Пардон за некропостинг. Я сейчас скажу вероятно кощунственную вещь, но хускарлы нордов, на которых все так молятся, - тоже тот еще кал.
Нет, серьезно. Может быть в бою они и хороши, и стоят подешевле рыцарей, но быстрее завести своих детей, вырастить их и дождаться внуков, чем выкачать себе нормальный хирд. Я решил как-то поиграть месяцок с чисто пешей дружиной и побегать с нордами, как с типа лучшими пехотинцами.
На тысячный день игры девять неписей-тренеров, у которых обучение в среднем на 6 (у пары человек на десятке, у пары на тройке, остальные по 6-7) еле-еле делают тридцатку хускарлов за 5 дней из сотни рекрутов. Я даже боюсь представить, сколько займет прокачка личной дружины из сотни хускарлов вручную, или без компании тренеров. Это ж чокнуться просто можно будет. И это при том, что нордская пехота - дерьмо, и те же ветераны умудряются активно дохнуть даже при стычках с морскими разбойниками.Понятное дело, что боевые потери случаются и у вегиров, и у свадов, и у всех остальных, но они и прокачиваются в разы быстрее. И из-за этих заморочек личный хирд из инструмента превращается в самоцель, когда боишься сделать неверное движение, чтобы дай Б-же не потерять хотя бы пяток своих бесценных ногебаторов.
Столкновение с топовой пехотой - потери. Столкновение с конницей, особенно свадийской и сарранидской - опять потери, причем ощутимые. Стычки с кергитами, у которых даже конная шелупонь часто идет с копьями на таран, - вообще адский ад. То, что эта шелупонь через секунду будет лежать располовиненной на земле уже не заглушит мысли "****, опять полмесяца этот десяток восполнять придется!!!". Мысли о взятии крепостей вообще навевают ужас - я как-то наслушался баек о том, что 50 хускарлов могут взять замок в лоб почти без потерь. В итоге у меня не стало ни хускарлов, ни замка, ни желания играть нордами вообще.

Короче говоря, на роль идеальной армии они не тянут. Как сферическая в вакууме пехота - лучшие в игре, как основа армии - отвратительны из-за невероятно долгого и геморрного обучения. В качестве гарнизонов слишком дороги и, опять же, долго качаются, а это слишком критично, когда у тебя собственное королевство, война и необходимость за неделю навербовать 150 человек элиты для захваченного замка. В итоге вся нордская линейка, которая крутится вокруг этих хускарлов, по сути годится только на то, чтобы поставлять щитовое мясо с топорами, которое не жалко бросить на убой при очередном штурме. Разве что лучники-ветераны хороши, отличный универсальный юнит.
По теме же, на основе ощущений за 1700 дней игры, самая крепкая линейка вырисовывается у свадов. Даже без учета их конных дуболомов, остальные юниты по критериям цена-качество-время на обучение вполне сносны. Сержанты - достаточно неплохая замена хускарлам, тяжелые всадники - вообще лучший юнит в игре: крепкий конский состав, хорошее снаряжение, неплохие характеристики, быстро обучаются (за три дня при нормальных тренерах можно спокойно навербовать 100 и больше конников в усиление отряда своего лорда). Лучше по этим критериям только кергитские уланы, но кергиты это вообще отдельная история. Для гарнизонов хороши вегирские и сарранидские снайпера (хотя все равно всех стрелков при штурмах выбивают в хлам), а вот в качестве пехоты опять-таки взять лучше тех же свадов: довольно часто зубцы у стены либо разбиты, либо их нет вообще, поэтому вегирским стражникам становится грустно. В конную дружину лучше всего брать не рыцарей, а мамлюков - деньги от продажи пленных с лихвой отрабатывают все потери. Вегиры и сарраниды, в целом, не особо отличаются от свадов, но у них есть отвратнейшие юниты вроде застрельщиков, вегирских конников и сарранидских стражников. У свадов с этим делом как-то ровнее - без особых изысков, вроде секир и дротиков, но и без явных провалов.