Итак, созрел для написания чего-то типа отзыва и осознал, что у меня пригорает настолько сильно, что я не удержусь от нескольких совсем нелицеприятных высказываний в адрес господина СаксонДрагона и получу бан. Однако, это мой крик души и я таки постараюсь высказать свое мнение в формате целого эссе, какие я даже будучи студентом в универе редко писал. Сразу предупреждаю, что партия пока, по сути, на начальном этапе, ГГ 25 уровня и еще даже не штурмовал замки, так что говорить буду именно о стартовом этапе. Первое на что стоит обратить внимание - это предупреждение, которое гласит, что мод рассчитан на опытных игроков, знакомых с механикой боя. Так вот, не верьте этому предупреждению. 3.9 рассчитано не на опытных игроков, оно рассчитано на откровенных маньяков, у который за плечами не одна тысяча наигранных часов. Оно рассчитано не на "опытных", а на "pro уровень". Любой игрок рангом пониже может либо смело идти мимо, либо готовиться к тому, что для него любое, даже самое заурядное действие превратится в нескончаемую боль и десятикратные сэйв-лоады для победы в самом рядовом сражении. Например я n-oe количество раз прошел нэйтив, прошел "огнем и мечом" и дважды проходил этот самый PoP, только версии 3.8.4 и я наивно полагал, что достаточно опытен для 3.9. Так вот, если ваш опыт сопоставим с моим, то знайте, по версии СаксонДрагона вы - лошара и нуб, потому что сложность 3.9 рассчитана явно не людей с таким опытом, а на кого-то гораздо, ГОРАЗДО более продвинутого.
Заставлять вас страдать и издеваться над вами начнут с самого старта, а именно, с обучающей миссии. Ну знаете, той самой первой из первой же таверны, где "иди, собери 5 крестьян, спаси сестренку, а я дам тебе тысячу золота". Так вот, в этой миссии вашего голожопого первоуровневого героя с 5 крестьянами в отряде будет ждать, внимание. Готовы? Нет, серьезно, вы готовы? Три, мать его, первосвященника еретиков! И с ними что-то типа 10+ обычных нубо-бандитов. Ну, в моем случае это было так, ибо я после создания персонажа поехал в Сарлеон, как обстоят дела в других государствах и кто вас будет ждать там мне неведомо. Но явно вас не ждет ничего хорошего. Готовьтесь к тому, что в 3.9 вас вообще нигде и никогда не будет ждать ничего хорошего. Логика предельна проста, вы же уже целый первый уровень. У вас вон даже палка-копалка есть и целых 5 крестьян, почему бы вам не сразиться с 3 первосвященниками еретиков, которым вы наносите что-то типа 10-15 урона за удар и с которыми будет еще десяточка обычных бандитов? Очевидно, автор не видит ни одной причины, по которой на данном этапе вы не должны с ними сражаться. Если он выпустит когда-нибудь 3.9.1 - пускай в первой же миссии против нас сразу демон магнуса выставляет. Ну а чего мелочиться то?
Далее - маразматичные блоки у ИИ. Уж не знаю какой ритуал вуду там провели с системой блокирования у ИИ солдат, но блок теперь выглядит как откровенный сюр и треш. В упомянутой мною выше первой миссии с 3 первосвященниками еретиков однажды, примерно с 10 попытки я таки сумел убить двоих оных первосвященников и уличил отличнейший момент для убийства третьего. Так вот, последний первосвященник принялся кромсать моих бедных крестьян, а я, аки подлый фашист, подобрался к нему сзади с вероломным намерением убить его в спину. И что вы думаете? Оказывается, теперь болванчики умеют блокировать удары... спиной. Вот серьезно. Я стою прямо за спиной у врага, он бьет крестьян, я пять (!!!) раз бью ему в спину и все мои удары попадают на блок. Спина у него совершенно открыта, на спине не висит щит, руками он отбивается от ударов крестьян, но мои удары со спины попадают в блок. Это как вообще? Блок у нас теперь работает на все 360 градусов что ли? Не знаю, новая это фича или нет, но в 3.8.4 не помню и близко ничего подобного. По крайней мере, когда меня лупили со спины, меня там почему-то никакой блок не спасал.
Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть о главной изюминке PoP, которая в 3.9 перешла на качественно новый уровень, а именно, о стремлении автора засунуть в абсолютно любой потенциально вражеский отряд кавалерию. И тут логика тоже предельно понятна, ведь если враг не будет обладать кавалерией, может случиться так, что вы возьмете и выиграете сражение. Причем с первого раза и относительно комфортно. Как вы понимаете, такой кошмар совершенно недопустим. Вы не должны встречаться с противником, которого способны просто взять и выиграть (тут непременно должна идти мемичная картинка из властелина колец с подписью "нельзя просто так взять и легко выиграть бой", но мне откровенно лень ее делать, так что просто представьте). Каждый бой для вас, даже бой с ватагой какой-то голозадой гопоты должен превращаться в натуральный челендж, поэтому кавалерия везде, где только можно. В 3.9 эта тема перешла на откровенно шизофренический уровень. Теперь своей регулярной кавалерией обзавелись даже на 100% сухопутные налетчики ванскерри. И да, я знаю, что флибустьеры королевы Агнус (или как ее там правильно) встречались в отрядах налетчиков и в 3.8.4, но там они были только в крупных отрядах, в 3.9. же даже кучка из 10 налетчиков обладает несколькими конными юнитами. Причем оные флибустьеры заточены, в первую очередь, не на убийство самого ГГ, а на убийство его лошади. То есть они подлетают, размашистыми ударами секир убивают коня, а дальше ждите пока вас убьют, дабы загрузиться (просто выйти и загрузиться нельзя, ведь "вы не можете отступить, враги близко!", поэтому непременно дождитесь, пока вас убьют).
Но налетчики - это ладно, это еще терпимо. Да, это определенно добавило геморроя, но не более, с ними еще можно тягаться. Самая мякотка вас ждет, когда вы отправитесь спасать деревню от бандитов. Потому что в бандах, грабящих деревни теперь присутствуют... готовы? Рыцари! Рыцари, Карл! Рыцари-разбойники. Причем если вы думаете, что я сейчас говорю о безобидных и милый сквайрах-разбойниках, то вы сильно ошибаетесь. Речь идет именно о рыцарях, которые на нормальных боевых конях, с рыцарскими копьями, упакованы в шикарные доспехи (например, во время последней битвы за деревню мне попалось 3 экземпляра в бронзово-черных доспехах старого пендора, тех самых, в которые был упакован Сэр Алистер в 3.8.4, кроме того, попадались рыцари, одетые в черные доспехи пендорских рыцарей). И рыцарей этих не один и не два, их завезли нормальное такое количество. На банду из 30-35 грабителей стабильно будет приходиться 5-7 таких вот супертяжелых рыцарей, упакованных по качеству примерно как пендорские рыцари (а пендорские рыцари - одни из лучших в игре). Автора совершенно не смущает, что боевой конь в средневековье был настолько дорогой и шикарной вещью, что владение боевым конем тогда сопоставимо с владением мерседеса S класса в наше время. Его также не смущает, что крутой доспех стоил таких денег, какие иметь мог только очень состоятельный человек (что, кстати, наглядно показано даже в игре, где доспехи стоят десятки и сотни тысяч и это правильно). Автор считает совершенно нормальным когда группа таких вот ребят, чья экипировка стоит целое состояние, хотят по деревням и отбирают у крестьян кур и сыр. Его не смущает и то, что экипировка этих рыцарей стоит столько, что за эту сумму они могли бы 5 таких деревень просто купить. Это выглядит настолько же тупо и нелепо, как если бы в наше время группа миллионеров создала ОПГ и у подъездов отжимала мобилки. Причем лично. Но на что только не пойдешь, дабы заставить игрока мучаться и испытывать проблемы в каждом бою, даже в заурядной очистке деревни от гопоты. Вобщем, резюмируя, по личному опыту, ГГ 25 уровня в экипировке средней паршивости (общая стоимость моего обвеса около 100 тысяч), с Леталдираном, Джоселином и Роландом (правда не одетыми) деревню зачистить от бандитов не может никак вообще. Ну, по крайней мере я спасти деревню смог только один раз, еще в самом начале игры, ибо тогда, по какой-то прихоти судьбы, рыцарей среди грабителей не оказалось. Сейчас же рыцари есть в 100% случаев, было уже 4 попытки спасти деревню и я неизменно был бит и втоптан в грязь элитной кавалерией гопников, отбирающих огурцы и свиней у крестьян. То есть теперь вы даже гопоту без нормального рыцарского отряда по подворотням разогнать не сможете. То есть меньше очищенных деревень и, как следствие, еще меньше очков чести, с которыми и без того возникали проблемы. То есть нас упорно подталкивают к гринду нолдоров или бесконечной поимке и отпусканию лордов, ибо даже такой слабенький, но все же способ добычи чести, как помощь крестьянам, стал просто в разы менее доступным.
Про другие мелочи, вроде раздевания чуть ли не догола всех спутников я даже подробно говорить не хочу. Там все предельно просто, линия партии однозначна и понятна "если тебе хоть в каком-то аспекте было комфортно, то сейчас геморрой будет повсюду, тебе никогда не повезет, к тебе присоединятся одни нищеброды, у которых даже нормальной брони нет, каждый шаг для тебя будет челенджем, а сам ты на протяжении всей партии будешь дном донным, который только к самому концу игры раскачается по статам до показателей приблизительно сопоставимых с самым заурядным рядовым рыцарем, а с топовыми юнитами сопоставим ты не будешь никогда".
Вот как-то так. Стоит отметить, что вся головная боль 3.9 связана исключительно с балансом. Если же мы затронем аспекты, не касающиеся оного баланса - то там все вообще отлично. Масса новых вещей, часть из которых просто замечательна (по сути впервые в PoP мне захотелось подкопить деньжат и купить вооон ту штуку из магазина. Из обычного магазина, не нолдорского), порадовала графическая составляющая. Если честно, я ожидал, что с обновленным графоном у меня начнется куда больше лагов и вылетов, но нет, все работает стабильно, по личным ощущениям так стало даже лучше, чем было в 3.8.4, что приятно меня удивило. Также в 3.9 добавилось много приятных мелочей, которые понравятся любителям лора, ибо в тавернах можно встретить рыцарей фракционных орденов, кроме того, часть диалогов переписана и дополнена. Порадовала даже новая музыка на турнирах, теперь она как-то подчеркивает... эпичность происходящего что ли.
Мое резюме таково, если вы не зацикливаетесь на графике и вам наплевать на лорную составляющую - не качайте 3.9. Ваш выбор - это 3.8.4. Потому что в 3.9 автор совершил типичную ошибку многих мододелов - он попытался сделать игру сложной для игровых задротов (пардон за грубость, но это лучше отразит суть). В завершение расскажу вам маленькую историю про моего друга-мододела. Он как-то делал карту к 5 героям. Сюжетную, с кучей квестов. Он создал для этой карты даже систему алхимии, которой в героях отродясь не было, также он создал систему заклинаний на глобальной карте, прямо как в Дисайплз, которой в героях также не было. Для одной этой карты было написано более 15 тысяч строк кода, карта была рассчитана часов так на 30 геймплея, как полноценная игра, изобиловала тонким юмором и стебом на кучу фентезийных клише, а также интересным сюжетом, который держал игрока до самого конца (что вообще достижение, ибо большинство игр после середины становятся скучными, даже в PoP вторая половина партии нифига не веселая, ибо все уже понятно). Он делал эту карту 2 года, балансил и тестировал чуть ли не каждый бой. В итоге карта на каком-то топовом форуме, посвященном героям, отхватила награду как лучшая сценарная карта. Но что самое интересное, целая плеяда игроков, проходя данную карту поставила перед собой задачу пройти ее без потерь. Вот вообще без потерь. Бои на карте для среднестатистического игрока были довольно сложными, но нашлась масса повернутых на героях людей, которые прошли ее на максимальной сложности не потеряв вообще ни одного юнита. Сам автор мода, далеко не слабый игрок в героев, был просто в шоке, ибо даже не представлял, что такое возможно. Я это все к чему? К тому, что маньяки-фанатики есть у любой игры. И автор мода никогда не сделает игру достаточно сложной для них. Даже если он засунет в самый первый квестовый бой против первоуровневого героя 10 демон магнусов, поверьте, задроты (и снова простите за это слово) все равно придумают как их победить. Придумают какую-нибудь мега стратегию и будут проходить такие бои в дальнейшем вообще не испытывая никаких сложностей. СкасонДрагон никогда не сделает игру достаточно сложной для таких людей. Однако, он этого не понимает и пытается. В итоге получается совершенно идиотский результат, с одной стороны - задрот (и в очередной раз простите) как не испытывал никаких проблем - так их и не испытывает, он настолько хорошо шарит в механике, что для него задирание сложности до абсолютно любого уровня не является проблемой. С другой стороны, любой игрок рангом пониже начинает просто фрустрировать и на каждом шаге испытывать боль. Поэтому мододелу важно помнить, что никогда не следует пытаться сделать игру сложной для топовых игроков. Для них игра всегда будет легкой. Единственный результат, которого он добьется - сделает свой мод недоступным для игроков среднего звена. Искренне надеюсь, что он это осознает, пока он окончательно не превратил свой прекрасный мод в неиграбельное гуано.
Итак, я все, я закончил. Спасибо всем, кто осилил это полотно до конца. Теперь бейте, ругайте, минусуйте, баньте, наказывайте и сливайте. Я все понимаю и обиды держать не буду. Надеюсь, кому-то это текст таки поможет.