Анализ наблюдений за балансом и ИИ в Руси 13 по результатам игр в одиночных кампаниях в альфа и бета версиях. Поиграл за все 4 фракции. Пришел вот к таким выводам, которыми и делюсь ниже. Если в чем-то ошибаюсь - поправьте, комментарии приветствуются.
На глобальном уровне: фракция, к которой присоединился ГГ (т.е.игрок) обнаруживает признаки врожденного кретинизма правящих кругов и неспособности к организованному взаимодействию. Например, когда я играю за Русь, то фракция трещит по швам под ударами Орды и Польши и стремительно уменьшается в размерах. Когда я играю за Польшу, то выясняется, что Польша вялая и безынициативная фракция, а Русь неплохо справляется с Ордой один на один. Играю за Орден – рыцари-псы по фестивалям гуляют да с Литвой еле-еле справляются. В противном случае – тевтоны бодро так Литву подминают и на соседей начинают бросаться.
Вывод – ИИ вносит поправку в баланс на глобальном уровне за присутствие игрока в определенной фракции.
На поле битвы с участием ГГ боты фракции, на стороне которой участвует игрок, какбэ теряют часть своих боевых навыков, в то время как боты противника становятся выше и шире в плечах смертоноснее, что ли… Поясню. Когда играл за Русь, то в сражении неприятно удивляла вертлявость и меткость степных лукарей, танкоподобность и непробиваемость батыров (панов и т.д.), а «наши» отличались повышенной склонностью к сливу равным по силе юнитам или даже тем, кто слабее. Однако, играя за Орду, то же самое начинает казаться в отношении «наших» батыров и хошучи – «сливают», сволочи!!! Стрелы русских лучников находят ГГ через полкарты, витязи начинают танковать, копейщик превращается в непреодолимое препятствие и т.п. Воюешь против Польши – польская кавалерия приводит в ужас. Воюешь за поляков – да ничего особенного вроде, все эти можновладцы-терминаторы выносятся врагами довольно быстро. Например, играешь за Орден, смотришь – 200 тевтонов месятся с 130 … мммм, врагами. Присоединишься к битве – скорее всего останешься один на один с дюжиной-другой врагов, исчерпав все «свои» подкрепления. Постоишь в сторонке – 200 заломают 130, к гадалке не ходи.
Важная деталь – все перечисленное выше справедливо для ситуаций, когда ГГ не маршал и не командует войсками фракции. Если ГГ главный командир на своей стороне (только свой отряд или свой отряд в плюсе с патрулем, скаутами, караваном или фуражирами-крестьянами), то дело обстоит куда лучше. Главное - не полагаться на скилл ботов или численное превосходство, а применять тактику, построения, вовремя отдавать необходимые приказы, тогда можно разбить даже незначительно превосходящего по силе врага. Пример – один ГГ верхом с 18 чешскими наемниками разбил недобитый отряд фон Остерна (23 человека в строю, среди которых 10 конных: рейтары, шильдкнаппе, кнехты и сам лорд, ну и остальные не голодранцы). Если в такой же ситуации испытать удачу в автобое - то скорее всего будет разгром сил ГГ.
Вывод – ИИ считает, что присутствие игрока на поле боя вносит дисбаланс, и правит баланс, включая «режим боевой тупости» союзных войск.
З.Ы.