1
Обзоры других игр / Ultimate General: American Revolution
« : 07 Января, 2025, 14:41 »Что в первую очередь мне приходит в голову, когда я слышу название "Game-Labs"? В первую очередь - очень разный уровень исполнения игр. Ultimate General: Civil War, например, в своё время насобирал 89% положительных отзывов, в то время как Naval Action только 56%. Одни их игры находят большое признание, пускай и не у большой прослойки игроков, по другим строчат гневные тирады. Проблема в том, что Game-Labs крайне халтурно относятся к доработке своих проектов, выкидывая на рынок сырую недоделку с нераскрытым игровым потенциалом и бегут делать следующую игру. И вот, руки у меня дошли до очередного их проекта - Ultimate General: American Revolution. Что это за зверь такой? Знатоки сразу догадаются, что раз в названии есть сочетание "Абсолютный генерал", то как минимум нас ждёт уже проверенная схема наземных сражений, но в этот раз она порядочно сдобрена глобальном режимом с довольно широкими возможностями менеджмента. По крайней мере, при первом взгляде проект производит именно такое впечатление. А как по факту? Давайте разбираться.
Первые намёки на глобальный режим у Game-Labs появились ещё в Ultimate Admiral: Age of Sail, а затем были введены в Dreadnoughts той же серии. В последнем разработчики и вовсе делали вид, что хотят реализовать нечто подобное Victoria от Paradox, но даже в отрыве от полученного (спойлер: не дотянули), многим был интересен именно проект с пешими сражениями. И вот, пожалуйста, Война за независимость США - ещё одна попытка заигрывать с американской историей. В этот раз сама суть конфликта предусматривает неравные стартовые возможности и, очевидно, ограниченный состав противников. Кстати говоря, хотя дата выхода игры в Steam значится как декабрь 2024 года, по факту игра предварительно около полугода находилась в состоянии раннего доступа. Забегая вперёд, сразу скажу, что вышла она оттуда рановато, но пока давайте вернёмся к базовой концепции. В плане общего течения кампании ощущения довольно странные, но это точно не глобальная стратегия уровня "Парадоксов". Ближайший аналог в плане ощущений - Knights of Honor: почти во всех деталях игры у нас полноценный режим реального времени и разве что на время прямого управления битвами действия на глобальной карте ставится на паузу, хотя при желании битвы можно отыгрывать и на автобое.
Также стоит отметить, что в рамках игрового процесса мы управляем скорее нашими генералами, нежели государством. Как у стартового персонажа, с коим должен идентифицировать себя игрок, так и у всех нанимаемых командующих, имеется определённый радиус видимости и контроля, за пределами которых нельзя увидеть точные передвижения наших войск, хотя приказ им все жё можно отдать (условно можно обосновать эту идею направлением гонцов с заданием "выдвинуться из точки А в точку Б). Аналогично с городами: даже если разместить в поселении гарнизон, вы детально происходящие в нём события вне зоны генерала видеть не будете: если его кто-то атакует, до вас дойдут лишь сводки о боевых действиях. Управлять поселением это, впрочем, не мешает. Главная задача кампании, само собой, побеждать войска противника и захватывать города. Играть можно как за США, так и за англичан со своими нюансами. У последних, помимо территорий в Америке, есть возможность переключаться на Альбион, где сами боевые действия не ведутся, но можно нанимать генералов, формировать войска и флот, а затем отправлять их в новые земли. В остальном геймплей достаточно типичен для подобного рода игр: набираем войска и шлём их в бои. Разве что в предрелизной версии игры в кампанию до кучи интегрировали исторические миссии, которые порой будут появляться на карте в виде отдельных сражений.
Впрочем, надо отметить, что менеджмент в игре не ограничивается одним лишь набором солдат, хотя и он присутствует. Например, у нас есть исследования, позволяющие открывать новые типы экипировки и действия на глобалке, а также повышать эффективность тех или иных направлений. Они разделены между несколькими департаментами, каждый из которых направлен на свои задачи: какой-то повышает промышленный потенциал, какой-то даёт разведывательные сведения. Немного можно позаниматься и менеджментом самих поселений, строя в них улучшения по довольно классической схеме: вот это здание даст тебе больше рекрутов, вот это денег. Также есть элементы торговли и распределения производственных мощностей. Стоит также отметить и наличие нескольких типов ресурсов - денег, рекрутов и производственных очков, каждые из которых нужны для своих задач. Да и экипировка для снаряжения войск - это конкретное количество конкретных моделей на складах, прямо как в Hearts of Iron. В целом, экономическая система в игре, основная задача которой - дать возможность передвигать солдатики, довольно проработанная.
И вроде бы, судя по описанию, вырисовывается довольно вкусная концепция. Вот только, увы, главная проблема глобалки - это её перегруженность различными элементами, при которой разработчики, похоже, даже не пытались сделать игру интуитивно понятной, а также очень слабая сбалансированность игры в целом. Конечно, любителей глобальных стратегий вряд ли можно испугать этим, но в целом всё же American Revolution оставляет какое-то сомнительное послевкусие - вроде бы и хотел подобного рода игровой процесс в данной серии, но игра идёт довольно потужно. До многих вещей приходится доходить методом тыка, а порой нужная кнопка и вовсе находится случайной. Перегруженный интерфейс вовсе не помогает освоению игры, и это при том, что в первой кампании механики подаются порционно, а не всем скопом сразу. Слишком много нужно в игре контролировать и слишком мало информации ты получаешь о происходящем. Геймплей в том виде, в каком он более-менее сбалансирован, подразумевает взаимодействие на уровне отдельно взятой боевой части, но никак не страны в целом. Сделай разработчики условный "автопилот" с возможностью отдавать часть территорий под контроль ИИ, в то время как ты мог сосредоточиться непосредственно на боевых действиях, было бы гораздо интереснее.
Кроме того, по сути это всё равно не песочница. В определённых моментах здесь довольно много заранее заскриптованных условий, в других, наоборот, не хватает автоматизации. Если в стартовой кампании за США у тебя ограниченный набор территорий и сориентироваться не сложно, то за Британию та попадаешь на достаточно обширную карту, где за всем следить должен собственноручно. Всё это выливается в то, что игра начинает банально ломать все твои планы: в кампании за США неожиданно расширяются рамки карты и тебе приходится судорожно устанавливать контроль за новыми территориями, в то время как в английской ты просто наблюдаешь заранее заскриптованные восстания и события, на которые ты в принципе никак не можешь повлиять. Тем не менее, определённую долю удовольствия получить можно. Батальоны формируются из рот, причём включать в них можно и пехоту, и артиллерию, и кавалерию. Их в свою очередь уже на карте можно объединять в бригады и армии. Можно держать в городах гарнизоны, нанимать дополнительных генералов и т.п. Ещё в игре, как у серьёзных "глобалок" есть различные режимы отображения карты - пускай не самые информативные, но всё же помогающие определить ситуацию и с ресурсами, и с территориями.
А вот в части сражений - это вполне узнаваемый Ultimate General. Попробовав раз, уже его не забудешь: мы управляем отрядами различной степени боеспособности, функционал которых примерно соответствует выбранной эпохе. Линейная пехота в плотном строю даёт винтовочные залпы или бежит в рукопашную, застрельщики действуют точечно издалека, кавалерия бодро врывается в ряды противников, а артиллерия мутузит вражеские ряды. Для победы главным образом требуется обеспечивать в нужных точках локальное преимущество, флангировать врага, атаковать его самые опасные подразделения, подавливать огневые точки и т.п. В этом плане игра в целом похожа на обычную стратегию, хотя и с некоторыми нюансами: у нас нет отдельных юнитов, а все отряды - это условный сквад с показателем общего количества солдат в нём. Можно даже сказать, что у нас имеются приближенные к варгеймам условия, включающую мораль и показатель усталости юнитов, а также реалистичные показатели боезапаса. Юниты могут сдаваться в плен, они могут банально устать, при пересечении линий огня, в зависимости от условий, отряд либо не сможет стрелять, либо начнёт лупить по своим. В плане управления войсками игра несколько отличается от классических сражений или даже серии Total War, к ней нужно привыкнуть, но для ранних игр серии это был если не прорыв, то какой-никакой новый опыт.
Увы, но спустя более десятка лет придуманная система поменялась не сильно: игра так и не обзавелась дельной системой построений отрядов, зато сохранила традиционное для серии неприятное управление, только теперь оно одинаково некомфортно и в сражениях и на карте. Юниты всё также крайне ватно передвигаются и не охотно реагируют на команды, не всегда получается точно отдать приказ атаковать противника - приходится по несколько раз перекликивать, чтобы синие стрелочки передвижения переключились на красные. На глобалке так и вовсе зачастую бывает невозможно понять отдал ты приказ или нет, генерал вместо того, чтобы двигаться вместе с армией, либо стоит на месте, либо бодрым шагом устремляется в другой конец карты. Чтобы собрать армию порой вовсе приходится исполнять "соло на клавиатуре", точечно выводя подразделения из гарнизонов. Механика перемещения армий и вовсе крайне странная: гораздо удобнее пользоваться функционалом бригад, которые объединяют роты в один юнит на карте.
В плане графики я не могу сказать, что игра стала заметно лучше, но стилистически она остаётся такой же приятной. Разве что с учётом глобальной карты нужно понимать, что битв за "три берёзки" станет больше, а городских баталий меньше. Кроме того, вариаций сцен для битв не так уж и много и они быстро начнут повторяться. В целом же, это тот случай, когда далеко не самая высокая детализация легко компенсируется правильно подобранной стилистикой. Для варгеймов, если всё же относить American Revolution к таковым это и вовсе чуть ли не прорыв. А вот в техническом плане всё не так хорошо. Игра уже вышла из раннего доступа, поэтому значимая часть проблем, с которыми столкнулись игроки ранее, уже было исправлено, тем не менее некоторые баги всё же имеются. В большинстве случаев они не ломают игру, но иногда всё же мешают. Например, может слететь контроль за юнитами (ты не сможешь их выбирать и отдавать приказы, пока не откроешь меню). В игре имеется перевод текстов на русский язык, но он довольно слаб и содержит различные ошибки и целые пласты непереведённых кусков текста, хотя, опять же, команда бодро заявила о готовности локализации к релизу. Имеются проблемы и с оптимизацией в целом, в особенности при переключении режимов карты - игра необоснованно начинает притормаживать, видимо прогружая те ресурсы, которые в обычной ситуации остаются за границами камеры. Также стоит отметить неадекватно долгие загрузки сражений и самой глобалки. Казалось бы, как вообще можно напортачить с оптимизацией столь простого проекта. Оказывается, можно.
Подводя итоги, хотелось бы поднять главный вопрос: а стоит ли брать данный проект? За ту цену, которую назначил разработчик, однозначно нет. Если игра попадёт в какую-нибудь существенную распродажу, думаю, попробовать стоит, особенно если вы ранее играли в другие игры серии Ultimate General. Как минимум это довольно необычная концепция глобального режима и интересные сражения. В остальном же игра на любителя, но с юзиминкой. Главное, что вы должны понимать - это то, что основные черты игры уже не изменятся. В следующем проекте, да, возможно - всё-таки в части глобального режима прогресс у разработчика на лицо. Вполне возможно, команда доведёт эту составляющую до ума и сделает проект уже по европейским войнам, где и фракций будет побольше, и масштабирование задач будет более дружелюбным. В текущем же виде American Revolution - это скорее эксперимент.
P.S. Хотя мы на Всадниках стараемся данную тему не затрагивать, для полноты сведений должен отметить, что несмотря на украинское происхождение коллектива Game-Labs, политическая повестка вне рамок выбранного исторического сеттинга в игре отсутствует. Единственное, что условно можно отнести к реноме разработчиков - это пренебрежительное отношение к русскоязычной локализации, но на фоне общего состояния игры это скорее техническая недоработка.
В чём суть?
Первые намёки на глобальный режим у Game-Labs появились ещё в Ultimate Admiral: Age of Sail, а затем были введены в Dreadnoughts той же серии. В последнем разработчики и вовсе делали вид, что хотят реализовать нечто подобное Victoria от Paradox, но даже в отрыве от полученного (спойлер: не дотянули), многим был интересен именно проект с пешими сражениями. И вот, пожалуйста, Война за независимость США - ещё одна попытка заигрывать с американской историей. В этот раз сама суть конфликта предусматривает неравные стартовые возможности и, очевидно, ограниченный состав противников. Кстати говоря, хотя дата выхода игры в Steam значится как декабрь 2024 года, по факту игра предварительно около полугода находилась в состоянии раннего доступа. Забегая вперёд, сразу скажу, что вышла она оттуда рановато, но пока давайте вернёмся к базовой концепции. В плане общего течения кампании ощущения довольно странные, но это точно не глобальная стратегия уровня "Парадоксов". Ближайший аналог в плане ощущений - Knights of Honor: почти во всех деталях игры у нас полноценный режим реального времени и разве что на время прямого управления битвами действия на глобальной карте ставится на паузу, хотя при желании битвы можно отыгрывать и на автобое.
Также стоит отметить, что в рамках игрового процесса мы управляем скорее нашими генералами, нежели государством. Как у стартового персонажа, с коим должен идентифицировать себя игрок, так и у всех нанимаемых командующих, имеется определённый радиус видимости и контроля, за пределами которых нельзя увидеть точные передвижения наших войск, хотя приказ им все жё можно отдать (условно можно обосновать эту идею направлением гонцов с заданием "выдвинуться из точки А в точку Б). Аналогично с городами: даже если разместить в поселении гарнизон, вы детально происходящие в нём события вне зоны генерала видеть не будете: если его кто-то атакует, до вас дойдут лишь сводки о боевых действиях. Управлять поселением это, впрочем, не мешает. Главная задача кампании, само собой, побеждать войска противника и захватывать города. Играть можно как за США, так и за англичан со своими нюансами. У последних, помимо территорий в Америке, есть возможность переключаться на Альбион, где сами боевые действия не ведутся, но можно нанимать генералов, формировать войска и флот, а затем отправлять их в новые земли. В остальном геймплей достаточно типичен для подобного рода игр: набираем войска и шлём их в бои. Разве что в предрелизной версии игры в кампанию до кучи интегрировали исторические миссии, которые порой будут появляться на карте в виде отдельных сражений.
Впрочем, надо отметить, что менеджмент в игре не ограничивается одним лишь набором солдат, хотя и он присутствует. Например, у нас есть исследования, позволяющие открывать новые типы экипировки и действия на глобалке, а также повышать эффективность тех или иных направлений. Они разделены между несколькими департаментами, каждый из которых направлен на свои задачи: какой-то повышает промышленный потенциал, какой-то даёт разведывательные сведения. Немного можно позаниматься и менеджментом самих поселений, строя в них улучшения по довольно классической схеме: вот это здание даст тебе больше рекрутов, вот это денег. Также есть элементы торговли и распределения производственных мощностей. Стоит также отметить и наличие нескольких типов ресурсов - денег, рекрутов и производственных очков, каждые из которых нужны для своих задач. Да и экипировка для снаряжения войск - это конкретное количество конкретных моделей на складах, прямо как в Hearts of Iron. В целом, экономическая система в игре, основная задача которой - дать возможность передвигать солдатики, довольно проработанная.
(Не)Глобальная стратегия
И вроде бы, судя по описанию, вырисовывается довольно вкусная концепция. Вот только, увы, главная проблема глобалки - это её перегруженность различными элементами, при которой разработчики, похоже, даже не пытались сделать игру интуитивно понятной, а также очень слабая сбалансированность игры в целом. Конечно, любителей глобальных стратегий вряд ли можно испугать этим, но в целом всё же American Revolution оставляет какое-то сомнительное послевкусие - вроде бы и хотел подобного рода игровой процесс в данной серии, но игра идёт довольно потужно. До многих вещей приходится доходить методом тыка, а порой нужная кнопка и вовсе находится случайной. Перегруженный интерфейс вовсе не помогает освоению игры, и это при том, что в первой кампании механики подаются порционно, а не всем скопом сразу. Слишком много нужно в игре контролировать и слишком мало информации ты получаешь о происходящем. Геймплей в том виде, в каком он более-менее сбалансирован, подразумевает взаимодействие на уровне отдельно взятой боевой части, но никак не страны в целом. Сделай разработчики условный "автопилот" с возможностью отдавать часть территорий под контроль ИИ, в то время как ты мог сосредоточиться непосредственно на боевых действиях, было бы гораздо интереснее.
Кроме того, по сути это всё равно не песочница. В определённых моментах здесь довольно много заранее заскриптованных условий, в других, наоборот, не хватает автоматизации. Если в стартовой кампании за США у тебя ограниченный набор территорий и сориентироваться не сложно, то за Британию та попадаешь на достаточно обширную карту, где за всем следить должен собственноручно. Всё это выливается в то, что игра начинает банально ломать все твои планы: в кампании за США неожиданно расширяются рамки карты и тебе приходится судорожно устанавливать контроль за новыми территориями, в то время как в английской ты просто наблюдаешь заранее заскриптованные восстания и события, на которые ты в принципе никак не можешь повлиять. Тем не менее, определённую долю удовольствия получить можно. Батальоны формируются из рот, причём включать в них можно и пехоту, и артиллерию, и кавалерию. Их в свою очередь уже на карте можно объединять в бригады и армии. Можно держать в городах гарнизоны, нанимать дополнительных генералов и т.п. Ещё в игре, как у серьёзных "глобалок" есть различные режимы отображения карты - пускай не самые информативные, но всё же помогающие определить ситуацию и с ресурсами, и с территориями.
Немного о битвах
А вот в части сражений - это вполне узнаваемый Ultimate General. Попробовав раз, уже его не забудешь: мы управляем отрядами различной степени боеспособности, функционал которых примерно соответствует выбранной эпохе. Линейная пехота в плотном строю даёт винтовочные залпы или бежит в рукопашную, застрельщики действуют точечно издалека, кавалерия бодро врывается в ряды противников, а артиллерия мутузит вражеские ряды. Для победы главным образом требуется обеспечивать в нужных точках локальное преимущество, флангировать врага, атаковать его самые опасные подразделения, подавливать огневые точки и т.п. В этом плане игра в целом похожа на обычную стратегию, хотя и с некоторыми нюансами: у нас нет отдельных юнитов, а все отряды - это условный сквад с показателем общего количества солдат в нём. Можно даже сказать, что у нас имеются приближенные к варгеймам условия, включающую мораль и показатель усталости юнитов, а также реалистичные показатели боезапаса. Юниты могут сдаваться в плен, они могут банально устать, при пересечении линий огня, в зависимости от условий, отряд либо не сможет стрелять, либо начнёт лупить по своим. В плане управления войсками игра несколько отличается от классических сражений или даже серии Total War, к ней нужно привыкнуть, но для ранних игр серии это был если не прорыв, то какой-никакой новый опыт.
Увы, но спустя более десятка лет придуманная система поменялась не сильно: игра так и не обзавелась дельной системой построений отрядов, зато сохранила традиционное для серии неприятное управление, только теперь оно одинаково некомфортно и в сражениях и на карте. Юниты всё также крайне ватно передвигаются и не охотно реагируют на команды, не всегда получается точно отдать приказ атаковать противника - приходится по несколько раз перекликивать, чтобы синие стрелочки передвижения переключились на красные. На глобалке так и вовсе зачастую бывает невозможно понять отдал ты приказ или нет, генерал вместо того, чтобы двигаться вместе с армией, либо стоит на месте, либо бодрым шагом устремляется в другой конец карты. Чтобы собрать армию порой вовсе приходится исполнять "соло на клавиатуре", точечно выводя подразделения из гарнизонов. Механика перемещения армий и вовсе крайне странная: гораздо удобнее пользоваться функционалом бригад, которые объединяют роты в один юнит на карте.
Техническое состояние и итоги
В плане графики я не могу сказать, что игра стала заметно лучше, но стилистически она остаётся такой же приятной. Разве что с учётом глобальной карты нужно понимать, что битв за "три берёзки" станет больше, а городских баталий меньше. Кроме того, вариаций сцен для битв не так уж и много и они быстро начнут повторяться. В целом же, это тот случай, когда далеко не самая высокая детализация легко компенсируется правильно подобранной стилистикой. Для варгеймов, если всё же относить American Revolution к таковым это и вовсе чуть ли не прорыв. А вот в техническом плане всё не так хорошо. Игра уже вышла из раннего доступа, поэтому значимая часть проблем, с которыми столкнулись игроки ранее, уже было исправлено, тем не менее некоторые баги всё же имеются. В большинстве случаев они не ломают игру, но иногда всё же мешают. Например, может слететь контроль за юнитами (ты не сможешь их выбирать и отдавать приказы, пока не откроешь меню). В игре имеется перевод текстов на русский язык, но он довольно слаб и содержит различные ошибки и целые пласты непереведённых кусков текста, хотя, опять же, команда бодро заявила о готовности локализации к релизу. Имеются проблемы и с оптимизацией в целом, в особенности при переключении режимов карты - игра необоснованно начинает притормаживать, видимо прогружая те ресурсы, которые в обычной ситуации остаются за границами камеры. Также стоит отметить неадекватно долгие загрузки сражений и самой глобалки. Казалось бы, как вообще можно напортачить с оптимизацией столь простого проекта. Оказывается, можно.
Подводя итоги, хотелось бы поднять главный вопрос: а стоит ли брать данный проект? За ту цену, которую назначил разработчик, однозначно нет. Если игра попадёт в какую-нибудь существенную распродажу, думаю, попробовать стоит, особенно если вы ранее играли в другие игры серии Ultimate General. Как минимум это довольно необычная концепция глобального режима и интересные сражения. В остальном же игра на любителя, но с юзиминкой. Главное, что вы должны понимать - это то, что основные черты игры уже не изменятся. В следующем проекте, да, возможно - всё-таки в части глобального режима прогресс у разработчика на лицо. Вполне возможно, команда доведёт эту составляющую до ума и сделает проект уже по европейским войнам, где и фракций будет побольше, и масштабирование задач будет более дружелюбным. В текущем же виде American Revolution - это скорее эксперимент.
P.S. Хотя мы на Всадниках стараемся данную тему не затрагивать, для полноты сведений должен отметить, что несмотря на украинское происхождение коллектива Game-Labs, политическая повестка вне рамок выбранного исторического сеттинга в игре отсутствует. Единственное, что условно можно отнести к реноме разработчиков - это пренебрежительное отношение к русскоязычной локализации, но на фоне общего состояния игры это скорее техническая недоработка.