Haruhist, я ни в коем случае не закатываю тут истерику по поводу, мол, "Какая бяка этот дядя МакМиллен, какие плохие игры он делает, ну так же низзя, чему учатся дети..." Да нет. Нормальный МакМиллен, нормальный Исаак. Свежо, оригинально, быть может, слегка слишком - да впрочем все равно ведь в пределах разумного. Я не собираюсь доказать, какой плохой и несъедобный The Binding of Isaac. Я просто пытаюсь подчеркнуть его ключевые особенности и обратить на них внимание читателя.
В игре все еще хорошие остаются хорошими, а плохие плохими. Игра полна религиозных отсылок в смешивании с подвальным антуражем. Но даже сделка с дьяволом остается сделкой с дьяволом в этой игре.
The Binding of Isaac не высмеивает чувства глубоко верующих людей, это ты очень точно подметил. Но сарказм и сатира там определенно есть, и направлена она действительно не против по-настоящему верующих, не против религии, не против Бога - а против такой вот псевдорелигиозности, яркий пример которой показан во вступительном ролике. Людей, которых за всей внешней стороной такой своей "веры" - красивыми символами на книгах и не только, своей лицемерной праведностью, фанатизмом и т.д. - за всеми теми хорошо известными негативными чертами, к которым ведет неправильное отношение к религии, забывают о истинном смысле всего происходящего, о тех законах, во имя которых все это совершается, о милосердии, о справедливости, о любви... И всем в этом же роде. Начать с того, что мамаша, блин, дошла до такой жизни путем просматривания "христианских" ток-шоу по телевизору... Что уже как бы намекает, что что-то здесь не так. И таким образом она, якобы ведомая рукой Бога, оказывается, наоборот, воплощением неоправданного зла и жестокости, обрекающего невиновного Исаака на невыносимые страдания в эдаком персональном Аду. И выходит, что все внешнее - фальшь, и что Исаак, заключающий сделки с Дьяволом, расплачивающийся за них кровью, и с каждым новым найденным артефактом все более и более становящийся похожим на чудовище, подобное тем, которым он противостоит, оказывается более прав, чем его вся из себя такая "верующая" и "религиозная" мамаша. А вывод-то все равно один.
МакМиллен гений. За вот всем этим отпугивающим и отвратительным внешним антуражем, сразу же наводящим на неприятные мысли о насмешках над церковью, Библией и т.д. он на самом деле говорит игроку совсем о другом. И то, о чем он говорит, никак не противоречит религии, а совершенно наоборот. И он сумел передать эту мысль, но таким своеобразным образом, что для того, чтобы додуматься до этого, надо действительно копнуть глубже. У меня же тоже первое ощущение было именно таким ("да ты упоро... гм..."), но потом я все-таки задумался, и решил, что не так здесь все просто. Посмотрел детальнее... По ходу да. Действительно.
Как бы то ни было, так это... произведение понял я. Быть может, и даже очень вероятно, что где-то ошибся. Возможно, ошибся совсем и с самого начала рассуждал не в том направлении. Как бы то ни было.
Ох, ну ни фига ж се разраслась тема по игре, которую я привел как пример... Впрочем, ладно. Она того стоит. Я чего о ней заговорил-то (тогда еще, давно, помните?..
) Так вот. Не всякая профессиональная студия может позволить себе такой полет фантазии. Предупреждаю возражение: да, такие есть. Например, Dishonored, ставший для меня чем-то гораздо большим нежели простой игрой и занявший место в одном (ну, почти) ряду с Мором (который Утопия). (Кстати, не могу не оставить здесь
это. Строго обязательно к прочтению всем, кто играл в Dishonored.) Но все-таки темы, раскрываемые в Обесчещенном и Исааке сильно разные, как разные и средства их раскрытия. На самом деле, примерно в этом лично для меня и заключается различие между инди и "не инди", о котором не так давно здесь велись активные дискуссии. Грань действительно очень (ну просто ну очень) смутная и зыбкая, порой сходящая на нет...