Подробнее о моде | Видеоверсия
Предыдущий выпуск ретроспективы оказался посвящен модификации “Русь. 13 век” - моду, на мой взгляд заслужившем свое место на аллее славы. Сегодня же мы поговорим о менее известном проекте, история создания которого при этом оказалась связана с Русью. Впрочем, здесь нужно отметить, что рожден был он скорее “вопреки”, нежели “благодаря”. Речь идет о “Тевтонский орден: Натиск на Восток”. Данный исторический мод повествует о событиях XIII века развернувшихся на территории Прибалтики и близлежащих земель. Все началось в 1225 году, когда недальновидный польский князь Конрад Мазовецкий призвал на помощь в борьбе с прусскими язычниками Тевтонский рыцарский орден. Благодетели обосновались на правом берегу реки Вислы, а затем начали свое движение в сторону прусских поселений. На всех завоеванных землях рыцари строили замки и тем самым держали в подчинении весь край. В 1237 году Тевтонский орден объединился с другим рыцарским орденом, который вел аналогичную кампанию на севере Прибалтики. Впрочем, это действие не только усилило власть рыцарей, но и прибавило новых врагов: против власти тевтонцев, помимо языческих племен вроде ливов и эстов, выступили Литовское княжество, Новгородская республика и иные русские княжества. На севере Эстонии свои амбиции проявляла Дания. Именно в такой диспозиции берет свое начало наш сегодняшний гость.
Проект, о котором мы сегодня говорим, появился, как в некотором смысле альтернатива “Руси”. В качестве его идеологов выступила небольшая часть команды “Кузнецов” - Van и BuKuHr (на данный момент известный как UFO). Причина была банальной: расхождение во взглядах на концепции развития модификации. С учетом того, что разночтения зачастую касались довольно существенных деталей, требующих проведение серьезных работ, в итоге у творческого “меньшинства” появилась идея создать свой мод, принципиально отличающийся от Руси во многих аспектах, но в тоже время с сохранением сеттинга. Так, в 2010 году, незадолго до выхода Warband, был заложен “Тевтонский орден”. Впрочем, придумать - одно, а сделать - совсем другое. Новая команда сразу же столкнулась с вопросом: “а кто, собственно, будет заниматься технической частью?”. В частности, BuKuHr, выступивший в качестве главного “заводилы”, находился в роли исторического консультанта - человека, безусловно, важного, но, как известно, на одних лишь материалах для ознакомления далеко не уедешь. Впрочем, в одном моменте он все же сильно подсобил команде: привлек в качестве консультанта человека с ником Max_marksman - опытного мододела, работавшего на тот момент над своим собственным проектом "Восточная Европа: 13 век". Кстати говоря, сам “Тевтонский орден” второй частью своего названия обязан распространенному среди некоторых историков выражению “Drang nach Osten”, заложенным еще Фридрихом I и укрепившимся в течение нескольких веков северных крестовых походов. Отсюда и довольно забавное для русского уха сокращение в названии мода - DNO.
Что до второго члена коллектива “отцов-основателей”, Van, то он стал по сути главным разработчиком модификации, осуществлявшим ее развитие и поддержание жизнеспособности. На тот момент это был 19-летний студент педагогического ВУЗа музыкального факультета, увлекавшийся историей Средневековья, и, по его собственным словам, имевший довольно мало опыта в модостроении. На тот момент, как он выразился сам, Van ковырялся в редакторах к футбольным симуляторам FIFA и Pro Evolution Soccer, и делал попытки создать мод на первый Medieval: Total War. Впрочем, благодаря своим стремлениям, помощи Max_marksman, и настойчивости BuKuHr’а, молодой мододел довольно быстро вник в процесс. Да и надо к тому же заметить, что в одиночестве ему пришлось оставаться не долго: оказывать свою помощь в создании мода изъявили желание такие лица, как Nekito_26 - автор моделей и сцен (некоторые из его работ до сих пор используются в моде), а также Peter Guewan и Хранитель, подсобившие по части исторического консультирования. Они же убедили Van’а сделать полноценной фракцией Пруссию, которая до сих пор является одной из отличительных особенностей мода. Чуть позже к команде присоединились Uhryab, оказавший существенную помощь с текстурами, а также создавший ряд моделей Serega. Также стоит отметить помощь со сценами от иностранного мододела Raudentius, модели тевтонской архитектуры от Adrian van den Dorck и иконки для глобальной карты от SUMASBROD. Активную помощь в продвижении мода оказывал HunterWolf - известный на тот момент активист Всадников Кальрадии.
И все же, несмотря на содействие всех указанных лиц, ресурсов все равно не хватало. Эту проблему отчасти помогли решить различные OSP и подарки от дружественных коллективов. Так, например, активную поддержку мода оказали авторы проекта “Крестоносцы: Путь к искуплению”. Их собственный проект, к сожалению, так и не добрался до логического финала, но многочисленные наработки, в том числе столь важные модели брони и вооружения, значительно упростили работу авторам “Тевтонского ордена”. Но были, само собой, и многие другие проекты: разнокалиберные OSP и им подобные сборники, вроде работ iggorbb, Faradon, Dejawolf, Rath0s, Yamabusi и других авторов. Кроме того, были задействованы исходники и модульная система модификации Brytenwalda, открытый код Civilians Mod, озвучка тевтонских юнитов от Siegbert_von_Meklenburg и In Vain и т.п. В то же время, нельзя говорить и о том, что “Тевтонский орден” - это лишь сборник чужих работ. Вовсе нет: проект может похвастаться множеством собственных решений и наработок, которые в дальнейшем стали поводом для авторов проекта создать уже собственный OSP.
Первая версия “Тевтонского ордена” появилась где-то в 2011 году. История умалчивает точные сроки, и, быть, может, правильно: ранняя версия не отличалась тщательностью проработки и скорее демонстрировала эскиз запланированного проекта. Зато новые сцены начали появляться довольно быстро, благо в этом направлении модификация никогда особых проблем не испытывала. Кстати говоря, где-то с конца все того же 2011 года Van приступил к параллельной работе над другим проектом - Грюнвальд, рассказывающим нам о Великой войне 1409—1411 годов между Тевтонским Орденом с одной стороны и Великим княжеством Литовским в союзе с Королевством Польским с другой, но это, впрочем, совсем другая история. Вернемся все же к “Тевтонскому ордену”. После выхода предварительной версии, авторы ушли в процесс разработки с головой. В 12-ых - 13-ых годах с текущим состоянием проекта можно было ознакомиться при помощи TortoiseSVN - специализированном инструменте разработчика, позволяющим эффективно работать с файлами. В рамках командной работы, по сравнению с выкладкой модульной системы на файлообменники, это, конечно, был серьезный прорыв. Еще одна забавная деталь: для удобства разработчиков, первые версии модификации создавались на английском языке, что повлекло за собой необходимость создать русификатор. Автором первого перевода стал некто Holycmore.
Что же именно “Тевтонский Орден” представляет из себя на данный момент? Это шесть основных фракций (Литва, Новгородская Республика, Польша, Пруссы, Дания) и две минорных - Галицкая дружина и армия вторжения Швеции. Это довольно тщательно проработанная глобальная карта. Это новые модели брони, оружия, щитов, лошадей, линейки юнитов, исторические имена лордов, баннеры и многое другое. Это ряд оригинальных и не очень решений. А еще это почти 8 лет работы. Само собой, что за столь длительный срок изменился не только “Тевтонский орден”, но и состав его разработчиков. Так, в последнее время активную помощь в разработке мода оказывают такие лица, как Lord Jamestown, Vojd и Janycz. Что забавно, последние двое известны, как члены коллектива авторов “Пути воина” - непотопляемого ответвления по доработке “Руси 13 век”, в разработке которого в свою очередь участвует и сам Van. Взаимосвязи среди кругов мододелов порой могут дать фору самым замысловатым мексиканским сериалам. Но это, впрочем, тоже совсем другая история. Что же до соотношения планов и достигнутых результатов, то здесь можно развернуть довольно обширное исследование философского толка. Я это делать, само собой, не буду. “Натиск на восток” никогда не позиционировался как что-то глобальное. Это был перспективный, глобальный по уровню переработки, но скромный в части притязаний проект, начавшийся к тому же скорее как проба пера. Конечно же, определенные задачи все равно ставились и часть из них пока что так и осталась в планах, да и срок работы иногда оказывался совершенно несоразмерен достигнутым результатам, но в целом это все компенсируется тем, что проект авторского коллектива “Van и его команда” до сих пор развивается и радует поклонников выходом новых версий.