Автор мода: Опцион
Жанр: Исторический
Язык: Английский / Русский
Версия игры: Warband 1.173 и выше
Начать рассмотрения мода стоит именно с исторической части и набора фракций. Последних здесь не так уж и много, причем сам Рим разделен на четыре части, что обусловлено как историческим подтекстом - смутой в государстве, вызвавшей междоусобные войны, так и игровым, ведь, в конце концов, противостояние нескольких фракций смотрится интереснее, чем нудная возня одной большой. Из числа других государств и племен: германцы, Галлия, кельты, племена за Дунаем, Боспорское царство, сарматы, Армения, парфяне, иудеи, британцы. Карта в целом не перегружена информацией, но при этом выполнена достаточно опрятно и на мой взгляд является красивой по меркам Warband, при этом на ней соблюден баланс расстояний и много различных поселений. Присутствуют в моде различные исторические личности, как среди знати Рима, так и среди вождей варваров, учтены различные нюансы того времени, например, некоторые германцы носят романизированные имена, а Галлия представляет отколовшуюся под руководством своего наместника римскую провинцию, а поэтому ее воины имеют более раннее вооружение.
С точки зрения экипировки все более-менее понятно: римские солдаты стандартизировано экипированы, хотя говорить об отсутствии разнообразия в рамках легионов не приходится, прочие армии имеют в своем распоряжении чуть больше вариаций, но в разумных пределах и с узнаваемым колоритом, например, у восточных государств традиционно преобладают разного рода тряпки (да простят мне историки такое грубое определение). Вселенского изобилия в моде ждать не стоит, тем более что у него довольно точные исторические рамки, но имеющегося набора вполне хватает как для линеек войск, так и для подбора внешнего вида главного героя. Много в игре всяческих нестандартных маунтов и верблюдами дело не ограничилось. Нас еще ждут колесницы и слоны - те вещи, которые в эпоху античности являлись чуть ли не обязательным атрибутом уважающей себя армии. Имеются, правда, и странности с такими ездовыми животными. Так, например, отдельные повозки некорректно отображаются в бою, возможно это связано с тем, что они в принципе не предназначены для сражений, ну и в принципе с анимациями тех же слонов имеются явные проблемы, обусловленные неприспособленностью движка для такого типа юнитов.
На море активно действуют пираты, имеется полноценный морской бой и различные боевые корабли. Корабли, само собой, античные, а битвы линейные - маневров уровня Синопского сражения ждать не стоит, но оно, наверное, и к лучшему. Впрочем, даже тут имеются свои нюансы. Кораблем, на котором начинает бой игрок, можно управлять, причем здесь проработаны и паруса, и направление ветра, и скорость весельной гребли, многие элементы суден анимированы, имеются спецэффекты окружающей обстановки, создающие ощущения реального моря. Корабли могут загореться от огненных стрел или от огненных ядер, которыми в том числе может пулять и сам игрок, если такая баллиста установлена на судне, возможны тараны и прочие действия по устранению противника до абордажа. Мало того, упавшие в воду солдаты не идут ко дну топором: они сбрасывают экипировку и пытаются выплыть к своим, чему при этом пытаются помешать плавающие в море акулы. Как вам такое? В общем, надо сказать, что в рамках морского режима получился довольно занятный игровой процесс, интересный сам по себе. Во многом Imperial Rome можно сравнить с Viking Conquest, причем последний в отдельных моментах явно проигрывает бесплатному моду, хотя и имеет больше функционала в плане менеджмента.
С точки зрения баланса мод смещен в сторону реалистичности, то есть шанс нехило огрести здесь сохраняется даже с хорошей защитной экипировкой: очень бодро орудуют копейщики, даже слабенькие беглые рабы, заменяющие в моде лутеров, опасны стрелковые снаряды, особенно если речь идет об арбалетах. Кавалерия в игре ожидаемо ослаблена, основной упор сделан на пехотный строй с застрельщиками, но при этом типовых боев стенка на стенку в моде меньше, чем ожидаешь изначально: за счет всяческих колесниц боевые построения растягиваются и куча мала случается далеко не сразу. Есть, правда, от такого разнообразия и проблемы, главным образом они связаны со сложностью управления войском: приходится долго возиться, чтобы адекватно отправить в бой колесницы и слонов, не слив их об толпу копейщиков, нужно грамотно расставлять застрельщиков и лучников и т.п. И все это делается с использованием стандартных средств управления войсками, которые после Bannerlord c модом на RTS камеру смотрятся довольно уныло. Впрочем, приспособиться можно, особенно если начинать разбираться во всем постепенно, а не сразу брать стартовые условия с большой армией.
Вот, кстати, да, о старте: для любителей глобальной составляющей также имеется масса важных решений. Начнем хотя бы с различных вариаций старта, определенных предысторией главного героя. Для персонажа мужского пола их порядка полтора десятка и каждый серьезно влияет на базовые условия. Есть, например, “Потрошитель легионов” и “Сокрушитель твердынь”, в рамках которых мы сразу получаем относительно большой отряд в 200 человек, напичканный огнарами и колесницами, есть схожий вариант с упором во флот, имеются вариации различных мятежных командиров, начинающих сразу с негативными отношениями с рядом фракций. Не хотите сразу врываться в международные отношения? Можете попробовать за плебея или гладиатора, которым доступна возможность стать наемником в духе Freelancer, то есть с выдачей казенной экипировки, продвижением по службе и т.п. Причем, это не просто элемент для галочки: как и со многими другими решениями, игровой процесс за обычного солдата довольно сильно развит и может дать возможность провести если не отдельную игровую кампанию за наемника, то по крайней мере ее значимую часть.
Локации поселений - это одна из важных деталей исторических модов. И хотя, по наблюдениям разработчиков, игроки довольно быстро насыщаются видами поселений, предпочитая быстрые переходы беготне по городам, хотя бы межфракционные отличия все же нужны. В этом направлении автор мода, к сожалению, проявил неровную работу: хотя в целом Imperial Rome может похвастаться разнообразием сцен, их исполнение в отдельных случаях изобилует мелкими недоработками и шаблонностью. Само собой, это не касается римских сцен, которые были проработаны максимально качественно. Кроме того, стоит удостоить внимание и поля сражений, которые также подвергнулись переработке и на мой взгляд стали гораздо более правдоподобными, пускай и с некоторыми свойственными движку упрощениями. Чего только стоят вороны, кружащие над солдатами - возможно, это далеко не новое для модификаций решение, но лично я встретил его в первый раз и был удивлен такой вроде бы обычной, но совершенно забытой в исходной игре вещи. Плюс дополняют обстановку реалистичная анимированная растительность и новые текстуры неба.
Не обошлось и без тематической атрибутики римского мира. Так, например, особый интерес представляют битвы на арене и турниры, ход которых протекает в несколько измененном виде. Главным образом стоит отметить присутствие животных, выполняющих роль дополнительного противника, бегая по периметру и ваншотя гладиаторов. Движок Mount&Blade, правда, всячески противится такому решению, что выливается в не очень богатых анимациях и неудобных хитбоксах, но сама идея заслуживает уважения. Кроме того, на римских территориях можно встретить лудусы, где можно заполучить себе собственного гладиатора. Прибавьте сюда и кучу дополнительных опций, набирающихся в моде по мелочи, но составляющих общую картину: банки, возможность просматривать ветки солдат, дополнительные отряды, следующие за лордами, жрицы любви в тавернах.
В целом Imperial Rome оказывает благоприятное впечатление. Это целостный исторический проект, придерживающийся строгой концепцией и предлагающей вниманию игрока обоснованный набор возможностей, а не напичканный под завязку чем-попало. Его автор провел серьезную работу над всеми аспектами игрового процесса, хорошо проработал фракционную составляющую и проявил умения взвешенного дизайна, что является редкостью для мододелов. В то же время, проект отличается своеобразным балансом, отдельные его составляющие в силу длительности разработки выглядят несколько устаревшими даже по меркам Warband, имеются технические проблемы, опирающиеся в первую очередь на допотопный движок, но это не приносит особой радости при очередном вылете. Если вы все еще не знакомы с указанным модом, но заинтересованы в исторических проектах, строго рекомендую его для ознакомления. Остальным же, пожалуй, тоже стоит глянуть, ибо Imperial Rome наглядно демонстрирует высокую степень развития мододельческого ремесла и обладает неплохо спроектированным игровым процессом.