В данной теме предлагаю собирать всякую вспомогательную инфу. Не ругайте сразу, но многое может потеряться, если копить это во флудильне.
Andre de Bur
Предварительные данные
Вкратце
ИРАН. Виноград, сахарный тростник, оливы, красильные, масличные и пряные растения, бахчевые культуы, овощи и лен, хлопок и шелководство, цитрусовые, пшеница, ячмень, рис, хлопок, шафран, марена, индиго, масло — льняное и кунжутное, изюм, финики. Кроме всего этого на вывоз шли также вина, фруктовые сиропы, мёд, шёлк-сырец, всевозможные фрукты (сушёные, а также в виде маринадов и варений) верблюды и лошади; последние вывозились главным образом в Индию.
ЕГИПЕТ. Пшеница, ячмень, бобы, горох, чечевица, лук, чеснок, клевер, лён, дыни, сахарный тростник, кунжут, хлопок, индиго, фасоль, баклажаны, чёрная редька, репа, салат-латук, цветная капуста. Очень большое распространение в Египте имели виноград, финиковая пальма, апельсины, лимоны и другие плодовые деревья.
Современная Сирия В растениеводстве основными видами товарной продукции являются злаковые, наибольшие площади заняты пшеницей. Выращиваются также ячмень, сорго. Из зернобобовых распространены чечевица и горох, бобы. Животноводство — вторая по значению отрасль сельского хозяйства. Развито главным образом молочное животноводство. Поголовье крупного рогатого скота, включая верблюдов, насчитывает до 800 тыс. голов. Поголовье мелкого рогатого скота колеблется в разные годы от 10 до 12 млн. голов. Развито также птицеводство, пчеловодство, разведение в отдельных хозяйствах тутового шелкопряда. (в принципе в этом за все века мало изменилось за исключением выброшенных мной табака, кукурузы, фасоли и подсолнечника)
Сирия — крупный производитель овощных и бахчевых культур, а также традиционный центр садоводства. Выращиваются оливки, виноград, яблоки, абрикосы, вишня, финики, цитрусовые, миндаль, фисташки. Среди технических культур ведущая роль принадлежит хлопчатнику. Вторая по величине засеваемых угодий культура — кунжут.
ЕВРОПА
Французские города не принимали большого участия в восточной торговле. Марсель в средние века был единственным городом во Франции, который поддерживал торговые сношения с отдаленными народами.
Испания, промышленность которой уже была довольно развита, приобрела еще более в этом отношении от крестовых походов; у испанцев были конторы на всех берегах Азии [1].
Экономическое развитие стимулировало и развивало потребности феодалов. Рыцари охотно покупали дорогие восточные ткани (атлас, бархат), ковры, пряности и вина. Стали модными мечи, искусно украшенные инкрустацией из слоновой кости, стеклянные зеркала, пришедшие на смену бронзовым. Появление в обиходе высшего сословия многочисленных предметов роскоши и стремление феодалов приобрести их способствовало развитию денежных отношений.
С Востока в европейские страны пришли такие сельскохозяйственные культуры, как абрикосы, лимоны, арбузы, рис, гречиха, а также фисташки [1]. Благодаря Востоку Европа узнала тростниковый сахар, до этого единственным сладким продуктом был мед [3, c. 250]. Эти товары приносили хорошие прибыли европейским купцам.
В фатимидском Египте (чуть раньше наших айюбидов),
технические культуры (индиго, лен, сахарный тростник)
Основными центрами выделки льняных-тканей были Александрия, Дамиетта, Дабик, Тиннис, Шата. В Нижнем Египте выделывались и шелковые ткани из привозного (из Сицилии, Сирии, Ирана и Ирака), и местного сырья. Асйут в Верхнем Египте славился шерстяными одеждами. В ткацком деле наблюдалась большая специализация.
Далее шли обработка металлов, стекольное и гончарное дело, в которых преобладали иудейские ремесленники, обработка кожи и дерева, изготовление бумаги, вытеснившее древнее ремесло выделки папирусов и пергамента.
У Фатимидов было большое хранилище книг, где находилось не менее 600 тыс. томов. Халифы нанимали переписчиков, приобретали книги и в других странах; их примеру следовали везиры и прочая знать. Развиты были изготовление мыла, сахароварение.
Что же касается организации ремесла, то в ткацком деле главную роль играли государственные мастерские (тираз), централизованные и децентрализованные; продукция их шла на нужды халифского двора, а также на вывоз. Крупные мастерские имелись и в сахароварении, и в бумажном деле. Остальные ремесла были представлены мелким индивидуальным хозяйством, где ремесленники были собственниками своих мастерских и орудий. Они трудились обычно вместе с членами своих семей; целью производства было создание потребительной стоимости, поддержание "приличествующего" данному общественному слою образа жизни. Существовали объединения ремесленников по профессиональному (а одновременно иногда и локальному, религиозному или этническому) признаку; по-видимому, исполнением фискальной обязанности перед властями, передачей профессиональных навыков и контролем за соблюдением установленных цен деятельность фатимидских корпораций и ограничивалась. Были распространены контракты между несколькими ремесленниками (товарищества), причем орудия труда становились общей собственностью, а убытки и доходы делились поровну. Целью таких объединений было установление монополии в данном виде ремесла.
В окрестностях Каира и других крупных городов имело место товарное производство продуктов земледелия. Центрами обмена между городом и деревней были регулярно действовавшие городские рынки.
Утверждение Фатимидов в Египте способствовало восстановлению древних торговых связей с Востоком через Красное море, прерванных в VI в. персо-византийскими войнами. Основной поток транзитных товаров был отвлечен от Персидского залива. Восстановлению красноморской торговли способствовали действия бахрейнских карматов, затруднявших плавание купцов по Персидскому заливу. Главной же причиной перемещения сферы действия египетского и магрибского купечества в области Индийского океана был постепенный переход торгового первенства в Средиземном море к европейским державам. Во внешней торговле, как то было характерно для всего средневекового Востока, принимала участие феодальная знать (члены правящей династии и сами фатимидские халифы, военачальники, наместники, судьи и др.).
Разнообразные формы торгового сотрудничества были весьма популярны; при этом отсутствовали какие-либо этнические или религиозные ограничения. Приобретение некоторых товаров (железа, дерева, смолы) было государственной монополией; государство же являлось первым покупателем прочих иноземных товаров. Внешняя, а особенно транзитная торговля с другими странами Востока (пряностями, благовониями, тканями) приносила Фатимидам огромные доходы в виде пошлин, арендной платы за торговые помещения, прибыли от перевозки купеческих товаров или прямого участия в торговле с ее разницей цен при купле и продаже.
Египет в X—XI вв.
Сельское хозяйство Египта, как и раньше, зависело от разливов Нила. Управление развитой и сложной ирригационной сетью находилось в руках государства, что усиливало власть фатимидского халифа. На многих землях снимали два урожая — зимний (пшеница, ячмень, бобы, горох, чечевица, лук, чеснок, клевер, лён) и летний (дыни, сахарный тростник, кунжут, хлопок, индиго, фасоль, баклажаны, чёрная редька, репа, салат-латук, цветная капуста). Очень большое распространение в Египте имели виноград, финиковая пальма, апельсины, лимоны и другие плодовые деревья. Много зерна и льна вывозилось из Египта в Византию, с которой Фатимиды большей частью находились в мире.
Из отраслей ремесла первое место занимало ткацкое — производство льняных, шерстяных, хлопчатобумажных и шёлковых (на привозном сирийском шёлке-сырце) тканей. В государственных мастерских по выделке тканей с золотым шитьём работали частью наёмные мастера, а частью рабы. В Египте производили также цветные фаянсовые изделия, лучшее стекло, тростниковый сахар, мыло и т. д. Египтом велась активная внешняя торговля со странами Средиземноморья, особенно с итальянскими городами Амальфи, Пизой, Флоренцией, Генуей и Венецией. С XII в. стала расти транзитная торговля с Индией.
Айюбиды. Что касается египетской экономики этого периода, то налоги с крестьян при Аййубидах несколько уменьшились. В городах на смену строгой регламентации фатимидского периода пришло более свободное развитие ремесла. Эпоха Аййубидов богата торговыми договорами с европейскими государствами. Султаны из династии Айюбидов (1171—1250) заключали торговые договоры с западноевропейскими государствами, в частности с Венецией и Генуей.
До начала монгольских завоеваний главным транзитным центром караванно-морской торговли стран Средиземноморья с Индией оставался Багдад.
Мамлюкский период (позже нашего)
Купцы из Венеции, Генуи, Пизы и т. д. имели в Александрии, Дамиетте, Каире и других городах свои кварталы, церкви, госпитали, торговые склады и своих старшин. Венецианский консул в Александрии оказывал влияние на внешнюю политику мамлюкских султанов, нередко выступая в роли посредника при заключении договоров со средиземноморскими государствами. Один из генуэзских купцов был личным другом султана Бейбарса (1260—1277) и торговал от его имени с Крымом, Константинополем и т. д. Мамлюкские султаны установили монополию казны на ввоз товаров, которых сам Египет не производил, особенно на лес, смолу и железо, а также на вывоз из Египта ископаемых (квасцы, селитра, изумруды). По-прежнему из Египта вывозили шелковые и полушёлковые ткани, производившиеся частью в государственных мастерских в Тиннисе, Дамиетте и других городах. Вывозились также зерно, тростниковый сахар, золотой песок, рабы и т. п. Среди предметов индийского транзита преобладали пряности, дорогие ткани и предметы роскоши.
В начале XIII в. при транзите товаров через Египет общие размеры пошлины доходили до 15% стоимости товаров. Позже, в XV в., они ещё более возросли (до 35% и выше). Тариф в 10% считался льготным. Его платили, например, купцы из Пизы, привозившие в Египет лес и железо. Они обязаны были в первую очередь предлагать эти товары государству, которое платило им только 1/3 стоимости товаров деньгами, а 2/3 — квасцами и другими египетскими товарами. На египетские товары, составлявшие монополию правительства, последнее назначало для местных купцов более высокие цены, нежели для иностранцев. Такая торговая политика феодального государства в конце концов разорила египетских купцов. Непомерно высокие пошлины и выпуск неполноценной монеты подорвали ко второй половине XV в. также транзитную торговлю с Индией, процветавшую в XIII—XIV вв. Открытие морского пути вокруг Африки и захват португальцами важнейших портов на пути в Индию (Ормуз, Аден и др.) в начале XVI в. нанесли окончательный удар этой транзитной торговле, а вместе с тем и экономике Египта.
Иран X—XI вв.
Большой прогресс отмечался в виноградарстве. В одном только Хорасане известно было свыше 100 сортов винограда. Расширились площади под посадками сахарного тростника, олив, красильных, масличных и пряных растений, бахчевых культур, овощей и льна. Выросли хлопководство и шелководство; появились новые для Ирана культуры — цитрусовые; улучшились породы скота.
В местностях, прилегавших к главным караванным путям и большим городам, часть сельскохозяйственной продукции шла на городские рынки. Пшеница, ячмень, рис, хлопок, шафран, марена, индиго, масло — льняное и кунжутное, изюм, финики и всевозможные фрукты (сушёные, а также в виде маринадов и варений) вывозились из Ирана и в другие страны. На вывоз шли также вина, фруктовые сиропы, мёд, шёлк-сырец, верблюды и лошади; последние вывозились главным образом в Индию.
В этот период росло и ремесленное производство, что было связано с прогрессом в технике ремесла. В городах в большом количестве производились на вывоз парча и золотое шитье. Широкой известностью пользовались льняные, шёлковые и хлопчатобумажные ткани, шерстяные и шелковые ковры. Льняные казерунские ткани с пломбами местных мастерских славились своим высоким качеством настолько, что их покупали повсюду, не проверяя и не разворачивая. Выпускалась фаянсовая посуда, покрытая разноцветной глазурью, с росписью и эмалями. Во всех больших городах производплись медные, серебряные и золотые предметы, оружие и кожевенные изделия, лекарства и парфюмерия. Парфюмерные изделия — цветочные масла, духи и эссенции из махровой розы, фиалки, нарцисса, апельсиновых и финиковых цветов и т. д. вывозились морем даже в Китай.
Крупной отраслью торговли в Иране была торговля рабами из чужих стран, частью уведённых оттуда мусульманскими войсками в качестве военной добычи, частью вывезенных работорговцами. О масштабах этой торговли можно судить по рассказу географа Истахри об одном персидском купце, который во время морского рейса летом 936 г. вёз на 400 судах 12 тыс чёрных рабов из Африки. В источниках упоминаются рабы нубийцы, абиссинцы, индийцы, армяне, греки, тюрки, русы. По словам автора XII в. Низами Арузи Самарканди, в XI в. в городе Балхе существовала целая «улица торговцев рабами». Но применение рабского труда в сельском хозяйстве и ремесле в самом Иране сильно уменьшилось.
Рум X – начало XIII
Крупнейшими городами Малой Азии в эти века были Конья, Кайсери и Сивас, население которых доходило до 100—120 тыс. человек. В XIII в. наиболее важным экономическим центром стал новый город — Аксарай. Несмотря на существование в городах ремесленных корпораций, правами самоуправления горожане не пользовались. Особое влияние в городах Малой Азии в это время приобрело братство ахиев, возникшее в Иране ещё в XI в. Это было военно-религиозное братство, имевшее своей целью участие в «священной войне с неверными». Ахии были тесно связаны с ремесленниками, производившими предметы военного снаряжения, и имели свой устав, допускавший тираноубийство. В братстве ахиев была широко развита взаимопомощь, в каждом городе у них имелись общие кассы, общежития для молодых подмастерьев и братские трапезы.
В 1239 г. на востоке Малой Азии вспыхнуло большое народное восстание под идеологической оболочкой шиизма, вызванное ростом феодальной ренты и налогов. Во главе восстания стал дервишеский шейх, шиит Баба Исхак. Он объявил себя «посланником аллаха», призвав крестьян и кочевников к восстанию против «тирана», т. е. сельджукского султана-суннита. Мюриды («послушники», «ученики») Баба Исхака ходили по деревням и повсюду вербовали сторонников. Восстание быстро распространилось на большую область (от Евфрата до реки Кызыл-ырмак). Восставшие разбили посланное султаном войско и с торжеством вступили в город Амасью. Лишь с большим трудом султану Кей-Хюсреву II удалось подавить восстание. По его приказанию все участники восстания с их семьями были перебиты, кроме детей до трёхлетнего возраста.
Культура
В IX—XIII веках арабские, а также иранские, азербайджанские и среднеазиатские города были крупнейшими центрами учености, славились своими библиотеками, школами, университетами и другими просветительными учреждениями. Характерны популярные изречения того времени: “Величайшее украшение человека — знание” или “Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика” . Не удивительно поэтому, что сирийский писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор “Книги назидания” , оценивал нравы современных франков, с которыми ему пришлось сталкиваться не только на военном поприще, но и в мирной жизни, с позиций человека неизмеримо большей культуры.
Лук-шалот (в народе – семейный лук, кущовка, кустовка, сороказубка) – разновидность репчатого лука. Свое латинское название он получил от названия города Асколон в Палестине, где в большом количестве его разводили в древности. Из этих мест в 13 веке его и стали завозить в Европу крестоносцы.
Почитайте для проникновения в эпоху
Усама ибн Мункыз (4 июня 1095 — 1188) — сириец, арабский писатель и полководец. Участник сражений с крестоносцами. Книга «Книга назидания»
Анекдот XII века из этой книги
Цитировать
Однажды торговец вернулся домой и нашел в своей постели человека, который лежал рядом с его женой. “Почему ты около моей жены?” — спросил он у него. “Я был утомлен, — ответил незнакомец, — и зашел сюда отдохнуть”. — “Как ты оказался в моей постели?” — продолжал торговец. “Я увидел, что постель постлана, — ответил человек, — и лег на нее”. — “Но жена ведь лежит с тобой!” — воскликнул торговец. “Ведь постель принадлежит ей, — ответил человек, — разве я мог не пустить ее на ее собственную постель?” — “Клянусь истиной моей веры, — воскликнул франк, — если ты еще раз сделаешь это, мы с тобой поссоримся!” Так проявилось его недовольство и высшая степень ревности.
http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Usama_Munkyz/frametext4.htmhttp://lib.aldebaran.ru/author/ibn_munkyz_usama/ibn_munkyz_usama_kniga_nazidaniya/
Добавлено: [time]20 Октябрь, 2010, 17:01:26 [/time]
слухи и информация начинаеться с 1195 года, включительно, и продолжается вплоть до 1203-1206 годов, в зависимлсти от вашности
1) В Византии и Англии продолжаются смуты, разные группировки ведут борьбу за власть
2) Датчане и крестоносцы планируют подчинения Восточной Прибалтики
3) Рост значения и влияния Новгородской республики
4) 1196 - Слово о полку Игореве - одна из возможных дат написания
5) 1197 - в Португалии завершена реконкиста
6) 1198 - папство Иннокентия III
7) 1199 - погибает Ричард I Львиное сердце
8) рост значение и возвышение Парижа, как научного, образовательного центр
"Из всех этих центров самым блестящим становится Париж, коему содействует растущий престиж монархии Капетингов… Париж обязан своей славой, прежде всего, расцвету теологического образования, составлявшего вершину школьных дисциплин; но вскоре — и даже в еще большей мере — эта слава придет к нему от той ветви философии, которая, обратившись к аристотелизму и используя силу суждения, превознесет рациональные способности ума — диалектики. Так Париж реально или символически делается для одних городом-светочем, первоисточником интеллектуальных радостей, а для других — дьявольским вертепом, где разврат помраченных философией умов перемешался с мерзостью жизни, преданной игре, вину и женщинам"
Жак ле Гофф. Интеллектуалы в Средние века
9) 1200 - Папа Иннокентий III провозглашает крестовый поход против народов Прибалтики
10) возвышение и постепенное подчинение монгольских племён Тимуждином
11) 1202 - В Риге епископом Альбертом Буксгевденом основан орден Братьев Христова рыцарства, или Орден меченосцев.
12) 1202 - Выходит «Книгу абака» пизанца Фибоначчи, благодаря которой европейцы узнали арабские цифры.
13) 1202 – начало 4ого крестового похода
14) 1204 – взятие Константинополя и образование Латинской имприи
Так же мне думается стоит упомянуть в моде в этого товарища -
http://ru.wikipedia.org/wiki/Авиценна
И этого –
http://ru.wikipedia.org/wiki/Нестор_Летописец
В культуре зарождение и укрепление готики - «Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство…Вместе с тем нарастающий интерес к человеческим чувствам, к красоте реального мира, стремление к индивидуализации образов, возрастание роли светских сюжетов, усиление реалистических тенденций»
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ: ОСОБЕННОСТИ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫЕ.П.Корякина
Развитие и распространении «рыцарской культуры». Рыцарская поэзия трубадуров породила таких знаменитых музыкантов, Бертран де Борн (умер в 1210 г.), Пейре Видаль (XII в.), Гильом де Кабестань (конец XII в.), Гильом IX, герцог Аквитанский, граф Пуатье (1071 - 1127). Стихи сочиняли и знатные женщины, самая известная из них - герцогиня Аквитанская Альенора.
Рыцарские романы впервые появились во Франции. Пожалуй, самым знаменитым автором их стал Кретьен де Труа (XII в)., использующий в своих произведениях античную традицию и кельтский героический эпос. Одним из трех обширнейших эпический циклов, разработанных в средневековой литературе, был так называемый Артурианский цикл. Артур - фигура полумифическая, видимо, один из героев борьбы кельтов против англов, саксов и ютов. Хроника об Артуре была впервые записана в XII в. Артур и его двенадцать верных рыцарей разбивают во многих сражениях англо-саксов. С легендой о королевстве Артура тесно связана другая легенда - о святом Граале - чаше причастия, в которой была собрана кровь Христа. Грааль стал символом мистического рыцарского начала, олицетворением высшего этического совершенства.
Хотя переработки кельтских легенд о короле Артуре были широко распространенными темами многих рыцарских романов, Кретьен де Труа составил первые обработки этих известных сказаний. Сказочный король Артур и его двор стали образцом куртуазности. Среди 12 рыцарей Артура особенно выделялись своими подвигами Персиваль и Ланселот. Легенды артуровского цикла легли в основу романов Кретьена де Труа "Ланселот, или Рыцарь телеги", "Персиваль, или повесть о Граале" и др. В этот же период слагала свои песни Мария Французская. Кельтские легенды о короле Артуре вдохновили Вольфрама фон Эшенбаха (XII в.) на создание обширного романа "Парцифаль", воспевающего подлинное рыцарство, высокие этические идеалы. Кроме того стоит упомянуть произведение «Тристан и Изольда»
Зарождение театральной и городской культур.
Народная культура средневековой западной Европы – это прежде всего героический эпос: Старшая Эдда, Беовульф, Песни о Роланде, Песнь о моем Сиде,
Особое значение в культуре имеют карнавалы. Карнавал временно создавал особый мир изобилия, свободы, равенства всех людей, отменял все иерархические отношения - все становились равными.
И список литературы для шары:
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.
Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.
Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. М., 1965.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Л., 1972.
Гуревич А.Я. Средневековой мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
История западноевропейской литературы. М., 1999.
История мировой культуры (под ред. Драча Г.В.) Ростов/Д., 2000.
История средних веков. М., 1986.
История и культурология /Шишова Н.В. и др./ М. 1999.
Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995.
Косиков Г.К. Средние века //История французской литературы: Учебник/ Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К., М. 1987.
Культура и искусство средневекового города. М., 1984.
Культурология (под ред. Радугина А.А.). М., 1999.
Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие. М.; Общество "Знание" России, ЦИНО, 1998.
Левандовский А. Карл Великий. М., 1999.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Основные произведения иностранной художественной литературы (литературно-библиографический справочник). М., 1983. - гл. Народное творчество и памятники средневековой европейской литературы.
Поэзия вагантов (обзорная статья М.Л. Гаспарова "Поэзия вагантов"). М., 1975.
Тяжелов В.Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.
Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1995.
p.s. большая часть почерпнута отсюда -
http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_4_kt.html#Рыцарская культура как компонент светской культуры
Добавлено: 20 Октября, 2010, 17:01
Сделал подборку:
Восточные афоризмы и высказывания эпохи мода
Усама Ибн Мункыз
Иногда бывает полезно испугать врагов во время войны.
Победа на войне — от Аллаха, да будет он благословен и превознесен, а не от распоряжений и планов, не от количества людей и помощников.
Всякого воина, будь он подобен льву, может погубить и обессилить ничтожное препятствие
Унсур Аль Маали (Кей Кавус) (1021—1098 гг.)
Повиноваться страсти — не дело разумных.
Если хочешь не знать страха, не чини зла.
Чтоб не нуждаться в том, кто творит справедливость, будь справедлив сам.
Хорошая жена — спасение жизни.
Саади (Муслихиддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин) (между 1203 и 1210 — 1292 гг.)
Не милуй слабого врага, ибо, если он станет мощным, он тебя не помилует.
Что наспех делается — недолго длится.
Мухаммед Аззахири ас Самарканди (XII в.)
Насилье — в сущности людей, насилием богат наш свет;
И люди только от нужды не нанесут соседям вред.
Когда Аллах захочет причинить зло какому либо народу, оно неизбежно.
Ибрагим Аль Хусри (ок.990 — 1022 гг.)
Смерть — это стрела, пущенная в тебя, а жизнь — то мгновенье, что она до тебя долетит.
Аль Харизи (1054—1128 гг.) ученый, поэт
Война испытывает храбреца, гнев — мудреца, друга — нужда.
Абу Ль Ала Маари (973—1057 или 1058 гг.)
Жизнь — верховой верблюд; мы держимся в седле.
Пока воровка смерть не спрячет нас в земле.
Абулькасим Фирдоуси (ок. 940 — 1020 или 1030 гг.)
Доблесть — достояние стремящихся к высокой цели.
Абу Абдаллах Джафар Рудаки (ок. 860 — 941 гг.)
К добру и миру тянется мудрец,
К войне и распрям тянется глупец.
Один враг — много, тысяча друзей — мало.
Али Ибн Аби Талиб (600—661 гг.)
Когда ты отступаешь, смерть стоит сзади тебя и твоя встреча с ней — неизбежна.
Арабские афоризмы
Храбреца испытывает война, мудреца - гнев, друга – нужда
Если боишься - не говори. Если сказал - не бойся.
واجب على شكر لا [ля шукр аля уАжеб] За исполнение долга не благодарят.