Инструкция по озвучке
1. Берем микрофон. Многие пишут что чем дороже тем лучше, но если мы хотим делать это быстро и удобно, без сооружения вокальных кабин, звукоизоляции компьютера и т.д., лучше сделать с точностью до наоборот – если дорогие микрофоны «ловят» буквально все лишние звуки вокруг и для них нужны условия профессиональной студии, то нам для записи перед монитором возле компьютера нужен дешёвый узконаправленный вокальный микрофон. Главное – чтобы он не сильно искажал нормальный звук голоса.
2. Укрепляем микрофон в подставке и звукоизолируем его.
- ножки подставки ставим на поролон
- куском поролона оборачиваем корпус микрофона
- на микрофон надеваем ветрозащиту
- берем на кухне сито, одеваем на него пару слоев старых чулок и укрепляем это напротив микрофона
3. Устанавливаем микрофон так, чтобы он был направлен на рот говорящего, но при этом не НАПРОТИВ него, а СБОКУ – чтобы не было брака на буквах «П».
(В моем случае микрофон почти не ловит звук вентиляторов и вибрации от компьютера, хотя стоит практически на нем).
4. Запускаем программу «Sonic Foundry Sound Forge version 6.0 build 132», нажимаем Ctrl+N и выставляем параметры как тут
5. Подключаем микрофон в микрофонный вход, выставляем уровень звука и записи так, чтобы на слух на самых громких звуках не было перемодуляции – то есть чтобы не появлялось хрипов, а по уровню чтобы при самых громких звуках индикатор не поднимался выше минус 6 (-6) децибелл.
7. Готовим рабочий стол к записи – полстола – для Sound Forge, полстола – для скрипта. Со скрипта читаем текст и копируем в Sound Forge названия файлов.
8. Записываемся. (Стараемся ускорить процесс, убирая лишние действия и пользуясь горячими клавишами. Вместо поиска и кликания на красную кнопку записи можна нажать R, вместо клавиш Оk, Save и т.д. можно нажимать Enter.)
9. Выходим из программы Sound Forge, запускаем программу «Cool Edit Pro version 2.0 (2095.0)». Открываем ею записанные файлы. Открыты они должны быть в однотрековом режиме.
10. Выделяем на треке пустой участок без звука – это наш уровень шума.
С помощью функции Noise Reduction «снимаем» профиль этого шума – Get Profile From Selection.
нажимаем Ok, наш участок становится тихим, без шума. Эту же процедуру применяем ко всему файлу – и наш звук становится чистым, без шума. (Если уровень шума слишком высокий, после очистки звук может стать неприятным, с призвуком металлического ведра, такой звук НЕ ГОДИТСЯ, значит нужно выставлять уровни звука и записи еще раз – пока уровень шума не станет минимальным. На плохих звуковых картах этого достичь не удастся, поэтому звуковую карту может понадобиться приобрести отдельно).
11. Убираем лишнее в начале и в конце файла, иногда может понадобиться применить эффект затухания (в конце) или нарастания звука (в начале) файла.
12. Нормализируем уровень трека.
13. Компрессируем голос.
14. Лимитируем его под -3 децибелла.
15. У нас должен получиться вот такой красивый файл
16. Нажимаем Ctrl+S и Ctrl+W, и приступаем к конвейерной обработке последующих файлов, ибо все параметры у нас уже выставлены – последующая обработка заключается только в кликах на левой колонке и нажатии Enter. (В этой программе также можно создавать скрипты последовательности типичных операций, по которым она потом будет конвертировать все файлы в папке. Это еще быстрее, чем нажимать эффекты в левой колонке, но, как показывает практика, некоторые процессы все-таки требуют нажатия клавиши Enter от человека, поэтому нажимать на клавиши все-таки-придется.)
Вот и все. Упаковывать готовые файлы лучше всего программой FLAC – она сжимает Wave-файлы без потери качества. Большинство упаковщиков либо снижает качество, либо не уменьшает объем файлов.
Данная схема может выполняться и в других аудиоредакторах (в том же кроссплатформенном Audacity можно делать все, что тут показано на примере Sound Forge и Cool Edit, главное - выбрать такую конфигурацию софта, при котором работа будет занимать НАИМЕНЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО КЛИКОВ. При большом количестве файлов это - главный критерий эффективности и скорости работы. Пусть даже это и потребует предварительного выставления параметров или создания скрипта. Просто нужно стараться выставить такие же параметры файлов, компрессии и т.д., как в этой инструкции - все настройки прекрасно видны на скриншотах.)
В данный момент я работаю уже по другой схеме - записываю треки сразу в проект Nuendo, в котором выставлены ВСЕ обработки, так что процесс записи идет всего в два этапа - запись и обрезка хвостов. Называет, обрабатывает, конвертирует и сохраняет все файлы в папку вместо меня программа MEAP.