Мне жаль, что приходится критиковать неплохой, в общем-то, стих. Но, с другой стороны, если бы была полная лажа так и времени бы не стал тратить. Я по поводу "наемников".
Извините, но мне кажется, что это стихотворение вовсе никуда не годится.
Даже та примитивная мысль которая туда вложена про наемников, для которых нет чести и еще каких-то там условностей, и та выражается куце и путано:
Наемникам сроду неведома честь,
Шагаем по жизни открыто и смело
... а потом
Пойти к нему в стан нам честь не мешает,
Отбросив сомненья и совесть свою,
...
и еще
Да, совесть и честь-пустые слова...
Наш разум и корысть-вот головаЧто по вашему означает тогда то, что по жизни они шагают открыто и смело? Если они руководствуются холодным рассудком и корыстью, то они должны хоть открыто и смело, хоть скрываясь и прячась, хоть воровато и подло шагать.
Ну да ладно, это, в общем-то, довольно мелкая придирка. Допустим, что "открыто и смело" означает лишь то, что они не скрывают того, что нравственность не определяет их поступки и мораль их от этого не страдает, т.е. они этим гордятся, не скрывают и пр.
Но вот тут и появляется главный грех стихотворения - наемники получились настолько плоскими, что если их сбоку смотреть, то и вовсе не видно, и настолько безжизненными, что не вызывают никакого сочувствия и участия.
Ведь сложно себе представить человека и тем более сообщество людей без морали, без понятий, хотя бы и особенных, идущих в разрез с остальными, о чести. Человек склонен действовать разумно, но всегда ищет моральное обоснование своим поступкам. Это раз. Наконец человек, который обычно поет не о том как он воюет а о том за что он воюет и это же делает его войну для него правильной.
Вот пример, текст песни ландскнехтов "Чёрного отряда" Флориана Гайера
Wir sind des Geyers schwarzer Haufen, Мы черные отряды Гаера
heia, hoho, und wollen mit Tyrannen raufen, И хотим драться с тиранами
heia, hoho! SpieЯ voran, Пику наперевес (или коли вперед)
drauf und dran, Без промедления!
setzt aufs Klosterdach den roten Hahn! Пусти по монастырской крыше красного
петуха!
Als Adam grub und Eva spann, Когда Адам пахал, а Ева пряла
Kyrieleis! Слава Творцу!
Wo war denn da der Edelmann? Где же тогда был дворянин ?
Kyrieleis! Слава Творцу!
Uns fьhrt der Florian Geyer an, Нас возглавляет Флориан Гаер
trotz Acht und Bann! Вопреки изгнанию и объявлению вне
закона
Den Bundschuh fьhrt er in der Fahn', Крестьянский башмак он поместил на знамя
hat Helm und Harnisch an. Имеет шлем и латы
Bei Weinsberg setzt' es Brand und Stank, Под Вайнсбергом воцарилось пламя и смрад
heia, hoho, gar mancher ьber die Klinge sprang, Почти каждый отведал клинка!
heia, hoho!
Geschlagen ziehen wir nach Haus, Разбитые, мы уходим домой
heia, hoho,
unsre Enkel fechten's besser aus, Наши внуки будут драться лучше !
heia, hoho!
Тут и религия, и социальные мотивы, и безысходность, и решимость и все что угодно! Читаешь - аж мурашки по коже!
Такие вещи надо стараться понимать. Ясен пень никто из нас не ходил в наемниках, не у всех достаточно знаний и личного опыта, но можно читать, изучать, пытаться понять этих людей.
Вот хотя бы тот же Сапковский в фентезийном романе про ведьмака рисует образ наемников, в которых можно прочесть и швейцарских ландскнехтов и итальянских кондотьеров и черта в ступе:
— Бей-убивай! На погибель сволочам!
— Равняйсь! — рычал Барклай Эльс. — Держи шаг! Держи строй! И плотней! Плотней, мать вашу так-растак!
"Мне не поверят, — подумал корнет Обри. — Ни за что мне не поверят, когда я стану об этом рассказывать. Этот квадрат дерется в полном окружении... Охваченный со всех сторон кавалерией, разрываемый на части, его рубят, давят, колют... И этот квадрат идет. Идет ровный, плотный, даже со щитами. Идет, переступая через трупы и топча их, толкает перед собой конницу, толкает перед собой элитную дивизию "Ард Феаинн". И идет".
— Бей!
— Держи шаг! Держи шаг! — рычал Барклай Эльс. — Держи строй! Песню, курва ваша мать, песню! Нашу песню! Вперед, Махакам! Из нескольких тысяч краснолюдских глоток вырвалась знаменитая махакамская боевая песня.
Ху-у! Ху-у!
Строй держи! Печатай шаг!
Мы прикроем ваш бардак!
Нам не греться на печи!
В бой! Вперед, бородачи!
Ху-у! Ху-у!
— Бей-убивай! Вольная Компания! — В грозный рев краснолюдов врезалось, словно тонкое жало мизеркордии, высокое сопрано Джулии Абатемарко. Кондотьеры, вырываясь из строя, нападали на атакующих квадрат конников. Все это граничило с самоубийством. На наемников, лишенных защиты краснолюдских алебард, пик и щитов, обрушилась вся мощь нильфгаардского напора.
И тоже - мало слов, но насколько емко.
И не надо забывать, что солдат всегда служит - царю ли, идее ли, деньгам ли.
Наемничество нового времени, например, основывалось на тех же идеях, что и все товарное производство, которое в этот момент начинало свой путь к господству. Т.е. во времена, когда буржуа-предприниматель начал изменять представление о чести и достоинстве, наемники по сути занимались тем же, только продавали иной товар.
И у них были свои представления о чести, которые были далеки от средневековых "рыцарских", но довольно близки современному бизнесмену - "ничего личного, только бизнес", "контракты должны исполняться".
Вы же скорее описали шайку разбойников-маргиналов, которые выпали из общества.
При этом вы упоминаете.
Священным оружие служит заветом (видимо опечатка - "заветам")
и становится совсем непонятно - кто эти бесплотные наемники? Чего ради они кичатся и чем?
В общем, мне кажется тут надо начать сначала. Это очень и очень незрело.
Добавлено: 02 Марта, 2012, 16:59П.С. Я прошу прощения еще раз, я посмотрел профиль, увидел возраст и понял, что наверное я не слишком справедлив.
Я требую опыта и знаний, которые автор просто физически еще не в состоянии получить.
Пишите дальше, тренируйте мозг, мне кажется, что у вас прекрасные задатки!
А остальное просто примите к сведению на будущее.
П.П.С.
ко'рысть для стиха - вполне нормально. великие поэты не стеснялись.