Поиграл я в новый патч 1.6 вместе с новым дополнением... В целом изменений много, игра стала хардкорней в разы, расширяться стало труднее из-за агрессивной экспансии, теперь даже золотая орда будет возмущена тем что англия завассалила 1 пров. минора в ирландии (по этому поводу на форуме парадоксов шквал негатива а особо упор
отыеные даже обьявили бойкот). Усилили повстанцев, особенно при захвате чужих пров даже с принятой культурой и тру религией, а виной всему национализм который даже после закоренной провы еще остается 20-30 лет (правда со временем он спадает (that's what she said)). Так что по сути создание корок стало как в EU3, только теперь ты тратишь адм. очки на корку + мил. очки на сапожок. Кстати без этого чудодейственного сапога ( harsh treatment) расширяться трудно, а с повстанцами вообще лучше не вступать в бой а просто принимать их требования (local autonomy), а иначе они быстро высосут всех рекрутов. Старая добрая тактика диплорасширения (кормить вассалов а потом присоединять) стала дорогой из-за того что на нее теперь тратится 15 дипло очков в месяц за 1 базовый налог, но и плюс есть, теперь вассалы присоединяются очень быстро ( я наварру за кастилию присоединил за 2 месяца).
Система ривалов тоже классная штука, появилась новая шкала называется Power Projection (в дальнейшем PP), дается за отбирание пров у твоих ривалов, обьявление войн им, субсидирование их врагов, а бонусов дает много: мораль армии, мораль флота, + к легитимности в месяц, торговая сила, и т.д. и т.п. Но самое главное то что при 25 PP ты получаешь дополнительный слот для генерала или адмирала, а при 50 PP по +1 монарх. очку каждой категории в месяц! Кстати теперь нельзя просто добавлять в ривалы кого угодно (хотя многие из нас и так этим почти не пользуются

), а только страны примерно равные тебе по силе.
Добавили торговые компании, по сути это просто модификаторы в провинциях, увеличивают торговую силу и лимит флота в ущерб доходу от налога и рекрутам. Вещь выгодная, особенно для таких стран как кастилия, португалия, англия, и т.п. Также добавили каперов вместо старых пиратов, но в них особого смысла не вижу пока что. Что хочется сказать в целом: патч получился неоднозначным, вроде бы много чего полезного ввели, но в то же время какие-то непонятные усиления сложности игры в целом, на оф. форуме бурлят массы, так что скорей всего будут хотфиксы (первый вышел уже сегодня кстати), имеет смысл подождать с новой кампанией пока все это дело не устаканится.