Теги: история 

Автор Тема: Гонсало Герреро конкистадор ставший майя  (Прочитано 8657 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

1511 - 20 человек с Вальдивией сели на лодку без парусов, спасаясь с севшей на мель каравеллы, без припасов. Они плавали по морю 13 дней. Достигнув берега Юкатана, они попали в руки злого касика, который принес в жертву Вальдивию и четырех человек, а затем устроил пиршество из их тел. Остальных посадил в клетку, чтобы откормить. Херонимо де Агиляр, Гонсало Герреро и еще 5-6 человек сломали тюрьму и бежали в лес. Они попали к другому касику, АХ КИН КУЦ, правителю г. Шаман-Сама, врагу первого, который использовал их как рабов. Все кроме Агиляра и Герреро умерли. Агиляр спасся с приходом Кортеса. Герреро ушел в Чектамаль. Там его принял НА ЧАН КАН, который поручил ему руководство военными делами. Герреро женился на его дочери и принял языческую веру
1516 - Эпидемия оспы на Юкатане
1517 - Экспедиция Франсиско Эрнандеса де Кордобы. Эскадра состояла из трех небольших кораблей, на борту находилось 110 солдат и матросов. Сначала он прибыли на Остров Женщин. Затем они пристали к мысу Коточ. Где имели столкновение с индейцами. Испанцы потеряли в бою 26 человек. Здесь был взят в плен индеец Мельчиор. Оттуда испанцы проплыли до залива Кампече, где высадились 23 февраля, они провели три дня.
22 марта - Испанцы пристали к берегу, чтобы пополнить запасы воды. Атакованные индейцами они быстро отступили. Несколько дней спустя корабли попали в четырехдневный шторм и были вынуждены пристать к берегу возле Чампотона. Здесь произошла стычка с воинами касика МОЧ КОВОХ. Битва продолжалась около четырех часов, в ней полегло 20 испанцев, 2 попали в плен и их принесли в жертву, а 50 человек получили тяжелые раны. Сам Кордоба получил 33 раны. На Кубе Кордоба вскоре скончался от полученных ран.
1518 - Экспедиция Хуана де Грихальвы. Эскадра, состоявшая из четырех хорошо оснащенных кораблей, с двумя сотнями солдат и матросов на борту, отплыла 8 апреля.
3 мая - Испанцы высадились на о. Косумель, и назвали его о. Санта-Крус. Грихальва пользовался услугами переводчика-майя, увезенного людьми Кордобы (Мельчиора). Потом испанцы отправились к мысу Каточе, и вероятно видели г. Тулум (Сама). Оттуда они повернули назад, вдоль берега. В Чампотоне они потеряли убитым одного человека, 50 было ранено. Сам Грихальва был ранен двумя стрелами, а также выбили полтора зуба. С тех пор на испанских картах Чампотон назывался город Злой Битвы. На Кубе, губернатор Диего Веласкес отстранил Грихальву от всех дел и отнял у него имение. В 1523 г., направленный для усмирения восставших индейцев в Никарагуа, Грихальва погиб в первой же стычке, пронзенный индейской стрелой.
1519 - Экспедиция Эрнандо Кортеса. С 11 кораблями он отплыл с Кубы. С ним был переводчик Мельчиор. С 10 кораблями он прибыл к северному побережью Косумеля. Один корабль, которым командовал камердинер Веласкеса - Франсиско де Морла, отделился от него в бурю. Штормом у него сорвало руль, и буря носила неуправляемый корабль до самого рассвета, когда моряки увидели свой руль, ныряющий в волнах. Морла, отличный пловец, подогнал его к кораблю. Позднее все корабли встретились на побережье. На Косумеле испанцы разграбили покинутое селение. В лесу они нашли жену касика с детьми. Затем они уговорили индейцев вернуться. В одном из храмов испанцы поместили крест и изображение Богоматери и убедили индейцев принять христианство. Узнав об испанцах живущих в плену у индейцев, в шести днях пути Кортес уговорил одного индейца пойти с письмом. Туда же он отправил бригантину и два корабля. Так как индейцы задержались дольше назначенного срока, корабли вернулись на Косумель. На следующий день корабли подняли паруса, но один из кораблей дал течь, и они вынуждены были вернуться обратно. Агиляр получивший письмо, переплыл на лодке пролив между Юкатаном и Косумелем и встретился с испанцами. Герреро в это время находился в 80 лигах оттуда. Кортес снова стал проповедовать поклонение кресту и выбрасывать идолов из храмов. Кортес уехал оттуда, зайдя мимоходом в Кампече, и не останавливался до Табаско.
1520 - Стела в честь окончания "двадцатилетия" 2 Ахау, воздвигнутая в Чакальна
1526 - 19 ноября - Франсиско де Монтехо, вручил королю петицию с обоснованием выгод завоевания Юкатана
8 декабря император Карл V подписал в Гранаде договор с Монтехо.
1527 -май - эскадра Монтехо вышла из порта Сан Лукас де Барамеда и направилась в Санто-Доминго. В составе эскадры было четыре корабля: "Сан-Херонимо", "Николаса", "Ла Гаварра" и еще один. Было отобрано 250 солдат, не считая экипажа судов и офицеров.
В Санто-Доминго Монтехо запасся продовольствием и 53 лошадьми.
Сентябрь - прибытие на о. Косумель. Касик о-ва НА ХУМ ПАТ, уже знакомый с испанцами не оказал сопротивления.
Близь селения Шельха было основано первое испанское укрепление Саламанка. С помощью жителей Шельха и Сама испанцы довольно быстро возвели для себя временные жилища, резиденцию губернатора, склады, арсенал и некоторое подобие укреплений. Выбранная местность оказалось очень нездоровой. Индейцы оказались не в состоянии в течение длительного времени кормить испанский гарнизон. Местные каменистые поля давали слишком скудные урожаи маиса. Испанцы же все увеличивали поборы и реквизиции. Постепенно индейцы вообще прекратили снабжение чужеземцев и разбежались по лесам. Среди испанцев начались болезни. Монтехо разослал мелкие отряды кавалеристов по всей округе для добывания продовольствия и умиротворения взбунтовавшихся индейцев. Сторожевые посты индейцев появились у самых ворот Саламанки.
Ноябрь - За два истекшие месяца испанцы не шли в глубь материка, и это послужило причиной многих болезней и привело к смерти 50 солдат. Во время волнений среди колонистов Саламанки, Монтехо приказал сжечь три своих корабля, чтобы отрезать пути к отступлению. "Ла Гаварра" был отправлен в Вест-Индию за помощью.
Оставив 40 больных в Шельха, Монтехо со 125 человеками отправился на север. В одних селениях испанцев встречали мирно, выносили подарки, еду и питье, предлагали носильщиков и проводников. В других - осыпали градом стрел и камней из-за высоких баррикад и палисадов. От полного уничтожения отряд спасло только то, что майя, напуганные видом коней, оставили испанцев в покое, предоставив голоду и болезням довершить их уничтожение. С большим трудом испанцы добрались до Поле, где им пришлось оставить еще 20 больных, вскоре умерщвленных индейцами. После короткого отдыха Монтехо двинулся дальше. В прибрежной деревушке Шаманха они встретили АХ НАУМ ПАТА, косумельского вождя. Он дал испанцам продовольствие и лодки, а так же выступил посредником в переговорах с правителями провинции Эк'аб. В г. Эк'абе (названном спутниками Кордобы Большим Каиром) испанцев встретили фруктами и цветами. Отряд стоял здесь почти два месяца. Оправившись от невзгод и собрав сведения об окружающих областях, испанцы покинули Экаб и направились в Кониль и Качи. Но теперь их на каждом шагу встречали засады воинов майя. Монтехо направился в Чавак-ха, столицу провинции Чик'ин Чель. Касик мирно принял испанцев и отвел им помещение для ночлега. К утру город оказался покинутым, а несколько позже индейцы атаковали испанцев. После короткой и ожесточенной схватки, в которой испанцы потеряли 12 человек, индейцы отошли. На следующий день касик прислал послов, но испанцы их толком не поняли из-за отсутствия хороших переводчиков.
После этого Монтехо покинул Чавак-ха и двинулся на юг, в Ак'е. Он нашел город покинутым и разграбил его. На следующий день испанцам пришлось выдержать бой с окружившими их индейцами. Битва длилась полтора дня. Убито свыше 1200 индейцев. Испанцы тоже потеряли убитыми и ранеными. Погибло много лошадей и боевых собак. Индейцы бежали с поля боя. Майя на какое-то время притихли, ожидая дальнейшего развития событий. С трудом отразив атаки, Монтехо повел остатки своего отряда обратно в Шельха, пройдя мимо развалин Чичен-Ицы. Монтехо привел с собой 60 человек. Тем временем с о. Санто-Доминго прибыл бриг "Ла Гаварра" с новыми колонистами, продовольствием и снаряжением.
Прошлые беды быстро забылись, и Монтехо задумал новый поход, на этот раз на юг полуострова. До сотни человек, под командой Авилы, он отправил на "Ла Гаварре" вдоль побережья на юг. Сам он, взяв 20-30 солдат, отправился по суше. Около двух десятков человек осталось в колонии. Они должны были своими силами построить парусный бот и присоединиться к Авиле. После многих дней тяжелого пути по суше отряд Монтехо добрался до залива Четумаль.
Столица провинции город Четумаль находился в двух лигах от побережья. С одной стороны его окружал залив, с другой озеро. Пройти в город, можно было только по узкому коридору суши. Именно здесь в этот момент на службе у местного правителя НА ЧАН КАН (НАЧАН КААН) находился Гонсало Герреро. Монтехо решил переманить вероотступника на свою сторону. Однако Герреро предпочел остаться вместе с майя. Под его руководством на улицах и площадях города были вырыты искусно укрытые сверху ямы-ловушки для кавалерии испанцев, повсюду выросли частоколы и баррикады. По водам озера и залива курсировала огромная флотилия боевых лодок. Зная благодаря своим лазутчикам, что Авила находится в 30 лигах севернее Четумаля, Герреро через подосланных агентов уверил его в гибели отряда Монтехо. И Авила без долгих сомнений поспешил вернуться на север. Вскоре он перенес испанское поселение из Шельха в более благоприятное место близ селения Шаманха.
С тем же успехом Герреро сумел внушить Монтехо мысль о гибели судна Авилы на рифах у юкатанского побережья. Монтехо приказал построить небольшую бригантину и, посадив на нее свой маленький отряд, отплыл к устью реки Улуа (Гондурас). Оттуда он морем возвратился в Саламанку и, увидев в Шельха лишь руины заброшенного испанского поселения, окончательно уверился в гибели Авилы. Только на о-ве Косумель индейцы рассказали ему обо всем случившемся, и вскоре они встретились с отрядом Авилы в новой колонии у Шаманха.
1528 - середина - Монтехо отплыл в Мексику, где рассчитывал получить помощь от Кортеса. Но Кортес в это время уже был смещен, и Монтехо остался в Мексике, выхлопотав себе должность судьи и гл. альгвасила в Табаско.
1529 - вывезены остатки испанцев, которых Монтехо оставил в Юкатане, возле Косумеля.
1531 - Монтехо начал набирать людей, приобретать пушки и необходимое снаряжение для нового похода на Юкатан. Тем временем Алонсо де Авила отправился исследовать горные районы Чиапаса. Оттуда отряд испанцев прошел по огромной дуге через горы, леса, реки и болота прямо в Чампотон. МОЧ КОВОХ, причинивший столько бед Кордобе и Грихальве, уже умер, а его наследники встретили испанцев как нельзя лучше. Воспользовавшись этим обстоятельством, Авила отправил в Табаско срочное донесение, в котором рассказал о своем местонахождении и общем положении дел на Юкатане.
Вскоре явился Монтехо на нескольких кораблях с четырьмя сотнями солдат. В Кампече была заложена новая испанская колония, снова получившая название Саламанка. Монтехо попытался овладеть северным берегом Юкатана. Касики провинций Кех Печ и Ах К'ин Чель приняли испанцев мирно. Их вели от селения к селению, снабжая продовольствием и питьем. Особенно богатой и цветущей оказалась страна воинственных челей. Когда Монтехо под гул приветствий огромной толпы индейцев вступил в их столицу - Текох (провинция Ах К'ин Чель), он задумал основать здесь еще одно испанское поселение. Это предложение было встречено правителем челей весьма прохладно. Он вежливо, но твердо посоветовал чужеземцам поискать счастья в соседней провинции Чуака (Чикинчель), где земли еще богаче и многолюднее. Касик дал им проводников. Сам Монтехо остался в Текох.
Монтехо-сын не решился разбить лагерь ни в Чуаке, ни в Ак'е и повернул назад в провинцию Купуль. Он покорил касика Купуля и попытался вторгнуться в провинцию Эк'аб. Касик Эк'аба ЭК'БОШ нанес испанцам решительное поражение, и они поспешно отошли к Чичен-Ице, где получили помощь от только что покоренного касика Купуля. В окрестностях развалин Чичен-Ицы местный касик встретил испанцев миролюбиво и даже предоставил своих людей для помощи в строительстве первых домов поселения. Оно было названо Сьюдад Реаль (за короткий срок построили поселение, сделав дома из дерева, а крыши из листьев пальмы и из длинной соломы, по обычаю индейцев). Окрестные земли Монтехо-сын разделил на поместья и роздал участникам завоевания. В каждом поместье насчитывалось 2-3 тыс. индейцев. Помимо зверского обращения гнет колонизаторов был особенно невыносим еще и потому, сто на истощенных землях Чичен-Ицы жители с трудом добывали пропитание для себя, а уплата громадной дани испанцам означала верную голодную смерть. Майя, казалось, принимали это нововведение спокойно, но на самом деле готовились к защите своей свободы. Одни поселения отказались платить дань, другие поднялись на открытую борьбу. Связь испанцев с внешним миром оказалась прерванной, не хватало продуктов. Каждая попытка выбраться из осады приводила к стычке с индейцами, в одной из них погибли 150 испанцев и сотни индейцев.
Между тем правитель области НАКОН КУПУЛЬ решил сделать все возможное, чтобы изгнать чужеземцев из своих владений. Прежде всего, он выдумал истории о богатых рудниках и золотых россыпях в южных областях полуострова - особенно в Бакаларе. Тонкий расчет НАКОН КУПУЛЯ полностью оправдался. Монтехо приказал Авиле с небольшим отрядом (16 всадников и 50 пехотинцев) и горным мастером отправиться в Четумаль через Кочвах и Ваймиль (1531). За находку золота была обещана высокая награда. Кроме того, Авила получил тайную инструкцию захватить живым или мертвым изменника Герреро. Часть отряда Авилы в конце концов, достигли Четумаль на каноэ, перевозя лошадей на связанных попарно лодках. Они нашли город покинутым. Испанцы настигли индейцев покинувших Четумаль в Чекитакиле, расположенном на несколько лиг выше по побережью. Авила напал на майя в Чекинтакиле, где касик из Ваймиля, очевидно при помощи Герреро, готовился к войне против испанцев. Ему удалось разбить майя, но касик и Герреро скрылись. Здесь они нашли первое золото. После этого события восстание охватило весь регион. Руководил восстанием НАЧАНКАН.
Через 6 месяцев после основания Сьюдад Реаль один знатный индеец попытался убить Монтехо-сына и был казнен испанцами. Его казнь послужила поводом к открытому восстанию индейцев. На помощь восставшим пришли отряды из провинций Эк'аб, Кочвах, Сотута и Тас. Чели и Шиу остались на стороне испанцев. Испанцам пришлось позорно бежать из осажденного Сьюдад Реаль. Испанцы укрылись за толщей каменных стен построек Чичен-Ицы и не рисковали больше появляться в соседних деревушках. Отряды кавалерии в поисках пищи совершали периодически отчаянные рейды по окрестностям осажденного города. Но везде их встречали копья и стрелы майя. Много людей погибло в сражениях, других скосили голод и болезни. Наконец, испанцы покинули город ночью, оставив собаку, привязанную к языку колокола, и немного хлеба на таком расстоянии, что она не могла достать. Они отправились на север. Индейцы не спали и тщательно готовились к предстоящей битве. На рассвете майя двинулись к городским стенам. Город встретил индейцев тишиной и ударами колокола. Один молодой воин осторожно пробрался к часовне и тогда вопль ярости пронесся над пирамидами Чичен-Ицы. Индейцы пошли по разным направлениям, так как не знали по какой дороге бежали испанцы. Индейцы настигли испанцев с громкими криками, но шесть рыцарей ожидали их на равнине и ранили копьями многих из них. Один из индейцев схватил лошадь за ногу и удерживал ее, как барана. Испанцы прибыли в Силан (от него до Кампече 48 лиг), в котором касиком был юноша из Челей НА МУШ ЧЕЛЬ, уже христианин и друг испанцев. Близко был Текох, и они оказались под защитой их союзника касика ЧЕЛЬ ПООТ (сер. 1533). Яростные атаки майя и недостаток продовольствия и пороха вынудили отряды Монтехо и его сына, погрузив все, что осталось после второго похода на корабли, вернуться в Веракрус. Касик Силана и двое его кузенов, сыновья касика Йобаина, сопровождали их до Кампече. Касик Силана умер, возвращаясь в свое селение.
Между тем отряд Авилы добрался до провинции Четумаль. Терпя жестокую нужду в провианте, Авила отправил в город своих посланцев с просьбой дать ему меда, маиса и домашней птицы, а также проводников до месторождений золота. Жители города ответили, что чужеземцы получат "птицу на остриях копий, а зерна маиса на кончиках стрел". Не осмелясь прямо войти в Четумаль, испанцы решили искать золото в его окрестностях. На каждой стоянке знатоки горного дела вели самые тщательные исследования - рыли шурфы, изучали образцы местных пород, заглядывали в русла ручьев. Не добившись в своих изысканиях заметного успеха, Авила задумал обосноваться на зимовку в самом Четумале. После ожесточенного сражения испанцы ворвались в пылающий город. Потери их были велики, но индейцы бежали. В доме одного из местных вельмож испанцы нашли драгоценности почти на 100 песо - изделия из золота и бирюзы, инкрустированные жемчугом ритуальные маски. Авила приказал сложить награбленное в кожаные мешки и в сопровождении трех всадников и трех пехотинцев отправил все богатство в лагерь Монтехо. Несколько дней спустя остановившийся на привал около Чинанте (Ойя), селении кочвахов, крохотный отряд был внезапно атакован майя и полностью уничтожен. Золото вернулось его прежнему владельцу. Сам Авила узнал об этом только через год.
В Четумале десять испанцев умерли от болезней и ран вскоре после вступления в город, другие десять тяжело заболели. В распоряжении Авилы осталось всего 8 лошадей и немного пороха. Индейцы почти каждый день яростно атаковали чужеземцев. Это вынужденное сидение продолжалось без малого год. Наконец Авила сделал попытку прорваться в Сьюдад-Реал. В качестве прикрытия он оставил на месте два десятка больных, неспособных выдержать тягот пути. Но в провинции Кочвах посреди голой равнины Авила вновь был окружен индейцами. У испанцев шестеро было убито и несколько десятков ранено. Уцелевших мучили голод и жажда. С большим трудом они добрались до города Тихосуко. Однако город был спален дотла самими жителями незадолго до появления испанцев. Все колодцы оказались забиты камнями и грязью. Целый день испанцы вычищали один из источников, пока, наконец, не смогли напиться. Вода была такой, что с каждой каплей они выпивали каплю грязи. Только здесь Авила узнал, что его начальник покинул Юкатан. И сильно поредевший отряд повернул обратно в Четумаль. Приходилось сбоями прорываться через враждебные селения, преодолевать топкие болота, пробивать себе дорогу сквозь девственные леса. В Четумале немногочисленный гарнизон бросился навстречу отряду, полагая, что Авила идет с долгожданной подмогой. Майя позволили Авиле беспрепятственно войти в город и только после этого возобновили свои атаки. Поскольку никаких запасов в лагере уже не осталось, было принято решение сделать плоты и, погрузив на них все имущество и людей, прорываться по воде в Гондурас. Индейцы не ожидали появления испанцев в заливе, поэтому им удалось вырваться из Четумаля. Днем плыли, а по вечерам приставали к берегу и пасли лошадей на скудных приморских лугах. Многие солдаты умерли в пути. Почти половина отряда страдала от тяжелых болезней. Наконец после трудного и опасного перехода, длившегося почти семь месяцев, они достигли испанскую колонию в Нако (1535).
умер Герреро предположительно в 1536 хотя там темная история http://mesoamerica.narod.ru/guerrero1.html
что вы думаете об этом человеке который решил стать майя при том что остальные конкистадоры не считали индейцев за людей?
касики НА МУШ ЧЕЛЬ, ЧЕЛЬ ПООТ и другие майя(а также прочие представители других индейских племен сотрудничавшие с колонистами) предавшие свой народ лучше ли они Герреро?

"У Диаса дель Кастильо говорится - Агиляр сказал Кортесу, что после получения его письма он поговорил с Герреро о присоединении к испанцам, но Герреро отказался, аргументируя это тем, что он сейчас женат и у него 3 детей. Он утверждал, что он господин и капитан на войне и его волновало, что испанцы подумают о нём сейчас, когда его лицо татуировано, а уши проколоты. «Посмотри как прекрасны мои дети», добавил он (Диас дель Кастильо 44). Диас дель Кастильо даже цитирует разговор с женой Герреро. Она жестко критикует «раба» за попытку переманивания её мужа. Агиляр по версии Диаса дель Кастильо тогда сказал Герреро вспомнить, что он христианин и что он не должен терять свою душу из-за «индейской женщины». Он добавил, что если Герреро отказывается покинуть свою семью, то тогда он должен взять её с собой. Герреро всё же не обратил внимания на предостережение и отказался от предложения."
считаеется ли это то что у нас назвали бы "нас на бабу променял"?  :D
задавайте вопросы....
приводите свои теории......
^_^
НЯ,СМЕРТЬ!!!
Я кот-оборотень(化け猫 )пьющий ламповое масло
Умом тентакли не объять, аршином нэку не измерить...  (С)Kousaka-kun
私化け猫です。
Just as planned!
Мы следим за тобой, ничтожество! (с)

Можно почитать напрямую у Диаса дель Кастильо здесь: http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/D.phtml?id=2045

http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext1.htm : "Гонсало Герреро, несмотря на то что прочел письма Кортеса и на все уговоры товарища, так и остался у индейцев, ответив: "Брат Агиляр, я женат и у меня трое детей, здесь я касик и военачальник, когда бывает война; идите с Богом, у меня теперь изрезано лицо и проколоты уши, как отнесутся ко мне прибывшие испанцы, когда увидят меня в таком виде?! Я ведь уже нагляделся на моих братьев по вере, столь "смиренных". Жизнь вашу, которую устроили, я помню по юным годам, так что скажи зовущим, что здесь мои братья, моя семья и моя земля""

dap, благодарю за источник ^_^
но что вы думаете о Гонсало Герреро как о человеке?
можно ли его считать предателем или на тот момент он уже обрел новую родину?
были ли у майя шансы просуществовать дольше 1697 года если бы в 17м веке нашелся бы еще один такой человек?(это просто фантазия - история не терпит сослагательного наклонения)
^_^
НЯ,СМЕРТЬ!!!
Я кот-оборотень(化け猫 )пьющий ламповое масло
Умом тентакли не объять, аршином нэку не измерить...  (С)Kousaka-kun
私化け猫です。
Just as planned!
Мы следим за тобой, ничтожество! (с)

Ну, с современной точки зрения, конечно, он обрел новую родину, веру, семью, и вполне имел на это право. А как с точки зрения людей 16 века - не знаю. Наверное, предатель, вероотступник и т.п.

Маловероятно, что нашелся бы человек мобилизовавший майя( да и другие племена и народы Сев., Цен., или Южной Америки) и сумевший бы отстоять их независимость. А если бы и нашелся, то у него было мало шансов провести коренных жителей к желанной победе. Слишком много факторов и стечений обстоятельств было против них.

Хранитель, ну как видно из моего первого поста то майя дубасили испанцев пока был жив Герреро,а после его смерти они стали терять города пока в 1697 не потеряли последние три
^_^
НЯ,СМЕРТЬ!!!
Я кот-оборотень(化け猫 )пьющий ламповое масло
Умом тентакли не объять, аршином нэку не измерить...  (С)Kousaka-kun
私化け猫です。
Just as planned!
Мы следим за тобой, ничтожество! (с)

Хранитель, ну как видно из моего первого поста то майя дубасили испанцев пока был жив Герреро,а после его смерти они стали терять города пока в 1697 не потеряли последние три

Zoldat не всегда дубасили, прикуривать им тоже давали.  Размен потерь был не в пользу индейцев(техническое преимущество что ли сказывалось, но разброс потерь очень сильный) Цифры убитых испанцев не колоссальные. Тем более что значительную долю потерь у испанцев состовляли так называемые "не боевые потери" -  голод и болезни. Рискну предположить что на момент деятельности Герреро у Испании "не доходили руки" до всех  территорий и потому Герреро пользовался ситуацией, не давал закрепится испанцам и истреблял их пока не многочисленные  отряды.

Хранитель, а что ты думаеш о НА МУШ ЧЕЛЕ и ЧЕЛЬ ПООТЕ майяских касиках оказывавших поддержку испанцам?
^_^
НЯ,СМЕРТЬ!!!
Я кот-оборотень(化け猫 )пьющий ламповое масло
Умом тентакли не объять, аршином нэку не измерить...  (С)Kousaka-kun
私化け猫です。
Just as planned!
Мы следим за тобой, ничтожество! (с)

Zoldat Это очень интересный вопрос, и нельзя на него ответить однозначно,  отражая истину со всех сторон. Если я не ошибаюсь, майя не создавали империй на подобе Ацтеков или Инков. У майя были города-государства, но ощущали ли они себя единым народом и единой нацией - вот в чем вопрос. У них отработал классический принцип политической раздробленности( на подобе феодальной раздробленности) Борьба за власть и "враг моего врага мой друг", сам в общем понимаешь.
 Я могу сказать только с своей точки зрения, которая не вписывается в те временные рамки. Для меня выше названные тобой кассики предатели своего народа и своих близких соплеменников ( других родственных племен) Они видели что несут испанцы, но все же решили с ними договорится и стать их "шестерками". Эти кассики проявили слабость, а их племена не возразили своим вождям. Все по лозунгу " если во главе стада баранов стоит лев, то это стадо львов. Если во главе стада львов стоит баран, то это стадо баранов" и этот лозунг отрабатывается на протяжении всей истории человечества.

были ли у майя шансы просуществовать дольше 1697 года если бы в 17м веке нашелся бы еще один такой человек?
Они и сейчас существуют.

Kazak, я имел ввиду - самостоятельно в качестве отдельного от Испании государства

они сейчас не только существуют как народ но среди них есть люди(например радикальные представители сапатистов) мечтающие изгнать белых из Центральной Америки правда силенок у них маловато
^_^
НЯ,СМЕРТЬ!!!
Я кот-оборотень(化け猫 )пьющий ламповое масло
Умом тентакли не объять, аршином нэку не измерить...  (С)Kousaka-kun
私化け猫です。
Just as planned!
Мы следим за тобой, ничтожество! (с)

Человек нашел дом, любовь жил там уже давно стал шишкой. Все нормально с моей точки зрения. Тем более, что его из Европы не от хорошей жизни поперло. Думаю нашел почти то что искал.
А касики... Каждый был сам себе голова. И думал о трех вещах: как стать круче, как подгадить соседу и моя хата с краю.
Чур, ниже пояса не бить - там у меня лошадь.

Теги: история