Автор мода: Команда 12TH
Жанр: Исторический
Язык: Китайский / русский
Версия игры: Warband 1.158 и выше
В то же время это не означает того, что "Двенадцатый век" неинтересен или зануден - просто к нему нужно приспособиться. Вот, к примеру, один из главных коньков мода - глобальная карта. Сказать, что она масштабная - ничего не сказать. Местный мир в части размеров достоин Anno Domini 1257, но со смещением действия в сторону Азии. Тут то и кроется первый подвох: если Китай, что отнюдь не странно, заселен чуть ли не вплотную, то часть других территорий оказалась практически пустующей, даром что в ряде случаев такое решение обоснованно. Там же, где благоразумно все же разместились поселения, внимание авторов оказалось не таким пристальным. К примеру, небольшой кусок Европы, все же попавший на карту, выражен крайне поверхностно - в виде трех фракций: Венгрии, Руси и Византийской империи. В то же время, стоит заметить, что стран и различных культур в моде вполне хватает: это и уже названные китайские государства, представленные на выбранный период сразу несколькими сильными игроками, и ряд государств Ближнего востока и центральной Азии, и уже названные представители Европы. Можно встретить на карте и кочевые племена.
В общем-то, идея "о Китае все, а остальным как придется" является ключевой в моде. Так, к примеру, азиатские города встречают нас роскошными сценами, демонстрирующими типичную китайскую архитектуру, крайне недурственными моделями и даже рядом скрытых локаций, в то время как большинство других поселений основываются на нативовских сценах, порой лишь немного доработанных. Отчасти это понятно: чтобы детально воссоздать каждый город, необходим достаточно объемный фронт работ, а поэтому, даже если разработчики поставили такую задачу, им банально нужно время на ее выполнение, мод все-таки еще далек от завершения. Чуть лучше обстоят дела с экипировкой: здесь авторов спасли различные OSP, а также собственные работы, требующие меньших трудозатрат, нежели сцены. В итоге разнообразие различных предметов брони, оружия и ездовых животных можно назвать вполне удовлетворительным - свои предметы получила каждая фракция, что в том числе позволило стилизовать и местные войска. Что особенно приятно, качество реализации предметов находится на высоком уровне - и модели, и текстуры, не заставляют вспоминать о временах бета-тестирования Mount & Blade. Впрочем, и здесь Китаю достался самый богатый ассортимент: самая интересная и разнообразная экипировка встречается именно у азиатских государств. И такое, в общем-то, можно сказать о практически всем контенте модификации, другой вопрос насколько огрехи в проработке остальных фракций сказывается на общем интересе к "Двенадцатому веку", ведь кроме стилистики здесь можно найти и множество других интересных решений.
Что касается, к примеру, универсальных изменений - одинаковых для всех фракций, то их в моде довольно много. Мало того, как я уже сказал, общий подход разработчиков к их реализации создает ситуацию, при которой неподготовленному игроку будет довольно сложно разобраться в проекте. К числу таких изменений можно отнести и необходимость лично познакомиться с тем или иным лордом прежде, чем появится информация о нем, и хитрая система здоровья, заставляющая полоску жизненных сил скакать туда-сюда во время боя, и общая сила солдат, управляемых искусственных интеллектом. Способствуют общему уровню сложности и размеры армий: даже простые патрули насчитывают около 6-7 десятков солдат, в то время как лорды и вовсе располагают несколькими сотнями юнитов. А вот игроку свое войско придется строить с рядом ограничений: типовое рекрутирование в деревнях новичку недоступно, а для содержания наемников придется много зарабатывать, да и количество отрядов бандитов на карте, дабы мы могли свободно прокачаться на первых уровнях, отнюдь не радует своим многообразием. Впрочем, на первых порах ситуацию могут спасти компаньоны, коих в моде присутствует достаточно много. Вот, правда, искать их придется не только по тавернам, но и на улицах городов.
Не так уж просто обстоят дела и с экономикой: качественные предметы стоят недешево, а зарабатывать в сложившихся условиях не так просто, хотя и можно. Помимо стандартных средств вроде цикла купли-продажи или обирания караванов, в моде предусмотрены и дополнительные заработки. К примеру, прибыль можно получить от владения производствами в городах. Кстати говоря, возвращаясь к теме глобальной карты, стоит заметить, что на обширных территориях разместилась куча нейтральных городов и замков на манер повстанцев в ранних играх серии Total War. Увы, но и тут кроется подвох: их захват игроком сильно ограничен, а вот фракционные лорды "разбирают" такие поселения на ура. А ведь какой потенциал для создания и развития фракции игрока мог крыться в таком решении.
В "Двенадцатом веке" недурственно переданная стилистика и масштабы мира отлично сочетаются с игровыми решениями. Конечно, далеко не все особенности игрового процесса можно назвать дружелюбными по отношению к игроку, в особенности начинающему, но такие решения способны создать азарт у более-менее опытных фанатов Mount & Blade. К тому же, в отличие от уже упомянутого 1257, данный проект не требует сверхъестественных конфигураций компьютера и танцев с бубнами с целью оптимизировать устаревающий движок. В то же время, мод еще далек от окончательного завершения: мешают полноценному вовлечению в игровой процесс и многочисленные хвосты натива, и различные ошибки в коде, и плохо отточенный баланс. Но уже сейчас проект наших китайских братьев можно записать в разряд недурственных исторических модов без перегибов в виде целой кучи открытых скриптов, напиханных без разбора. В тоже время отдельные, вроде бы незначительные на первый взгляд, решения зачастую оказывают на игровой процесс существенное влияние, в корне меняющий уже привычные тактики.