Виды тканей
Фустиан (fustian) – грубая крепкая ткань из хлопка или смесовая ткань изо льна и хлопка плотного саржевого плетения. Лицевая сторона этой ткани была ворсистой и мягкой из-за особенностей производства [16]. Ткань имеет дополнительную нить, которую срезают длинными острыми ножами по всей длине ткани, эта дополнительная нить и формирует ворс [17]. Название этой ткани произошло от названия пригорода Каира Эль-Фустат, где он вероятно изначально производился. От названия этой ткани в английском языке появилось прилагательное «fustian», которое переводится как «помпезный», «напыщенный», так как качественный фустиан использовали для изготовления платьев для знати. Современные ткани «произошедшие» от фустиана – это джинс, вельветин, кордирой, молескин.
Муслин – хлопковая или смесовая ткань из шелка и хлопка полотняного плетения, часто украшенная вышивкой. Слово «муслин» произошло от названия города Мосул а Ираке, где эта ткань производилась. На протяжении веков Индия славилась своим муслином – особенно два индийских города Масулипатнам (Masulipatnam) Южной Индии и Дакка в Бенгале [20]. Индийский ученый Амир Кхусрау (Amir Khusrau) так описал индийский муслин в 1322 г.: «Трудно описать насколько прекрасна эта ткань; если бы убийца-звезда срезала кожу луны, то и та бы не была столь прекрасна. Сравни ее потоком воды, текущим напротив заходящего солнца. Сотни ярдов этой ткани могут пройти сквозь угольное ушко, настолько она тонкая, но в то же самое время кончик иглы пронизывает ее с трудом. Она настолько прозрачная и легкая, что одежды из нее выглядят как поток чистой воды».
Бомбазин (bombasine) – ткань, производимая из шелка, или смесовая ткань из шелка и шерсти, шелка и хлопка саржевого плетения. Хороший бомбазин имеет шелковую основу и ворсистую утковую нить.
[От французского bobasin от средневекового латинского bambacīnum, хлопковая ткань, от bombax, bombac-, хлопок, от латинского bomb[ymacr]x, шелк, шелкопряд, от греческого bombūx, шелкопряд].
Калико (calico) – простая белая хлопковая ткань полотняного плетения, которая производилась в Калькутте в Индии[2]. Калико тяжелее и грубее, чем муслин. Часто украшена фигурным рисунком, наносимым набивным методом. Рисунок наносился штампом на одну сторону ткани. Краска не всегда была стойкой. И хотя рисунок был четким, он смывался довольно быстро, и требовалось повторное нанесение. В качестве узора использовались геометрические рисунки, а также изображения деревьев, птиц, цветов .
Димити (dimity) – крепкая тяжелая хлопковая ткань рельефного плетения. Производилась в Димиате в Египте, который был в XIII в. захвачен крестоносцами.
Производство
Главное место среди ремесел, как это было характерно для средневековья, занимало древнее искусство изготовления тканей. Основными центрами выделки льняных-тканей были Александрия, Дамиетта, Дабик, Тиннис, Шата. В Нижнем Египте выделывались и шелковые ткани из привозного (из Сицилии, Сирии, Ирана и Ирака), и местного сырья. Асйут в Верхнем Египте славился шерстяными одеждами. В ткацком деле наблюдалась большая специализация.
Далее шли обработка металлов, стекольное и гончарное дело, в которых преобладали иудейские ремесленники, обработка кожи и дерева, изготовление бумаги, вытеснившее древнее ремесло выделки папирусов и пергамента.
Лошади
Обычно лошади были дешевле в Южной Европе, чем на Ближнем Востоке. В течение всего периода Крестовых Походов стоимость простой боевой лошади была приблизительно в 12 голов крупного рогатого скота. Верховые лошади были дешевле, ну а вьючные еще более доступны в цене. Последние археологические изыскания в Западной Европе показывают значительную разницу в размерах лошадей, использовавшихся в Средневековье, от сравнимых с шотландскими пони, до животных размером в шестнадцать ладоней. Госпитальеры выращивали некоторое количество лошадей на собственных фермах, но основная часть лошадей и мулов завозилась морем из Сицилии на Латинский Восток в огромных количествах в течение всего 13го века.
Алеппо
Алеппский базар — огромный памятник тем временам, когда Алеппо был одним из крупнейших торговых центров Востока.
Исторические документы времен династии Айюбидов, правивших в Сирии в XII — XIII веках, говорят о том, что в те годы на двадцать жителей Алеппо в среднем приходилась одна лавка.
Выдержки из:
Халифат в IX-XII веках
Особое развитие в странах мусульманского востока получило текстильное производство: прядение, изготовление тканей из льна, хлопка, шелка и шерсти. Сирийские ремесленники специализировались на изготовлении тканей из шелка, ремесленники городов Египта и иранской провинции Фарс славились своими льняными тканями. Производство шелковых тканей получило повсеместное развитие также и в иранских городах Хузистана и Фарса, особенно в Ширазе, Исфахане и Рее, причем ремесленники этих городов изготовляли также превосходные шерстяные ткани и ковры, а производство хлопчатобумажной материи получило широкое распространение на востоке империи в городах Мере, Нишапур и Кабул. Во всех городах Халифата выделывались тонкие и прочные сукна. О высоком качестве работы мусульманских мастеров свидетельствует тот факт, что арабские названия многих сортов тканей и изделий из них проникли в европейские языки.
Текстиль был не единственной развитой областью ремесленного производства: ювелирное ремесло было развито во всех провинциях Халифата. В разных городах Халифата изготовлялись превосходные кожевенные товары, седла, украшенные дорогими тканями, металлическими бляхами и даже драгоценными камнями. Сирийские ремесленники славились во всем мире пришедшим из Индии искусством изготовления особенно прочных сортов стали. Они делали знаменитые дамасские мечи и кинжалы, щиты, кольчуги, панцири и шлемы, а также различные виды металлической посуды: чаши, кувшины и блюда с дорогой инкрустацией. Города Фарса были знамениты парфюмерными изделиями (изготовлением благовоний, цветочных эссенций, масел и мыла). В начале IX века новшеством явилось производство бумаги. Это искусство было завезено около 800 года из Китая в Самарканд и в середине IX века утвердилось в городах Ирака, Сирии, а позднее и Египта, вытеснив папирус, выделкой которого славились египетские мастера. Производство бумаги быстро распространилось по странам Средиземноморья и достигло Западной Европы.
Ближний Восток не слишком богат минеральными ресурсами, но для потребностей средневекового человека их в основном было достаточно. Железная руда встречалась реже, чем медная, и необходимое для производства оружия железо приходилось частично ввозить в центральные области Халифата. Серебро добывалось в Центральной Азии и в Иране, а идущее на чеканку монет золото — в Нубии. Добыча золота и чеканка монеты были государственной монополией. Восточный Иран и Северная Индия были богаты драгоценными камнями. В каменоломнях Ирака находился в изобилии и добывался необходимый для строительства материал, а в Иране широко использовался изготовлявшийся там кирпич. Египет располагал большими залежами квасцов, идущих на производство красок и составлявших одну из важных статей египетского экспорта. Жемчуг вылавливался со дна Персидского залива, а кораллы добывались в Красном море. Разработки соляных месторождений интенсивно велись в Египте, причем на многих этапах средневековой истории добыча соли и ее продажа за пределы страны составляли государственную монополию.
Широкие торговые отношения между провинциями Халифата и интенсивный культурный обмен привели к росту старых и образованию новых, лежавших на торговых путях, центров товарного производства и торговли — больших городов с сотнями тысяч жителей, по своим размерам намного превосходивших средневековые города Европы. Крупнейшими среди них были в Ираке — Багдад, Куфа и Басра, в Сирии — Дамаск и Антиохия, в Египте — Фустат и Александрия, в Северной Африке — Кайраван и Фес, в Иране — Шираз, Исфахан, Рей, в Хорасане — Нишапур и Мерв, в Мавараннахре — Самарканд и Бухара.
В среде торговцев четко различались два слоя: мелкие торговцы и купцы («таджир», мн. «туджар»), занимавшиеся крупной коммерцией. Все ввозимые иноземные товары размещались в специальных складах, «фундуках», и после уплаты пошлины государству передавались для продажи в руки местных мелких торговцев. Крупным купцам обычно не разрешалось самостоятельно выходить на внутренний рынок.
Через области Халифата проходили международные трансконтинентальные торговые пути, соединявшие страны Средиземноморья и Южной Европы с Индией и Дальним Востоком. На этих путях были расположены большие города, служившие перевалочными и обменными пунктами для крупной оптовой торговли. К сожалению, о масштабах торговых операций мы можем судить лишь косвенно и главным образом по данным из обширной географической литературы и из многочисленных полуфольклорных описаний дальних заморских путешествий. При Аббасидах одним из главных центров международной торговли был Багдад, уступивший в XI веке пальму первенства Каиру.
Большое развитие в Халифате получила морская торговля. Главными портами для заморских торговых операций служили Басра и Сираф. Торговые корабли отправлялись из Басры (точнее из басрийского порта Убуллы) в Персидский залив или из Сирафа с заходом в Оман и Аден на побережье Аравии к берегам Восточной Африки и к острову Занзибар. Двигаясь на восток, они достигали Индии, Малайи, островов Индонезии и Китая (Кантон). Со своей стороны, индийские и китайские купцы время от времени посещали порты Халифата, а чаще прибывали на Цейлон или к портам Малайского архипелага, где встречались с мусульманскими купцами и обменивались с ними товарами. После беспорядков в Китае в конце IX века, сопровождавшихся мусульманскими погромами в Кантоне, эти промежуточные места встречи стали играть важную роль. Торговля со странами Европы приняла широкие размеры лишь с XI века, а торговле с Византией постоянно препятствовали войны. Тем не менее торговые операции с Византией не прекращались никогда. Существовали и широкие торговые связи с хазарами (в столице которых Итиле находилась мусульманская колония), тюркскими кочевниками и Русью.
Привозимые в Багдад заморские товары частично раскупались халифом и придворной аристократией, но большая их часть отправлялась в порты Сирии и Египта и предназначалась для продажи в христианские страны Средиземноморья, а остальные шли по суше и морем в Константинополь, а оттуда развозились по странам Восточной Европы и в византийскую Италию. Часть товаров перевозили по суше в города Мавараннахра, знаменитого центра международной торговли, и далее по шелковому пути в Китай. Из Европы в мусульманские страны ввозились изделия из кожи, пушнина, лесоматериалы для кораблестроения, железо для изготовления оружия. По Индийскому океану также доставлялось тиковое и каштановое дерево, использовавшееся при строительстве кораблей, а из Африки — особенно ценные породы дерева и слоновая кость. Процветала и работорговля. Рабов привозили из Черной Африки, особенно с острова Занзибар (ар. «Зандж»), Восточной Европы и тюркской Центральной Азии. Не последнюю роль в торговле живым товаром играли венецианские работорговцы.
Европа ввозила из стран исламского мира не только предметы роскоши, специи и продукты питания (например, финики и соль), но и товары, необходимые для фабричного производства, например квасцы из Египта. Как для европейских, так и для мусульманских купцов смысл торговли состоял в игре на различии цен в странах Востока и Запада. Проблемы завоевания рынков или конкуренции в средние века не было. Баланс импорта и экспорта товаров постоянно сохранялся, и все расчеты велись в наличных деньгах.
В торговле мусульманского Востока участвовали купцы всех религиозных и национальных групп: мусульмане, христиане, евреи и зороастрийцы. Так, в торговых операциях в Индийском океане ведущая роль принадлежала персам и арабам, а за пределами Индийского океана доминировали евреи и христиане, перевозившие свои товары на кораблях мусульман. Торговля со странами Запада по традиции находилась в основном в руках южно-итальянских и венецианских купцов и евреев из Испании и Южной Франции, прославившихся своей предприимчивостью. Обширные сведения о еврейской торговле между странами Запада и Востока содержатся в материалах каирской генизы (места хранения в синагоге документов священного и светского содержания).
Пиза получила от мусульманских государей Египта и Триполи разрешение на торговлю с их под данными, такие же привилегии обеспечили себе Венеция и Генуя. Таким образом, весь Восток был открыт для итальян цев. Затем, по примеру Венеции, Генуи и Пизы, и другие горо да вступили в сношения с неверными: Барселона, Нарбонна, Монпелье, Марсель; это было началом их процветания.
Наиболее оживлены были те пути, которые служили для торговых сношений Европы с Востоком. Главной, можно сказать, единственной дорогой этой торговли (потому что дорога по Дунаю, как более дорогая, была почти оставлена) было Средиземное море. Вдоль и поперек его бороздили корабли, плывшие эскадрами, перевозившие паломников и крестоносцев в св. землю или Египет, направлявшиеся в Александрию за ин дийскими пряностями; на неисчерпаемых рынках Леванта, у которых уже давно ни один соперник не мог отнять их монополии, в Александрии, в приморских городах, в Кон стантинополе и Трапезунде они закупали также сахар, ле карства, вроде алоэ, камфары, лаудана и ревеня, - аравийс кие благовония, ладан, который церковь вынуждена была брать у неверных, краски, вроде киновари, индиго, черниль ного орешка, сирийские и китайские щелка, золотую и се ребряную нитку, малоазиатские и персидские ковры, еги петские бумажные материи, индийскую кисею, тирские и дамасские стеклянные изделия, китайский фарфор, цейлон ский жемчуг, драгоценные камни, африканскую слоновую кость - словом, все предметы роскоши. Взамен Европа по сылала Востоку суконные и шерстяные изделия Италии и Лангедока, особенно знаменитые фландрийские ткани, ору жие, вино и масла. Генуэзские и венецианские судохозяева обогащались также и менее благородным путем, именно посредством торговли невольниками. Они отправлялись к берегам Черного моря, покупали красивых юношей и деву шек и продавали их египетским мусульманам и даже бога тым итальянцам.
Пшеница (Сирия: Исторически сложившимися зонами выращивания пшеницы являются северо-восточные районы Хасеке, Дейр-эз-Зор и Ракка, включая равнины Эль-Джазира, Хауран, а также Хомс, Хама.), ячмень (Сирия - основные районы возделывания которого формируются вокруг Халеба, Хомса, Хамы, Хасеке, Дейр-эз-Зора ), хлопок (Сирия - Наиболее крупные массивы посевов расположены в долине Евфрата, примерно четверть валового сбора хлопка приходится на зону предгорий между Халебом и Хомсом, относительно небольшую часть урожая снимают с плантаций в мухафазе Латакия. В средние века основными распространителями культуры хлопководства стали… крестоносцы, давшие сильный импульс к коммерциализации этого продукта путем открытия постоянной торговли между городами Малой Азии и итальянскими государствами. Кстати, и все названия материала (помимо официального латинского gossypium используются еще альгодон и коттон) происходят от арабского «эль-игутум» - имя, под которым хлопок знали в древности.),
оливы (Наиболее древней и распространенной является культура олив, необычайно разнообразных по качеству и внешнему виду, посадки которой систематически растут и ныне достигают 400 тыс. га. Районы ее производства протянулись вдоль побережья, расположены в предгорьях, частично на горных склонах), виноград (Сирия один из крупнейших очагов виноградарства. Основные плантации этой культуры (67 тыс. га) сосредоточены в мухафазах Халеб, Идлиб, Эс-Сувейда, Хомс.).
Насчет льна смотрите сами, он был в Сирии (...«буц» (евр.) употребляется для обозначения сирийского льна, отличного от египетского), Палестине (В библ. времена Палестина была богата диким Л. В качестве культурного растения Л. выращивался прежде всего в Египте (Исх 9:31; Ис 19:9), откуда ткань поставляли в Тир (Иез 27:7) и Палестину (Притч 7:16). В Палестине Л. выращи-вали лишь в отдельных местностях (в Библии упоминается только Иерихон - Нав 2:6). Внебибл. источники сообщают также о полях Л. в Газере и Беф-Сане.), Египте.