товарищи, действительно, это от части оффтоп. прокомментирую по последним двум сообщениям в сумме.
свободный строй (разбитая или свободная формация) - одно и тоже, есть в игре, как есть и застрельщики которые в этой формации перемещаются и ведут огонь. у линейной пехоты больше возможностей, колонны применяются для перемещения и большей простоты построения в шеренги (линии) т.е. куча-мала дольше будет выстраиваться в линию чем колонна - проверенно на практике. и да, сейчас так и получается на массовых линейных сражениях, что потеряв 90% человек из линии, люди не ведут себя как рэмбо, а бегут (повинуясь скорее инстинктам а не отыгрышу) к ближайшей, наиболее полной линии и примыкают к ней. карэ, как таковое - не работает - тоже проверенно, однако, подобия его существуют и слаженная тактика против атаки конницы действительно работает лучше, чем хаотичное тыканье штыком в стороны зажмурившись.
если кто то и вас хоть раз присутствовал на линейных батлах (а по постам видно что не присутствовали) могли лицезреть атаку конных отделений на линейную пехоту противника. учитывая такие факторы, как например время атаки, направление (с какой стороны и куда, с учетом ландшафта) класс (лансы или сабли) численность, умение наконец каждого игрока в отдельности и умение взаимодействовать при атаке - конница способна нарисовать буквально картину на поле боя, на которую лучше всего смотреть с высоты птичьего полета. все выше перечисленное, касается и пехоты, будь это хоть линейная, хоть застрельщики/егеря. играя на паблике, вы всего этого не увидите в полной мере никогда. массовость? 250 человек вполне хватает чтобы превратить привычный варбанд, в наиболее приближенное к реальной баталии действие. артиллерия, одновременно и слабая и сильная, способная перекосить кучу народу или же не попасть ни по одному солдату (или попросту не успеть) и требующая к себе пристального внимания, постоянной опеки. все это - задача командиров и солдат. имхо, мушкетный мод, уже показал возможность проложить процесс игры в совершенно новом русле. а на форуме до сих пор пишут, что мол идея да - хороша, а исполнение фигня. да, мораль, травмы, телеги с провиантом, бонусы, штрафы - все это было бы здорово, согласен. но для начала, хотя бы поиграйте в это (эвенты и лайнбатлы) для сравнения с нативом.
кстати говоря, сейчас вроде бы как планируется глобальная игра (кампания) а-ля первая кальрадийская война или стратегус, как оно будет - еще не известно, но самое главное, что есть люди которым интересно придумывать что то новое, и есть люди которым интересно участвовать.
leechina, кстати, идею "бонусов рядом с командиром/знаменосцем" я пытался предложить в руси 13, забраковали. скорее всего забракуют и здесь. викинг мод к примеру, показал возможность существования этой штуки, но авторам не всегда нравятся идеи со стороны - каждый видит свое детище по своему. хотя на талеворлдсе уже вроде предлагали им сделать пополнялки к жизни при игре на барабане - тухло конечно, но все же дает понять что такие идеи гуляют в народе, а значит востребованы.