Я рискую многое сказать повторно, поскольку пятнадцать страниц чтением не осилил.
В МиБ я из принципа играю только пехотой. В Р13 этого сделать нельзя. Вмешательство разработчиков в вопросы скорости сделало пехоту уязвимой _на любой местности_. Даже в лесу.
В нативе эта проблема в глаза не бросалась. Но когда в Р13 сотня конных крестоносцев в лесу догоняет и громит полтора десятка легкой пехоты, у меня начинает мутнеть в глазах. Это к вопросу о пользе сельских линеек немонгольских фракций. Ее нет.
Лично мне видно пять относительно "историчных" способов решать эту проблему. К сожалению, плохо представляю себе движок, так что какой из них проще реализоать, не ведаю.
Первый способ. Ввести штраф на скорость движения войск по чуждой земле.
Второй способ. На любой местности, кроме открытой, считать скорость конных юнитов _меньше_ пехотной.
Третий способ. Вспомнить, наконец, что скорость армии в жизни определяется самым медленным отрядом.
Четвертый способ. Принудить "европейских" лордов соблюдать историческую достоверность, то есть держать в отряде не более четверти конных.
Пятый способ. Заставить лородов игнорировать отряды, уступающие им по численности в три и более раз.
Главная беда баланса - разрегулирование скоростей. Остальное можно вытерпеть.
Теперь о сельских линейках. Мнение, что селанин не может стать хорошим бойцом ("машиной убийства"), имхо, глубоко ошибочно. Насколько я помню, во все времена боевые качества бойцов из сельского населения были лучше, нежели у горожан. Реальная проблема сельских ополчений - в слабости экипировки. Тогда отчего бы не сделать так: часть линеек оставить только селянам, часть - только горожанам, но ввести и гибридные линейки, которые можно будет нанять в селе, прокачать в городе и получить приличный результат.
Как бы такая линейка могла выглядеть:
смерд->ополченец->=ополченец=->воин->офигенно крутой воин
переход из =ополченца= в воины должен будт осуществляться в городе за деньгу. Вместе с тем в городе можно будет нанимать и сразу непосредственно готовых воинов, но задорого. Это даст возможность персонажу с финансами купить сносную пехоту в городе, а персонажу с хорошим Обучением получить тот же итог из крестьян за большее время, но дешевле.
Спасибо за внимание.