Собственно то, почему я утверждал, что поголовное наличие закрытых топоф у братьев-рыцарей и гостей ордена в 37 году сомнительно:
1) Археологические находки
Самая ранняя датирована около в 1250-1280гг, основная масса относится к XIV веку
http://budo-vld.by.ru/library.shtml?topfhelm2) Сфрагастический материал
Наиболее раняя печать, где изображен закрытый топфхельм, Печать маршала Тевтонского ордена в Пруссии датированная 1282 годом
Основная часть снова относится к 14 веку
http://www.templiers.info/forums/index.php/topic,1989.0.html3) Изобразительные источники
так же в основной массе относятся к 14 веку, как Манесский кодекс, миниатюра из апокалипсиса (Тевтонского ордена):
http://www.templiers.info/applications/index.php?id=graphic_materials&graphic_materials=to_gog-magog_01По библии же Матциевского, есть три маленьких минуса, которые вместе дают один большой:
- это Франция, а не Пруссия и тем более Ливония
- все изображенные топфхельмы относятся к одному типу и помимо них изображено большое кол-во других видов защиты головы
- датировка ок. 1250 приблизительна и возможно ошибочна
4) прочее
Капитель колонны из Мариенвердена со сценами рыцарского турнира, хранящаяся в замке великих магистров в Мальборке и изображающая рыцарей в топах относится ко 2-й четверти 14 века:
Еще одно ранее изображение топхельма связанное с Тевтонским орденом, есть на парадном щите великого магистра Карла фон Триера. Оно относится к 1320 году т.е. снова 14 век:
Известный польский исследователь вооружения ТО Анджей Новаковский пишет:
"Годы, в которые крестоносцы прибывали в Хелминскую землю и начали процесс создания орденского государства, это период, в котором шлемы, носившиеся европейским рыцарством, характеризуется богатством форм. В XIII веке преобладали открытые шлемы, не закрывающие лица воина. Они имели форму, близкую к форме стога или полусферы. Купол выковывался из одного куска металла, либо собирался из нескольких частей, соединённых между собой железными полосками. Иногда для защиты лица шлемы снабжались наносником - небольшой прямоугольной пластинкой прикреплённой к куполу шлема, либо составляющая со шлемом единую часть. Внутри шлем снабжался для защиты головы бойца мягкой подкладкой, крепящейся изнутри к краю купола.
Помимо этих особенностей шлемов, которые имеют ещё раннесредневековою форму, появляются новые типы защиты головы. Это были шлемы с куполом, немного наклоненным вперёд, напоминающие колпак "фригийской" формы, а также экземпляры с немного уплощённой вершиной и немного продлёнными стенками купола, что обеспечивало лучшую защиту шеи воина. Наряду с этими типами шлемов рыцари западной Европы использовали шлем, закрывающий всю голову целиком в форме горшка. Он являлся чисто рыцарским атрибутом, имел эффектный и в тоже время грозный вид. Поэтому его очень часто изображали иконографические источники, а вовсе не потому, что этот тип шлема доминировал на протяжении XIII - первой половины XIV веков."
и далее
"Несмотря на свои преимущества, горшковые шлемы имели и ряд недостатков: они значительно ограничивали обзор, затрудняли дыхание, а также, были достаточно тяжелы. При этом они хорошо защищали голову. Их прочность была обусловлена строением - благодаря этому удары не соскальзывали на плечи и руки воина.
В начале XIV века были предприняты попытки устранить некоторые недостатки посредством увеличения размеров шлема, благодаря чему шлем опирался на плечи рыцаря; немного изменилась его форма.
Эти меры не сильно помогли и к середине XIV века горшковые шлемы выходят из употребления и стали выполнять парадные репрезентативные функции, либо использовались в качестве турнирного снаряжения. Для этого шлемы украшались геральдическими фигурами в виде крыльев, рогов, голов животных и т.д. горшковые шлемы украшались и полосками ткани, часто совпадавшими с цветом герба рыцаря. Часто они носили чисто практическое значение - предохраняли шлем от перегрева на солнце и защищали от грязи и дождя."
Об использовании топоф в войсках ордена именно в 14 веке говорит еще одно описанное Новаковски событие:
"Горшковые шлемы без сомнения были распространены в орденских войсках. Об этом свидетельствуют письменные источники и иконография. В актах польско-орденского процесса, проходившего в Варшаве один из свидетелей - Ян из Киселева в 1 331 году на вопрос узнал ли он и запомнил нападавших на него рыцарей ответил, что видел множество крестоносцев, но не мог видеть их лица, потому что на них были закрытые шлемы."