Приветствую. Хотел написать пару строк о моде, да некогда было за новогодними походами. В общем так, превью мода было многообещающим, а на деле не так много фич, которые разнообразили геймплей. А если учесть баги (о них ниже), то и вовсе веселиться было почти не с чего. Я, может быть, не понял все задумки, но быстро пройдусь по всему. Экономика. Торговля стала гораздо прибыльной и легко поднять первые несколько сотен тысяч на ней. Иногда достаточно просто курсировать между 2 городами. Примерно через пару игровых лет она окончательно ломается, когда товары то ли не производятся, то ли слишком быстро расходуются. Во многих городах пустые прилавки, но это уже не важно, так как к этому времени появляются куда более серьезные инструменты заработка. Вторая ступень - инвестиции в мастерские и караваны. На ранних этапах мастерские можно приобрести за 40-70к, на поздних за них же просят от 100 до 200к. Даже с перками в торговле - это довольно небольшой доход, но по крайней мере пассивный. Если посмотреть прибыль в окне, то она в районе 100-700 монет, при учете что сырья хватает. При этом, эта прибыль режется новыми налогами владельца города. Однако в ежедневный прирост записывается сумма больше, там чето криво рассчитывается. Улучшения мастерских пользы большой не несут по части прибыли. В среднем, пассивный доход от 3 мастерских получается в районе 2 тыщ. Специально не проверял, но капает примерно столько. А вот караваны выглядят куда более профитно, хотя они и не приносят по умолчанию ежедневный доход, но часто приходят суммы в 10-20к разово. Разбирать механику и заниматься точным подсчетом мне не особо хочется, но на глазок - примерно так. Но и самым прибыльным занятием, не считая трофеев, является владение феодом. По замку цифры очень скромные и особо не стоят заморочки, кроме получения титула и плюшек с ним связанных, а вот город - это теперь по-настоящему отличный источник дохода. 15-25к гульденов ежедневно, довольно быстро накапливаются несколько миллионов, которых хватит на все. Кузню, как источник заработка я не рассматривал, больно нудно и долго качается. Работорговоля тоже неплохо приносит, особенно если идут интенсивные сражения. Турниры - это вообще самая ранняя возможность поднять денег на простенькую снарягу и товары. В целом экономика стала гораздо податливей для обогащения и теперь по-настоящему появились возможности для траты этих самых миллионов. Это книги, компаньоны и некоторые другие решения.
Титулы, феоды и пэрство. Сразу скажу, до короля я не дорос ниразу пока, но остальное пощупал. Если не брать предысторию задолжавшего лорда, которая ущербна сама по себе, напомню, дает деревеньку во владение, с которой денег гулькин нос и жирнющий 5(!)-летний дебаф по, как у нас любят говорить, отрицательному росту влияния, который тяжело перебить на раннем этапе. А влияние теперь нужно и на просьбу о выдать полный статус пэрства, дающий право голоса по законам, войнам и дележки трофейных феодов, оно нужно так же для вербовки лучших компаньонов (со сброшенными статами), оно нужно для женитьбы, которую теперь с одной стороны привели в более реалистичное русло, то есть, если маленький уровень, ни кола, ни двора, ни пары сотен тыщ для приданного (! с каких пор приданное жених платит)) - не видать тебе девицы благородных кровей. Вроде можно жениться на компаньоне феодала за недорого, но я так и не пробовал. Так же влияние и камаз денег нужны для различных решений, например для создании империи, восстановления батанского королевства и т.д. Самое важное, что теперь без титула тебе за порог не пустят, даже крестьяне не вербуются, кроме самого первого ряда, которых итак сгребают все кому не лень. Объехать 10 деревень и собрать в войско 8 мужиков с вилами - легко! Это напрягает немного. Как уже сказано выше комрадом, перки на вербовку почти не работают, точнее кое-где можно 2 ряд открыть, кое-где нет. Ну и сами понимаете, с таким войском даже на разбойников жалко идти, выкосят половину - потом бегай, собирай по новой. Но все меняется, когда у вас грамота в руках лорда крыжопинска. Сразу открывается доступ к большинству рекрутов, которых не каждый пробегающий мимо лорд может завербовать, а если это еще и ваш феод - то вообще полный доступ, включая замки. Это, на мой взгляд, неплохая механика, подчеркивающая статус феодала. И никакой тебе заморочки с квестами принеси-подай. А не согласны - можно силой рекрутировать. Помимо продвинутого рекрутинга титул дает немного светлости, увы, на дорождественнском моде оно работало никак. Я так и не накопил светлости для взятия первых перков. Да и честно говоря, ветка светлости и религии сделаны на "отвяжись". А ученость хоть выглядит достаточно перспективной - наглухо разбивалась о реалии, в которых год копятся очки, что открыть перк чтения, покупается за лям книга на нужном языке и потом еще 3 года читается. И ради чего все, ради одного пойнта фокуса и 20 очков к этому навыку? Ну такое. А ведь эта фича должна была быть одной из ключевых в моде! Имхо. Вот буквально пару дней назад вышло обновление, где скорость прокачки навыка "ученость" увеличили примерно вдвое, как и прокачку владения языками и стилями жизни. И даже сейчас мне кажется что все это довольно медленно, но по крайней мере доступно. Ну и раз уж пошла речь о новых навыках, мудрость - по идее, необходимость вкладываться в этот атрибут должна быть компенсирована. Ничесе, вложил, к примеру 6! очков параметров в мудрость ради возможности взятия всех перков - так это должно хоть как-то греть душу. Пока, оно того не стоит. В той же учености, судя по скорости прокачки кампания надоедает раньше, чем возможна прокачка до половины всего дерева. Ну ладно я может не самый терпеливый, хотя позже поймете, почему. Но там некоторые перки заточены на ускорение чтения и языков, которые напрямую не влияют ни на что, некоторые перки заточены на детей, взросления которых почти никто не дождется. Зачем качать то, чтобы это само качание немного ускорилось? Там по сути 3-4 полезных перка, но почти все находятся достаточно глубоко, чтобы извлечь пользу раньше эндгейма. В общем, слишком сыро, чтобы считать ветку полноценной. Если бы книги стоили дешевле и читались быстрее 3-5 лишних очков фокуса были бы отличным дополнением + 3-4 перка. А пофакту, мы вкладываем N очков в атрибут, 5 очков фокуса в ученость, чтобы что? в лучшем случае отбить очки фокуса? И получить несколько менее полезных перков из медицины/инженерки/торговли/управления которые мы теперь просто обязаны прокачивать. Ну бред же. Со религие и светлостью все пИчально. Они тупо не качались, чтобы проверить эффекты. Оказывается, при старте игры НУЖНО было выбрать в окне религи, чтобы получить +100 к "карме". На какое-то там таинство нужно 300, само оно качается в лучшем случае по 0,3 в день, так что я так и не добрался, а как ускорить - не нашел. Может позже разберусь, опишу. Да, еще по поводу компенсации потраченных очков фокусов, на дали якобы безлимитную систему прокачку навыков, когда вместо потолка навыка от параметра и фокуса прирост идет дальше на 5%. На деле эти же, 0,5 почти бесполезны. Можно добить при задрачивании 5-10 дополнительных очков в навыке, например ради перка, но в целом это тот же потолок. По мне, 0,5 это слишком мало, чтобы считать компенсацию за новую ветку. Я вижу только одно примение, там кажись, чтобы взять 275 в навыке нужно иметь в параметре 7, теперь можно обойтись 6-ю.
Стили жизни и предыстории. Если коротко - идея на 4+, реализация на 2. Какая изначально идея должна быть заложена в эти механики? Наверное - дать игроку больше сконцентрироваться на отыгрыше. По факту же уникальный стиль игры они не дают и скорее пригодны ситуативно. Если взять предыстории, коих всего 5, то я не нашел ни одного полезного и интересного. Вот прямо совсем. Там лишь ненужные дебафы, которые удлиняют путь юного феодала, иногда значительно, но не дают взамен увлекательного геймплея. Ну попартизанил я в батанских лесах на вландийских кнехтов по предыстории "вне закона", а что мне помешало бы это делать точно так же без предыстории? Да ничего по сути. Разбитый караванщик? Вообще никакого влияния на геймплей, кроме вшитого стиля жизни, который можно без предыстории взять на 2-3-й день. В общем, предыстории очень слабые. Значимая только задолжавший феодал, у которой минусы катастрофические. Стили жизни - еще одна фича под ролевуху, но требующая 3-4 очка фокуса под перки, а так же развитие определенных навыков. Первое, что бросается в глаза - тут либо штрафы перевешивают положительные моменты, либо завязка на навыках стремная у многих, особенно уникальных у наций. Взять к примеру стиль жизни гладиатор, навыки - конная езда + атлетика, ладно, качаются легко и почти всегда, по крайней мере до второго перка. Бонусы ничтожные, штраф значимый. Стиль жизни предполагает безвылазное рубилово на скучнейших турнирах, которые проходятся с закрытыми глазами почти с самог начала игры и нужны лишь для подъема начальных карманных денег. Очень ситуативный стиль жизни. Качается долго сам по себе, не считая навыков и когда выкачается - он уже не нужен. Караванщик - один из немногих полезных лайфстайлов, почти со старта немного снижает торговый штраф за счет очень незначительной скорости движения ночью. Тут кстати, вылезает баг. Прокачав один стиль жизни - при переключении на другой - прогресс 100% остается. Тоесть нужно прокачать 1, и тем самым прокачать все. И только перки открываются от прокачанных навыков. Так быть не должно. Ну и перки иногда невозможно взять, когда требования по навыку соблюдены. Тупо не активируются. В общем, стили жизни по мне тоже слишком слабые, чтобы жертвовать фокусами. Может кто-то и найдет что-то полезное, но мне не понравились в целом.
Ну и вот я подобрался к основному и жирнющему минусу - это баги. Помимо поломки экономики в мидгейме приходит баг пиров (в обновлении, говорят исправили, но старая кампания не реанимировалась). В момент перемирия лорды начинаю устраивать пиры, как в старые добрые времена. В один городок стягиваются лучшие люди королевства и тусуются по паре-тройке недель. Но в один прекрасный момент наступает война, они даже сами иногда ее объявляют не выходя из-за стола. Затем маршал или его зам собирает армию, тоже не выходя из-за стола, у ворот города, как положено, появляется флаг армии, но сами лорды из-за стола так и не встают. И вот сидят так месяц, два, год. Враги захватывают там замки себе, но воевать никто не идет. Сначала я был бесправным пэром и не мог созвать армию, бился с кергитами в одиночку. Так же еще бегали 4-5 лордов, которых на пир не позвали видимо, противостоять было тяжело, но получалось слегка сдержать захваты. На быстрых набегах я нафармил денег и влияния и запросил полный статус пэра. Тут важное замечание, что мало иметь деньги и влияние, нужны хорошие отношения с кланами внутри фракции, так как пэрство претендента выносится на голосование. В общем, пэрство получил, получил право созывать армию, вот только на призыв пришло 2 лорда из десятка, остальные так и не могли из города выйти. Заехал сам в город, к армии примкнуло еще пара лордов, но основная масса так и не вышла. Воевал чем есть, в какой-то момент переловил и пересадил пару десятков ханов и они запросили мира. Ну думаю, все нормально. Но хрен там, они и в мирное время из города не вышли. Забил, захватил себе город, и узурпировал со временем. а потом забил на кампанию и стартанул заново - вторая закончилась примерно так же. И вот вышло обновление и пока пробую ее. Хотя осадок остался. Может что забыл, потом допишу.