Сериал, состоящий из шести эпизодов и в общей сложности длящийся 12 часов, повествует об истории нескольких поколений двух семей переселенцев Америки позапрошлого века. Продюсер Дэвид Роузмонт предупреждает, что, несмотря на явные параллели с жанром вестерн, сериал к таковому жанру не принадлежит: "Мы не считаем его вестерном". Это настоящий фильм о Западе. Всё, включая одежду, местность, актёров, язык... Всё было проверено и перепроверено. Всё достоверно. Ради воссоздания максимально подлинной картины актёры были вынуждены изучить особенности наречия своих персонажей, чтобы их речь не звучала как речь уроженцев Штатов. Цель создателей сериала - поведать историю Запада не со стандартной американской точки зрения. Деррил Франк говорит: "Самым главным пунктом для него [Спилберга] был не столько реализм, сколько баланс". Сбалансированно показать историю с обеих точек зрения. Он чувствовал, что правдивую историю не удастся рассказать, если она будет представлена только с одной стороны. И мы стали пытаться поведать весь рассказ в двойственной перспективе.
"На Запад" - масштабнейший амбициозный проект телекомпании TNT (совместно с DreamWorks Television), один из тех случаев, когда большие намерения встречаются с большими средствами (бюджет составил $50 млн - цифра для телевидения немалая). Честная интерпретация истории завоевания Дикого Запада, без резких контрастов в духе "наши и не наши", сопровождается тщательно копирующим позапрошловековую реальность визуальным рядом, достоверной игрой актёров и рядом смелых сценарных и прочих решений, а в итоге получается фильм, в равной мере способный и захватить всё внимание зрителя, и послужить отличным учебником истории для средних классов - кстати, продюсеры как раз рекомендуют использовать его в качестве учебного пособия в школах, не отрицая при этом, что в целевую аудиторию сериала входят и те, кто интересуется не столько познавательной, сколько художественной стороной проекта.
История знает немало примеров рассказов о расширении Америки как с позиции представителей коренного населения материка, так и с позиции завоевателей. К первой категории можно отнести творчество Джеймса Фенимора Купера, ко второй - классику американского кинематографа. По предложению Стивена Спилберга сценаристами была предпринята попытка объединить обе категории, отдав равные по значимости роли и тем, и другим, дабы придать повествованию большей объективности. Продюсер Деррил Франк ("Похищенные") рассказывал о стремлениях Спилберга: "Самым главным пунктом для него был не столько реализм, сколько баланс. Сбалансированно показать историю с обеих точек зрения. Он чувствовал, что правдивую историю не удастся рассказать, если она будет представлена только с одной стороны. И мы стали пытаться поведать весь рассказ в двойственной перспективе". Пожалуй, нельзя назвать этот приём новаторским (вспомним хотя бы "Покахонтас"), но в данном случае он стал определяющим для всего проекта, вкупе с большим размахом производства, на что и обращали всё внимание на этапе анонсирования и раскрутки проекта.
Но многогранность повествования ещё не гарантирует широкого взгляда на историю - Запад завоёвывался не сразу, и ещё одной нелёгкой задачей для авторов был большой временной промежуток, который надо было описать - за 9 часов экранного времени им удалось поведать о судьбе трёх поколений двух семей на протяжении почти 80 лет, но при этом были сохранены и динамизм, и драматические паузы. Зритель не будет ни скучать от затянутых сцен, ни сокрушаться по поводу пропущенных сценарием событий - сюжет развивается в благоприятном темпе, не оставляющем впечатления загруженности событий, хотя он и охватывает практически все ключевые вехи рассматриваемого периода - мирных переселенцев, золотую лихорадку, гонения индейцев, прокладывание железной дороги через расширяющуюся страну и т.д. Конечно, не обошлось без некоторых авторских изысков и в какой-то степени приукрас, но ведь это и не должен был быть документальный фильм. Здесь есть реальные исторические личности, и хотя основные действующие персонажи вымышлены, всё, что с ними происходит, основано на событиях, имевших место в действительности. По принятому с некоторых пор Стивеном Спилбергом правилу вся история показана глазами её непосредственных участников из простого народа (ещё раз отмечаю, народа по обе стороны Америки) - не ждите живого Авраама Линкольна и сцен в Белом Доме, этой теме Спилберг посвятит отдельный фильм в 2006 году.
Во всех случаях съёмки проводились на настоящей природе, что безусловно способствовало лучшему вхождению актёров в роль и в то же время ограничивало всю съёмочную команду, оказавшуюся в полной зависимости от погодных условий; однако, глядя на результат, просто восхищаешься профессионализмом операторов. Подготовка актёров заслуживает особого внимания - почти все исполнители главных ролей были вынуждены научиться верховой езде, управлению конными повозками и владению огнестрельным оружием XIX века, но самое главное, что составляет ещё одну уникальную особенность сериала - все реплики американцев произносятся с учётом акцента, а индейцы говорят на своём настоящем языке - значительную часть времени зрителям приходится читать субтитры, но это цена сохранения достоверности и реализма. Подбор актёров порадовал немалым количеством знакомых и заслуженно любимых лиц, хотя и относительно неизвестные достойно проявили себя - актёрская игра в большинстве своём на высоком уровне, не затерялась среди красивых декораций, тоже, кстати, впечатляющих - своей детальностью и точным повторением обстановки тех времён.
По распространённой практике каждую серию снимал новый режиссёр - в основном родом с телевидения, потому каждый из шести эпизодов выдержан в особом стиле - например, если Тимоти Ван Паттен ("Клан Сопрано") вывел в центр внимания человеческий фактор, то бывший документалист Роберт Дорнхельм не скрывал своих старых привычек, снимая историю о походе через страну в суровом реалистичном ключе
Типа того.