опять, прибежит этот коммуняка
а? что? (озирается)
если считать виноватым ц.Николая, то я все время прихожу к тому, что вина его была в том, что он был царь.
а после отречения - что отрекся поздно.
ну смешно же.
Николашку, как мне кажется (домыслы), как раз-таки влекло к реформам (посчитайте сколько их при нем пыталось) и улучшениям, дух времени так сказать и царей охватывает. Просто он же был самодержец и мыслил соответственно. Вспомнить те же Думы. Ну не удалось построить царизм с демократическим лицом. Задачка-то нетривиальная.
Я бы оставил царя в покое, особенно личные качества, иначе это вечная кутерьма и дуализьм.
Даже М.Твен в одной книге описывает встречу с российским императором и его семейством в Крыму почти как Толкин описывает встречу с Дивным народом эльфов. Причем его демократичность в общении поражает
американцев, как и скромность наряда.
А в 1905 пишет "монолог царя" - зло, жестко - в ответ на конкретные, кровавые события.
Вот и выходит, что его оценка конкретного, живого, персонализированного царя вне государственных событий - высока.
А оценка обезличенного монарха Романова, зато в ходе разворачивающейся в стране трагедии - ниже плинтуса.
А Марк Твен - великий художник. Хоть и буржуй.
Вот как он кстати написал про политическое сожительство с царем:
Когда читаешь эти слова, вспоминая о разоблачениях Джорджа Кеннена * и задумываясь над их смыслом, понимаешь, что только в аду можно найти подобие правительству вашего царя, а на земле ему подобия нет, то с особым вниманием и надеждой обращаешься к вашему изложению целей тех партий, которые борются за свободу, - и испытываешь глубокое разочарование. Создается впечатленне, что ни одна из них не желает окончательно лишиться современного ада, - всех их вполне удовлетворит некоторое понижение температуры.
Теперь я понимаю, почему все люди испытывают к гремучей змее столь глубокую и непоколебимую вражду: потому лишь, что гремучая змея не обладает даром речи. Монархия этим даром обладает, и до сих пор ей удается убеждать людей в том, что она чем-то отличается от гремучей змеи, что она чем-то полезна, и это "что-то" заслуживает сохранения и вообще, при надлежащей "модификации", оказывается хорошим, благородным, замечательным, и поэтому должно защищать ее от дубинки того, кто первым застигнет ее врасплох, когда она выползет из норы. Чрезвычайно странное заблуждение, никак не вяжущееся с широко распространенным предрассудком, что человек - существо разумное.
Когда дом охвачен пламенем, мы вполне разумно считаем, что обязанность того, кто первым явится на место пожара, - любой ценой его погасить, залив для этого дом водой, взорвав его динамитом или прибегнув к любому другому средству, которое помешало бы огню распространиться по всему городу. А ведь русский царь и есть охваченный пламенем дом посреди города с восемьюдесятью миллионами жителей. Но вместо того чтобы стереть его с лица земли вместе со всем его гнездом и системой, партии, борющиеся за свободу, стремятся только слегка его остудить, сохранив в прежнем виде.
М.Твен отлично выражал мысли прогрессивной части своего класса. И взгляды его радикальны по отношению к монархии, он даже не рассматривает ее субъектом реформ, а только объектом.