Голосование

Как вы оцениваете Смуту?












Оформление



Пользователей
  • Всего: 28901
  • Последний: Sawpice
Сейчас на форуме
Пользователи: 3
Гостей: 547
Всего: 550

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Тема: Тезисы по вопросу варяжскому.  (Прочитано 117221 раз)

  • Сообщений: 4024
  • За регистрацию на форуме не позже декабря 2011 года и не менее 3000 постов
    • Просмотр профиля
+2
« Ответ #350 : 09 Марта, 2014, 11:30 »
Цитировать (выделенное)
термин Велиград (слово, которое я не упомянул),  ничто иное как русский сокращенный от Велиикий/Большой город/крепость,

сокращение  :D
"град" - это не сокращение, это слово, в южных говорах пропадают гласные у "оро" "ере", остаются только согласные (и еще у ряда конструкций)
в русском языке слова типа "град" появились из церковнослаянского и в последствии приобрели форму официальной речи, языка делопроизводства

это же в школе изучают, это же не тайны мадридского двора, это учебник класса наверное пятого или даже раньше... караул facepalm

а твое "великий город" - это просто смешно
ты неуч и фанатик
 

Добавлено: 09 Марта, 2014, 11:32

Цитировать (выделенное)
Версия появления имени Рюрик из Рарога давно опровергнута ведущими специалистами.
сказал человек, который говорил что слово "рарог" - это миф  :D
ты не ведущий специалист, ты вообще не специалист
  • Сообщений: 1993
    • Просмотр профиля
-2
« Ответ #351 : 09 Марта, 2014, 13:56 »
Очень интересная статья, не знаю делился ли:
 http://ruskline.ru/analitika/2013/07/10/kievskie_knyazya_askold_i_dir_byli_vyhodcami_s_ostrova_gotland/
« Последнее редактирование: 09 Марта, 2014, 14:10 от VIN_LEO »
  • Ник в M&B: Hawkband_VIN_LEO
  • Сообщений: 5915
  • За регистрацию на форуме не позже декабря 2011 года и не менее 3000 постов И создали они сайт...
    • Просмотр профиля
+1
« Ответ #352 : 19 Марта, 2014, 22:47 »
Я тут вам покушать принес:
Все ли Рюриковичи происходят от одного предка?
  • Ник в M&B: Givi
  • Сообщений: 4024
  • За регистрацию на форуме не позже декабря 2011 года и не менее 3000 постов
    • Просмотр профиля
-1
« Ответ #353 : 20 Марта, 2014, 16:43 »
повар автор
Цитировать (выделенное)
Историк, генеалог. Заведующий экспозиционно-выставочного отдела Музея истории Томска. Председатель Томского Родословного Общества "Герольд".
Занимаюсь историей Томска и Сибири в XVII - нач.XVIII в., генеалогией населения в пределах бывшей Томской губернии XVII - XX вв., генеалогией священнослужителей, ДНК-генеалогией.
странный типчик  =/
честно сказать как то не очень тянет изучать это "покушать" =/
Цитировать (выделенное)
существование самого Рюрика бесспорно
как и всех отсальных рюриков в англии, у ободритов и у кого там еще рюрики были
каждому по рюрику
 

Добавлено: 20 Марта, 2014, 16:45

лучше бы шум-гору раскопали и саналезировали кто там лежит, оно наверняка конечно не Рюрик, но кто то там лежит же, в пирамиде этой  :-\
а вдруг индейцы? ну а что, пирамиды то похожи....  :)
« Последнее редактирование: 20 Марта, 2014, 21:57 от shturmfogel »
  • Сообщений: 1993
    • Просмотр профиля
-1
« Ответ #354 : 20 Марта, 2014, 21:25 »
Конечно мнение делитента юриста в данном вопросе, превыше всего.
  • Ник в M&B: Hawkband_VIN_LEO
  • Сообщений: 4024
  • За регистрацию на форуме не позже декабря 2011 года и не менее 3000 постов
    • Просмотр профиля
0
« Ответ #355 : 20 Марта, 2014, 22:21 »
это не научная статья в рецензируемом издании

но как я смотрю любитель покушать нашелся  :D
правда походу не проглотил, потому ограничился минусом в мою сторону ... и опять же оценкой меня лично.... походу я личный враг "фюрера"  :)
  • Сообщений: 5915
  • За регистрацию на форуме не позже декабря 2011 года и не менее 3000 постов И создали они сайт...
    • Просмотр профиля
0
« Ответ #356 : 20 Марта, 2014, 22:46 »
это не научная статья в рецензируемом издании
ВНЕЗАПНО, это proceedings (не знаю как это по-русски) конференции. Если это полная статья (как здесь), а не препринт, то, как правило, они рецензируются и их пишут в список peer-reviewed publications. По крайней мере, у нас.
Волков В.Г. Все ли рюриковичи происходят от одного предка? Происхождение Рюрика и Гедимина в свете последних генетических исследований.//Генеалогия допетровского времени : источниковедение, методология, исследования. — СПб., 2012. — С.11—40.

Так что за качество еды можно не переживать.
« Последнее редактирование: 20 Марта, 2014, 22:52 от JoG »
  • Ник в M&B: Givi
  • Сообщений: 4024
  • За регистрацию на форуме не позже декабря 2011 года и не менее 3000 постов
    • Просмотр профиля
0
« Ответ #357 : 20 Марта, 2014, 23:15 »
Цитировать (выделенное)
это proceedings (не знаю как это по-русски) конференции
применительно к юриспруденции это "процесс" (судебный процесс, т.е. рассмотрение дела в судебном заседании) :)
в общем понятно.... пожалуй почитаю, может и что там пишут пойму, хотя бы частично  =/ :)
  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля
0
« Ответ #358 : 27 Марта, 2014, 10:52 »
Люблю споры на тему варягов, каждый раз поднимается срач бурное обсуждение.
Я — бесценных слов мот и транжир.
  • Сообщений: 1993
    • Просмотр профиля
0
« Ответ #359 : 27 Марта, 2014, 17:06 »
Как никогда кстати:
http://youtu.be/vG4fbz0PPrE
  • Ник в M&B: Hawkband_VIN_LEO
  • Сообщений: 1198
    • Просмотр профиля
+4
« Ответ #360 : 27 Марта, 2014, 20:23 »
Фейнман, конечно, дело говорит.
вот только не очень понятно, к чему это здесь?.. вроде не совсем по теме...
Gurkenkönig
"дааа...и не забываем об огурцовой смертности..." ©Agasfer
  • Сообщений: 4024
  • За регистрацию на форуме не позже декабря 2011 года и не менее 3000 постов
    • Просмотр профиля
+1
« Ответ #361 : 27 Марта, 2014, 20:35 »
Цитировать (выделенное)
вот только не очень понятно, к чему это здесь?.. вроде не совсем по теме...
VIN_LEO считает, что все, кроме него дурачки "ни разу не грамотные", а он один молодец и потому спорить с ним никак нельзя
собственно к тому оно и здесь
  • Сообщений: 1740
    • Просмотр профиля
0
« Ответ #362 : 27 Марта, 2014, 21:47 »
VIN_LEO, вот ты меня тогда пригласил поспорить, и я пришёл. Начали не плохо хотя и скучно. Тема ожила. Теперь здесь бардак. Думал вернуться, но нет теперь желания. Переходы на личности, зазнайство, пустое отрицание стороны противника... Я не о Вас, я о всех вас.
  • Ник в M&B: Iley
  • Сообщений: 1993
    • Просмотр профиля
0
« Ответ #363 : 28 Марта, 2014, 19:08 »
вроде не совсем по теме...
Как бы так сказать, варяжский спор не утихает вовсе не благодаря ученым РАН.
VIN_LEO считает, что все, кроме него дурачки "ни разу не грамотные"
Даже опустив сей факт, я никаких новых теорий не выдумываю, а апеллирую мнением экспертов.
Переходы на личности, зазнайство, пустое отрицание стороны противника...
Я конечно понимаю что это эмоции и все подобное... но я на личности не переходил, и просто сторону противника не отрицал. Кстати, даже перечитал наш спор, дабы память освежить, и ничего подобного не увидел. Не обессудьте, но это не иначе как (у вас) тенденция такая, разглагольствовать.
« Последнее редактирование: 28 Марта, 2014, 19:11 от VIN_LEO »
  • Ник в M&B: Hawkband_VIN_LEO
  • Сообщений: 1740
    • Просмотр профиля
0
« Ответ #364 : 28 Марта, 2014, 19:59 »
просто сторону противника не отрицал
Это настолько глупое утверждение, что я не знаю как написать опровержение.
  • Ник в M&B: Iley
  • Сообщений: 1198
    • Просмотр профиля
+2
« Ответ #365 : 28 Марта, 2014, 20:02 »
Как бы так сказать, варяжский спор не утихает вовсе не благодаря ученым РАН.
ты и сам далеко не академик, а споришь больше всех.
я никаких новых теорий не выдумываю, а апеллирую мнением экспертов.
тебе не приходило в голову, что Фейнман говорил о тебе в том числе? смотри, как похоже: "будто бы научные эксперты, но они не имеют отношения у науке", "они не используют научный подход", "они не делают открытий, они просто сидят и печатают" и "собирают данные". Так или иначе, промахнулся ты с контекстом ролика.
Gurkenkönig
"дааа...и не забываем об огурцовой смертности..." ©Agasfer
  • Сообщений: 1993
    • Просмотр профиля
0
« Ответ #366 : 28 Марта, 2014, 20:24 »
Для тех кто в танке:
я никаких новых теорий не выдумываю, а апеллирую мнением экспертов.


Илей, ну вообще то я писал на эту тему аж джва, раза в предыдущих постах, так что вырывать из контекста не стоит:
А также не повод что бы "сИлеиться". Как кстати поступил еще и ув. Barbosh, по неизвестной науке причине.

  • Ник в M&B: Hawkband_VIN_LEO
  • Сообщений: 2830
  • Skype - daimeipad
    • Просмотр профиля
+2
« Ответ #367 : 29 Марта, 2014, 06:59 »
VIN_LEO, после твоих варягов, изобретателей интернетов и покорителей космоса, я уже ничему не удивляюся.  :crazy:
Et sermo meus et praedicatio mea non in persuasibilibus sapientiae verbis sed in ostensione Spiritus et virtutis, ut fides vestra non sit in sapientia hominum sed in virtute Dei.
  • Сообщений: 696
    • Просмотр профиля
+4
« Ответ #368 : 31 Марта, 2014, 05:02 »
А также не повод что бы "сИлеиться". Как кстати поступил еще и ув. Barbosh, по неизвестной науке причине.

Вы это так расцениваете?
Нового ничего не приводиться, потому обсуждать особо и нечего.
Кроме попытки прикрыться "научностью", а всех несогласных - в лжеученые записать(
Можно обсуждать разные моменты вопроса, но спорить с верующим в "руотсей" - нет никакого желания. Это к науке отношение не имеет.
  • Сообщений: 1335
    • Просмотр профиля
+1
« Ответ #369 : 31 Марта, 2014, 18:09 »
 Не помню в каком списке Карл назван - Кары, а Блед - Блудом. Лично мне это напоминает кручение пресловутого дышла в нужную конкретно автору сторону.
 

Добавлено: 31 Марта, 2014, 18:11

 Прастена и Сфирька, кто то из историков считал чуть ли не персами.
  • Сообщений: 1993
    • Просмотр профиля
-3
« Ответ #370 : 01 Апреля, 2014, 00:41 »
barbosh, расцениваю я это именно так и никак иначе.
Что такое новое по Вашему? Я привожу вполне актуальные аргументы. В отличии, от Вас, наподобии варягов от вагров, давно опровергнутый тезис 19 века, или высказываний Авдусина. Так что на Вашем месте я бы промолчал.
К Вашему счастью я искренний атеист, поэтому высказывание про руотси ничто иное как отсутствие убедительных доводов против.
  • Ник в M&B: Hawkband_VIN_LEO
  • Сообщений: 696
    • Просмотр профиля
+4
« Ответ #371 : 04 Апреля, 2014, 21:04 »
1. На протяжении последних страниц никакого фактологического материала - о чем тогда дискутировать?
Вы не на моем месте. И не стоит мне указывать, что делать и когда молчать или говорить.
2. В том и дело, что Вы все рассматриваете "только так и никак иначе" Из-за вашего догматизма вести разговор совершенно не интересно. Для Вас ни один аргумент оппонентов не является убедительным. Либо он устарел - будь он 19в.,или 20 (при этом Авдусин устарел, а ссылки на работу Клейна, специалиста по эпохе бронзы, 70-х годов - нормально). Сами при этом повторяете идею даже не 19в, но века 18 (с руотси, Исаборгами и прочим. Может и происхождение термина боярин от барана для Вас наиболее убедительно?)
И считая аргументы обратной стороны не убедительными своих не приводите. Взять тех же руотси - приведите убедительные доводы.
Хотя дискуссия вероятней всего бесперспективна. Ибо ведете Вы себя мало того, что излишне самоуверенно - то объявляя, что по истории Руси Вы знаете больше, то затыкая оппонентов - так еще и талдычите бездоказательно "един норманизм и Клейн пророк его".

Еще несколько моментов:
1) По поводу специалистов - не знаю наколько ув. VIN_LEO специалист по данному вопросу, раз критиков норманнской теории к таковым не относит, но собственно В.Фомин как раз таки является одним из немногих специалистов по "варяжскому вопросу" (Кандидатская диссертация: «Варяги в средневековой письменной традиции» (1997), докторская диссертация: «Варяго-русский вопрос в российской историографии XVIII—XX веков» (2005)). В отличие от Клейна ( кандидатская диссертация «Происхождение Донецкой катакомбной культуры»). Это просто чтоб не навешивались ярлыки в некомпетентности и антинаучности ряда авторов.

2. Несколько интересных на мой взгляд примеров, которые показывают что проблема сложнее чем кажется и выходит за территорию региона древней Руси.
а) У Свейна Вилобородого было две жены - и обе славянки (первая - дочь Бурислава Вендского, вторая - дочь Мешко и сестра Болеслава Храброго)
Дочь Свейна носила имя Святослава. Одна из сестер Кнута (может таже Святослава) была замужем за венским князем. А женой Харальда Синезубого (отец Свейна) была славянка - дочь Мстивоя (князь ободритов). 
б) Торговое поселение Хедебю - развитие поселение получает, когда Готфрид в 808г переселяет туда славянских мастеров из разоренного Ререка. И если в Хедебю трудились славянские мастера - какие вещи они делали - скандинавские? (на керамическом материале видно развитие славянской керамики - сначала именно славянская керамика - привозная и местная - затем местные варианты на ее основе). При этом находки с территории Руси имеющие аналогии с материалом из Хедебю какими следует определить?
  • Сообщений: 2928
  • ЗАБАНЕН!
  • За регистрацию на форуме не позже декабря 2016 года и не менее 2500 постов
    • Просмотр профиля
0
« Ответ #372 : 05 Апреля, 2014, 19:39 »
  • Ник в M&B: Bobbie Bowman
  • Сообщений: 4024
  • За регистрацию на форуме не позже декабря 2011 года и не менее 3000 постов
    • Просмотр профиля
+3
« Ответ #373 : 13 Апреля, 2014, 12:43 »
Цитировать (выделенное)
Не задолго до своей смерти, известный ученый и путешественник Тур Хейер-
  дал неожиданно выдвинул довольно смелую гипотезу, из которой следует, что прародина скандинавских викингов находится на Нижнем Дону. Естественно, в данном случае, речь идет не о викингах, в привычном для нас понимании; и уж тем более не о коренных жителях
  Скандинавии, как это иногда пытаются представить, а лишь о какой то их части, правящей элите – предки которой, по преданиям пришли на Скандинавский полуостров вместе с Одином, главным богом германо-скандинавского пантеона. По признанию ученого, прежде чем выступить с таким сенсационным заявлением, он довольно долго изучал исландские саги. И
  лишь сопоставляя их со свидетельствами Геродота, Плиния и рядя других античных историков и географов, а также с рукописями рассказывающими о древней истории Скандинавии, обнаруженными Хейердалом в хранилищах Ватикана, он окончательно убедился в правильности своих предположений. Для подтверждения, которых, летом 2002 года, норвежец и приезжал в Россию.
   Вкратце, древняя история скандинавских народов, а точнее та ее часть, которая имеет непосредственное отношение к нашей теме, выглядит следующим образом. В давние-давние времена (примерно II в. до н.э.) к востоку от Дона, в сагах именуемого «Танаквисль» или «Ванаквисль», обитал «народ Асов», который долго и упорно воевал с «народом Ванов» жив шим западнее Дона. Но однажды воевать им надоело, Асы и Ваны помирились и, по традиции тех времен, обменялись заложниками. А еще, через некоторое время движимые, как теперь сказали бы, неким пассионарным порывом, часть Асов и примкнувших к ним Ванов, переселилась на Скандинавский полуостров, где они стали называться викингами. Возглавлял, этот своеобразный исход из Азии, как уже говорилось выше, великий воин, маг и чародей - Один, ставший после смерти верховным богом у скандинавов. Впоследствии, были обожествлены и остальные вожди Асов и Ванов. А их прямые потомки стали родоначальниками нескольких династий скандинавских конунгов, списки которых в Эддах прослежены до X в.
   Главным аргументом критиков гипотезы Хейердала служит тот факт, что, во время раскопок в Азове, не было найдено никаких следов присутствия германцев в Южнорусских степях, раннее III в. н.э., когда готы пришли на Дон и разрушили Танаис. Но Хейердал и не утверждал, что Асы, исландских саг, это германцы. Поскольку прекрасно знал - на рубеже эр к востоку от Дона обитали не они, а многочисленные сарматские племена, часть которых называла себя «асы». Причем, свое имя асы (ясы русских летописей) сохраняли вплоть до
  позднего средневековья, пока не растворились в среде предкавказских народов, в том числе
  осетин. В общем, у знаменитого ученого были все основания полагать, что Асы из саг это сарматское племя - асы, вернее какая-то его часть, волей судьбы попавшая в Скандинавию. Конечно, следует признать, что сходство названий еще ни о чем не говорит. Но, как утверждают археологи, погребения с типично иранскими чертами, не задолго до рубежа эр, стали появляться на острове Готланд и в Южной Скандинавии.
   Особое место, в цепи доказательств сарматского происхождения Одина и Асов, занимают имена верховных богов скандинавского пантеона, корни которых довольно четко прослежи- ваются в индоиранских языках, в том числе и санскрите.
   Некоторые исследователи, опираясь на германскую транскрипцию имени Один – Водан (Вотан), пытаются произвести это имя от славянского слова «ведун», то есть: колдун, маг, чародей, что в принципе вполне соответствует, прижизненному статусу героя и бога.
   Но это не верно. Имя - Один происходит от индоиранского слова «ади», что означает «самый первый», «высший». И первоначально оно служило, скорее всего, не именем собст- венным, а званием, титулом. Как нельзя лучше, пользу такой трактовки говорит цитата из «Саги об Ингилингах»:
   «Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или жилищем
   Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался
   Одином».
  То есть, иными словами, в Асгарде правил человек, которого подданные называли Верхов-
  ным (Самым первым) Асом. Заметим, что «ас», «асура», «ахура» в индоиранских языках,
  помимо всего прочего, означает еще и «господин», «владыка», «хозяин». А значит Один –
  это Верховный владыка (царь, князь) сарматского племени асов.
   Индоиранские корни имеются и у некоторых других богов скандинавского пантеона.
:)
 

Добавлено: 13 Апреля, 2014, 12:52

Цитировать (выделенное)
как показали последние изыскания лингвистов наиболее убедительно «русские» названия порогов
  объясняются только из скифо-сарматских наречий.
Так первый порог, по-славянски именуемый «Не спи» (сейчас «Будило»), русы называли - «Эссупи» (в иранских языках первая гласная означает отрицание «не», сам же корень, по мнению специалистов индоевропей- ский). Второй порог - славянское название которого Островунипрах («Остров порога»), порусски назывался Улворси, что с иранских наречий переводится как «порог-ограждение».Третий – «Шум порога» русы называли Геландри. Это единственное название полностью объяснимое из скандинавских языков (Gelani – «шумящий»). Однако возможна и иная трактовка этого слова происходящего от слов Gaelaes – «голос» и Dwar – «двери», «порог» в североиранских диалектах. Четвертый порог - Неасит (Неясыть), у Константина Богряно- родного, названный так потому, что на камнях этого порога, якобы, гнездились пеликаны, русы называли Айфор. Это слово происходит от иранского Aj – «яйцо» и Fors – «порог». Пятое название – Вульнипрах («Вольный порог») в русской транскрипции Варуфорос – норманнисты объясняют из скандинавского Baru – «волна» и Fosr – «водопад». Тогда как в иранском Varu – «широкий», а Fors – «порог», что в точности соответствует славянскому названию. Название шестого порога – Веручи («Кипение воды») по-русски Леанти происходит от иранского Lejun – «бежать» (скандинавская версия отсутствует). И, последний седьмой порог по-славянски названый Непрези («Малый порог») у русов именовался Струкун. При отсутствии скандинавской версии это название очень хорошо объясняется из северо- иранских диалектов, где слово Sturkon означает - «небольшой».
   Не трудно догадаться, что люди давшие «русские» названия Днепровским порогам говорили явно не на славянских или скандинавских языках. Хотя сходство значений указывает на то, что славянские названия им все-таки были знакомы и именно их русы и перевели на свой язык. Но даже с учетом того, что, информатором византийского императора, некоторые «русские» названия порогов были искажены, вполне очевидно, что русы, спускавшиеся вниз по Днепру были иранцами. Причем иранцами еще в полной мере сохранившими свой язык.


 

Добавлено: 13 Апреля, 2014, 12:58

Цитировать (выделенное)
Сейчас ряд исследователей склонны считать, что данный пантеон имеет мало общего с язычеством древних славян и отражает культовые представления именно русов (княжеской дружины, правящей верхушки). Эти предположения обосновываются тем, что большинство богов Киевского пантеона (за исключением Мокоши) имеют явно не славянское происхождение. И хотя, в настоящее время, Перун и Даждьбог абсолютно всеми, признаются как славянские божества, в основе их имен специалисты видят чужие (кельтские) корни. Впрочем, в отличии от Даждьбога, Перун как божество грома и войны, в той или иной транскрипции, был известен еще и: балтам – Перкунас, кельтам – Перкуниа, фракийцам - Перкун. И даже дальним родственникам славян – хеттам под именем Перуа или Пирва.
   Однако, как выясняется, это имя было знакомо и индоиранцам. За тысячи верст от Руси, на Памире, у арийских племен гальчи и ягнаубь, больше известных под, мусульманским, названием «кафиры» – «неверные», существовал бог войны – Перун. В Авесте - священной книге зороастрийцев созвездие Плеяд так же носит название Перуне. Существует и еще одно любопытные сходство, наводящее на некоторые размышления. Согласно летописи, идол Перуна был деревянным с серебряной головой и золотыми усами. В тоже время у индоариев существовал древний обычай водружать над погребениями «святых людей», тела которых не подлежали сожжению, изваяния их голов из серебра с золотыми усами. К тому же оказы- вается процесс жертвоприношения Перуну сопровождался втыканием стрел по кругу. Аналогичный обряд описан и в «Махабхарате» только совершался он над телом павшего героя. Столь поразительное сходство в обрядах и названиях, указывает на то, что культ Перуна был занесен на северо-запад Европы еще в арийские времена. И, с тех пор, он благополучно прижился там, в среде многих индоевропейских народов. Именно это и позволило иранцам -русам поставить Перуна во главе своего пантеона.
   Иранские корни Хорса, в общем-то, ни у кого не вызывают сомнения. Имя это происходит от персидского «Хорс» – «солнце». И означало оно у русов, собственно, сам солнечный диск. Хорсу мы, кстати, обязаны происхождением таких давно привычных нам всем слов как «хорошо», «хоровод», «хоромы». А вот о значении (происхождении) имени Даждьбог исследователи до сих пор, оказывается, спорят. Некоторые видят в нем кельтские корни и переводят это имя как «Добрый – бог». Но большинство специалистов, все таки, предполагают связь этого имени с санскритским словом «da» - «давать», «наделять». То есть Даждьбог это «Дарующий бог». Иную трактовку имени Даждьбог и тоже связанную с санскритом, предлагает Н.Р. Гусева. По версии которой, основу имени этого божества следует искать в санскритском слове «dah» – «сиять», «гореть». Что бесспорно гораздо ближе к главной сути солнца. Такая версия предпочтительнее еще и потому, что русское слово «бог» своими корнями восходит к санскритскому «бхага», авестийскому «баха», персидскому «бага», что во всех случаях означает примерно одно и тоже – «наделитель», «доля». Согласитесь, трудно представить, что бы данное божество наши предки назвали сразу двумя однотипными словами - «Дарующий - наделитель». Тогда как «наделяющий огнем», или «дарующий сияние (свет)» - как-то больше, все-таки, подходит для обозначения небесного светила.
   Санскритские кони имеет и Стрибог упоминаемый в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «Стрибожьими внуками». Это имя происходит от санскритского корня «stri», что означает «простираться», «расширяться», «охватывать». От этого же корня происходит и индийское слово «прастара» эквивалентное русскому «простор», и русское слово «быстро». Еще одно иранское божество в Киевском пантеоне – Симаргл. В персидской мифологии это священная крылатая собака Ахурамазды - верховного бога зороастрийцев. Функции его, довольно расплывчаты. Предполагается, что Симаргл - более древняя форма Сэнмурв, Симург - охранитель семян, ростков и посевов. То есть в какой-то степени это божество плодородия. В восточных и юго-восточных районах Руси и после принятия христианства, Симаргл был хорошо известен и популярен. Его изображения, иногда, помещались даже на церковных дверях.
   Единственным славянским, к тому же женским, божеством древних русов считается Мокошь. Исследователи по разному трактуют значение этого имени. Одни производят его от слова «мокнуть». Другие считают, что Мокошь содержит в себе в себе слово «кошь» означающее - «жребий», «судьба». Отсюда Мокошь это богиня судьбы, удачи. Находятся и такие, кто связывает это имя с еврейским словом «мокош» обозначающим низших богов, демонов. Существует аналог слову «мокошь» и в санскрите. Мокша - «освобождение», «спасение души» одно из ключевых понятий индийской философии. Кстати, в некоторых рус- ских летописях зафиксирована именно в такая форма имени Мокошь - «Мокша». А поскольку в смысловом значении это слово, опять таки, тесно связано с понятием судьбы - это позволяет считать Мокошь русской богиней судьбы и удачи.

 

Добавлено: 13 Апреля, 2014, 13:01

Цитировать (выделенное)
Как известно в древности индоиранцы, как, впрочем, и славяне, поклонялись солнцу, луне, огню, воде и ветру. И Киевский пантеон русов, как нельзя лучше, отражает эту традицию – Перун – бог грозы, войны, неба; Хорс – бог солнца; Даждьбог- божество огня, во всех его проявлениях; Стрибог – бог ветра; Мокошь – богиня воды и судьбы.
   В пользу такого предположения говорит и имя, последнего божества русского пантеона, Симаргла. В образе священной собаки-птицы Симург (Симаргл) появился в иранской мифологии где-то между III - VII в.в. н. э. До этого была известна другая, более древняя форма этого имени – «Саена», «Сайна-мрига» - «Сайна-птица» (индийская «Шьена-Гаруда»), «Сэнмурв». И то, что у русов закрепилась именно поздняя форма имени Симург – Симаргл, лишний раз доказывает искусственное (на уровне фольклора) введение собаки-птицы в пантеон богов.
   Говоря о древнерусских языческих богах, не следует забывать и о значительном сходстве русских былин, Киевского цикла, с осетинскими «Нартами». Многие исследователи фольклора, не без основания, полагают, что в ряде случаев, речь идет даже не о сходстве, а об общих истоках, уходящих к Туранским авестийским преданиям. Так, например Вс. Миллер, еще в 19м веке, на основе анализа текстов иранского эпоса о Кей-Кавусе и Рустаме и русских былин о князе Владимире и Илье Муромце, предположил, что Фирдоуси в своей поэме «Шах-намэ» по-персидски записал те же сказания, что сохранились в русских былинах.

 

Добавлено: 13 Апреля, 2014, 13:29

Двузубые знаки на территории Хазарского каганата.
1 - Саркел, знак на кирпиге крепости; 2-3 - Маяцкое городище, знаки на каменных блоках крепости; 4-5 - Хумаринское городище, знаки на каменных блоках крепости (по В.Е. Флеровой, 2001)

Подвески с двузубцами на территории Древней Руси X в.
Connections Part One: The Falkon Motif. Stockholm. 2001. pp. 11–27; Кулаков В.И. Птица-хищник и птица-жертва в символах и эмблемах IX–XI вв. // Советская археология. 1988. № 3. С. 106–117.

Цитировать (выделенное)
На сегодняшний день пока невозможно точно установить происхождение «знаков Рюриковичей» от иранской/ тюркской или от североевропейской традиции. Однако способ использования двузубцев и трезубцев в Древней Руси (в качестве граффити на различных предметах, как знаки собственности или раннегосударственной власти) и принцип наследования этих знаков при переходе от отца к сыну говорят скорее о «восточном» направлении связей. Механизм заимствования в этом случае неясен.

Арабские дирхемы с граффити-двузубцами, (по К.Г. Добровольскому, К.В. Дубову, Ю.К. Кузьменко, 1991; В.Е. Нахапетян, А.В. Фомину, 1994: Е.А. Мельниковой, 1996)

1 - свинцовая пегатъ из раскопок Десятинной церкви в Киеве (по С.В. Белецкому, 2000); 2 - костяная пластина из Саркела (по М.И. Артамонову, 1958); 3-4 - граффити на амфорах из Саркела (по СВ. Белецкому, 2000); 5 - граффити на кистене из Саркела (по СВ. Белецкому, 2000); 6-8 - граффити на стене гробницы под Кергъю (по А.О. Амелъкину, 2001)

Цитировать (выделенное)
Актовая вислая свинцовая печать с изображением двузубца была найдена в 1912 г. при раскопках Д.В. Милеева на территории Десятинной церкви (рис. 17,1). Уже к моменту выхода фундаментального свода актовых печатей В.Л. Янина в 1970 г. этот предмет был окончательно утерян, на сегодняшний день сохранились только опубликованные прорисовки. На обеих сторонах печати помещено изображение двузубца, по краям печати идет круговая малоразборчивая надпись. Хотя изображение этой печати попало в ряд публикаций, первый подробный анализ и атрибуция изображенного на ней двузубца были даны лишь в 1970 г. В.Л. Яниным. Интерпретация знака на печати основывается на реконструированной в российской историографии системе преемственности «знаков Рюриковичей». В.Л. Янин прослеживает определенную закономерность в наследовании знаков: каждый знак сочетает в себе «родовые» признаки — графическую основу, общую для всех «знаков Рюриковичей», — и индивидуальные детали, характерные для конкретного князя. То есть прослеживается система наследования, существовавшая еще в боспорской и аланской традициях и отмеченная для «знаков Рюриковичей» уже А.В. Орешниковым — наследование отцовской тамги с добавлением (или изъятием) той или иной детали.
Именно эта печать стала одним из основных аргументов атрибуции двузубца в системе лично-родовых знаков именно Святославу Игоревичу. Один из фрагментов круговой надписи на печати Н.П. Лихачев прочитал как кириллические буквы «..стла..», которые интерпретировал как часть имени «Святослав». А.П. Моця и А.К. Сыромятников увидели на печати «русскую надпись, выполненную при помощи греческого алфавита и расшифровываемую как "князь Святослав"». Более обоснованной на сегодняшний день представляется интерпретация надписи А.А. Молчановым, прочитавшим ее как греческое написание имени «Святослав».
Печать Святослава фигурирует и в письменных источниках. При заключении договора с греками 971 г., воспроизведенном в Повести временных лет, упоминается печать (печати), скрепляющие договор. В заключительной формуле со стороны русов говорится: «Не сомневайтесь в правде того, что мы обещали вам ныне, и записали в хартии этой и скрепили своими печатями».
При раскопках Саркела, крупнейшей хазарской крепости на Нижнем Дону, была найдена круглая костяная пластина с изображением двузубца (рис. 17, 2). После масштабного похода Святослава на Хазарский каганат в 965 г. захваченная хазарская крепость Саркел превращается в древнерусский город Белая Вежа. При первой публикации этой костяной пластины М.И. Артамонов не связывал еще эту находку со Святославом и событиями 965 г. Эта связь была озвучена позднее, однако практически не аргументирована. В историографии уже прочно утвердилось мнение о том, что на этой пластине изображен княжеский знак Святослава, хотя автор раскопок М.И. Артамонов не указывает археологического контекста этой находки в слоях Саркела/Белой Вежи и не дает никакой сколько-нибудь точной датировки или стратиграфической привязки.
Также из Саркела происходят два двузубца, процарапанные на амфорах (рис. 17, 3–4). Хотя они и несут линейное изображение, аналогичное граффити на дирхемах, но, возможно, связаны с «местной» ирано-тюркской традицией тамгопользования. Более уверенно со «знаками Рюриковичей» можно связать целый ряд тамг, процарапанных на кистене X—XII вв. из Саркела. Среди них есть и двузубец (рис. 21, 5), который Белецкий считает возможным датировать X в.
Чрезвычайно интересен случай обнаружения двузубцев на стенах гробницы Царского кургана под Керчью. Судьба этого памятника во многом похожа на историю пещерного комплекса Басараби. На вершине кургана, сооруженного в IV в. до н.э., расположена гробница одного из боспорских царей. Около IX–X вв. гробница была превращена в христианский храм. На стены 75-метрового коридора-дромоса, ведущего к погребальной камере/ храму, нанесено большое количество разновременных граффити. Среди них присутствуют три двузубца, попавшие сюда около X в. (рис. 17, 6-8). Л.О. Амелькин считает эти двузубцы «знаками Рюриковичей» и связывает их появление здесь с восточным походом Святослава, затронувшим земли на восточном берегу Керченского пролива.
Как видим, ряд изображений двузубцев на различных категориях предметов действительно удается связать со Святославом и временем его княжения.
На сегодняшний день генеалогия «знаков Рюриковичей» в целом разработана. Опорными хронологическими моментами здесь явились печать Святослава, знаки на златниках и сребрениках, имеющие четкую атрибуцию, и ряд печатей XI–XII вв., несущих имена князей, что также достаточно уверенно позволяет атрибутировать знаки. Недостающие или не вполне доказуемые элементы схемы развития знаков реконструируются условно. Так, например, присутствие двузубцев в виде граффити на дирхемах в конце IX — первой половине X вв. позволило предположить, что они относятся к предшественникам Святослава — Олегу и Игорю. Поскольку двузубец в таком случае переходил от князя к князю без изменений (до эпохи Святослава), Е.А. Мельникова предположила, что на этом этапе двузубец не являлся лигно-родовым знаком, выступая либо как знак правителя, главы рода Рюриковичей, либо как общеродовой знак.
В эпоху Святослава и его сыновей двузубый знак начинает изменяться при переходе к наследникам. При наследовании отцовского знака он изменяется практически во всех случаях на один новый элемент, на что специально обратил внимание С.В. Белецкий. Владимир изменяет знак своего отца Святослава, добавив центральный зубец и превратив знак в трезубец. Его сыновья, Изяслав и Ярослав, наследовали отцовский трезубец, дополнив средний зубец каждый своим новым элементом. Внук Святослава Святополк наследовал двузубец, усложнив его левый зубец крестом (вероятно, этот знак восходит к неизвестному нам знаку его отца Ярополка). Таким образом, после Святослава «знаки Рюриковичей» приобретают характер лично-родовых.
Видимое противоречие в характере наследования знака до Святослава, когда он существовал без изменений, и после, когда с каждым князем он приобретает новые элементы, вероятно, объясняется принципиальными изменениями в характере княжеской власти Древней Руси, произошедшими в последней четверти X в. До Святослава владения Рюриковичей никак не дробились и нам известны только «прямые» наследники (Олег — Игорь — Святослав). В эпоху Святослава происходит первый «раздел» земель между его сыновьями Ярополком, Олегом и Владимиром, приведший после смерти их отца к войне наследников. С этого момента начинаются изменения при наследовании «знаков Рюриковичей». При этом важно отметить, что свой лично-родовой знак, как предполагает СВ. Белецкий, Владимир начал использовать (получил?) еще при жизни своего отца Святослава. Точно так же и Святополк позднее начал пользоваться своим лично-родовым знаком (измененным двузубцем) уже при жизни Владимира Святославича.

Цитировать (выделенное)
Таким образом, эпоха Святослава Игоревича и его сыновей становится переломной в истории развития «знаков Рюриковичей». Собственно, именно с этого периода и можно говорить о появлении лично-родовых знаков в Древней Руси, только с последней четверти X в. складывается система наследования этих знаков.
Появление двузубца Святослава на Нижнем Дунае в Басараби можно связать только с его активными действиями в период войны с Болгарией, а затем и с Византией в 967—971 гг. (по хронологии Повести временных лет). Возможно, нанесение «знака Рюриковичей» (в нашем случае — двузубцы в районе Керчи, в Саркеле, в Басараби, если согласиться с древнерусским происхождением этих знаков) в местах, находящихся вблизи границ Руси и связанных с военной активностью руси, имело какое-то особое (геополитическое? ментальное?) содержание. Поскольку в этих местах была распространена местная традиция тамгопользования, можно предположить, что нанесение здесь «знаков Рюриковичей» было рассчитано на понимание этого жеста местным населением.
Следует обратить внимание на характерный элемент знака из Басараби — разделенная надвое вертикальной полосой нижняя ножка. Этого элемента нет на известных древнерусских аналогиях знака Святослава, однако он присутствует на княжеских знаках его ближайших наследников. Подобный элемент прослеживается на нескольких сребрениках внука Святослава Святополка и на сребрениках сына Святослава Владимира — нижняя ножка трезубцев также разделена пополам вертикальной линией (рис. 18). Здесь мы видим соответствие принципу наследования лично-родовых знаков от отца к сыну: сохранение основной формы знака с индивидуальным изменением отдельных элементов. Возможно, эта деталь «знака Рюриковичей» (нижняя, ножка, разделенная пополам вертикальной линией) была унаследована Владимиром и Святополком (через неизвестный нам пока знак Ярополка) от своего отца и деда Святослава. Тамга из Басараби в таком случае является своего рода «недостающим звеном» в типологической цепочке княжеских знаков X — начала XI вв.

 

Добавлено: 13 Апреля, 2014, 13:33

Цитировать (выделенное)
К сожалению, происхождение славянских народов по прежнему такая же загадка как и происхождение варягов-русь. До сих пор ученые никак не придут к единому мнению, какую же археологическую культуру считать собственно протославянской и где находится пресловутая прародина славян. А между тем как показывают изыскания лингвистов славянский язык принадлежит к самой архаичной форме индоевропейских языков.
« Последнее редактирование: 13 Апреля, 2014, 13:33 от shturmfogel »
  • Сообщений: 1335
    • Просмотр профиля
0
« Ответ #374 : 13 Апреля, 2014, 20:28 »
 Хорошая подборка Штурмфогель. В дополнение хочу сказать, что Хеердал всё таки нашёл в Азове фибулу, характерную для этих мест и для довикингской эпохи  Скандинавии.
 

Добавлено: 13 Апреля, 2014, 23:12

 И ещё. В чеченском эпосе есть Перкун-падчак. Он на небе проводит пиры. И когда девы подкатывают пирующим новые бочки с вином, на земле люди слышат гром. Ни чего не напоминает? Чеченский эпос во многих чертах сходен с русским, осетинским и абхаззским. Как было замечено, скорее всего у них общий корень.
« Последнее редактирование: 13 Апреля, 2014, 23:12 от kurak »

СиЧЪ Total War СиЧЪ Total War
Сайт "Всадники Кальрадии" не является СМИ. Администрация не несет ответственность за высказывания и публикацию каких-либо материалов, сделанные любыми пользователями форума, в том числе посредством личных и публичных сообщений. Материалы, размещенные на ресурсе третьими лицами, могут содержать информацию, не предназначенную для лиц, не достигнувших совершеннолетия. При обнаружении на ресурсе материалов, нарушающих законодательство Российской Федерации, необходимо обращаться к администрации.
Сайт работает на быстром VPS/VDS хостинге от FASTVPS


Powered by SMF 2.0 | SMF © Simple Machines LLC