В поле тактика обычная, как у всех. Пехоту в 2 шеренги, стрелков за спину. Слежу, правда, чтобы строй стрелков был не длиннее пехотного, чтоб у вражин не было соблазна, ударить во фланг стрелкам. И предпочитаю арбалетчиков (родокских, конечно) по двум причинам: 1) более мощная рукопашная атака, из-за отсутствия необходимости вкачивать очки в мощный выстрел (баланс в нативе все же есть, чего не скажешь про некоторые моды), 2) низкая скорострельность компенсируется высокой убойностью и не является помехой, поскольку я юзаю только залповый огонь на близких и средних дистанциях. То же самое касается стреляющей (метающей) пехоты. Без команды создается ощущение, что они просто выбрасывают свои металки подальше, чтобы не мешались и легче дышалось, - похоже АИ начинает швырять уже тогда, когда вероятность попадания оценивается в процентов 20, не больше. Из-за леса - из-за гор зашвырнул хускарл топор. (Вот бы как в Тотал Вор, правда? Первая когорта - пилумы метров с 20 - отход за спины второй когорты, вторая когорта - пилумы - и обе в рубку, и все враг бежит). Отдавать стрельбу на откуп АИ - впустую тратить боеприпасы. У лучников, из - за слабой убойной силы, не залп выходит, а пшик. Возможно, я ошибаюсь и говорю глупости, поправьте, если что. Чтобы залп был эффективным (битва при Креси) 50 лучников недостаточно, даже в масштабах Warband`a. Да и для эффективной стрельбы нужна нормальная физическая модель, а не просто расчет урона. Стрела в доспех, - что пуля в броник, не пробивая, она обладает останавливающим эффектом. От одной стрелы эффект конечно пустяковый, она все же не пуля, энергия не та. А от десятка стрел в одну бронированную тушу разом? Опять же боюсь ошибиться, но думаю, что хватит, чтобы свалить с коняшки как минимум. Но чтобы добиться такого эффекта, во-первых небо должно почернеть от стрел, а во-вторых должна присутствовать физика коллизий игровых объектов, а не просто проигрыш скрипта с анимацией и расчет урона хп. А арбалет оказывается в игре эффективнее, разбивает щиты - и на том спасибо. Сколько раз я должен скомандовать залп 50 вейгирским снайперам, чтобы разбить щиты хускарлов предсказывать не берусь, думаю дольше чем 50 арбалетчикам. Тут и так стучишь по клавишам как пианист... И у арбов есть щит. Без щитов при осадах будут не нужные потери. Ну про тактику тяжелой конницы можно рассказывать долго, но я попробую покороче - Ф1 - Ф3.
А при осадах тактика следующая. Работаю один. Из-за дерева или другого укрытия если есть выношу всех стрелков из боевого лука, а потом с угла лестницы или наскоками вперед-назад, кавалерийским топором выношу over 9000 родокских сержантов. Шучу. Я так давно уже не играю. Хотя, было время, заморачивался. Покаялся уже во грехе задротства. Просто стебусь над теми, кто так до сих пор играет и называет это "тактикой". С тупым АИ хорошим тоном считаю играть по его правилам. Одно дело, когда игрок задрачивается в мультике Ради Великой Цели, ну а в сингле... Капец, короче.
Но один чит использую. Беру арбов родокских и пехоту с хорошими щитами. Всем даю команду не стрелять и не кидать. Из-за стены щитов выношу лучников. Нехорошо, согласен, но стрелы при штурме невосполняемые, а они нужны для пехоты, а не для лукарей, которых я беру на себя. Потом делаю все, чтобы заставить пехоту открыться. Здесь и далее под пехотой я имею в виду нордов и родоков, больше даже нордов из-за металок, восполняемых у защитников и хорошей средней пехоты, а не Босоту Кальрадийскую vulgaris, типа вейгиров или кергитов, туда же и супер-пупер рыцарей свадийских, которые в защите не то, чтобы совсем лохи, а во-первых не кидаются, во-вторых их у АИ не много: обычно не больше 50 на город и угрозы они не представляют. Так вот, чтобы приоткрыть пехоту для арбов, либо ставлю их под лестницу, после того как умрут все стрелки и они тупо долбят пока не кончатся стрелы. Обычно этого хватает чтобы открыть проход на стену для пехоты. Либо вывожу свою пехоту в сторону от лестницы и даю команду бросить если есть чем (если нет - пущу сам пару стрел наудачу), чтобы взоры а значит, и щиты защитников повернулись к ним, а значит спиной к арбам, которые в противоположной стороне от лестницы. Угол, как и ширину строя, конечно надо подбирать методом проб и ошибок, в зависимости от архитектуры замка. Все никак не дойдут руки, до того чтобы попробовать 2 группы стрелков с залпами по очереди с противоположных углов по жопам защитников. Должно быть весело. Ну а дальше на стену, где важно опять же быстро сориентироваться и занять хорошую оборонительную позицию (ни в коем случае не Ф1-Ф3!). И вот здесь, очень важно а) чтобы у стрелков к этому моменту остались стрелы - в запале боя за стену не до залпов, б) дать им хорошую позицию для стрельбы, желательно в спину поднимающимся, прикрывая пехотой, и обороняя их. Без стрел стрелки бесполезны, и их приходится отправлять на убой хускарлам, только для того чтобы пришло подкрепление пехоты, ведь численное превосходство противника очевидно, и тупо не хватает места для достаточного количества и арбов, и пехоты, приходится отдавать предпочтение первым, ведь без них вообще не забраться на стену. А иметь десять (для эффективной стрельбы надо 50 снайперов минимум) стрелков и сорок пехоты - это и ни рыбку не съесть, ни в кремль не сесть. Пехоту положат на лестнице. А стрельба кучки стрелков для толстых щитов (и даже задниц!) хускарлов будет комариным укусом. Хотя конечно, можно дать команду бронированным неписям держаться на лестнице, а ты из-за их спин топором вжик-вжик! Но эта тактика что-то подозрительно напоминает оборону, а не штурм.
