выделенное)
А прилив норманнов заметен, вроде как, в X-XI.
"Прилив" на Русь, в смысле?

Цитировать (выделенное)
Дело в том, что мой собеседник указал, что князьями господ-шведов стали звать после их "обрусения", а до этого они были "ярлами". Хотя, как вы знаете, в Бертинских летописях русский князь назван "каган", ну а уж в русских и подавно никаких конунгов не сыщешь.
Всё, извините, понял...  :embarrassed: А в Бертинских аналлах, если уж быть точным, "Хакан-Рус".

Цитировать (выделенное)
Ну, у бояр-то свои дружинки были, не спорю. Купца я вижу, скорее, как спонсора какого-л. военного предприятия. Вроде как купец и боярин - не синонимы.
Не обязательно. Средневековые купцы это не современные бизнесмены.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: barbosh от 05 Сентября, 2010, 07:21
Ух, сколько всего за один день понаписали.
Вот некоторые моменты (на все пост будет мега обширным ;) ), на которые обращу вниание.

В чем совпадали (да еще часто) интересы Добрыни (Владимира) и Свенельда? В источниках они вообще не пересекаются. И даже домыслы и намеки выискать не просто.
Кто такие русские на 9в я не знаю, но вот Русь (русы) – это уже «род» Более того, прибывают князья также со своим родом. А это уже говорит, что «русь» как минимум племя. (научным языком этноним).
Дружина зарождается у славян задолго до «призвания» - в середине 1 тыс н.э.
Так ли хорошо вооружены и организованы «викинги», как вы думаете – еще большой вопрос. Более того и тактику и рейды разве могли принести только «викинги»?
Прежде чем «переспали все со всеми» , посмотрите кто эти все, сколько их было и как происходила, по-вашему ассимиляция этих всех. (по численности варягов .см например «Варяжский вопрос в цифрах» Прозоров Л.Р.)
Дружина – это не просто костяк и «их мало» - на тот период это и есть большая часть войска. А крестьяне вообще в походы не ходили. «Модернизированный» с/х инвентарь будет применяться в гуситских войнах в 15в. и в крестьянских войнах в германии в 16в., но не в 10в на Руси. Полифункциональным являлись топор и может рогатина.
(о гос-вах у ранних германцев и речи не идет, что не мешало родовому ополчению вооружаться оружием, а не мотыгами).

Еще раз «Русь» - этноним, «викинг» - нет. Потому Русь не может быть ветвью викингов.
Олег – отец Игоря?! (источник пожалуйста)
Феодальный строй как раз не подразумевает тотальной военской повинности (наверное потому, что военкоматов еще не было ) Как раз наоборот. Рекрутирование появляется гораздо позжею
По «народам» и «племенам» - это все современные термины и часто граница между ними очень тонка или размыта вовсе. Так древляне, поляне – это не просто «племена», но «земли» (прислала нас древлянская земля – а это территориальный признак, который в свою очередь является одним из гос. Признаков гос-ва). И вообще, что есть племенной союз? Особенно если в источниках говорится, что им правит «царь», «король» (например, Руян)?
Ободриты при том, что это западные, более узко – прибалтийские славяне, от коих т происходили переселения будущих кривичей и словен. А у западных словян гос-венность (в разных ее проявлениях) наблюдается.

По Куликовской битве – 2 источника: Задонщина и Сказание о Мамаевом побоище. Где там про «нашитые доспехи»?

P.S. Про логику. Логика применяется на основе фактов, а не заменяет их, как увы часто происходит.

Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: клязьмич от 05 Сентября, 2010, 13:19
В общем, панове, несмотря на то, что вы пожурили и меня , претензий к вам по-прежнему нет. :)
Просто на будущее предлагаю подобные посты удалять, ибо они обрастают страницами ненужных пояснений того, что уже решено и оговорено. Как снежный ком. А виноваты в словоблудии получаются все. Как экспонат, такое "краткое изложение ранней истории Отечества", конечно, представляет интерес, но разбирать каждую строчку и переубеждать автора - дело неблагодарное, как... категорически, в общем.
С уважением.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: XOPT13 от 05 Сентября, 2010, 14:26
Поддерживаю. И кстати сказать, было почти изначально видно, что т.н. Мастер Джедай никакой не учёный и даже близко не стоял, наделал в своих рассказах столько грубейших ошибок, как будто бы малолетний двоишник, уж извините за прямоту.
Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: Peter Guewan от 05 Сентября, 2010, 14:59

Цитировать (выделенное)
Просто на будущее предлагаю подобные посты удалять, ибо они обрастают страницами ненужных пояснений того, что уже решено и оговорено. Как снежный ком. А виноваты в словоблудии получаются все. Как экспонат, такое "краткое изложение ранней истории Отечества", конечно, представляет интерес, но разбирать каждую строчку и переубеждать автора - дело неблагодарное, как... категорически, в общем.
Вопрос довольно сложный... но я, пожалуй, соглашусь.

Название: Re: Корчма " В гостях у истории"
Отправлено: vasul от 08 Сентября, 2010, 19:33
На счет этноса может чего здесь удовлетворит
..ВНЕШНОСТЬ КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА КАК ЭТНООПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПРИЗНАК,,
                  http://www.russkiy-rok.ru/yellow/analit/y-113.html
Об этнической природе варягов
(к постановке проблемы)
                  http://rujan.jino-net.ru/article.php?id=4_10_1
--------------------------------------------------------------------------------------
Еще сайтец на тему поднятых тем для любителей поспорить 
  http://rusich.moy.su/publ/3