Эти легкие шпаги довольно быстро распространились в Западной Европе и получили развитие во многих вариантах — от дуэльного оружия до аксессуара дворянского и служебного костюма. На рубеже 18 - 19 вв. повсеместно использовались легкие шпаги, у которых кольца между чашкой и крестовиной являлись лишь данью традиции — они были настолько малы, что пальцы в них не входили. К таким шпагам можно отнести, например, английскую морскую медицинскую шпагу обр. 1825 г. и одну из российских шпаг со стальным эфесом бриллиантовой огранки, которые представлены в Музее. Кроме своеобразного эфеса английская морская шпага имеет очень узкий, стилетного типа клинок, к тому же четырехгранный в сечении. Разработали этот новый вариант шпаг (с декоративными кольцами), вероятно, парижские оружейники, а широкое его распространение объяснялось сильным французским влиянием на многие области европейского декоративно-прикладного искусства. Если же такая шпага, изготовленная на заказ, имела хрупкую фарфоровую, украшенную росписью рукоять, то ее следовало еще и оберегать от механических повреждений. Такая шпага, вероятно, чаще всего висела на ковре, чем носилась при камзоле. То же самое можно сказать и об уникальных произведениях декоративно-прикладного и оружейного искусства, изготавливавшихся в XVIII в. известными оружейниками для знатных и коронованных особ. Иногда эфесы таких шпаг сверкали подлинными драгоценными камнями, являя собой неотъемлемую составную часть дворцового интерьера эпохи абсолютизма.
Для «костюмнх » , «камзольных» или «придворных» шпаг характерны были довольно узкие трехгранные клинки с вогнутыми гранями длиной 550-700 мм. Обычно они украшались травленым орнаментом, изображениями трофеев, вензелями и гербами владельцев или правителей государства. Правда, на узких гранях клинка художнику-оружейнику не хватало места для демонстрации всех своих возможностей, поэтому украшения концентрировались на латунных, стальных или серебряных эфесах. Обычно они выстраивались с привлечением и варьированием элементов, господствовавших в европейской художественной культуре той эпохи стилей — позднего «барокко», «рококо» и классического. Украшениям эфеса уделялось особое внимание еще и потому, что по ним можно было судить о знатности и достатке владельца шпаги: ведь клинок был почти всегда укрыт ножнами.
Чаще всего мастера по изготовлению и украшению эфесов работали в технике чеканки, дополняя ее резьбой и гравировкой. На чашке и рукояти изображались батальные, охотничьи или пасторальные сцены: нередко эфес украшался сложнейшим орнаментом. Многие оружейники изготавливали ажурные прорезные гарды, придававшие оружию еще большую легкость и изящность.
Особую нарядность легкой придворной шпаге придавала так называемая стальная бриллиантовая огранка, впервые использовавшая английскими мастерами в XVII в. Мельчайшие стальные бусинки со множеством отполированных до идеального блеска граней напаивались на стальные эфесы, имитируя сверкающие драгоценные камни. К началу XVIII в. техникой стальной огранки вполне профессионально владели уже не только английские, но также французские и русские оружейники. Кстати, стальные эфесы двух русских шпаг рубежа 18 - 19 вв., которые экспонируются в Музее, также выполнены в стиле бриллиантовой огранки. Обе шпаги очень схожи между собой и, скорее всего, выполнены тульскими мастерами. Эфесы, имитирующие бриллианты, тульские оружейники часто изготавливали для венценосных особ, генералитета и высшего чиновничества Российской Империи. Одна из этих шпаг с узким трехгранным в сечении клинком, украшенным синением и золочением, по легенде могла принадлежать генералиссимусу кн. А.В. Суворову.
Более поздняя разновидность легких шпаг, так называемая чиновничья шпага, была широко распространена в Европе в XIX — начале XX в. Характерной особенностью ее эфеса, «ампирная» форма которого установилась в начале XIX в., была четырехгранная рукоять, образованная двумя перламутровыми, костяными или роговыми щечками. С конца XIX в. щечки рукояти могли изготавливаться из пластмассы. Шпаги этого типа могли использоваться также и придворными чинами.
В Музее представлен целый ряд таких шпаг. Это и английская шпага колониальных чиновников XIX в., австрийская и австро-венгерская дипломатические шпаги XIX — нач. XX вв., французские шпаги придворных (офицерские) XIX в., русские чиновничьи шпаги обр. 1855 г. На эфесе австро-венгерской шпаги рубежа Х1Х-ХХ вв. можно увидеть традиционную надпись «viribus unitis» — «объединенными усилиями». Что касается русских чиновничьих шпаг, то декор их эфесов выполнен намного проще, чем австрийских или французских. На литых латунных рукоятях накладки из перламутра напрочь отсутствуют, зато имеются поперечные бороздки. На одной из русских чиновничьих шпаг сохранилась надпись с именем владельца — «F.Zimmermann.St.Petersburg».
Существовавшая в то время табель о рангах соотносила гражданских чиновников с военнослужащими. Каждый чиновник вне зависимости от занимаемой должности имел гражданский чин, сопоставимый с воинским званием.
Как в армии шпаги различались в зависимости от рода войск и занимаемой должности владельца, так в чиновничьей среде существовала система знаков на оружии, обозначавших род службы чиновника и его статус.
Вариации многообразны: от короткой, незатейливой шпажки (с эфесом даже не снабженным щитками) русского чиновника, которая показывала, что человек при службе, но не мешала выполнять обязанности «офисному работнику», до роскошной шпаги высших чиновников Министерства железных дорог XIX в. (производства Германии или Австро-Венгрии), которую также можно увидеть в Музее. Это сейчас железная дорога стала прозой и обыденностью, а в XIX в. по значимости Министерство железных дорог сравнимо с современным NASA. Острие прогресса, покорившее пространство и время, железная дорога соответственно дали этой шпаге полный набор — клинок не хуже любого боевого и отделка прибора эфеса и ножен с глобусом, колесами, рельсами, млечным путем, звездами и т.д.
Один из вариантов легких шпаг — прогулочные шпаги, также появившиеся в XVII в., — обычно имели только крестовину. Простой по форме эфес такой шпа¬ги нередко украшался рельефными композициями, изображавшими мифологические сюжеты, батальные эпизоды или охотничьи сцены. Кстати, прогулочную шпагу дворянин мог носить и при охотничьем костюме и воспользоваться ею как оружием последнего удара для добивания раненого зверя.
Развитие боевых шпаг во второй половине XVII — начале XVIII вв. сопровождалось некоторым упрощением гарды. Для надежной защиты кисти вполне достаточно было чашки и 2-3 дужек. Навершие рукояти обычно было шаровидной или яйцевидной формы, могло украшаться вертикальными бороздками. Деревянная рукоять покрывалась телячьей кожей и обматывалась стальной, медной или латунной проволокой — по желобкам или по всей длине. Для изготовления черена рукояти использовалась древесина бука, клена, самшита, груши, тиса или ореха.
Длина клинка офицерской и солдатской кавалерийской шпаг составляла 900-1000 мм. Пехотная шпага была несколько короче. Наибольшее внимание к длине клинка проявляли те, кому приходилось воевать этим оружием и защищать свою жизнь — солдаты и офицеры. В XVIII в. было широк известно саркастическое замечание прусского короля Фридриха Великого, который на сообщение своих генералов о том, что австрийские шпаги на 2 дюйма длиннее прусских, велел своей коннице подскакивать при атаке на 2 дюйма ближе к противнику.Клинки боевых шпаг XVIII в. имели минимум украшений. Обычно это были гравированные изображения трофеев, всадников с изготовленным к бою холодным оружием, руки с саблей, астрологических символов или знаков Зодиака. Иногда на клинках изображались политические или патриотические лозунги, например «PRO DEO, FIDE ET PATRIA» («ЗА БОГА, ВЕРУ И РОДИНУ») — лозунг, характерный для второй половины XVII — первой половины XVIII вв. и передающий атмосферу исходившей от Османской империи угрозы европейской культуре. Надписи могли располагаться поперек клинка в несколько строк в направлении от острия к эфесу или вдоль по средней линии клинка в направлении от эфеса к острию. Последний вариант был характерен для русских офицерских шпаг, у которых на клинках выполнялись надписи: «БОГУ И ОТЕЧЕСТВУ» (середина XVIII в.), «ВИВАТ ЕКАТЕРИНА» (или в латинскомварианте «VIVAT CATHARINE» и др.
Примерно в середине XVIII в. утвердились два типа чашей боевых шпаг — «сердцевидная» и «двойная овальная». В западноевропейских армиях у многочисленных образцов пехотных и кавалерийских шпаг тип чашки не был привязан к роду войск. Например, один образец кавалерийской или пехотной шпаги мог иметь двойную овальную чашку, а другой — сердцевидную. В русской армии примерно с середины XVIII в. наметилось различие пехотных и кавалерийских офицерских шпаг по форме чашки (хотя были и исключения — пехотная офицерская шпага обр. 1786 г.), окончательно установившееся в образцах 1798 г. Пехотная шпага имела двойную овальную чашку, кавалерийская — сердцевидную. В экспозиции Музея эти типы эфесов представлены двумя русскими кавалерийскими шпагами первой половины XVIII в. (причем одна из них найдена на месте Полтавской битвы 1709 г.) и русской пехотной офицерской шпагой обр. 1798 г. с клинком, изготовленным в г. Толедо (Испания), о чем свидетельствует надпись «Fabrica de Toledo». Эфес более ранней русской кавалерийской шпаги 1700-1710-х гг. имеет сердцевидную чашку с крестовиной о двух концах. Клинок ее шестигранный с клеймами похожими на клейма Шведского королевства. Что до другой русской кавалерийской шпаги (1730-х гг.), то ее эфес напоминает классический валлонский тип, очень популярный в Западной Европе. Гарда шпаги валлонского типа обычно состояла из защитной дужки, переходящей в сердцевидную чашку. К тому же, у русской шпаги 1730-х гг. от чашки отходит один конец крестовины, а не два как на шпаге 1700-1710-х гг. Обе шпаги имеют широкие тяжелые двулезвийные клинки, которыми очень удобно было наносить не только колющие, но и рубящие удары.
Французские шпаги с двойными овальными чашками — образцы 1816 г., 1816-17 гг., 1852-1853 гг. и более поздние их модификации, отличались большим разнообразием украшений внешней половины чашки, указывавших на род службы и даже чин владельца оружия. В Музее представлены две такие шпаги. У одной из них эфес состоит из литой рукояти, гарды, подвижного и неподвижного щитков. На неоткидном щитике — эмблема жандармской гвардии — императорский орел в обрамлении знамен. Такой орел, копирующий орлов древнеримских легионов, был типичен для эпохи Второй империи Наполеона III Бонапарта (1852-1870 гг.) Эта шпага обр. 1853 г. была принадлежностью бригадиров жандармской гвардии г. Парижа и жандармской императорской гвардии. Другая французская шпага второй половины XIX — начала XX в. имеет эфес, состоящий из темно-роговой рукояти, перевитой белой проволокой, гарды. Есть откидной щитик. На неоткидном щитике эмблема с изображением льва, держащего в лапах щит, в котором видна латинская литера «S». Клинок шпаги прямой ромбический в сечении, украшен богатым травлением. В центральной части клинка присутствует эмблема в виде кадуцеи со змеями. На сегодняшний день, к сожалению, атрибутировать эту шпагу не удалось. Изображение на щитике нигде не встречается, а кадуцея на клинке указывает на то, что владелец шпаги мог быть медиком или таможенником.
В конце XVIII — начале XIX вв. преимущественно двулезвийные клинки офицерских шпаг стали уступать место однолезвийным клинкам с широким долом. Изменилась и технология изготовления эфеса. Если раньше навершие рукояти наглухо заклёпывалась с хвостовиком клинка, то с первой четверти XIX в. русские и прусские офицерские шпаги, а затем и шпаги других государств изготавливались с разборными эфесами. Конец хвостовика клинка заканчивался резьбой, на которую навинчивалась так называемая пуговка — большая втулка в виде вазы, служившая скрепляющим эфес элементом. Иногда на пуговке сверху гравировалось зеркальное изображение герба владельца оружия, которое не только являлось дополнительным элементом декора оружия, но и позволяло использоваться навершие в качестве личной печати. В Музее представлена английская офицерская шпага обр. 1786-1796 гг. На ее клинке, покрытом синением, сохранилось золоченое изображение ордена Подвязки с девизом, что было характерно для офицерского оружия рубежа XVIII - XIX вв.
Особый интерес вызывает прусская офицерская шпага второй половины XIX в. Ее клинок изготовлен из дамасской стали, прямой двулезвийный с одним узким долом. На пяте сохранилось золочение. Эфес прусской шпаги состоит из рукояти, навершия, гарды, переходящей в крестовину, двух щитиков. По форме он очень напоминает эфес русской кавалерийской шпаги обр. 1798 г. В центральной части рукоять обмотана проволокой. Сохранился темляк. Благодаря надписям на клинке эту шпагу можно не только датировать с точностью до десятилетия, но и выяснить, какой именно фирмой она изготовлена. Так, например, изображение прусского королевского герба и его девиз «Mit Gott fur Konig und Vaterland» позволяет предположить, что шпага изготовлена до 1871 г. А клеймо фирмы «E.u.H.Neuhaus in Solingen», существовавшей уже в 1866 г., говорит о том, что шпага изготовлена в период с 1866 по 1871 гг. Надпись «Mohr und Speyer» на клинке помогает установить факт продажи прусской шпаги через эту фирму.