Проштутдировал всю тему и, пожалуй, подытожу девятилетний опыт по завоеванию Британских островов. В некоторых местах указано авторство, в других - нет, но это не умаляет вклада каждого из игроков в данную подборку.
Искренне надеюсь, что это будет полезно для игроков.
- верхний предел характеристик на движке - 63 очка (через внутриигровой интерфейс: через импорт можно поставить и больше)
- Харизма в игре выступает в качестве параметра удачи. В концепции игры указано, что при Харизме менее 10 пунктов вы неудачливы, а каждый пункт Харизмы выше 10 добавляет 1% к удаче. Точно известно, что это влияет на получение урона и травм.
- Если какой-либо отрядный навык у одного из ваших спутников раскачан выше, чем у ГГ, он является основным. Но если у ГГ тот же навык вкачан хотя бы на 2 уровня или более, НПС получает бонус +1 к этому навыку.
- т.к. навыка Содержание пленных в моде нет, вместо него действует зависимость количества пленных от величины отряда: 100 - 35 пленных, 150 - 45, 200 - 55 и пр.
- из оружейных навыков лучше в первую очередь раскачивать те, что помогут вам на турнирах: древковое, метательное и двуручное: даже если это не ваш основной заработок, это источник славы, отношений с городом, знатью и дамами (а это нужно не только для свадьбы)
- для бронированных целей топор эффективнее, чем меч
- Если сравнить мощный лук и длинный лук, они одинаковы по боевым свойствам полностью, но: мощный требует прокачку выстрела 1, длинный - 2, а это +14% к урону. Кроме того, у длинного дальность больше (скрытый параметр), а мощный реже выпадает.
- огненные стрелы удобно использовать в качестве трассеров
- на штрафы от брони не влияют ни общий вес снаряжения, ни общий уровень защиты - только класс доспеха (лёгкий, средний, тяжёлый)
- штрафы навыков от брони действуют на НПС, а вот показатель Выносливости (синяя полоска) - нет
- лошади в игре не отличаются живучестью, но самая стойкая - греческая лошадь, которую можно получить в награду на турнирах
- При зажатом Shift игрок идёт пешком. Это удобный вариант сохранить выносливость, если вы пешком в тяжёлой броне. Кроме того, отступая с зажатым Shift, вы не падаете
- наличие у компаньона друга в отряде не спасает от просьб об увольнении
- в отчёте о моральном духе отряда графой "Лидерство" указано не влияние лидерства на боевой дух (в Бритенвальде он не влияет), а текущая усталость отряда.
- чтобы поддерживать боевой дух, войску нужно отдыхать: лучше в селениях, но можно и просто лагерем; навык Развлечения также даёт свой плюс во время отдыха
- у клериков или жрецов Вотана, если они есть в вашем отряде, в любой момент можно поднять боевой дух солдат всего за 200 шиллингов!
- чем выше ваши отношения с городом, тем дешевле вам продают товары, а скупают - дороже.
- В лавках на некоторых вещах можно встретить синие циферки. Они встречаются на улучшенных (сблансированный, закалённый и пр.) или, напротив, подержанных вещах (гнутый, слабый и пр.): синие цифры показывают насколько лучше или худше такая покупка в сравнении со стандартной вещью.
- Через меню лагеря можно построить личное убежище - Форт. Постройка стоит 20,000 шиллингов, и себя с лихвой окупает: это тот же замок, только в любом удобном вам месте, кроме вас его никто не видит, можно собирать там гарнизон (выплачивая половину жалования), пленных (сбежать оттуда могут только лорды) и добычу (сундук к вашим услугам). Туда же можно нанять шлюху, священника или жреца для повышения боевого духа. При постройке в сундуке оказывается благородный ютский шлем, иногда с бонусом. При разрушении и повторной постройке гарнизон и имущество из сундука никуда не пропадают. (v. 1.41)
- во время службы у лорда после каждой победы старайтесь поговорить с ним: это дополнительно поднимает отношения
- если у противника численное преимущество в поле, всегда можно заманить его в засаду
- чтобы избежать разгрома в поле, помните: почти всегда есть возможность отступить
- Вероятность выпадения трофеев зависит от: количества ваших войск и НПС, количества противников, количества предметов в их инвентаре, навыка Сбор трофеев вашего отряда, а также Великого Рандома. Влияет ли уровень Харизмы (Удачи) или уровень ГГ - вопрос.
- если ГГ не грабит деревень и помогает крестьянам, со временем он получает титул Святой Заступник
- казнь лордов роняет вашу честь в глазах знати на -20
- если честь превышает 70-75, то отношения с честными лордами будут расти автоматически, даже если вы незнакомы; то же работает и в противоположную сторону
- если честь низкая, ГГ может присоединять к своему отряду целые шайки бандитов (если у вас хорошие отношения с этой фракцией), кроме данов и франков
- если вы король, отношения с вашей знатью автоматически падают ежемесячно (наследство от Native), поэтому устраивайте праздники, раздавайте солдат лордам и не забывайте о войне!
- когда вы решаете, кому отдать новый надел, через канцлера можно узнать, кого в этом вопросе поддерживают ваши вассалы: так можно минимизировать минусы в отношениях с вашей знатью
- возможно, на восстания лордов против игрока влияют: показатели Славы и Чести игрока (чем ниже - тем вероятнее), показатели отношений лорда с игроком (если минусовые - вероятно), отношений лорда с бывшим сюзереном (если плюсовые - вероятно).
- Могут ли лорды придти на службу, если у вас минусовая честь? Могут. Даже при минус 2500.
- слабые маршаллы теряют Славу (-5) от проваленных военных походов (1.393)
- Наследника можно зачать, когда отношения с женой достигнут 80-100.
- Рог Иниау можно получить в качестве трофея во время боя с Иниау
- Когда мод ещё развивался, в описании изменений к очередному патчу была указана возможность создать свою разбойничью армию, повышая с ними отношения, торговать в их лагерях. Соответственно, всё это должно происходить с минусовой честью. Люди доводили даже до -2500, но возможность торговли и вербовки данов не появилась.
- В качестве команды на корабле можно сажать пленников (?)
- При постройке убежища в сундуке можно найти благородный ютский шлем!
- В деревнях Гиппесвик (Вост. англы), Клакк Инга Тун, Херр Хлоу (Эссекс), Букган Ора и Кименсорхэм (Кентвар) можно нанять фризов - неплохих воинов с быстрой прокачкой.
- Актуальная схема взаимоотношений спутников и примеры партий:
ссылка- Один из лучших двуручных мечей - Goidel Champion Sword, - не имеется в продаже, но имеется в руках ирландских айригов и тиарна. Однако в луте не выпадает, т.к. дублей в их инвентаре нет.
Но выход есть: нужно поступить к ирландцам на службу и дослужиться до соответствующего инвентаря!
- Предпочитаю использовать верховую лошадь, особенно горячую или породистую: на ней можно догнать даже мархоков. Моя приоритетная цель - найти хорошего коня. Быстрая и маневренная лошадь и сбалансированное длинное боевое копьё позволяют в одиночку громить малые отряды данов, собирая много дорогого лута. Да и в крупном сражении удобно быстро провести разведку и выбрать хорошую позицию для пехоты и стрелков, или переколоть вражьих стрелков на марше, или, в конце концов, удобно преследовать бегущих.
- В харчевнях встречаются загадочные торговцы. Скупал у него коней оптом по минимально возможной цене и сразу продавал, а поскольку попадались коники тяжёлые и, иногда, горячие, то выходил хороший навар. Делал я это в надежде выудить у него породистого Paraverdus'a, но не получилось. Зато несколько горячих всё-таки приобрёл про запас. Я и ранее пытался заполучить у него всякие хорошие вещи и коней, поэтому у него осело порядка 120 000 шиллингов.
- После любой хорошей драки можно нехило поднять честь: взяв в полон толпу, нисходим до личного разговора с ними... и отпускаем. За каждого отпущенного получаем +2 чести. Другой вариант: приезжаем грабить деревню, но сначала берем крестьян в рабство, а потом жжем деревеньку. Таким образом получаем и трофеи с деревни, и честь с вольноотпущенников!
- Грабить деревни (разорзять, угонять скот и рабов) выгодно, но накладно для отношений. Можно сразу выбрать одну-две фракции под разграбление, но не трогать прочие. То же - с караванами.
- О соляных копях. Получить с них доход очень непросто: отправляя туда рабов, вы должны оставлять и охрану, которой продолжаете платить полную оплату, иначе рабы будут убегать. Причём соотношение рабов и охраны должно быть нехилое - 10 к 7. Каждый пленник же приносит всего по 10 шиллингов в неделю, вне зависимости от своего качества. Кроме того, при продаже пленников на шахты у отряда падает мораль. Таким образом, видится два разумных способа использования соляных шахт. Первый: работать самому. Имея дружину в 500 воинов, одна рабочая смена (5-6 часов игрового времени) приносит 2900 шиллингов, а это уже 14000 в сутки! Пленников же выгоднее просто продавать. Хотя королю махать киркой... Второй способ: сбивать спесь с военнопленных. Иногда пленники почему-то не горят желанием вступить в вашу дружину (например, даны). Но после недели-другой работы на шахтах они становятся куда сговорчивее! Кроме того, при должной охране шахты - куда более надёжное узилище, чем, скажем, убежище ГГ.
- Как вербовать пленных. Самых мощных бойцов, вроде данов, хертверу или гайсгидов, можно вербовать из пленных. Но они несговорчивы. Чтобы это исправить, можно недельку подержать их в темнице или соляных копях. Чтобы не терять мораль во время вербовки пленных в отряд, нужно делать это через личный разговор с ними, однако, так можно вербовать их всего по одному. Чтобы свежевербованные не бежали в первую же ночь, нужно отправлять их ночевать в гарнизон (город, замок, убежище): через день, почуяв сытую жизнь, они станут вам верными дружинниками. Если последний пункт игнорировать, они, с высокой долей вероятности, сбегут в ту же ночь (иногда в большей компании: свежих данов было набрано трое, а убежало - 7).
- Есть способ перевозить на своём корабле более 90 человек. Нужно построить обоз, назначить в охранение нужное количество солдат и - плыть! Обоз при этом следует с вами.
- При наличии инструментов в инвентаре через меню лагеря можно создать временные укрепления. Времени занимает много, но чем больше солдат, тем быстрее строится. Лишняя морока, однако, роняет их боевой дух 10 единиц. На глобальной карте это выглядит, как ощетинившийся частокол, на карте лагеря - как пикеты вокруг лагеря. Если вы их видите - готово. Укрепления живут несколько дней, и если вы отъехали недалеко, можете вернуться, и лагерь будет всё ещё укреплён. Однако, совет: не посылайте своих лезть через укрепления, они тупят как и враги!
- если в городе проходит праздник, обязательно посетите зал правителя и побеседуйте с гостями: с хозяином отношения сразу растут на +3, с другими дворянами, порой, тоже, особенно после длительных боевых действий
- Если вы нанялись в отряд к лорду простым солдатом, а его держава или он не воюют, уходите на другие хлеба: смысла просиживать нет, т.к. повышение по службе, добычу, снаряжение и бонус в отношения с лордом растут только по получении боевого опыта.
- При службе в армии лорда при достижении звания происходит обновление экипировки. При получении нового звания старые шмотки удаляются, новые - выдаются. По выходе в отставку всё выданное лорд забирает обратно, а ГГ получает 1000 exp, 100 шиллингов, +20 отношений с лордом и -5 отношений с фракцией, за которую вы воевали (это делается, чтобы при отношениях ниже 5 вы не могли тут же снова наняться). Чтобы сохранить экипировку, есть 3 способа:
1. Дезертирство... Не самый лучший (-50 отношения с лордом, -5 со всеми фракциями), но вещички при вас.
2. При поражении армии лорда вас пленят (из инвентаря ничего не пропадает). Вы сбегаете, и вещи при вас без минусов дезертирства!
3. Дослужившись до элитного чина (и элитной снаряжения), ждём, когда лорд придет в свой город. Входим в главный зал и складываем добро в сундук лорда, после чего уходим со службы.
В последнем случае можно наняться снова, в том же звании и тем же дармовым снаряжением, и повторить 3-й пункт. Повторять, пока отношения с фракцией не будут равны 0. Однако тут же рядом в главном зале стоит жрец или епископ, всего 1000 шиллингов поднимающий +5 отношений с фракцией... Повторять, пока в сундуке есть место. Собственно, потому и важно, чтобы лорд-работодатель имел свой город (с сундуком и священником). (c) Ekthelion
- Деревни во владении - это балласт: максимальный выхлоп с одной деревни - около 700 шиллингов (7 данов, ага); их часто жгут враги; если же иметь много поселений во владении, убыток от неэффективного сбора налогов превысит разумные пределы.
- Чтобы переманивать лордов к себе, нужно: основать своё королевство - раз, иметь достаточно прав на престол (хз скока, но выше 50-и точно) - два, иметь свободные наделы - три.
С речью нигде не выступал, женитьба право на правление вроде не поднимает. Сперва хожу в вассалах, рассылаю НПС с пропагандой. После уничтожения какой-либо фракции право на правление растёт на 3 очка, если ГГ вассал. Когда чувствую, что готов, выхожу из подданства. Есть два пути: уйти по тихому, прихватив казну и войска из своих гарнизонов, предварительно подыскав себе цель в виде слабенького королевства, и взбунтоваться против своего сюзерена, оставив свои города/замки при себе. В общем, война будет. Сразу же нужно отправлять послов к врагам вашего врага, они признают ГГ равноправным правителем (+10 права на трон за каждое признание). Затем необходимо склонить противника к миру, это ещё +20 вроде. После этого можно приступать к поиску вассалов. Можно через министра поручить это НПС, но лучше самому. Проще всего найти жадного безземельного лорда из стана бывших врагов и пообещать ему надел, но не требуя ответа сразу: пусть пару недель подумает. За это время его отношения с монархом снизятся, и он будет сговорчивее. Но это с жадными лордами, с остальными иначе. В Бритенвальде удобное окно отчётов о взаимоотношениях с лордами, там видно у кого какой характер и какие отношения с правителем.
- Казнь лордов даёт штраф -20 в репутации со всеми. Но выход есть: наёмные командиры частенько казнят пленных, чтобы увеличить скорость своего отряда. Лордов - в том числе, без штрафов. Но лорд не исчезает из общего списка дворян, а через некоторое время снова встречается. Если же ГГ казнит лорда, то он исчезает, а вот его имение всё так же держится под флагом казнённого.
- Как правило, если кто-то из семьи к тебе на 100 отношения, можешь смело приближать родственничков, не изменят. Конечно, другие семейные кланы обижаются. Тут очень удобная по лордам навигация и я немало времени проводил, рассматривая их отношения и возможности.
- Вес товаров в инвентаре снижает скорость отряда, но имея несколько деревень в разных концах карты, можно не возить их собой. Пример: покупаем руду и серебро в Уэльсе и отдаём всё управляющему в ближайшей деревне, налегке едем в Мерсию, Пиктавию, Ибернию - не важно! - и забираем товар в ближайшей к городу деревне - PROFIT!!! Как он этот фокус проделывает я не знаю, но это его дело, в конце концов, я ему 15 шилингов в неделю плачу. (с) Georgeek
- Наследника можно зачать, когда отношения с женой достигнут 80-100. Для этого нужно быть богатым и щедрым: сперва можно задабривать просто уединённой трапезой, а потом - дарить дорогие подарки. Поэтому совет: до свадьбы постарайтесь улучшить отношения с невестой по максимуму (стихи, посвящения побед, явления по первому зову). Дамы - существа непредсказуемые: некоторые будут от вас в восторге, лишь завидев вас, других нужно уламывать даже на +1. Если жена от вас не в восторге, но вы, наперекор ей, таки доводите дело до свадьбы, есть риск затянуть рождение наследника на неопределенный срок. ИМХО, чувства в Бритенвальде зависят от суммы действий персонажа и характера женщины. О характерах поведает бард в харчевнях. После зачатия всё просто: рождаются либо сын, либо дочь, либо близнецы, это проверено. Игрок получает от жены в инвентарь соответствующий предмет - ребёнок. Его можно таскать в инвентаре либо вернуть на воспитание жене. Можно даже... продать. Далее, в теории, наследник вырастает во взрослого НПС, но сколько нужно ждать - вопрос открытый.
- Всю Британию и Ирландию можно захватить на 75-100 день на самом высоком уровне сложности и без читов. Нужен только обоз и куча денег.
В обоз можно спрятать любое количество войска при этом платить за него не надо. В обоз можно спрятать любое количество пленных. Надобность в форте полностью отпадает.
В моде рулит не тяжелая пехота, как тут многие пишут, а средняя - с топорами (у топоров преимущество перед щитами и доспехами). Они, так или иначе, есть в ветках всех народов. Поищи, где больше вариантов бойцов с топорами на низких и средних уровнях. Насколько я помню, больше всего топоров у пиктов, англов и ирландцев. За тяжами, а тем более - элитой, не гонись - деньги на ветер. На броню вообще не смотри: главное - топор и щит. Есть поселения, где можно нанять фризов, которые быстро прокачиваются в конницу и тяжей, но у них почти нет топоров, так что не советую.
Хорошие лучники только у бриттов, у остальных - отстой.
Найм и прокачка войска. В Брите это самый простой способ. Выбираем деревню той фракции, где есть средняя пехота с топорами, идём к старосте с кучей денег и заваливаем его по 500 шиллингов. После десятой подачки вам начнут предлагать и среднюю, и тяжелую, и элитную пехоту, а также кавалерию и лучников. Ненужный пока вам тип войска можно скинуть в обоз.
Советую почитать мануалы о тактике боя и построениях. Клин для своих войск никогда не используй - в клине они теряются, поворачиваясь к врагу спиной. В атаку первым не иди, а жди перед своей точкой спавна на возвышенности. Если ты последовал моему совету и набрал средней пехоты, то формация для тебя одна: отдай приказ всем держать позицию в шеренге, и жди, когда в твой центр врубится клин вражеской пехоты. После первого контакта сразу отдавай приказ всем в атаку: твоя шеренга за счёт более широкого, чем у вражеского клина, фронта возьмёт его в клещи с флангов и перемолотит топорами всех: элитную, тяжелую, среднюю, лекгую пехоту. После этого снова отдай приказ держать позицию и жди следующей волны. Важно находится именно недалеко от точки спавна: если что-то пойдёт не так и у тебя будут большие потери, свежее подкрепление ударит в спину врагу. На лучников и конницу особо не отвлекайся, либо держи небольшой резерв конницы для зачистки вражеских стрелков. И помни: ты должен оставаться живым и командовать войсками, потому что без тебя войско превратится в стадо баранов.
Штрафы за тяжелую экипировку. Она тут не нужна. Выбираем играть за раба, получаем навык Живучесть 5 пунктов, одеваем пиктскую раскраску, благородные перчатки, благородную накидку, благородные поножи. Всё. Можно в одиночку верхом и с луком выносить патрули данов. (с) Старьевщик
- ЗАРАБОТОК
- Турниры - это весело, но очень тяжело на первых порах и денег сравнительно немного. Славу и честь можно заработать, помогая крестьянам и делая правильные проступки.
- Основной способ добычи капитала на старте игры - покупка и забой скота. На шкурах и мясе можно неслабо озолотиться.
- На обычном торгу выгода - покупка и перепродажа железа, серебра и руды из Уэльса, продажа оливкового масла в Ирландии, а оттуда - соли.
- В начале игры гильдмастеры дают квест на примирение фракций (+12000 монет). Накопив достаточную мошну (8500, например, забоем скота), берёшь квест, ищешь лордов задабриваешь серебром. Получаешь барыш, плюс отношений и +2 уровня или больше, если совсем еще дитё, и спутники тоже нехило растут. Имея деньги, в начале игры лучше брать вместо крестьян профессиональных наемников в харчевнях, они даже против данов могут сражаться. (с) Georgeek
- Зарабатываю деньги на производстве: в Сусексе открыл пару мануфактур по производству масла. Велел оставлять товар в кладовых. С двух мануфактур убыток был 3600 шиллингов в месяц. Когда в кладовых скапливается достаточно масла (20-23 кувшина), забирал его себе и плыл в Ирландию. Там масла дефицит, и за кувшин давали 760 шиллингов. Обратно вез соль. Всегда был в хорошем плюсе!
- В игре масса способов нажиться кривым путем, используя баги или недоработки. Один из них - служба в армии лорда: дослужившись до максимума и имея хорошие отношения с лордом, можно бесконечно вступать к нему в армию и потом уходить в отставку. За это дают 1000exp и немного денег. Даже не упоминая о том, что снаряжени можно складывать в сундук (прочитал об этом на этом форуме), что совсем нечестно. Но даже если этого не делать, можно получить любой уровень, было бы желание.
- В городах можно покупать землю. Обработанную - можно покупать (до 50-ти гектар), не обработанную - не стоит, (если город хорошо обеспечен, земля не будет сдаваться в аренду - отсюда будет минус). Если с фракцией, в которой куплена земля, начинается война, землю не отбирают, но прибыль замораживается (как с предприятиями).
- В начале игры изыскиваю начальный капитал забоем скота, после чего ищу по харчевням лазутчиков, с которыми бегаю за королями и торгую с ними через ПКМ, скупая королевские трофеи: отдаю за них 800-900 денег, получаю 3000 и 1200 ехр, повышение Чести и Славы. Если в отряде несколько лазутчиков, то отправленный на переговоры пропадает, если один - высока вероятность того, что он останется (есть смысл соорудить обоз и хранить их там). Торговлю шмотками осуществляю только с караванами: при наличии в отряде хозяина каравана они дают лучшую цену, по сравнению с которой любой рынок в городе кажется вымогательством.
- Зарабатывал на торговле с караванами и городами забитым скотом. Средняя стоимость пяти коров - 1500 монет. Разделываем их и ловим первый попавшийся караван или едем в город.
С караваном торговать следующие плюсы:
- стабильные цена покупки (шкура стоит 270 монет, говядина - 85). Со средней партии по 20 стаков говядины и шкур маржа составит около 1500-1700 шиллингов.
- за день можно продать продукции примерно с 15 коров (по 60 мяса и шкур), потом у каравана кончается место в инвентаре.
- у караванов сравнительно дешевые боевые лошади (3100 монет), неплохие мечи (1500 монет), броня средней тяжести дешевле, чем в городах.
Есть и минус, баг: у всех караванов в течение суток один и тот же багаж. Например, торгуем с караваном номер 1. Скинул ему мясо, шкуры, взял деньги. Встречаем караван номер 2, а у него уже лежит твоё мясо и шкуры. Через сутки инвентарь каравана обновляется, и можно по новой действовать.
С городами посложнее. Если крутиться у одного и того же города, цены на мясо и шкуры упадут очень быстро, да и кошелёк у торговцев ограничен. Поэтому приходится продавать оружейникам и табунщикам. С другой стороны, исходная цена на мясо, обычно, в районе 120, на шкуры - 340 монет. Так что, если путешествовать от города к городу, то маржа будет высокой, и капитал тысяч в 20 можно набить за неделю поездки.
- Когда-то тоже гонял разбойников, сражался на турнирах и кое-как сводил концы с коцами. Когда известность позволила, присягнул на верность: сначала Суссекс, после перешел в Мерсию, в итоге - Фортриу, пикты. У пиктов уже начал вставать на ноги. До получения во владения города основной доход - это грабеж деревень, но не товары или рабы, а скот. С бедной деревни - всего несколько голов, а вот с богатой - несколько десятков. Всё это стадо перегоняется к ближайшему городу и пускается под нож - получаем мясо и необработанные шкуры. С одной головы - 2 стака мяса и 2 - шкур. Эти самые шкуры идут в городах по 300-700 шиллингов за штуку (ну и мясо по 100-120). Маржу, думаю, посчитать не трудно.
Позже, имея возможность содержать пару сотен человек, захватил первый замок (для замка вполне хватает, потери обычно восполняются пленными), потом другой, после третьего замка с дружиной в 400 человек осадил город (сброд конечно, в основном средняя пехота/метатели, но все же). Город пал. В недельном отчете появились приятные вести о пошлинах с города (около 17 тысяч). Дальше постепенно захватывал города, довел численность дружины до 850, прокачивал войско. С войсками интересно получилось: набрел на охотников за головами, которые видимо охотились с начала игры, и при дружине в 200 рыл имели 700 пленников. Собственно, охотники были разбиты, а пленники перекочевали ко мне (из них 350 франков, 200 данов, 50 капитанов, остальные - всякий сброд). Получилась прекрасная дружина из 750 человек, почти вся из тяжёлой пехоты. Затраты соответствующие - 52к еженедельно, но в казне денег хватало: к тому моменту во владении было 7 городов.
В итоге решил основовать свое королевство. Забрав казну и разорвав клятву, отправился с дружиной в Ирландию и начал покорение с севера. Так вот при дружине свыше 600-700 человек замки практически все сдаются без боя: как я понял, для этого нужно превосходство раз в 5, а обычный гарнизон в замке - 100-150 человек. Если и не сразу ключи выносят, то после перестрелки перед штурмом - как пить дать. Насчёт этих перестрелок и прочих вылазок: имея явное численное превосходство ты их прям ждёшь, т.к противник теряет куда больше (при войске из 700 человек потери человек 5-10, у противника - 30-50). Штурм города, увы, та же кровавая баня, тут ничего не сделаешь. Но позже взял в отряд шпионов, которые могут отравить воду в городе, выводя защитников из строя на какое-то время - тут-то город и сдается без боя.
В общем, после захвата 3-5 городов, особенно портовых, все проблемы с финансами заканчиваются. Сейчас подо мной Ирландия и примерно треть Британии, прибыль - уже после всех трат на войско и гарнизоны, - 80-120 тысяч, при низких налогах. Правда, при взгляде на "потери от неэффективного сбора налогов" удар хватает - около 100 тысяч на ветер. Так что не спешите что-либо захватывать и примерять корону. Самый смак - пройти все этапы, возвыситься, получить известность и право на правление, собрать мощное войско, денег тысяч 500 хотя бы, и тогда уже ровным маршем выдвигаться.
- ПОДБОР ВОЙСК
- У бритов лучшие лучники и сильная кавалерия, у ирландцев - метатели (метание 430), у пиктов - элитная пехота (мощный удар 5 в тяжёлой броне), наверное, кавалерия, у англов и саксов - самая мощная пехота ближнего боя. Но самые лучшие воины не указаны в ветвях развития: это фризы, непримечательные парни, которых можно набрать в пяти деревеньках юго-восточного берега. Почему? Их очень просто прокачивать и содержать даже. Фриз повышается до херемана или тэгна всего за 100 монет. Хереман не растёт дальше, имеет дерьмовое снаряжение и низкий уровень, но он - конник, и всего за 10+100 монет, и жалование в четыре раза ниже других кавалеристов! Тэгн, легкий пехотинец, имеет статы и снаряжение как у геогута или генэты англосаксов, которых повышать дольше и дороже (две ступени за 350 монет против одной за 100), и при этом кушает денег меньше. Тэгн растёт в скелдана, который по снаряжению и по статам как ридвига аглосаксов. И это за две ступени в 400 монет против четырёх за 1150! К тому же они одеваются по моде и носят данские шлемы.
- В линейке развития, если на бойце кольчуга, то и статы минусуются сразу. Например, у Хертверу Сакса сильный удар 3, а если на них броня - 1, и это видно в линейке. У пиктских Гасгидов вся экипировка тяжелая, и при этом в линейке развития отображен сильный удар 5. Посмотрел через труп эдитор: у пиктского Гасгида сильный удар - 7! Если он в броне - 5. Т.е. штрафы работают и на них, но предела по сильному удару для них не существует. А еще у них Живучесть 10, здоровье - 85 (такие показатели тольк у них). Владение оружием - 230. Уровень - 29. Качество брони - нечто среднее между франками и данами. Топоров нет, у всех мечи, шианы, копья, дротики. С такими статами и экипировкой должны быть круче данов.
- Всем метателям в поле я вообще запрещаю стрелять, исключение - осады. Дело в том, что они выстреливают не все дротики и постоянно держат резервный дротик в руке, и когда доходит до ближнего боя, то вместо того, чтобы выхватить топор, меч или копье, они начинают тыркать дротиком, как копьем ближнего боя, у которого колющий урон 15 пунктов, что ниже, чем у ржавого ножика.
- Прокачивать войска в Бритенвальде долго и нудно, причем элитная пехота гибнет чаще (!!!), чем легкая. Самый легкий не аморальный способ раздобыть большое количество солдат тяжелой пехоты
- налаживать отношения с деревнями, тогда при наборе рекрутов там тебя будут приятно удивлять отряды ударной конницы и тяжелой пехоты. Или же отбивать тяжелую пехоту из плена. Но повторюсь - тяжелая гибнет чаще! Поэтому наряду с тяжелой надо иметь уйму легкой - потери распределятся.
- Прокачка боевых навыков спутников - отдельный вопрос. Луки можно качать, но помните про штрафы от тяжелой и средней брони. Я всем спутникам давал лёгкую броню, длинные луки (сильный выстрел 4), щиты и топоры. Если есть терпение раскачивать им луки - качайте. В поле получатся универсалы. На стенах получится второй Пендор. (с) Старьёвщик
- ОБУЧЕНИЕ ВОЙСК
- Коннетабль медленно качает новобранцев в городе, даже с наставником? Во-первых, проверь, достаточно ли денег в казне (именно в казне). Во-вторых (чисто эмпирический опыт), имеет значение количество войск: опыт будет идти и на крестьян, и на бидуринков. Выход: в одном месте собирать элиту, а в другом - раскачивать крестьян. В третьих, проверь в настройках мода, не включена ли "реалистичная прокачка" - с ней ещё дольше.
- БОЕВЫЕ ПОСТРОЕНИЯ
- Формации в бою открываются через F4. Далее идет выбор таковых с соответствующим буквенным обозначением. Общего обзора дать не могу, т.к. не все формации применяю. Для тяжелой/элитной пехоты неплохо подходит "стена щитов" (F5). Копейщики, построенные в "квадрат", эффективно борются с кавалерией. Построение своей кавалерии в "клин" целесообразно тогда, когда она тяжелая/элитная, либо всадники однотипные (т.к. если скорость лошадей будет разной, клин ломается). Лучше командуй кавалерии "за мной" и заходи во фланг или тыл. Там от нее больше толку. (c) Nikolas
- После каждой волны врагов желательно использовать боевой клич (U), воины восстановят +24% HP и воспрянут духом. Стоит это 350-380 exp
- ЗАХВАТ ГОРОДОВ
- Города обычно беру измором - сдаются. Перед осадой набираю гебуров, потому что то вылазка, то еще какое мероприятие - войска гибнут рандомно. При осаде города, как правило, стягивается вражеская знать. Обычно валю их дружины на подходе к городу, т.к. в поле с этим проще, чем на стенах (отмечу, что я любитель побродить отрядом 40-60 тяж-элит кавалеристов, которые, как ни странно, спокойно валят сотню лордовой разнокачанной пехоты, 20 дугутов, 30 гегутов и мелочь). При захвате города вперёд ставишь тяжёлую пехоту. Они протянут ещё дольше, если орать боевой клич периодически (+24% раненые). В жёстких рубках тяжелой пехоты обычно не участвую, постреливаю лучников. (с) Великолепный
- При штурме замков вперёд нужно выводить лучников - хорошо прореживают стены, а во вторую очередь пускать данов и тяжёлых пехотинцев. (с) АзБукиВеди
- Чтобы во время осады минимизировать потери от случайных событий (проходят автобоем), нужно иметь армию, численно/качественно превосходящую гарнизон, и высокий навык Тактики. (c) Petro Buleka
- Чтобы для осады было место под провиант, заведите обоз для трофеев. Ещё в меню осады есть опция - сжечь пригородные поля и деревни, в случае удачи приносит профит в виде зерна и мяса. Но нужно проделывать в конце лета и осенью. (c) Petro Buleka
- Обнаружил новый способ брать города (возможно и замки тоже). Взял в плен правителя Оксфорда (на тот момент он принадлежал Думнонии), подступил к городу и осадил его. В диалоге с командиром осаждённых (не лордом) появилась строка: что-то типо сдайте город, и пленник получит свободу. Всех подробностей не помню ибо было это давно, а я как то забыл отписаться или возможности не было. (c) Petro Buleka
- ЗАСАДЫ
- Засада организовывается, когда враг рядом, или за вами гонятся (функция работает нормально). Для успешной засады необходим хороший следопыт с высоким навыком выслеживания. Засада устраивается через меню лагеря при достижении соответствующего уровня навыка слежения. Засаду выгодно устраивать в том случае, если противник многократно превосходит вас численно, но не качественно. Если засада удалась, то вы получаете бонус к боевому преимуществу, тем самым сводя численное превосходство врага на нет. И еще, т.к. это засада её лучше устраивать ночью и в лесу - это максимально повысит шансы на успех оной. Проще говоря, если у тебя отряд в 100 наглых данских морд, можно смело нападать на армию в 400-500, а то и больше врагов. И ещё, засада которую устраивает ГГ отличается от засады ИИ: т.е. это обычная битва с бонусом к боевому преимуществу, а не нападение на врага из укрытий.