Через 14 лет безмолвия вышла новая книга о ведьмаке.

Всадник едет по лесной дороге под холодным дождем — спокойный мужчина с острым взглядом (его глаза пугают вертикальными зрачками), еще не старый, но почти весь седой. Под плащом у него одета потертая кожаная куртка со шнуровкой у горла и на рукавах, а на груди висит круглый медальон — волк щерит зубы, защищая своего владельца. На ремнях, обхватывающих мускулистое тело, крепятся два меча: один – из серебра, другой — из железа, выплавленного из метеорита. Оба меча незаменимы в схватках с нечистью — для Геральта, так зовут седовласого мужчину, это стало работой с тех пор, как он покинул Каэр Морхен, обиталище Ведьмаков. Давным-давно это было…
30 лет назад Анджей Сапковский отправил на конкурс, проводимый польским журналом Nova fantastyka, рассказ о ведьмаке, который безжалостно расправлялся с мгляками, жагницами, химерами, лешими, вампирами, гулями, стрыгами и прочими монстрами, что досаждали людям. Знал ли пан Анджей, 35-летний специалист в области внешней торговли, что литература захватит его целиком, заведет в дальние дали вместе со странником Геральтом — «бежит дорога все вперед, куда она зовет?». Думал ли он, что один рассказ, такой тоненький, забавно искрящийся ручеек, способен обратиться в могучую, полноводную реку, стать истоком одного из самых прославленных фэнтезийных циклов?

Геральт сразу полюбился польскому читателю, хотя он был больше привычен к фантастике, нежели к фэнтези. Но границы литературных жанров зыбки, и колоритный, молчаливый персонаж, сын друидки и наемника, легко преодолел их, потеснив на полках книги Сенкевича и Лема. Когда в Польше рухнула серобетонная коммунистическая стена, весь мир облетела весть о Геральте, даже рок-оперу о нем поставили. Слава о ведьмаке гремит до сих пор — дополнительных тиражей книги на всех не хватает.
Да вот только герой ли он, образец ли для подражания?
Геральт убивает нечисть не «безвозмездно, то есть даром», а за деньги, причем все заказчики откровенно побаиваются ведьмака, недолюбливают его. Для людей он не странствующий рыцарь, а дератизатор — выполняй свою нечистую работу, бери вознаграждение да проваливай поскорей! Маги тоже брезгуют его обществом, ведь Геральт — полукровка. Самого Геральта такие отношения в принципе устраивают. Он стремится всего лишь делать свою работу хорошо, не вмешиваясь в судьбы мира. Но беда в том, что мир вокруг стремительно меняется: все меньше места для поступка, все больше простора для нечистых сделок, сомнительных компромиссов. Люди начинают «превосходить» в своих наглых и безбожных деяниях мерзких тварей из Ада, тогда как сами драконы, мантихоры и иже с ними отступают в глубь гор и лесов — самое время не убивать их, а заносить в Красную книгу. Сапковский незримой тенью сопровождает своего героя, которому некуда возвращаться в бескрайней книге, не уступающей по размерам Средиземью Джона Р.Р. Толкина или Земноморью Урсулы ле Гуин…

Нет, все же Геральт — настоящий герой смутного времени: неприкаянный, но отважный, он находит в себе силы жить дальше и по-прежнему остро чувствует несправедливость, не противится злу насилием, не позволяет аристократам и колдунам втянуть себя в разные интриги. Холодность и равнодушие Геральта напускные — мечта, желание, тоска движут им, сердце настоящего шляхтича бьется в груди; он составит свой кодекс чести и будет следовать ему! (Некоторым женщинам, живущим в этой саге, такой тип мужчин очень нравится, однако о подробностях мы тактично умолчим.)
Не стоит думать, будто цикл романов Сапковского — депрессивно-суицидальное повествование о темном суеверном мире, подобном средневековой Европе. Эта книга сияет неистощимой верой в человека (пускай ему и суждено было стать ведьмаком), она до краев наполнена искристым жизнелюбием — в этом плане «Ведьмак» разительно отличается от «Песни Льда и Огня» Джорджа Р.Р. Мартина. А скольких коллег по цеху Сапковский пародирует, сколько известных сказок и исторических хроник, как в комнате смеха, искажает! Нашлось в книге место и чувственной эротике, и фольклорным мотивам, и грубоватому народному юмору — давайте на минуту присядем у костра и послушаем байку одного персонажа, болтливого как солдат Швейк: «Прошло ровно столько времени, сколько требуется сноровистому мужику, чтобы расшнуровать дамский корсет, и дракон как примется рычать да пускать дымы передом и задом, подпрыгивать да пытаться взлететь. Потом вдруг словно бы осовел и замер. Двое добровольцев отправились проверить, дышит ли еще отравленный гад, — местный могильщик и здешний дурачок, зачатый чокнутой дочкой дровосека и ротой кнехтов, проходивших через Голополье еще во времена правления воеводы Щукобоба…»
Остановившись у «Владычицы Озера» в 1999 году, Сапковский закончил сагу о Ведьмаке. Вскоре последовали другие его художественные книги, написанные в различных жанрах, научные статьи, эссе и даже большой труд о мифологических существах — Rękopis znaleziony w Smoczej Jaskini («Бестиарий»). Сам Геральт отправился в комиксы, компьютерные игры, телесериалы… Там ведьмак начал неизбежно меняться — иногда не в лучшую сторону. К примеру, когда Сапковского спросили, как он оценивает польский минисериал «Ведьмак» (2002), писатель воскликнул: «Не спрашивайте меня о фильме! Сейчас пост — польский католик, шляхтич, не может матом говорить. Нельзя употреблять мат в пост!»

Какова же была радость фанатов, когда в 2010 году Сапковский объявил о своем решении вернуться в мир ведьмака и разузнать, что там и как. Слова писателя не разошлись с делом: в октябре этого года в Польше издан 404-страничный роман «Сезон гроз» (стоит книга 32,99 злотых — чуть меньше 100 тысяч белорусских рублей). На одном из российских сайтов, посвященных творчеству Сапковского, выложили любительский перевод первой главы новой книги о ведьмаке — так велико желание читателей вновь встретиться с Геральтом.

Он вернулся спустя 14 лет — спокойный мужчина с острым взглядом (его глаза пугают вертикальными зрачками), еще не старый, но почти весь седой. Вымышленный герой с настоящими чувствами и подлинно трагичной судьбой.
Источник