Основной причиной всё же поиграть в сабж стало последнее обновление. Оно добавило в игру множество новых механик, исправило работу старых и в целом заметно преобразило Norland. Команда уделила много внимания внутренним процессам, в том числе и росту оппозиционных течений, доработали экономическую модель, ввели единую систему задач для производства и распределения ресурсов. Ну и самая заметная составляющая - новое графическое оформление построек. Да, графика всё ещё остаётся по сути изометрической без возможности повернуть карту, хотя и с приближением и отдалением камеры, однако даже в старой версии я не могу назвать её плохой. Разработчик придумал достаточно интересную стилистику с упрощёнными персонажами, но они неплохо в рамках этого упрощения анимированы, а здания так и вовсе теперь выглядят шикарно.
И швец, и жнец
И так, основная идея игры заключается в совмещении концепций Rimworld и Crusader Kings. От первого игра взяла ряд элементов развития, включая базовый жанр - симулятор общины, от второго концепцию статуса персонажей. В то же время, рассматривать данный проект нужно именно комплексно, с учётом его собственной самобытности. Главная особенность Norland заключается в том, что мы не управляем каждым жителем. Поселенцы, в отличие от Rimworld - это лишь массовка, в то время как менеджмент осуществляется через лордов. Герои раздают приказы всем производственным постройкам, становятся во главе армий, осуществляют торговлю и дипломатические действия. Но самое главное - у лордов есть куча параметров и показателей, между которыми игрок должен крайне аккуратно лавировать.
“Но где здесь Crusader Kings?” - спросите вы, ведь в том же Rimworld были такие же показатели желаний и личные атрибуты. Суть в том, что в игре прописана довольно глубокая система внутренней иерархии и политических отношений. У нас есть король, есть его наследник, есть претенденты на власть, так что при смерти правителя в стране может начаться гражданская война. Кроме того, глобальная политика во многом зависит от личных отношений персонажей. В определённых ситуациях надо попытаться примирить персонажа, в определённых просто наградить, но иногда приходится сильно ломать голову из-за особых желаний. Кто-то слишком любвеобилен и страдает без женской ласки, кто-то страдает алкоголизмом, а у кого-то и вовсе возникает желание посетить дальние страны. В определённый момент игнорирование таких условий может привести к крайне критичным последствиям. Родственные отношения дают большую прибавку к стабильности, но даже они не способны защитить от внезапных порывов ярости и личной ненависти. И здесь это не просто повышенный шанс устроить драку, но далеко идущие последствия. В особо запущенных случаях персонаж может захотеть кардинально расправиться со своим недругом. Если у него возникло такое желание, значит вы уже многое недоглядели.
Жители, в отличие от лордов - это просто рабочая сила, но не совсем уж безликая manpower: у них также есть персональный показатель довольства и отдельные эмоции каждого жителя. Например, назначенные рекрутами в казарму крестьяне первое время будут испытывать стресс, из-за чего их настроение будет снижаться. Удовлетворение потребностей жителей в основном лежит в плоскости нужных ресурсов: еды, алкоголя, мест для жительства. Для первых двух у нас есть специальное окно ресурсов, где можно для разных групп населения назначать довольствие. Там же осуществляются заказы на производство радя ресурсов. По традиции можно сделать одноразовый заказ, а можно попросить выполнять до определённого лимита. Кроме того, жители болеют, а солдаты могут быть ранены в бою, но местная система повреждений гораздо проще, чем в Rimworld.
Маленькое поселение на большой карте
Что ещё можно сказать о внутренних процессах? В игре имеется система условного социального расслоения. Хорошо обеспеченные жильём и ресурсами граждане могут стать лоялистами - они в случае чего встанут на сторону короля, сторонники местной религии могут превратиться в религиозных фанатиков, негативно реагирующих на плохие отношения с церковью. Часть солдат может прикипеть к известному командиру и если тот поднимет восстание, к нему присоединятся войска. И для лордов, и для жителей действует простенькая система экипировки, можно сказать почти автоматизированная, применяется система травм в бою и болезней, в общем даже в этой части спокойно пожить не получится.
В чужие поселения можно отправлять свои войска как для помощи в отбитии вражеской атаки, так и в рамках собственных агрессивных действий, в то же время атаковать могут и город самого игрока. Таким образом военные действия в игре ведутся в двух плоскостях: перемещения отрядов по глобальной карте и локальных военных конфликтов. Игроку необходимо сначала набрать рекрутов или наёмников, а затем в нужный момент сформировать армию с лордом во главе. В то же время, нужно учитывать роль лидера и его навыков, качество подготовки солдат и их экипировку. При формировании отряда солдаты собираются не сразу, а сначала бегут на склад за вооружением. Сама же битва максимально похожа на Rimworld, разве что вместо огнестрельного оружия луки и арбалеты, ну и детализированных навыков для каждого вида вооружения нет. По результатам битвы раненые отправляются отлёживаться, пленников забирают в специальное здание, павших отправляют в церковь. Собирать лут после битвы, кстати говоря, здесь не нужно.
Рассказывая о Norland, очень легко забыть о множестве других мелких аспектах игры, например, влиянии удалённости зданий от складов на эффективность их работы или роль навыка управления в производстве ресурсов. Свою часть заняло бы повествование о возможности размещать посты стражи и наказывать преступников. Какую-то часть более детального разбора стоило бы посвятить особенностям выращивания пищевых культур, о различных событиях, вроде засухи или нашествия фанатиков. О наличии в игре не только разных культур, но и языков, влияющих на изучение некоторых книг и многом другом. Всё это игрок будет познавать в числе множества других деталей, которой насыщена игра.
Ранний доступ, который может
Недостатки. Они, конечно, тоже есть у данной игры, но они, во-первых, не портят впечатления от игры в целом, а, во-вторых, вполне возможно, ещё будут исправлены в будущем. Главный недостаток игры - неинформативность в отдельных аспектах игрового процесса. Например, довольно затруднительно в большом городе становится поиск нужных зданий. Их дизайн плохо отличается друг от друга для зрительной индентификации, нет списка зданий с возможностью выбрать нужное или подсветка уже построенных зданий нужного типа. Нет списка жителей, из-за чего довольно сложно отделять пленников от простых граждан, да и в целом хотелось бы больше сведений о простых жителях поселения. Также мне показался несколько путанным интерфейс взаимодействия персонажей. Например, для награждения лорда нужно выбрать действие в его меню, а не в меню короля, но если у короля нет личных денег для награждения, нужно сначала выбрать пополнение из его меню, а затем вернуться к награждаемому персонажу.
Говоря о производственных цепочках, мне они показались недостаточно развитыми. Так, на полях можно выращивать только 3 типа культур, один из которых еда простолюдин - брюква. Её могла бы, к примеру, заменить капуста на более поздних этапах игры. Хорошо смотрелось бы виноделие, да и банально мука есть, а вот хлеб печь отдельно нельзя. Не увидел в игре я ловли рыбы, разведения коров с целью получения молока и сыра, нет даже добычи камня. Ещё одна деталь показалась мне как минимум странной: периодически соседи будут посылать вам просьбы о помощи в случае вторжения сильного врага или гражданской войны, что в целом логично. Однако, игнорирование таких просьб неминуемо приведёт к снижению отношений вплоть до отрицательных. Такая система была бы логичной при отказе в помощи союзнику, но она работает даже тогда, когда вы вообще почти не взаимодействуете друг к другу. Получается как в анекдоте: сами придумали, сами обиделись.
В целом, как я уже сказал, недостатки игры совершенно не мешают её восприятию. В нашем случае ранний доступ не только не подвёл, но и позволил разработчикам правильно скорректировать ориентиры, отменив неудачные механики и добавив новые. В настоящий момент Norland выглядит как крайне качественный симулятор общины со знаком “+”, ведь в нём кроется ряд гораздо более глубоких механик по сравнению со многими аналогами. И пускай графически он достаточно прост, считаю, что любителям подобного рода проектов игра может принести не один десяток, если не сотни, часов увлекательного игрового процесса. Ну а если вы когда-то уже играли в данный проект раньше, не могу не отметить, что многие элементы игрового процесса серьёзно поменялись в обновлениях и чувствуются совсем иначе.