Слава Богу, что теперь только преобладает. Во времена Шлёцера всё, что противоречило норманнской теории считалось вообще крамолой и ложью.
Смелое утверждение. Чем будете его подтверждать?
Однако сложно Татищева упрекнуть в нечистоплотности.
Никто его в "нечистоплотности" и не обвиняет. Это было в другую эпоху, да и вообще, не наше дело и право судить давно умерших людей. А вообще, по этим вопросам есть несколько спецальных и общих работ. См., например: А. Г. Кузьмин, Об истоковедческой основе "Истории государства Российского" В.Н. Татищева // Вопросы истории, № 9, сентябрь 1963, C. 214-218., Я.С. Лурье. История России в летописании и восприятии Нового Времени. // Россия Древняя и Россия Новая : (избранное), С-Пб, 1997, с. 13 - 171..
Приводимая версия опирается на источники,...
Тогда, пожалуйста, "источники в студию".
...официальная версия опирается на ПВЛ.
Какая "официальная версия"? Что вы имеете в виду? Кто-то здесь её озвучивал?
Кстати, кроме официальной версии об истинности ПВЛ, есть теория, что несторова летопись всего лишь краткая и неточная редакция летописей новгородских.
И чем же она эта версия подтверждается? Нет, мне просто интиресно....
Но как мы знаем из самой истории, официальность не гарантирует истинности.
Ну да, не гарантирует. Но ещё раз - что вы всё-таки подразумиваете под "официальной версией"?
и одна из версий достоверно подтверждена быть не может до изобретения машины времени.
Стопроцентно - да.
Суть вопроса лишь в том, что одни домыслы вы называете "историей", а другие- "спекулятивной версией", просто ПОВЕРИВ, одним людям, и не поверив другим.
Суть вопроса здесь в том, что я верю и соглашаюсь с мнением серьезных
современных специалистов. Далее, ознакомтись со значением понятия "спекулятивный". Т.к. в словаре Даля его нет, обратимся к Ушакову и Ефремовой.
Ушаков:
" спекуляти́вный
1. прил.
1) Соотносящийся по знач. с сущ.: спекуляция (1*), связанный с ним.
2) Свойственный спекуляции (1*), характерный для нее.
2. прил. устар.
Основанный на спекуляции (2*); умозрительный."
Д.Н. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка, онлайн-версия
http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-71672.htmЕфремова:
" спекуляти́вный
1. прил.
1) Соотносящийся по знач. с сущ.: спекуляция (1*), связанный с ним.
2) Свойственный спекуляции (1*), характерный для нее.
2. прил. устар.
Основанный на спекуляции (2*); умозрительный."
Т.Ф. Ефремова, Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный, онлайн-версия
http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-103601.htmТеперь приложим эти определения к привиденной вами версии. Она представляет собой умозрительную, в силу неподтверждаемости, реконструкцию событий, описаных в Никоновском списке очень кратко, без подробностей. Мы можем только гадать, был ли открытый мятеж, или же Вадима и его сторонников повязали и судили, а потом предали смерти, или же, наконец, они были просто убиты (причем именно эта версия напрашивается первой на основе летописного текста).
...кроме Иоакимовской летописи есть ещё и Новгородские летописи, также противоречащие придворному летописцу рюриковичей.
Даже не обсуждая вопроса о том, был Нестор "придворным летописцем", замечу что НПН в Синодальном списке начинается хорошо знакомыми по ПВЛ словами "...а плотници суще, а приставимъ вы хоромъ рубите" (т.е. 1016 годом). (С. 14.) Более ранние записи не сохранились в связи с потерей страниц.
В Комиссионном же списке:
"...И рѣша к себѣ: "князя поищем, иже бы владѣлъ нами и рядилъ ны по праву". Идоша за море, к Варягомъ, и ркоша: "земля наша велика и обильна, а наряда у нас нѣту; да поидѣте к намъ княжить и владѣть нами". Изъбрашися три брата с роды своими, и пояша со собой дружину многу и предивну, и приидошу к Новугороду. И сѣде старѣишии в Новѣгороде, бѣ имя ему Рюрикъ; а другыи сѣде на Бѣлѣозерѣ, Сенеусъ; а третеи в Изборьскѣ, имя ему Труворъ. И от тѣх Варягъ, находникъ тѣхъ, прозвашася Русь, и от тѣх словет Русская земля; и суть новгородстии людие до днешнего дня от рода варяжьска...." (С. 106.). Версия, таким образом, не сильно отличная от ПВЛ, что и не удивительно, поскольку давно доказано, что ранняя история переписывалась региональными летописцами по Нестору. Разве что вместо невнятного "порядка" Лаврентьевского и Радзивиловского списков вполне конкретный "наряд", т.е., очевидно, порядок управления.
Наконец, в Троицком списке НПЛ:
...И рѣша к себѣ: "князя поищем, иже бы владѣлъ нами и рядилъ ны по праву". Идоша за море, к Варягомъ, "земля наша велика и обильна", и рѣша Варягомъ "а наряда у нас нѣту; да поидѣте к намъ княжить и владѣть нами". Изъбрашися три брата с роды своими, и пояша со собой дружину многу, и прииде к Новугороду. И сѣде старѣишии в Новѣгороде, бѣ имя ему Рюрикъ; а другыи сѣде на Бѣлѣозерѣ, Сенеусъ; а третеи в Изборьскѣ, имя ему Труворъ... и т.д." (С. 514.)
(Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов, М., Л., 1950.)
В том же духе излагают эти события так же Академический и Толстовский списки.
И где же, позвольте вас спросить, "противоречие"?
К слову: "Велесова книга"- тоже фальсификация, на основании того, что Шлёцер и Миллер про неё не знали?
Да нет, "Велесова книга" - фальсификация по совсем другим причинам.
Однако суть не в том. Я привёл реальные примеры того, что нападения на князей только ПРИПИСЫВАЛОСЬ бандитам, а стояли за этим князья и их дружинники.
Я очень извиняюсь, но вы ничего толком не привели. Из чего следует, что Вадима убили какие-то "бандиты"? Где вы это прочитали? Ещё раз: "Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби Новгородцев советников его...". Вадима убил Рюрик, т.е. или сам лично - в бою или поединке, к примеру, или же убили его люди по приказу, причем из текста следует, что это было открыто. Знаете другие источники - ещё раз повторяю, привидите их.
Других примеров вы не привели, но, допуская, вы имеете в виду убийство Св. князей Бориса и Глеба, а также убийство Святополка. Но они всё убиты были отнюдь не "бандитами". Бориса и Глеба убили княжеские воины и собственные слуги (в случаи с Борисом не столь уж важно, кто им приказал его убить - Святополк или же Ярослав). Святополка Окаянного убили подосланные убийцы (Житие же Св. Бориса и Глеба вообще утверждает, что умер сам, в сильном страхе, но судьба Святополка там описана уж очень явно "по-мотивам" Книги Бытия).
- С уважением.