В очередной раз задавшись вопросом, а как, собственно, качать персонажа, попробовал проанализировать умения линеек хитрость, социалка и интеллект. Полезность того или иного навыка оценивал с двух точек зрения: полезность практическая (бонусы умения, полезные перки) и полезность, как драйвер роста уровней (для получения левел апов и фокус поинтов для практически полезных умений). Написал для себя, чтобы не забыть, когда буду начинать новую игру после релиза, решил поделиться мыслями с вами.
Cunning
Scouting
Каждый пункт увеличивает радиус обзора партии на +0.06%, радиус замечаемых следов на +0.1%, увеличивает сложность замечаемых следов.
Изначально качался очень туго (хотя по сложной местности я скакал не мало), но толи в 1.1 пофиксили, толи докачав скилл до 55 я стал замечать какие-то следы, но факт есть факт: скилл полез вверх. Линейка перков единственная, где есть бонусы к скорости передвижения по карте – на 25 и 50 (оба пока не работают). Т.е. отдача от скилла есть, и растет он достаточно бодро. Имеет смысл вложить хотя бы пару лишних фокус-поинтов, до 125 скилл должен добежать сам собой, без каких либо особых действий. Потом можно брать скаута и надеяться, что он дотянет до 200 (где будет бонус к скорости от высокой морали). Самому делать ставку на этот скилл все же не стоит, финальные перки (все после 200) очень вкусные, но они не личные, т.е. их можно получить и через скаута-наемника.
Tactics
Каждый пункт дает +0.1% к преимуществу в симуляциях.
Неплохо качается в крупных битвах, и особенно хорошо при отступлениях, когда бросаешь своих (особо хорошо на ранних стадиях, когда «свои» это только что нанятые крестьяне). Без прокаченной тактики авто-бой становится просто опасен, лучше даже не начинать. Но не все так бесполезно. На уровне 100 есть настоящий маст хев (логистика: +20% к боекомлпекту стрелков), так что два фокус-поинта сюда вложить нужно обязательно, дальше уже не стоит, если только ты не решил стать королем авто-боев.
Roguery
Каждый пункт дает +0.25% к боевому луту.
Качается просто от сдачи пленных, причем, важно количество, а не качество. С практической точки зрения навык бессмысленный, проблемы у тебя будут не с количеством лута, а с тем, чтобы кому-нибудь его продать. Перки атмосферные, но бесполезные. Качать в последнюю очередь.
Social
Charm
Каждый пункт дает +0.5% к улучшению отношений с НПС.
Безусловно, один из самых ценных навыков в игре с обеих точек зрения. Шарм повышает отдачу от повышения отношений с НПС – один и тот же квест может принести +3 к отношениям, а может и +11. А это доступ к более продвинутым войскам для найма и их большему количеству (что архиважно в условиях постоянной войны и опустошения людских ресурсов ). Заметил, что при высоком скилле периодически прилетают случайные +1 или +2 с какими-то персонажами, особенно когда отдыхаешь в городе, что тоже приятно. Имеются хорошие перки на уровне 50 (покажи свои шрамы: +20% известности от битв) и 125 (чемпион: +10 к влиянию за победу на турнире), которые будут полезны независимо от стиля игры. Учитывая, что навык качается легко (повышением отношений с лордами, нпс), имеет смысл вложиться в него, т.к. это будут легкие скилл пойнты для левел апа, да и польза очевидная. Особенно люто навык растет от вбухивания 300 влияния при голосовании за лордов.
Leadership
Каждый пункт дает +0.2 к морали отряда и максимальной численности гарнизонов игрока.
Качается исключительно туго – нужно создавать армии и таскать их за собой. При этом качать нужно обязательно из-за перков за 100 (уважение ветеранов: -15% к зарплате бойцов 4-6 тиров) и 125 (дисциплинарный: возможность апгрейдить бандитов до элитных бойцов) . Если армия тебе только обуза, то дальше уже можно не напрягаться, хотя есть интересный перк за 225 (компаньоны: +20% к опыту войск под вашим началом). А вот если ты решишь постоянно таскать с собой большие армии, то можно вложиться по полной – скилл будет расти постоянно и выбивать уровни герою без каких-то специальных действий, да и финальные перки дают бонусы к размеру отряда. Ну и высокая мораль это всегда хорошо, при навыке 150 личный бонус будет +30, т.е. мораль не опустится ниже 78 (при штрафе от разнообразии еды «-2» – ты поймешь это когда будешь воевать против всей карты).
Trade
Каждый пункт на +0.2% снижает штраф к торговле.
Поначалу навык практически бесполезный, зато качается просто и служит прекрасным драйвером роста уровней персонажа. Хорошие перки в линейки идут в самом конце, самый крутой - аж на 225 (всё имеет цену: возможность обмениваться поселениями). Крутизна финальных перков и легкость прокачки так и подмывает сделать торговлю основным навыком персонажа и отыгрывать воинствующего торговца и политикана. Если решишь играть более агрессивно, ограничься 2-3 фокус-поинтами чисто для роста уровня, т.к. для регулярно воюющего героя пользы от навыка будет не много.
Intelligence
Steward
Каждый пункт дает +0.25 к максимальной численности отряда.
Наверное, лучший навык в игре. Дает отличную прибавку к размеру отряда, качается пассивно и очень быстро. В линейке перков есть несколько полезных, дополнительно увеличивающих отряд (не работают пока) и весьма ценный на уровне 100 (эксперт логистики: повышает скорость партий в вашей армии). Тут два в одном: и полезно и быстро. Качать надо с самого начала и (если нужен большой отряд) до максимума. Хотя последние перки не ахти, все равно идет рост отряда. Стюарда ни в коем случае не нанимай, он просто отберет скилл-поинты у персонажа.
Medicine
Каждый пункт дает +0.1% к скорости лечения (healing rate) и +0.01% к выживаемости раненных.
Бонус навыка поражает своей бесполезностью, даже раскачав его до 275 можно лишь на +2.75% сократить потери, при том, что выживаемость по умолчанию достаточно высока (по наблюдениям: около 20% у нижних тиров и 40% у верхних). Зато есть эпичный финальный перк на уровне 275 (министр здравоохранения: бойцы начинают бой с бонусными хр в размере (медицина – 200)/2). Докачаться до него при имеющейся скорости прокачки все равно не реально (может, потом поправят), так что можно забить и удовлетвориться перками на уровнях 25 (превентивная медицина: +10 хп герою) и 50 (+10% к скоростью восстановления здоровья при движении по карте). Дальше качать бессмысленно, медика нанимать тоже не обязательно – все перки после 125 личные, и бонус на партию все равно не распространится. Кроме того, пока все медики приходят с навыком 60, не особо верю, что они могут сильно вырасти, лучше уж самому несколько скилл-поинтов в зачет уровня получить.
Engineering
Каждый пункт дает +0.1% к скорости строительства осадных машин, позволяет строить более сложные.
Навык полезный, благо осады здесь каждые выходные, но качается очень долго – неделю сидишь, осаждаешь замок, ничего кроме этого не делая. Просто так сниматься с осады, когда прибежали тебя бить, тоже бессмысленно, т.к. наибольший прогресс в навык идет от завершения сооружения орудия. Есть, конечно, вариант запастись жратвой, собрать армию и надолго осадить замок, одновременно качая еще и лидерство и стюард. Но это разумно только в средней-поздней игре, а на первых порах качать скилл выходит не оправданно долго. Строишь эти требушеты, строишь, а ведь мог бы в это время навалять бандитам и по пути прокачать торговлю. Скорее всего, имеет смысл вообще забить на навык и пригласить инженера.
Вывод. Из 9 навыков имеет смысл сильно вкачивать только 4 (получится не больше 2): Стюард, Шарм, Лидерство и Торговля. Последние три находятся в одной линейке, что прямо указывает вбухивать очки умения в социалку. Стюард в этом смысле в проигрыше, т.к. вместе с ним идут медленно качаемые Медицина и Инженерия, на которых есть наемники.
Так что в любом случае надо качать Social. Если хочешь водить большие армии или гонять врагов по карте одним, но большим, отрядом, то сперва Стюард и Лидерство, потом Шарм и Торговля. Если хочешь отыгрывать влиятельного торговца, продающего все, от лошадей до городов, то Торговля, Шарм, потом уже Стюард.