«Никогда не хотела войны матушка Европа…»
Обзор мода «Европа 1200».
(http://s42.radikal.ru/i097/1012/36/b2eb39c32d02t.jpg) (http://s42.radikal.ru/i097/1012/36/b2eb39c32d02.jpg)
«Европа поделена между враждующими королевствами, которые не могут ни поладить с соседями, ни победить их. И как результат, бесконечные войны разоряют и обескровливают эту землю. Однако, это место может заинтересовать таких авантюристов, как вы, например. Немного способностей и везения – и вы сможете прославить свое имя, скопить состояние или обрести власть. Возможности безграничны, как и награды, если вы готовы рискнуть жизнью ради них». Словами путника открываются грядущие приключения. Вперед!
В данном обзоре освещается мод «Европа 1200» версии 2.33, который установлен на Mount & Blade История Героя, версии 1.011.
(http://s002.radikal.ru/i200/1012/c0/479d3e0f77d8t.jpg) (http://s002.radikal.ru/i200/1012/c0/479d3e0f77d8.jpg)(http://s40.radikal.ru/i090/1012/03/d05a83cf41d5t.jpg) (http://s40.radikal.ru/i090/1012/03/d05a83cf41d5.jpg)
(http://s011.radikal.ru/i317/1012/b2/c2c1a63f5830t.jpg) (http://s011.radikal.ru/i317/1012/b2/c2c1a63f5830.jpg)(http://i043.radikal.ru/1012/3a/c4f1beea9314t.jpg) (http://i043.radikal.ru/1012/3a/c4f1beea9314.jpg)
Начав игру с нуля или импортировав героя, мы оказываемся в Европе одна тысяча двухсотого года, первого января. С новым годом, старушка Европа! Фантастика – первая мысль после обозрения карты, которую сначала надо перевернуть севером на юг. Место действия простирается от Прибалтики до островов Англии, а по югам от Испании и до Балкан. Есть где развернуться. Но наша цель, помимо торговли и путешествий - это конфликты, стычки, войны… казалось бы. Но на деле выясняется, что и без нашего присутствия Европу рвут на части. А, следовательно, наша цель – усугубление обстановки. Да, королями нам не стать, но ввергнуть этот мир в огонь революции – запросто.
(http://s003.radikal.ru/i202/1012/df/fcf9ea3b069dt.jpg) (http://s003.radikal.ru/i202/1012/df/fcf9ea3b069d.jpg)(http://s54.radikal.ru/i146/1012/e6/beafcff647b8t.jpg) (http://s54.radikal.ru/i146/1012/e6/beafcff647b8.jpg)
Первый и самый сложный вопрос остается открытым на протяжении всей игры – за кого поднимать к небу меч войны и кубок победы, кто из правителей достоин лучшего воина, кто справедливо сможет оценить подвиги и свершения?
Если нам требуются военные походы, верный отряд и свой замок, то, как нельзя лучше подойдет небольшое государство, где мало лордов. Получить замок или город здесь намного проще, меньше претендентов на недвижимость.
В случае жажды сражений, погонь, осад – Священная Римская Империя не без удовольствия примет нас под свое крыло. Трофеев в этом случае нам не видать, так как в самой большой фракции мода оголодавших лордов, спящих и видящих новые фамильные угодия больше, чем народа в нашем первом отряде. Большие государства, граничат со странами поменьше и ведут с ними перманентные войны, но кроме известности получать там нечего.
И путь героя, если мы решим освободить от угнетения и страданий одно из увядающих государств, таких как Валлийские Княжества и Республика Венеция. И загвоздка здесь одна – захватывая замки и города их надо наполнять воинами, лордами, а вся ответственность за это на наших героических плечах.
(http://i044.radikal.ru/1012/0a/b376bff6a121t.jpg) (http://i044.radikal.ru/1012/0a/b376bff6a121.jpg)(http://s46.radikal.ru/i113/1012/3e/11ec4e58f851t.jpg) (http://s46.radikal.ru/i113/1012/3e/11ec4e58f851.jpg)
Все это разнообразие государств покоится (хотя покой им только снится) помимо того, что в Европе, так еще и среди разнообразных обитателей. С морскими и лесными разбойниками, грабителями и горными бандитами мы знакомы еще с Натива, а пришедшие с модом дезертиры, которые конечно были и в Нативе, с самого старта начинают жутко радовать своим разнообразием и числом (при помощи дробящего оружия и умения убеждения-вербовки я получил из них свой первый отряд).
Регулярные войска в сторону Натива даже не оглядываются. Каждое государство владеет собственными юнитами и уникальным древом развития, которое на финальных этапах может пересекаться с другими государствами (Королевство Дания и Графство Тулуза могут развить кавалерию в рыцарей госпитальеров, помимо рыцарей собственной фракции). Исчезли «империи-пешеходы» и «султанаты-арбалетчики» - теперь у каждой фракции полный спектр войск, зачастую с собственными названиями и различным количеством ступеней развития (при катастрофической потребности в лучниках не требуется развитие в десять ступеней, а затем спешивание полученного индивидуума – безлошадные воины имеют значительно меньшую карьерную лестницу).
Лошадь из боевого товарища превратилась в расходный материал, а спасибо – копейщикам и их «стене копий». Пару раз проколов коня невольно задумываешься о запасном. Да и прыть, с которой налетаешь на вражьи ряды, невольно угасает, меняется тактика ведения боя. Все это лишний раз подогревает интерес к игре. Вот бы еще «дождь стрел» добавить, чтоб рубиться, так рубиться!
(http://i015.radikal.ru/1012/7c/4b62870db1eat.jpg) (http://i015.radikal.ru/1012/7c/4b62870db1ea.jpg)(http://s49.radikal.ru/i126/1012/2a/bb705d4a43a6t.jpg) (http://s49.radikal.ru/i126/1012/2a/bb705d4a43a6.jpg)
Создатели мода не стали изгаляться над оружием (хотя его стало больше, как пример - пехотный бил, копье с зацепом) и прочими товарами, оттянувшись на одежде (огромное количество новой геральдической брони). В том числе и лошадиной (попоны в масть накидкам и сюрко). Стоимость некоторых экземпляров доспехов в идеальном состоянии зашкаливает за 50 тысяч динаров.
Реализация лордов (королей, князей, графов, стратегов, деспотов) достойна отдельного внимания. Епископы Священной Римской Империи носят характерные шапочки, а в сражении передвигаются пешком чаще, чем верхом, также были замечены меховые накидки и мантии. А при положительном отношении с лордом можно устроить с ним дружескую дуэль, на отношениях с дуэлянтом это не скажется отрицательно. Тоже относится и к собственным войскам, как устроить взбучку приглашенным сотоварищам, так и проверить только-только вылупившийся юнит на ударостойкость.
(http://s52.radikal.ru/i138/1012/2d/e28e5833fbc4t.jpg) (http://s52.radikal.ru/i138/1012/2d/e28e5833fbc4.jpg)(http://s40.radikal.ru/i088/1012/9b/1e3fcd2f8113t.jpg) (http://s40.radikal.ru/i088/1012/9b/1e3fcd2f8113.jpg)
(http://s014.radikal.ru/i327/1012/51/e8343eae9eb5t.jpg) (http://s014.radikal.ru/i327/1012/51/e8343eae9eb5.jpg)(http://i045.radikal.ru/1012/81/01fdc1c32219t.jpg) (http://i045.radikal.ru/1012/81/01fdc1c32219.jpg)
И если достойная конница представлена у каждой из 26 сторон, то поиск Священного Грааля – пехоты штурмовой направленности для взятия замков, где пасуют тяжелые рыцари с копьями – станет первопричиной набора новобранцев от соседей. Также отмечу, что при смене цвета у деревни меняется и принадлежность призывников. А для фанатов патриотического толка в моде присутствует Галиция. Пусть и не Русь, да зато Галицкие лорды слух не режут, а воспитав в стройных рядах князей да бояр, да непися - Добрыню Никитича в придачу – и совсем другое отношение к моду. Все неписи были подвергнуты переделке и нативных в Европе днем с огнем не найдешь. Привести полный список не смогу, но вот некоторые из них: Огир Датский (викинг из Дании), Робин Гуд (думаю здесь без комментариев), Уильям Телл и Арн д'Готья (суровый французский тамплиер, за вход в состав отряда требующий 4500, но он того стоит). Всех спутников главного героя не перечесть, все они уникальны и разносторонни, на любой вкус.
(http://s04.radikal.ru/i177/1012/19/7d6733f29032t.jpg) (http://s04.radikal.ru/i177/1012/19/7d6733f29032.jpg)(http://s002.radikal.ru/i197/1012/ff/e612398f714bt.jpg) (http://s002.radikal.ru/i197/1012/ff/e612398f714b.jpg)
(http://s002.radikal.ru/i200/1012/11/4e4f6b9496ect.jpg) (http://s002.radikal.ru/i200/1012/11/4e4f6b9496ec.jpg)(http://s41.radikal.ru/i092/1012/f8/06af89d2def4t.jpg) (http://s41.radikal.ru/i092/1012/f8/06af89d2def4.jpg)
На чем я остановился… Ах да – пехота для замков… Замков… Замков и городов в Европе 1200 множество, но не только числом, а и разнообразием. Здесь и интересные для обороны планировки, и совершенно неожиданные для штурма. Проще увидеть, прикоснуться к этим нововведениям, чем изводить клавиатуру в попытке объяснить неописуемое.
Во время осады замка или города процесс втаптывания защитников не прекращается, даже если мы пали. В прямом смысле можно досмотреть эпизод одним глазом с пола. А уже на следующий эпизод мы попадем «на честном слове» - уровень жизни на один средний удар (немаловажно – падение всех нападающих в тронном зале и триумф пары защитников все равно приводят к успешному окончанию осады). Мы также одним глазом с пола можем созерцать окончание битвы в чистом поле, а может и в лесу в горах, с тем только исключением, что почти каждый следующий за падением эпизод станет автобоем. Интересная функция после падения в бою, возможность наблюдать за ходом сражения со спины одного из своих юнитов, включаемая и переключаемая клавишами «N» и «M».
(http://s61.radikal.ru/i174/1012/2b/c58e7dfef58ct.jpg) (http://s61.radikal.ru/i174/1012/2b/c58e7dfef58c.jpg)(http://i068.radikal.ru/1012/f8/d5a8bfc41737t.jpg) (http://i068.radikal.ru/1012/f8/d5a8bfc41737.jpg)
Время от времени приходят сообщения об уничтожении той или иной фракции. Большие государства вытесняют более скромных соседей. После падения фракции ее лорды разбредаются по державам более успешным, нежели их Родина-Мать. Утрируя, в финале мы имеем два государства, поделивших между собой всех лордов, не факт, что поделивших поровну.
Революция.
Для организации революции в Европе не требуется кепка, плешь или тем более броневик. Да, впрочем, и данная задача на наши плечи не ложится. Для этого в игре сделан представитель реакционных слоев общества, правда, только один - Филип из Швабии (здесь и далее по тексту - Филька Швабра). Нам же уготована роль подспорья революции, функционально приравненное к кукловоду. Присягаем Фильке Швабре, зачисляем его в свой отряд, наряжаем его Петрушкой и надеваем на руку. Все! Теперь Филька становится главарем бунтарей, сохраняет революционную бдительность, а все решения в стане бунтарей - наша прямая обязанность.
(http://s39.radikal.ru/i083/1012/f8/72598b4a54eet.jpg) (http://s39.radikal.ru/i083/1012/f8/72598b4a54ee.jpg)(http://i056.radikal.ru/1012/a6/347c3b8ead68t.jpg) (http://i056.radikal.ru/1012/a6/347c3b8ead68.jpg)
Свое новое государство можно переименовать (для этого меняем имя персонажа на требуемое к государству, далее в меню лагеря - выбираем название для нашего государства - нажимаем, ничего не происходит, но после снятия лагеря - название сменилось), сменить цвет шрифта войск и населенных пунктов. В любом тронном зале собственного феода начинают присутствовать маршал и канцлер, которые отвечают за развертывание и свертывание войск и найм лордов из уничтоженных фракций (возможно, что в игре присутствуют незадействованные лорды), соответственно.
(http://s51.radikal.ru/i131/1012/e4/b212eb16796et.jpg) (http://s51.radikal.ru/i131/1012/e4/b212eb16796e.jpg)(http://s53.radikal.ru/i139/1012/fa/221aab1e27c5t.jpg) (http://s53.radikal.ru/i139/1012/fa/221aab1e27c5.jpg)
Лорды вообще занимают отдельную нишу во всей революции. Прежде всего они делятся на внутренних и внешних врагов (касается только лордов Священной Римской Империи), прочие лорды могут быть даже друзьями, но на ход революции не влияют. С вражескими лордами Священной Римской Империей (здесь и далее по тексту - СРИ) можно воевать или попытаться переманить их под красные знамена. Но уже отрицательно настроенные (с отношением равным или меньше -80) лорды не являются полностью благонадежными товарищами и могут предать, уйдя к Кайзеру Отто (с воинами, замками – те же два варианта, как и у нас при отречении от князей и императоров).
(http://s40.radikal.ru/i088/1012/e8/e4a968d87b40t.jpg) (http://s40.radikal.ru/i088/1012/e8/e4a968d87b40.jpg)(http://s60.radikal.ru/i170/1012/e6/a5099d735385t.jpg) (http://s60.radikal.ru/i170/1012/e6/a5099d735385.jpg)
В процессе раздела имущества, а хочется по-справедливости, всем поровну, Филька Швабра все более зеленеет от гнева (он-то надеялся, что вся недвижимость ему отойдет) и отношения с ним падают до -100. Но отдавать ему города и замки нет смысла – Филька в армии, в нашей армии и выставлять гарнизон в новом владении не сможет. Пустой замок или город привлечет внимание вражеских лордов-стервятников и будет захвачен. Итог: радуем юного революционера деревнями – хорошо иметь домик в деревне.
Итак, раздача слонов. Все приобретенные методом захвата населенные пункты должны обрести счастливого обладателя, но и здесь есть подводные камни. Отдавая замок одному лорду, мы собираем себе на спину плевки от семерых других, которые в глубине души мечтали именно об этом месте. И так каждый раз. Даже, несмотря на то, что Филька Швабра крепко сидит на руке, плевки ложатся на нашу спину. Просматривая претендентов на земельный надел, поощряем малоимущих и вновь пришедших – так мы сбалансируем общее отношение к себе среди армий и избежим передозировки, когда задаренный замками лорд не справляется и оставляет полученную фортификацию пустой.
(http://i025.radikal.ru/1012/81/b6a94a632d8bt.jpg) (http://i025.radikal.ru/1012/81/b6a94a632d8b.jpg)(http://s002.radikal.ru/i197/1012/ab/d5754b8b6c18t.jpg) (http://s002.radikal.ru/i197/1012/ab/d5754b8b6c18.jpg)
А кто же скрывается под революционными цветами? Какие новобранцы будут появляться в деревнях, втянутых в революционный огонь? А ответ совсем прост – кем мы назвались при старте, откуда решили появиться – такими и будут призывники в деревнях.
Готовиться к революции лучше заблаговременно, изучая обстановку и заводя друзей в СРИ. Так как после выстрелов по Бременскому Дворцу улучшать отношения будет уже некогда. На неподготовленном плацдарме все пойдет вкривь и вкось, готовьте сани летом, а революцию с коронации.
(http://s56.radikal.ru/i152/1012/d1/48a37c2a1263t.jpg) (http://s56.radikal.ru/i152/1012/d1/48a37c2a1263.jpg)(http://i001.radikal.ru/1012/76/f04981599ba6t.jpg) (http://i001.radikal.ru/1012/76/f04981599ba6.jpg)
Но вот захвачен последний замок, уничтожена последняя армия с лордом, СРИ захлебывается собственной кровью. Проходит некоторое время и появляется сообщение об уничтожении фракции. Ничего не меняется, мы все еще мятежники. Через некоторое время Филька Швабра решает с нами поговорить независимо от нашего на то желания.
В данном диалоге (но скорее монологе) Филька подводит итоги революции, в которых мы побеждаем по следующим номинациям: «лучший вассал», «помощь и поддержка», «классный меч», «ни дождь, ни снег, ну Вы знаете». Но все эти звания – не более чем филькина грамота. Филька Швабра покидает отряд и восседает на троне новой СРИ. Можно не напоминать какие с ним остались отношения. И в результате: у нас остается все, что себе забирали, СРИ возвращается на карту аки феникс из пепла, в тех же черных цветах. А еще сразу после коронации и торжеств с ними связанных проходят выборы Маршала Победы. Претендуем мы и недавно приглашенный лорд. И нас не выбирают, то есть все наши грандиозные свершения множатся на ноль. Бурные овации для Маршала Победы и подлое хихиканье за спиной – а это уже для нас (оппозиционная группа подсмешки). И хотя присяга сохраняется, ни на секунду не покидает чувство изгнаности. Вот такие итоги: кто был никем – стал всем (это про Фильку) и наоборот (а это про нас).
(http://s42.radikal.ru/i097/1012/cc/1fd91d987330t.jpg) (http://s42.radikal.ru/i097/1012/cc/1fd91d987330.jpg)(http://i002.radikal.ru/1012/cf/5c38fc33a641t.jpg) (http://i002.radikal.ru/1012/cf/5c38fc33a641.jpg)
Хорошая революция - мертвая революция, а еще лучше незаконченная. К этой мысли подойдет каждый юный революционер. Оставьте Священной Римской пару-тройку замков и боритесь с внешними врагами. Верной дорогой идете, товарищи.
(http://i067.radikal.ru/1012/a1/9c43c1a69407t.jpg) (http://i067.radikal.ru/1012/a1/9c43c1a69407.jpg)(http://s46.radikal.ru/i113/1012/f0/4b571037a01at.jpg) (http://s46.radikal.ru/i113/1012/f0/4b571037a01a.jpg)
А теперь неприятная часть обзора, но вынужденная. Пришло время поговорить о минусах мода. И по порядку:
- нет ограничения карты, приходится любоваться облаками, а ведь могли и море во все стороны сделать
- карта перевернута, а компас указывает на юг, досадная недоработка
- отсутствуют обозначения переправ (даже долго играя некоторые остаются загадкой), столбики можно было поставить или лодочку нарисовать
- претендент на престол всего один (еще бы парочку таких - было бы супер)
- есть недоработки на осадах, когда солдаты ждут башню, а у стены - лестница
Присутствуют в моде и несколько ляпов. Первый прячется в быстрых битвах, где в описании дважды упоминаются Свады! Там же при обороне замка мы появляемся в башне на коне!!! Второй был замечен в Ломбардской линейке развития, топовая пехота, Пиконар, повышается до Лориката, который в свою очередь переходит в Пиконара, такой вот круговорот.
Общее впечатление от мода – все на высоте! Полноценная разносторонняя Европа, масштабная карта со множеством городов и фракций, юниты разнообразны и различимы! Мое мнение – именно таким должен был быть Натив. Высший бал с минусом (минусы перечислены выше). Европа 1200 заслужила того, чтобы в нее поиграли.