в Обливионе магическая система была ну соооовсем "не очень", а в Скайриме за мага даже играть приятно стало.
А общий выбор заклинаний, по сравнению с четвёртой частью, даже расширили.
Хе. Не смеши.

А теперь буду "тыкать котят носом в их огрех"

:
Колдовство:
Больше нельзя призывать доспехи, создавать целые призываемые сеты дейдрических лат.
Больше нельзя призывать разных существ, а только атронахов и дремор и несколько других разновидностей.
Подъем трупов был еще в Обливионе(нужно было проходить квест по сбору черепов для душ самоубийц на Дрожащих Островах или забрать посох у Маннимарко).
Из "новья" - вечные атронахи и ходячий человечий труп.
Разрушение:
Все, кроме магометов, реализуемо в Обливионе без всяких модов, даже утвержу, что в Обливионе можно было создать заклинания и посильнее мастерских из Скайрима + куча комбинаций.
Удалены заклинания Повреждение и Уменьшение Здоровья, разных атрибутов и навыков, запаса маны и сил, а также ВСЕ УЯЗВИМОСТИ и Разрушения доспехов и оружия. И это только самые заметные потери.
Новое: можно ставить "мины" и стрелять с "магометов"(заклинания касания с цепной реакцией из Обливиона не уступают им по эффективности). На этом вся "инновация" в Разрушении кончается.
Изменение:
Потеряны заклинания Щитов Стихий, Открытие замков и Хождение по Воде.
Ничего нового, доселе неосуществимого в Обливионе, нет.
Восстановление:
Потеряны Восстановления(кроме здоровья), Поглощения и Повышения Здоровья, разных атрибутов и навыков, запасов маны и сил, Сопротивления Стихиям и Магии, Излечения Параличей и Болезней, Противоядия.
Из "инновационного" - ничего нового.
Мистицизм.
Уничтожен как школа.
Развеивание Магии и Отражение Заклинаний ликвидированы.
Алхимию за каким-то чертом прилепили к воровским навыкам.
Из обще-нового можно выделить лишь введение куцого навыка Зачарование, системы мертвых неизменяемых фастфуд-заклинаний и визуальных эффектов покраше(чтобы школота наделала в штаны от радости), размазывание прежних уровней мастерства по перкам, половина из которых совершенно бессмысленна, ориентированных на школоло-аудиторию. Теперь не надо думать(на школозомби "мэд ин Юсэй" же рассчитано), хватит ли маны на каст того или иного заклинания, не нужно фантазировать, какое бы заклинание создать; нет демократии в использовании магии(создание заклинаний), просто берешь фастфуд- заклинание и используешь + пара украдаенных идей из первых модов на Обливион. Мне искренне жаль тех людей, которые судят об игре по красивому фантику, в который на деле завернут сушеный кусочек гуано с крупицей шоколада.